Отчет по самообразованию в группе старшего возраста комбинированной направленности «Использование инновационной технологии «Арт-терапии», в речевом развитии детей дошкольного возраста» По теме: «Развитие речи у детей средствами сказкотерапии»
материал (старшая группа)

Шунина Наталья Михайловна

Отчет

по самообразованию в группе старшего возраста

комбинированной направленности

 «Использование инновационной технологии «Арт-терапии», в речевом развитии детей дошкольного возраста»

По теме: «Развитие речи у детей средствами сказкотерапии»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: воспитатель Шунина Н.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020-2021 учебный год

АКТУАЛЬНОСТЬ

Каждый год в детский сад приходят довольно разные дети: сообразительные и не очень, коммуникабельные и необщительные. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше, интересы их однообразны: машинки, куклы, у многих есть игровые приставки и компьютер. Все дальше  и дальше на задний план уходит интерес к литературе. В связи с этим, была начата работа над темой самообразования «Развитие речи у детей средствами сказкотерапии с использованием народных сказок». Родной язык помогает детям воспринимать окружающий мир и является орудием общения. Развитие речи – один из наиважнейших разделов педагогики для детей дошкольного возраста, когда все психологические процессы у ребенка развиваются с непосредственным участием речи.
Работа была ориентирована на формирование образности речи детей в группе в процессе ознакомления с русской народной сказкой. В связи с этим мы слушали и рассказывали сказки, ставили инсценировки. С помощью русской народной сказки можно решать практически все задачи методики развития речи и с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал.
Русские народные сказки в воспитательно-образовательной работе с детьми использовались в интегрированной форме, как на непосредственно образовательной деятельности, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты).

 

Целью работы над темой самообразования стало создание условий для формирования всех сторон речи дней старшего возраста посредством сказкотерапии.

Были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить методическую литературу по проблеме развития реши старших дошкольников.
  2. Изучить методическую литературу по использованию инновационной технологии «Сказкотеропия», в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста.
  3. Проанализировать развития речи дошкольников с помощью литературных произведений.
  4. Способствовать педагогическому просвещению родителей, по вопросу развития речи инновационными технологиями «Сказкотерапия».
  5. Распространение педагогического опыта по вопросу применения «Сказкотерапии» для развития речи детей старшего дошкольного возраста.

 

Описание процесса работы над данной темой на 2020-2021 учебный год

  1. На первом этапе своей работы я изучила методический материал по данной теме:
  1. Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева «От рождения до школы» Москва 2019
  2. Вачков И.В. Введение в сказкотерапию. — М. Генезис. 2011 г.
  3. Н.А. Сакович  "Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования" (Учебно-методическое пособие) Часть 2. Сказкотерапевтические технологии, Минск 2003 г.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. /Сборник программ по сказкотерапии - СПб.: Речь
  5. В. Гнездилов "Авторская сказкотерапия", СПб.: Речь, 2004
  6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь
  7. Бреслав Г.М. Эмоциональные процессы. – Рига, 1984.
  8. Былкина Н.Д., Люсин Д.В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе // Вопросы психологии. 2000. № 5.С. 23-27.
  9. Додонов Б.И. В мире эмоций. – Киев, 1987.
  10. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника //Эмоциональное развитие дошкольника. – М., 1985.
  11. Запорожец А.В. и др. Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для воспитателей детского сада. – М., 1985.
  12. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика. - М.,2004.
  13. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург,2004.
  14. Михайлова А.Я. Современный ребенок и сказка: проблемы диалога. – М., 2002.
  15. Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. - М., 2002.
  16. Поляк Л.Я. Театр сказок: сценарии для дошкольников по мотивам русских сказок.- СПб., 2001.

 

Был проведен мониторинг по развитию речи детей на начало учебного года.

Сводная  таблица

Мониторинг развития в группе старшего возраста комбинированной направленности «Солнечные лучики»

по образовательной области «Речевое развитие»

на сентябрь 2020 года.

Месяц

Сентябрь 2020 год

Уровень развития

Кол-во человек

Процент

Выраженные несоответствия развития ребенка возрасту (низкий уровень)

15 чел

93,75%

Незначительные проблемы в развитии ребенка (средний уровень)

1 чел

6,25%

Нормативный вариант развития (высокий уровень)

 

0 чел

0%

По результатам мониторинга было рекомендовано вести работу по образовательной деятельности «Речевое развитие» опираясь на индивидные образовательные маршруты.

