Главные вкладки

    Использование метода детской журналистики, как средства речевого развития детей с ОНР.
    консультация на тему

    Петрова Людмила Анатольевна

    Презентация опыта в рамках республиканского фестиваля «Мы вместе»!          

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tekst_vystupleniya.docx20.94 КБ

    Предварительный просмотр:

    Учреждение «Отдел образования администрации

    Волжского муниципального района»

    Министерства образования и науки

    Республики Марий Эл

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

    Использование метода детской журналистики, как средства речевого развития детей с ОНР.

    презентация опыта

    в рамках республиканского фестиваля «Мы вместе»!                                                                                                                                                                        

    Подготовила: Петрова Людмила Анатольевна, воспитатель высшей квалификационной категории

                                                                              МДОУ «Детский сад № 1 комбинированного вида       «Шонанпыл»  с. Помары Волжского района

                                                           

                                                          2017 год

            

    Здравствуйте, уважаемые коллеги, я рада встрече с вами и сегодня хочу познакомить вас  со своим опытом работы. Буду рада, если, кто-нибудь  заинтересуется.

    1 слайд: Проблема развития речи остается одной из самых актуальных проблем детей дошкольного возраста,  в особенности детей с ОНР.

    При проведении логопедических обследований отмечено, что дошкольники, имеющие речевые нарушения, значительно отстают от  сверстников в овладении навыками связной диалогической речи, овладевают лишь самыми простыми формами диалога: нет навыков рассуждения, диалог не получается, каждый ребенок говорит о своём, не слышит партнера.

    В общении такие дети недостаточно инициативны,   не могут адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.  И так как речь взрослеет и развивается в процессе общения, общение является необходимым условием формирования личности ее сознания и самосознания. Наша задача заключается в формирование и развитие  у детей умений навыков речевого общения, для их социализации в обществе.

        2 слайд:   В своей работе, я обратилась к интересному, на мой взгляд, методу для современных детей, это детская журналистика, в частности метод - интервьюирование. Интервьюирование (от англ. «встреча», «беседа») -  метод получения информации в ходе устного непосредственного общения.

    В отличие от обычной беседы процедура интервьюирования имеет четкую цель, предполагает предварительное планирование действий по сбору информации, обработку полученных результатов.

    3 слайд: Такой прием усиливает речевую мотивацию, создает условия для формулирования вопросов, построения самостоятельных высказываний и рассуждений. Дети получают начальные знания, умения, навыки профессии журналиста, делают первые шаги в практической деятельности, развивают свои творческие и коммуникативные способности.

    Интервьюрирование ( детская журналистика)  позволяет:

    -  развивать личностные качества детей;

    -  учить преодолевать скованность;

    -  быть активным и самостоятельным собеседником;

    - развивать уверенность в себе и в своих высказываниях, умение строить диалог и устанавливать эмоциональный контакт, а также культуру речевого общения;

    -  вырабатывать и закреплять правильное речевое дыхание при ведении диалога;

    -  устранять избыточное, психоэмоциональное и мышечное напряжение вне речи и вовремя её, а также грамматичное использование слов в структуре связного высказывания;

    - овладевать умением пользоваться различными типами предложений.

    4 слайд: Поставленные задачи  решаем в форме занятий, с включением дидактических и словесных игр, элементов интервьюрирования,  тренинговых  упражнений, импровизации, рассматривание рисунков и фотографий, моделирование ситуаций, наблюдение, рассказы детей (описательные, из опыта, беседы, обсуждение занятий), встречи с интересными людьми разных профессий. Все  это позволяет развивать не только диалогическую речь детей и  уровень звуковой культуры речи,

     но и одновременно работать над уровнем ориентировки в окружающем мире.

    5 слайд: Основным видом деятельности дошкольников является игра. Следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка. Именно в игре дети учатся соблюдать последовательность в передаче событий, вести диалог. В процессе игр участники учатся слышать друг друга и стараются быть услышанными и понятыми сверстниками, педагогами и родителями. Так началась наша игра в журналистов.

    6 слайд:  Игра - вещь серьезная, поэтому подготовка к ней достаточно трудоемка и занимает значительно больше времени, чем сама игра. Например, прежде чем взять интервью у представителя какой-либо профессии (н-р: музыкального руководителя), необходимо провести беседы с детьми на эту тему, поиграть в дидактические игры “Что лишнее?”, “Играем в профессии”, “Кем быть?”, “Что за профессия”, “Не ошибись” и потренироваться, беря интервью друг у друга “Спроси меня, а я тебя», у родителей.

