Использование метода детской журналистики, как средства речевого развития детей с ОНР.
консультация на тему

Петрова Людмила Анатольевна

Презентация опыта в рамках республиканского фестиваля «Мы вместе»!          

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_vystupleniya.docx20.94 КБ

Предварительный просмотр:

Учреждение «Отдел образования администрации

Волжского муниципального района»

Министерства образования и науки

Республики Марий Эл

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

                                                                                                                                                                                                                                                                                             

Использование метода детской журналистики, как средства речевого развития детей с ОНР.

презентация опыта

в рамках республиканского фестиваля «Мы вместе»!                                                                                                                                                                        

Подготовила: Петрова Людмила Анатольевна, воспитатель высшей квалификационной категории

                                                                          МДОУ «Детский сад № 1 комбинированного вида       «Шонанпыл»  с. Помары Волжского района

                                                       

                                                      2017 год

        

Здравствуйте, уважаемые коллеги, я рада встрече с вами и сегодня хочу познакомить вас  со своим опытом работы. Буду рада, если, кто-нибудь  заинтересуется.

1 слайд: Проблема развития речи остается одной из самых актуальных проблем детей дошкольного возраста,  в особенности детей с ОНР.

При проведении логопедических обследований отмечено, что дошкольники, имеющие речевые нарушения, значительно отстают от  сверстников в овладении навыками связной диалогической речи, овладевают лишь самыми простыми формами диалога: нет навыков рассуждения, диалог не получается, каждый ребенок говорит о своём, не слышит партнера.

В общении такие дети недостаточно инициативны,   не могут адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.  И так как речь взрослеет и развивается в процессе общения, общение является необходимым условием формирования личности ее сознания и самосознания. Наша задача заключается в формирование и развитие  у детей умений навыков речевого общения, для их социализации в обществе.

    2 слайд:   В своей работе, я обратилась к интересному, на мой взгляд, методу для современных детей, это детская журналистика, в частности метод - интервьюирование. Интервьюирование (от англ. «встреча», «беседа») -  метод получения информации в ходе устного непосредственного общения.

В отличие от обычной беседы процедура интервьюирования имеет четкую цель, предполагает предварительное планирование действий по сбору информации, обработку полученных результатов.

3 слайд: Такой прием усиливает речевую мотивацию, создает условия для формулирования вопросов, построения самостоятельных высказываний и рассуждений. Дети получают начальные знания, умения, навыки профессии журналиста, делают первые шаги в практической деятельности, развивают свои творческие и коммуникативные способности.

Интервьюрирование ( детская журналистика)  позволяет:

-  развивать личностные качества детей;

-  учить преодолевать скованность;

-  быть активным и самостоятельным собеседником;

- развивать уверенность в себе и в своих высказываниях, умение строить диалог и устанавливать эмоциональный контакт, а также культуру речевого общения;

-  вырабатывать и закреплять правильное речевое дыхание при ведении диалога;

-  устранять избыточное, психоэмоциональное и мышечное напряжение вне речи и вовремя её, а также грамматичное использование слов в структуре связного высказывания;

- овладевать умением пользоваться различными типами предложений.

4 слайд: Поставленные задачи  решаем в форме занятий, с включением дидактических и словесных игр, элементов интервьюрирования,  тренинговых  упражнений, импровизации, рассматривание рисунков и фотографий, моделирование ситуаций, наблюдение, рассказы детей (описательные, из опыта, беседы, обсуждение занятий), встречи с интересными людьми разных профессий. Все  это позволяет развивать не только диалогическую речь детей и  уровень звуковой культуры речи,

 но и одновременно работать над уровнем ориентировки в окружающем мире.

5 слайд: Основным видом деятельности дошкольников является игра. Следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка. Именно в игре дети учатся соблюдать последовательность в передаче событий, вести диалог. В процессе игр участники учатся слышать друг друга и стараются быть услышанными и понятыми сверстниками, педагогами и родителями. Так началась наша игра в журналистов.

6 слайд:  Игра - вещь серьезная, поэтому подготовка к ней достаточно трудоемка и занимает значительно больше времени, чем сама игра. Например, прежде чем взять интервью у представителя какой-либо профессии (н-р: музыкального руководителя), необходимо провести беседы с детьми на эту тему, поиграть в дидактические игры “Что лишнее?”, “Играем в профессии”, “Кем быть?”, “Что за профессия”, “Не ошибись” и потренироваться, беря интервью друг у друга “Спроси меня, а я тебя», у родителей.