  1. На основе изученного материала и мониторинга был разработан перспективный план работы с детьми и родителями на 2020-2021 учебный год (Приложение №1)
  2. Была создана развивающая предметно-пространственная среда для развития речи, с учетом ФГОС ДО. Данная среда, доступна для детей, безопасна, насыщенна.

По теме самообразования, в группе имеется: художественная литература, в том числе хрестоматии со сказками, различные виды театров (настольный, перчаточный, теневой, пальчиковый и др.), картотетчики с различными играми, демонстрационный материал.

 

Мною были подготовлены следующие картотеки:

1.Картотека дидактических игр в Сказкотерапии

2. Картотека занятий по теме «Сказкотерапия»

3. Картотека театрализованных сказочных фихминуток

4. Картотека театрализованных игр для детей 5-6 лет

5. Картотека «65 лучших загадок о сказках»

6. Картотека «Пальчиковая гимнастика на основе сказок»

 

Созданы дидактические игры:

  1. «Отгадай героя по тени»
  2. «Собери героя из частей»
  3. Театр на палочках «Три медведя», «Теремок», «Маша и медведь», «Репка»
  4. «Отгадай сказку по 4 героям»

 В работе так же были задействованы все виды театра. Уголок был пополнен масками героев сказок и атрибутами для обыгрывания сказок.

Проведены следующие мероприятия:

  1. Викторина «О какой сказке идет речь?»
  2. Викторина «Салат из сказок»
  3. Викторина «Песни сказочных героев»
  4. Викторина «Рыбалка»
  5. Викторина «Продолжи сказку»
  6. Открытое занятие по речевому развитию, в которое входила постановка сказки «Красный шапчонок», по мотивам сказки Ш.Перро «Красная шапочка».
  7. Проект «В гостях у сказки»

Цель проекта:  развитие связной речи и эмоциональности у детей старшего дошкольного возраста средствами сказки и театрализованной деятельности.

 

Задачи:

  1. Познакомить с различными видами сказочных произведений, учить узнавать персонажи сказок, закреплять умения использовать средства выразительности  (позы, жесты, мимику, интонации, движения) и разные виды театров (бибабо, пальчиковый, театр картинок, кукольный);
  2.  Способствовать повышению познавательного интереса у детейразвитию восприятия, памяти, мышления, речи (интонационная выразительность речи, монологическая и диалогическая речь, связность речи, звуковая культура речи, грамматический строй речи, творческого воображения;
  3. Развивать сенсорное, слуховое, моторно-двигательное внимание детей, наблюдательность, фантазию, музыкальность, коммуникативные навыки, эмоционально-волевую сферу, выразительность движений;
  4. Совершенствовать навыки самостоятельно выбирать сказку для постановки, драматизации, готовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля, распределять между собой обязанности и роли;
  5. Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества, создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу.

 

 

  1. С родителями была  проведена следующая работа:

 

  1. Консультации: «Как поддержать у детей интерес к книге?» ,«Сказка и театр, как средство развития речи», «ПОЧИТАЙ МНЕ СКАЗКУ, МАМА, ИЛИ С КАКИМИ КНИГАМИ ЛУЧШЕ ДРУЖИТЬ ДОШКОЛЯТАМ», «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка», “Справиться с детским непослушанием помогут потешки!”, «Игры-инсценировки как средство развития речи»
  2. Папки передвижки: «Развитие связной реши у детей 5-6 лет», «Сказкотерапия в жизни дошкольников»
  3. Буклеты: «Сказкотерапия»
  4. Выстака рисунков «Моя любимая сказка», выставка поделок «Мой любимый сказочный герой», выставка рисунков «Сказка глазами детей»
  5. Анкетирование на тему «Что и как мы читаем детям дома».

По итогам анкетирования были выявлены следующие проблемы;

-читаем сказки – 74 %;

-читаем стихи – 14%;

-не читаем совсем -12%.

6. Подготовлен список литературы для чтения дома для детей 4-6 лет.

Результаты работы:

Работа по теме «Развитие речи у детей средствами сказкотерапии»   значительно улучшила диалогическую речь детей с помощью сказок, позволила раскрыться более застенчивым детям. Так же способствовала развитию у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.

В мае 2021 года был проведен мониторинг мониторинг по развитию речи детей на конец учебного года.

Сводная  таблица

Мониторинг развития в группе старшего возраста комбинированной направленности «Солнечные лучики»

по образовательной области «Речевое развитие»

на сентябрь 2020 года.