    7 слайд: Для облегчения ведения диалога пользуемся схемой-подсказкой, которая состоит из картинок-символов. По этим картинкам ребятам легче  подбирали возможные варианты вопросов, которые можно задать. Затем, уже в процессе самого интервью, ребенок - корреспондент выстраивал свой диалог, имея перед собой зрительную опору в виде этих картинок-символов.

               8  Слайд Конечно же ни какая работа в  не проходит без родительской поддержки. С их помочью подобрали необходимые атрибуты: микрофоны, фотоаппараты, сотовые телефоны, изготовили  бейджики на каждого ребенка с логотипами СМИ и с фотографией, помогли сшить кепки и галстуки для «юных корреспондентов».  Мы вместе с детьми заинтересовали и родителей, которые с удовольствием  принимают участие в занятиях, охотно становятся респондентами у наших «юных корреспондентов», делают фотографии и фотосьемки.

            

    9 слайд: Входе такой предварительной, речевой подготовки: обогащается словарный запас детей, расширяются знания. И только после того как дети получают достаточное количество сведений о профессии, становится возможным обсуждение круга вопросов, которые можно задать ее представителю.

              10 слайд: Хорошим подспорьем была встреча с  корреспондентом газеты «Волжские вести»…………………………….Встреча не была запланированной, но ребята показали, что могут задать вопросы даже настоящему корреспонденту.

    11 слайд: .  Итогом долгосрочной игры в «журналистов» стало открытое занятие «Все работы хороши», на котором дети продемонстрировали свои журналистские способности. Но прежде детям,  пришлось отправиться в «творческие командировки» на работу к своим родителям, узнать чем же они  там занимаются. И уже на занятии представляли свои репортажи, в виде видео записи или рассказа по фотографиям. В ходе занятия им еще пришлось отвечать на вопросы юных корреспондентов,   также как и приглашенным родителям. На занятии присутствовали гости- воспитатели района и учителя школы. Прошу послушать какие отзывы получили юные корреспонденты.

    12 слайд: И в заключении можно подвести вывод: 

                 Метод детской журналистики, в частности интервьюирования, усиливает речевую мотивацию и речевое развитие дошкольников, дает возможность интеграции всех образовательных областей, особенно коммуникативных.

                 Дети не только приобрели знания норм речевого общения со взрослыми и сверстниками, но и стали использовать эти знания, как на занятиях, так и в реальных жизненных ситуациях. Дети стали относиться друг к другу намного внимательнее и доброжелательнее. Кроме того, значительно обогатился их лексический запас, он пополнился словами и выражениями из словаря речевого этикета.  Ребята научились вести диалог, описывать интересное событие. У некоторых детей улучшилась выразительность речи, которая позволит им стать хорошими собеседниками, выступать перед аудиторией.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ТЕМА:Формирование речи детей в игровой деятельности.Опытно-эксперементальная работа."Использование сюжетно-ролевых игр как средства речевого развития детей."

    ТЕМА:Формирование речи детей в игровой деятельности.Опытно-эксперементальная работа."Использование сюжетно-ролевых игр как средства речевого развития детей." Выполнила:   Дегтярев...

    Детская игра, как средство речевого развития детей младшего возраста.

    Будучи одним из самых увлекательных занятий для дошкольников, игра, вместе с тем, является важнейшим средством их воспитания и развития.Игра не только закрепляет уже имеющиеся у детей знания, но и явл...

    Использование методов и приёмов мнемотехники в речевом развитии дошкольников

    Ознакомление с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников....

    «Использование метода наглядного моделирования в познавательно- речевом развитии дошкольников с ОНР»

    В настоящее время в системе коррекционного образования актуальной и социально значимой остается проблема развития связной речи детей дошкольного возраста  с общим недоразвитием речи . Актуальност...

    Использование сказок в качестве средства речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

    В статье представлена полезная информация для педагогов и родителей...

    "Использование методов ТРИЗ — РТВ технологии в речевом развитии дошкольника"

    Консультация для воспитателей "Использование методов ТРИЗ — РТВ технологии в речевом развитии дошкольника."Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлени...

    Консультация для воспитателей МАДОУ детский сад № 32 «Бусинка» на тему:«Предметно-развивающая среда как средство речевого развития детей»

    Развитие речи у детей основная задача дошкольного образования. Организация «Предметно-развивающей среды» в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на фо...