7 слайд: Для облегчения ведения диалога пользуемся схемой-подсказкой, которая состоит из картинок-символов. По этим картинкам ребятам легче  подбирали возможные варианты вопросов, которые можно задать. Затем, уже в процессе самого интервью, ребенок - корреспондент выстраивал свой диалог, имея перед собой зрительную опору в виде этих картинок-символов.

           8  Слайд Конечно же ни какая работа в  не проходит без родительской поддержки. С их помочью подобрали необходимые атрибуты: микрофоны, фотоаппараты, сотовые телефоны, изготовили  бейджики на каждого ребенка с логотипами СМИ и с фотографией, помогли сшить кепки и галстуки для «юных корреспондентов».  Мы вместе с детьми заинтересовали и родителей, которые с удовольствием  принимают участие в занятиях, охотно становятся респондентами у наших «юных корреспондентов», делают фотографии и фотосьемки.

        

9 слайд: Входе такой предварительной, речевой подготовки: обогащается словарный запас детей, расширяются знания. И только после того как дети получают достаточное количество сведений о профессии, становится возможным обсуждение круга вопросов, которые можно задать ее представителю.

          10 слайд: Хорошим подспорьем была встреча с  корреспондентом газеты «Волжские вести»…………………………….Встреча не была запланированной, но ребята показали, что могут задать вопросы даже настоящему корреспонденту.

11 слайд: .  Итогом долгосрочной игры в «журналистов» стало открытое занятие «Все работы хороши», на котором дети продемонстрировали свои журналистские способности. Но прежде детям,  пришлось отправиться в «творческие командировки» на работу к своим родителям, узнать чем же они  там занимаются. И уже на занятии представляли свои репортажи, в виде видео записи или рассказа по фотографиям. В ходе занятия им еще пришлось отвечать на вопросы юных корреспондентов,   также как и приглашенным родителям. На занятии присутствовали гости- воспитатели района и учителя школы. Прошу послушать какие отзывы получили юные корреспонденты.

12 слайд: И в заключении можно подвести вывод: 

             Метод детской журналистики, в частности интервьюирования, усиливает речевую мотивацию и речевое развитие дошкольников, дает возможность интеграции всех образовательных областей, особенно коммуникативных.

             Дети не только приобрели знания норм речевого общения со взрослыми и сверстниками, но и стали использовать эти знания, как на занятиях, так и в реальных жизненных ситуациях. Дети стали относиться друг к другу намного внимательнее и доброжелательнее. Кроме того, значительно обогатился их лексический запас, он пополнился словами и выражениями из словаря речевого этикета.  Ребята научились вести диалог, описывать интересное событие. У некоторых детей улучшилась выразительность речи, которая позволит им стать хорошими собеседниками, выступать перед аудиторией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА:Формирование речи детей в игровой деятельности.Опытно-эксперементальная работа."Использование сюжетно-ролевых игр как средства речевого развития детей."

ТЕМА:Формирование речи детей в игровой деятельности.Опытно-эксперементальная работа."Использование сюжетно-ролевых игр как средства речевого развития детей." Выполнила:   Дегтярев...

Детская игра, как средство речевого развития детей младшего возраста.

Будучи одним из самых увлекательных занятий для дошкольников, игра, вместе с тем, является важнейшим средством их воспитания и развития.Игра не только закрепляет уже имеющиеся у детей знания, но и явл...

Использование сказок в качестве средства речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

В статье представлена полезная информация для педагогов и родителей...

Педагогический проект Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста

Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста...

Отчет по самообразованию в группе старшего возраста комбинированной направленности «Использование инновационной технологии «Арт-терапии», в речевом развитии детей дошкольного возраста» По теме: «Развитие речи у детей средствами сказкотерапии»

Отчет по самообразованию в группе старшего возрастакомбинированной направленности «Использование инновационной технологии «Арт-терапии», в речевом развитии детей дошкольного воз...

Консультация для педагогов «Метод моделирования как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как ...

16 02 2023 г. «Детская мультипликация, как средство речевого развития детей дошкольного возраста»

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня владения связной речью зависит успешность обучения дете в школе....