Месяц

Май 2021 год

Уровень развития

Кол-во человек

Процент

Выраженные несоответствия развития ребенка возрасту (низкий уровень)

1 чел.

6,25%

Незначительные проблемы в развитии ребенка (средний уровень)

12 чел.

75%

Нормативный вариант развития (высокий уровень)

 

3 чел.

18,75%

Результатом применения методов сказкотерпии в обучении и воспитании детей, стало повышение качественного уровня речевого развития и речевого творчества детей группы. Дети легко входят в контакт со взрослыми и сверстниками. Ребята научились вести диалог, улучшилась дикция, стали лучше проговаривать звуки. У детей наблюдается любознательность, умение познавать окружающее без принуждения, стремление к творческому отображению познанного. Ребята стали более раскрепощенными, уверенными в себе. Все эти качества без сомнения помогут детям в усвоении дальнейшей программы.

Перспективы на следующий учебный год:

В результате изучения данной темы, хочется сделать вывод: Сказкатерапия может помочь при решении многих проблем. “Как правильно читать ребенку сказку? ”, в первую очередь читать нужно с удовольствием, тогда ребенок получит больше пользы от народного творчества. И вообще, лучше ВСЁ делать с удовольствием, это - лучший и правильный подход. Тогда и в нашей жизни, на которую можно посмотреть двояко, будет больше приятных моментов, чем трудностей. Сказки, прочитанные ребенку в спокойной душевной обстановке, несомненно, принесут пользу. Не забывайте читать детям сказки, откройте для них этот удивительный мир. Сказка поможет решить любую психологическую проблему. Не надо только считать ее панацеей от всех бед. Это не чудо-лекарство, помогающее за один прием, а долгая, кропотливая работа, эффект от которой со временем обязательно будет!

В бушующем хочется продолжить изучение данной темы, и использовать «Сказкотерапию» в развитие речи более интенсивно.

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

 

Перспективный план работы по самообразованию с воспитанниками и родителями на 2020-2021 учебный год

Месяц

Тема

Содержание работы

Работа с родителями

Сентябрь

 

Подбор методического материала по теме самообразования

 

Октябрь

«Вежливые сказки».. «Вежливые сказки» в доступной и увлекательной форме знакомят детей с простыми правилами этикета.

1.«Встреча с Мойдодыром»

2.Тест: «Раскрась и назови предмет гигиены».

3. Чтение К.Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе»

4. В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».
5. Словесная игра на прогулке «Можно-нельзя»

6. На прогулке: игра-упражнение  «Пожалуйста»

 

Консультация: «Роль сказки в развитии детей»

Консультация: «Справиться с детским непослушанием помогут сказки»

Беседа: «Кто такой вежливый человек»

Ноябрь

«Добрые сказки». Приключения героев вводят ребенка в сложный мир взаимоотношений между ними, раскрывают перед детьми нравственный смысл их мотивов и поступков. Ребенок получает возможность задуматься о последствиях различных действий, сравнить свои предпочтения  и оценки с мнением окружающих, учат осознавать собственные побуждения и понимать других людей.

 

 

1.Беседа: «Какие о добре ты знаешь?»

2. Пересказ любимой сказки

3. Д\И «Из какой сказки пришел герой»

4. Чтение В.Сутеев «Мешок яблок»

5. Составление рассказа по серии картинок из сказок

Буклет: «Сказкотерапия»

Анкетирование родителей: «Что и как мы читаем детям дома»

Декабрь

«Общительные сказки»

Общительные сказки помогут детям углубить интерес к социальному миру, расширить представления о микро-  и макросоциальном окружении, познакомят с оптимальными формами поведения, помогут развить коммуникативные способности.

 

1.Тренинг эмоций.

2.Игра «Сказка наоборот».

3.Игра «Два барана».

4. Чтение стих-ния «Утешение

5. Мимические упражнения

6. Разучивание чистоговорок и потешек. Развитие четкой дикции.

7. Отгадывание загадок

8. Сказка на ладошке

Консультация: «Как поддержать у детей интерес к книге?»

Папка передвижка: «Развитие связной реши у детей 5-6 лет»

Январь

«Родные сказки»

«Родными» эти сказки называются потому, что речь в них идет о самом дорогом для человека – о родителях и родственниках, о большой и малой родина, о родном языке, о национальных традициях и обычаях, о людях, составляющих славу и гордость отечества, - героях, богатырях, духовных наставниках народа.

 

1.Чтение сказок:«Аленький цветочек», «Чудо меленка»

2. Разучивание стихотворений, умение выразительно рассказывать.

3. Пальчиковый театр «Трое из Простоквашино»

4. Викторина «Рыбалка»

5. Разучивание отрывка из произведения А.С. Пушкина «У локоморье»

6. Составление рассказа по серии картинок из сказок

 

Консультации: «Сказка и театр, как средство развития речи»,

«ПОЧИТАЙ МНЕ СКАЗКУ, МАМА, ИЛИ С КАКИМИ КНИГАМИ ЛУЧШЕ ДРУЖИТЬ ДОШКОЛЯТАМ.

Выставка рисунков «Моя любимая сказка»

Февраль

«Волшебные сказки».

Эти сказки наполнены оптимистическим смыслом, дающим позитивный настрой и уверенность в своих силах. Волшебные сказки помогают активизировать ресурсы и потенциал личности, дают  возможность проявить потенциальные черты личности, нечто нереализованное, как бы материализуют мечту, в которой дети чувствуют себя защищёнными.

 

1.Сюжетно-ролевая игра «Колечко»

2.Д/И «Волшебные предметы

3. Викторина «Продолжи сказку»

4. Чтение волшебных сказок народов мира.

5. Упражнения на развитие дикции.

6. Пересказ сказки.

7. Отгадывание загадок

Папка-передвижка: «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»

Март

«Семейные сказки».

 Эти сказки побуждают детей к проявлению сочувствия и сопереживая по собственному убеждению, развивать осознание причин детских ссор, поощрять проявления сочувствия и сопереживания к окружающим людям.

 

 

1.Чтение русских народных сказок

2.Э.Успенского «Трое из Простоквашино».

3. Сказочная повесть А.Линдгрен «Малыш и карлсон».

4.Викторина «О какой сказке идет речь?»

5. Работа над пересказом.

6. Словесные, настольные игры.

7. Составление рассказа по серии картинок из сказок

Консультация: “Справиться с детским непослушанием помогут потешки!”, Папка-передвижка «Сказкотерапия в жизни дошкольников»

Выставка совместных поделок детей и родителей «Мой любимый сказочный герой»

 

Апрель

«Сказки о дружбе»

Эти сказки также учат детей понимать эмоциональное и физическое состояние своего сверстника, поощрять стремление оказать помощь товарищу; формировать в сознании детей важность и значимость проявления сочувствия заболевшему товарищу; воспитывать доброе отношение детей друг к другу; способствуют формированию эмпатии (умение поставить себя на место персонажа), умению оценить ситуацию и поведение окружающих.

 

1.Викторина «Песни сказочных героев»

2. Чтение сказок:  «Ежик и девочка», «Цветик – семицветик», «Самый большой друг»

3. Отгадывание загадок о дружбе

4. Составление рассказа по серии картинок из сказок

5. Составление рассказа «Я и мои друзья»

6. Беседа «Кто твой лучший друг»

7. Театр теней «Репка»

Мастер-класс «Театр теней дома»

Консультация: «Игры-инсценировки как средство развития речи»

Май

«Сказки о животных».

Ребенок является частицей окружающего мира. Человек и природа едины. Сказки учат ребенка «мудрости» природы, ответственному  отношению ко всему живому. Учат ребенка понимать, в чем состоит существенное отличие человека от других живых существ, рассказывают, что общего у нас с животными, как животные общаются друг с другом.

 

1.Чтение сказок: «Лесные путешествен-ники», «Живая игрушка», «Лягушка-путешествен-ница», «Про всех на свете»

2.Викторина «Салат из сказок»

3. Постановка кукольного спектакля «Маша и медведи»

4.Д\И «Отгадай сказку»

5. Д\И «Узнай по описанию»

6. Д/и «Посчитай до 5»

7. Придумывание сказки «У нас в лесу»

Выставка рисунков «Сказка глазами детей»

 

Годовой отчет

1.Отчет о проделанной работе по теме самообразования

2.Фотоотчет

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №28 комбинированного вида»

Отчет

по самообразованию в группе старшего возраста

комбинированной направленности

 «Использование инновационной технологии «Арт-терапии», в речевом развитии детей дошкольного возраста»

По теме: «Развитие речи у детей средствами сказкотерапии»

Выполнила: воспитатель Шунина Н.М.

Гатчинский район, д.Лампово

2020-2021 учебный год

АКТУАЛЬНОСТЬ 

Каждый год в детский сад приходят довольно разные дети: сообразительные и не очень, коммуникабельные и необщительные. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше, интересы их однообразны: машинки, куклы, у многих есть игровые приставки и компьютер. Все дальше  и дальше на задний план уходит интерес к литературе. В связи с этим, была начата работа над темой самообразования «Развитие речи у детей средствами сказкотерапии с использованием народных сказок». Родной язык помогает детям воспринимать окружающий мир и является орудием общения. Развитие речи – один из наиважнейших разделов педагогики для детей дошкольного возраста, когда все психологические процессы у ребенка развиваются с непосредственным участием речи.
Работа была ориентирована на формирование образности речи детей в группе в процессе ознакомления с русской народной сказкой. В связи с этим мы слушали и рассказывали сказки, ставили инсценировки. С помощью русской народной сказки можно решать практически все задачи методики развития речи и с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал.
Русские народные сказки в воспитательно-образовательной работе с детьми использовались в интегрированной форме, как на непосредственно образовательной деятельности, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты).

Целью работы над темой самообразования стало создание условий для формирования всех сторон речи дней старшего возраста посредством сказкотерапии.

Были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить методическую литературу по проблеме развития реши старших дошкольников.
  2. Изучить методическую литературу по использованию инновационной технологии «Сказкотеропия», в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста.
  3. Проанализировать развития речи дошкольников с помощью литературных произведений.
  4. Способствовать педагогическому просвещению родителей, по вопросу развития речи инновационными технологиями «Сказкотерапия».
  5. Распространение педагогического опыта по вопросу применения «Сказкотерапии» для развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Описание процесса работы над данной темой на 2020-2021 учебный год

  1. На первом этапе своей работы я изучила методический материал по данной теме:
  1. Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева «От рождения до школы» Москва 2019
  2. Вачков И.В. Введение в сказкотерапию. — М. Генезис. 2011 г.
  3. Н.А. Сакович  "Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования" (Учебно-методическое пособие) Часть 2. Сказкотерапевтические технологии, Минск 2003 г.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. /Сборник программ по сказкотерапии - СПб.: Речь
  5. В. Гнездилов "Авторская сказкотерапия", СПб.: Речь, 2004
  6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь
  7. Бреслав Г.М. Эмоциональные процессы. – Рига, 1984.
  8. Былкина Н.Д., Люсин Д.В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе // Вопросы психологии. 2000. № 5.С. 23-27.
  9. Додонов Б.И. В мире эмоций. – Киев, 1987.
  10. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника //Эмоциональное развитие дошкольника. – М., 1985.
  11. Запорожец А.В. и др. Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для воспитателей детского сада. – М., 1985.
  12. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика. - М.,2004.
  13. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург,2004.
  14. Михайлова А.Я. Современный ребенок и сказка: проблемы диалога. – М., 2002.
  15. Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. - М., 2002.
  16. Поляк Л.Я. Театр сказок: сценарии для дошкольников по мотивам русских сказок.- СПб., 2001.

Был проведен мониторинг по развитию речи детей на начало учебного года.

Сводная  таблица

Мониторинг развития в группе старшего возраста комбинированной направленности «Солнечные лучики»

по образовательной области «Речевое развитие»

на сентябрь 2020 года.

Месяц

Сентябрь 2020 год

Уровень развития

Кол-во человек

Процент

Выраженные несоответствия развития ребенка возрасту (низкий уровень)

15 чел

93,75%

Незначительные проблемы в развитии ребенка (средний уровень)

1 чел

6,25%

Нормативный вариант развития (высокий уровень)

0 чел

0%

По результатам мониторинга было рекомендовано вести работу по образовательной деятельности «Речевое развитие» опираясь на индивидные образовательные маршруты.

  1. На основе изученного материала и мониторинга был разработан перспективный план работы с детьми и родителями на 2020-2021 учебный год (Приложение №1)
  2. Была создана развивающая предметно-пространственная среда для развития речи, с учетом ФГОС ДО. Данная среда, доступна для детей, безопасна, насыщенна.

По теме самообразования, в группе имеется: художественная литература, в том числе хрестоматии со сказками, различные виды театров (настольный, перчаточный, теневой, пальчиковый и др.), картотетчики с различными играми, демонстрационный материал.

Мною были подготовлены следующие картотеки:

1.Картотека дидактических игр в Сказкотерапии

2. Картотека занятий по теме «Сказкотерапия»

3. Картотека театрализованных сказочных фихминуток

4. Картотека театрализованных игр для детей 5-6 лет

5. Картотека «65 лучших загадок о сказках»

6. Картотека «Пальчиковая гимнастика на основе сказок»

Созданы дидактические игры:

  1. «Отгадай героя по тени»
  2. «Собери героя из частей»
  3. Театр на палочках «Три медведя», «Теремок», «Маша и медведь», «Репка»
  4. «Отгадай сказку по 4 героям»

 В работе так же были задействованы все виды театра. Уголок был пополнен масками героев сказок и атрибутами для обыгрывания сказок.

Проведены следующие мероприятия:

  1. Викторина «О какой сказке идет речь?»
  2. Викторина «Салат из сказок»
  3. Викторина «Песни сказочных героев»
  4. Викторина «Рыбалка»
  5. Викторина «Продолжи сказку»
  6. Открытое занятие по речевому развитию, в которое входила постановка сказки «Красный шапчонок», по мотивам сказки Ш.Перро «Красная шапочка».
  7. Проект «В гостях у сказки»

Цель проекта:  развитие связной речи и эмоциональности у детей старшего дошкольного возраста средствами сказки и театрализованной деятельности.

Задачи:

  1. Познакомить с различными видами сказочных произведений, учить узнавать персонажи сказок, закреплять умения использовать средства выразительности  (позы, жесты, мимику, интонации, движения) и разные виды театров (бибабо, пальчиковый, театр картинок, кукольный);
  2.  Способствовать повышению познавательного интереса у детейразвитию восприятия, памяти, мышления, речи (интонационная выразительность речи, монологическая и диалогическая речь, связность речи, звуковая культура речи, грамматический строй речи, творческого воображения;
  3. Развивать сенсорное, слуховое, моторно-двигательное внимание детей, наблюдательность, фантазию, музыкальность, коммуникативные навыки, эмоционально-волевую сферу, выразительность движений;
  4. Совершенствовать навыки самостоятельно выбирать сказку для постановки, драматизации, готовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля, распределять между собой обязанности и роли;
  5. Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества, создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу.

  1. С родителями была  проведена следующая работа:

  1. Консультации: «Как поддержать у детей интерес к книге?» ,«Сказка и театр, как средство развития речи», «ПОЧИТАЙ МНЕ СКАЗКУ, МАМА, ИЛИ С КАКИМИ КНИГАМИ ЛУЧШЕ ДРУЖИТЬ ДОШКОЛЯТАМ», «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка», “Справиться с детским непослушанием помогут потешки!”, «Игры-инсценировки как средство развития речи»
  2. Папки передвижки: «Развитие связной реши у детей 5-6 лет», «Сказкотерапия в жизни дошкольников»
  3. Буклеты: «Сказкотерапия»
  4. Выстака рисунков «Моя любимая сказка», выставка поделок «Мой любимый сказочный герой», выставка рисунков «Сказка глазами детей»
  5. Анкетирование на тему «Что и как мы читаем детям дома».

По итогам анкетирования были выявлены следующие проблемы;

-читаем сказки – 74 %;

-читаем стихи – 14%;

-не читаем совсем -12%.

6. Подготовлен список литературы для чтения дома для детей 4-6 лет.

Результаты работы:

Работа по теме «Развитие речи у детей средствами сказкотерапии»   значительно улучшила диалогическую речь детей с помощью сказок, позволила раскрыться более застенчивым детям. Так же способствовала развитию у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.

В мае 2021 года был проведен мониторинг мониторинг по развитию речи детей на конец учебного года.

Сводная  таблица

Мониторинг развития в группе старшего возраста комбинированной направленности «Солнечные лучики»

по образовательной области «Речевое развитие»

на сентябрь 2020 года.

Месяц

Май 2021 год

Уровень развития

Кол-во человек

Процент

Выраженные несоответствия развития ребенка возрасту (низкий уровень)

1 чел.

6,25%

Незначительные проблемы в развитии ребенка (средний уровень)

12 чел.

75%

Нормативный вариант развития (высокий уровень)

3 чел.

18,75%

Результатом применения методов сказкотерпии в обучении и воспитании детей, стало повышение качественного уровня речевого развития и речевого творчества детей группы. Дети легко входят в контакт со взрослыми и сверстниками. Ребята научились вести диалог, улучшилась дикция, стали лучше проговаривать звуки. У детей наблюдается любознательность, умение познавать окружающее без принуждения, стремление к творческому отображению познанного. Ребята стали более раскрепощенными, уверенными в себе. Все эти качества без сомнения помогут детям в усвоении дальнейшей программы.

Перспективы на следующий учебный год:

В результате изучения данной темы, хочется сделать вывод: Сказкатерапия может помочь при решении многих проблем. “Как правильно читать ребенку сказку? ”, в первую очередь читать нужно с удовольствием, тогда ребенок получит больше пользы от народного творчества. И вообще, лучше ВСЁ делать с удовольствием, это - лучший и правильный подход. Тогда и в нашей жизни, на которую можно посмотреть двояко, будет больше приятных моментов, чем трудностей. Сказки, прочитанные ребенку в спокойной душевной обстановке, несомненно, принесут пользу. Не забывайте читать детям сказки, откройте для них этот удивительный мир. Сказка поможет решить любую психологическую проблему. Не надо только считать ее панацеей от всех бед. Это не чудо-лекарство, помогающее за один прием, а долгая, кропотливая работа, эффект от которой со временем обязательно будет!

В бушующем хочется продолжить изучение данной темы, и использовать «Сказкотерапию» в развитие речи более интенсивно.

Приложение №1

Перспективный план работы по самообразованию с воспитанниками и родителями на 2020-2021 учебный год

Месяц

Тема

Содержание работы

Работа с родителями

Сентябрь

Подбор методического материала по теме самообразования

Октябрь

«Вежливые сказки».. «Вежливые сказки» в доступной и увлекательной форме знакомят детей с простыми правилами этикета.

1.«Встреча с Мойдодыром»

2.Тест: «Раскрась и назови предмет гигиены».

3. Чтение К.Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе»

4. В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».
5. Словесная игра на прогулке «Можно-нельзя»

6. На прогулке: игра-упражнение  «Пожалуйста»

Консультация: «Роль сказки в развитии детей»

Консультация: «Справиться с детским непослушанием помогут сказки»

Беседа: «Кто такой вежливый человек»

Ноябрь

«Добрые сказки». Приключения героев вводят ребенка в сложный мир взаимоотношений между ними, раскрывают перед детьми нравственный смысл их мотивов и поступков. Ребенок получает возможность задуматься о последствиях различных действий, сравнить свои предпочтения  и оценки с мнением окружающих, учат осознавать собственные побуждения и понимать других людей.

1.Беседа: «Какие о добре ты знаешь?»

2. Пересказ любимой сказки

3. Д\И «Из какой сказки пришел герой»

4. Чтение В.Сутеев «Мешок яблок»

5. Составление рассказа по серии картинок из сказок

Буклет: «Сказкотерапия»

Анкетирование родителей: «Что и как мы читаем детям дома»

Декабрь

«Общительные сказки»

Общительные сказки помогут детям углубить интерес к социальному миру, расширить представления о микро-  и макросоциальном окружении, познакомят с оптимальными формами поведения, помогут развить коммуникативные способности.

1.Тренинг эмоций.

2.Игра «Сказка наоборот».

3.Игра «Два барана».

4. Чтение стих-ния «Утешение

5. Мимические упражнения

6. Разучивание чистоговорок и потешек. Развитие четкой дикции.

7. Отгадывание загадок

8. Сказка на ладошке

Консультация: «Как поддержать у детей интерес к книге?»

Папка передвижка: «Развитие связной реши у детей 5-6 лет»

Январь

«Родные сказки»

«Родными» эти сказки называются потому, что речь в них идет о самом дорогом для человека – о родителях и родственниках, о большой и малой родина, о родном языке, о национальных традициях и обычаях, о людях, составляющих славу и гордость отечества, - героях, богатырях, духовных наставниках народа.

1.Чтение сказок:«Аленький цветочек», «Чудо меленка»

2. Разучивание стихотворений, умение выразительно рассказывать.

3. Пальчиковый театр «Трое из Простоквашино»

4. Викторина «Рыбалка»

5. Разучивание отрывка из произведения А.С. Пушкина «У локоморье»

6. Составление рассказа по серии картинок из сказок

Консультации: «Сказка и театр, как средство развития речи»,

«ПОЧИТАЙ МНЕ СКАЗКУ, МАМА, ИЛИ С КАКИМИ КНИГАМИ ЛУЧШЕ ДРУЖИТЬ ДОШКОЛЯТАМ.

Выставка рисунков «Моя любимая сказка»

Февраль

«Волшебные сказки».

Эти сказки наполнены оптимистическим смыслом, дающим позитивный настрой и уверенность в своих силах. Волшебные сказки помогают активизировать ресурсы и потенциал личности, дают  возможность проявить потенциальные черты личности, нечто нереализованное, как бы материализуют мечту, в которой дети чувствуют себя защищёнными.

1.Сюжетно-ролевая игра «Колечко»

2.Д/И «Волшебные предметы

3. Викторина «Продолжи сказку»

4. Чтение волшебных сказок народов мира.

5. Упражнения на развитие дикции.

6. Пересказ сказки.

7. Отгадывание загадок

Папка-передвижка: «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»

Март

«Семейные сказки».

 Эти сказки побуждают детей к проявлению сочувствия и сопереживая по собственному убеждению, развивать осознание причин детских ссор, поощрять проявления сочувствия и сопереживания к окружающим людям.

1.Чтение русских народных сказок

2.Э.Успенского «Трое из Простоквашино».

3. Сказочная повесть А.Линдгрен «Малыш и карлсон».

4.Викторина «О какой сказке идет речь?»

5. Работа над пересказом.

6. Словесные, настольные игры.

7. Составление рассказа по серии картинок из сказок

Консультация: “Справиться с детским непослушанием помогут потешки!”, Папка-передвижка «Сказкотерапия в жизни дошкольников»

Выставка совместных поделок детей и родителей «Мой любимый сказочный герой»

Апрель

«Сказки о дружбе»

Эти сказки также учат детей понимать эмоциональное и физическое состояние своего сверстника, поощрять стремление оказать помощь товарищу; формировать в сознании детей важность и значимость проявления сочувствия заболевшему товарищу; воспитывать доброе отношение детей друг к другу; способствуют формированию эмпатии (умение поставить себя на место персонажа), умению оценить ситуацию и поведение окружающих.

1.Викторина «Песни сказочных героев»

2. Чтение сказок:  «Ежик и девочка», «Цветик – семицветик», «Самый большой друг»

3. Отгадывание загадок о дружбе

4. Составление рассказа по серии картинок из сказок

5. Составление рассказа «Я и мои друзья»

6. Беседа «Кто твой лучший друг»

7. Театр теней «Репка»

Мастер-класс «Театр теней дома»

Консультация: «Игры-инсценировки как средство развития речи»

Май

«Сказки о животных».

Ребенок является частицей окружающего мира. Человек и природа едины. Сказки учат ребенка «мудрости» природы, ответственному  отношению ко всему живому. Учат ребенка понимать, в чем состоит существенное отличие человека от других живых существ, рассказывают, что общего у нас с животными, как животные общаются друг с другом.

1.Чтение сказок: «Лесные путешествен-ники», «Живая игрушка», «Лягушка-путешествен-ница», «Про всех на свете»

2.Викторина «Салат из сказок»

3. Постановка кукольного спектакля «Маша и медведи»

4.Д\И «Отгадай сказку»

5. Д\И «Узнай по описанию»

6. Д/и «Посчитай до 5»

7. Придумывание сказки «У нас в лесу»

Выставка рисунков «Сказка глазами детей»

Годовой отчет

1.Отчет о проделанной работе по теме самообразования

2.Фотоотчет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование инновационных технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста, как средство развития двигательной активности детей».

Так как же сделать физкультурное занятие радостным событием и потребностью в режиме дня дошкольника?Выход нашла, соединив положительные качества традиционной программы и внедрения  инноваци...

проект «Использование Су Джок терапии в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Су – Джок терапия является  одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка и благотворно воздействует, на весь организм в целом.Актуальнос...

Статья: «Инновационные технологии как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста»

Актуальность темы: Современное образование ставит перед педагогом дошкольного образования ряд задач: способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно–образовательный процесс, сам...

Использование инновационной технологии «Арт-терапия» в речевом развитии детей дошкольного возраста

Использование инновационной технологии «Арт-терапии», в речевом развитии детей дошкольного возраста на учебный год 2020 – 2021 Автор: Наталья Михайловна Шунина Этапы работы над темой I. П...

проект Тема: «Использование Су Джок терапии в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Проект долгосрочный в старшей группе  Тема: «Использование Су Джок терапии в речевом развитии детей дошкольного возраста»Цель:коррекция речевых нарушения у детей с помощью исполь...

Самообразование «Использование Су Джок терапии в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Упражнения с использованием массажных мячиков Су Джок для дошкольников...

Консультация для педагогов на тему: «Влияние средств арт-терапии на речевое развитие детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов на тему: «Влияние средств арт-терапии на речевое развитие детей дошкольного возраста» ...