НОД в Гостях у тетушки Арины
план-конспект занятия (средняя группа) по теме

Петушкова Виталина Валериевна

 

Тема: «В гостях у тетушки Арины»

Задачи:

·        расширять представления о русской народной культуре, через знакомство с русскими народными играми, песнями, хороводами;

·        развивать творчество, интерес к прошлому используя фольклор ;

·        воспитывать патриотизм в детях через культуру русского народа.

Предварительная работа:

·        чтение русских народных сказок

·        рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам 

·        разучивание русских народных игр, хороводов, песен;

Оборудование:

Русская изба с предметами быта (печь, лавки, стол, самовар, прялка, половики, ухват, коромысло, чугунок и др.),русский народный костюм, оборудование для хоровода, музыкальные записи народных мелодий, музыкальный проигрыватель и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_v_gostyah_u_tetushki_ariny.docx23.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Комаричский детский сад №2

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

в средней группе

по теме: «В гостях у тетушки Арины»

Провела: Петушкова В.В..

        

Комаричи

Тема: «В гостях у тетушки Арины»

Задачи:

  • расширять представления о русской народной культуре, через знакомство с русскими народными играми, песнями, хороводами;
  • развивать творчество, интерес к прошлому используя фольклор ;
  • воспитывать патриотизм в детях через культуру русского народа.

Предварительная работа:

  • чтение русских народных сказок
  • рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам  
  • разучивание русских народных игр, хороводов, песен;

Оборудование:

Русская изба с предметами быта (печь, лавки, стол, самовар, прялка, половики, ухват, коромысло, чугунок и др.),русский народный костюм, оборудование для хоровода, музыкальные записи народных мелодий, музыкальный проигрыватель и др.

Содержание непосредственно образовательной деятельности:

Звучит русская народная музыка. Дети входят в зал

Тетушка Арина (воспитатель в народном костюме):

-Здравствуйте, гости дорогие, проходите. Я вас ждала и наряды припасла. Открывайте сундучок!

Девочки достают из сундука и повязывают косынки – платки, мальчики – кушаки.

-Теперь вы стали добрыми молодцами, да красными девицами. Повернитесь-ка, да назовитесь-ка.

Дети поочередно называют себя:

-Я красная девица Ирина

- Я красный молодей Максим…

Т.А.: Рады гостям, как хорошим вестям! Издавна на Руси любил русский народ повеселиться. Наши молодцы да девицы тоже любят веселиться.

Максим:

Эй, девицы – красавицы!

Запевайте-ка частушки!

Запевайте веселей,

Чтоб порадовать людей

Звучит музыка, дети поют частушки:

Поленился утром Ваня

Причесаться гребешком.

Подошла к нему корова

Причесала языком

            ***

Сидит Ванька у ворот

Широко разинув рот.

А народ не разберет,

Где ворота, а где рот!

             ***

Я надену бело платье

Буду в нем красавица.

Пусть лентяи не подходят,

Пока не исправиться.

             ***

На базаре я была

Видела Мирона.

У Мирона на носу

Каркала ворона.

           ***

Если б не было б воды

Не было бы кружки

Если б не было девчат

Кто бы пел частушки?

Тетушка Арина с караваем на рушнике: Не стесняйтесь, не толпитесь на крылечке, проходите ближе к печке. Рассаживайтесь поудобнее на лаках. В тесноте, да не в обиде. Посмотрите сколько у меня здесь интересных вещей.

Вот она наша русская печь. Она самая главная в деревенской избе. Как вы думаете, зачем людям нужна была печь?

Дети: Готовить еду, отапливать избу.

Т.А.: Правильно. В старину люди топили печь дровами, готовили в ней еду, сушили обувь. Посмотрите, а что это в печи?

Дети: Чугунок.

Т.А.: Правильно. А что в нем готовили?

Дети: Еду разную.

Т.А.: В чугунке щи варили, кашу томили, да молоко топили. В старину так и говорили: «Щи да каша – пища наша!»

Рогат, но не бык.

Хватает, да не ест.

Людям отдает,

А сам на отдых идет.

В печи горячо, руками чугун не поставишь и не вытащишь. Для этого и нужен был ухват.

Дети рассматривают ухват.

Т.А.: Обратите внимание, что стоит у печки? Это кочерга. Кочергой разбивали угли, подгребали ближе к чугункам. Так еда оставалась теплой до самого вечера.

Когда-то вместо тарелок люди использовали миски. Миски делали из глины, дерева, а потом из метала. Они были большие и маленькие. Большую миску ставили на середину стола, из нее  ела вся семья. Ели люди деревянными ложками и пили из железных кружек.

А вот и кувшин. В нем хранили молоко.

А что же это? (указывает на самовар)

Дети: Это самовар. Он кипятит воду.

Т.А.: Сверху пар, снизу жар.

         Шипит русский самовар!

Сейчас зима. Идет последний месяц зимы – Февраль. А какое время года наступит после зимы?

Дети: Весна

Т.А.: В старину люди думали, что смены времен года не будет если не провести специальный обряд. Зиму нужно было проводить, а весну встретить, иначе весна – красна мимо проедет. Назывался обряд – Масленица. Люди забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль, и веселились от души. Длился этот праздник целую неделю – с понедельника по воскресенье. Название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе люди уже не ели мяса, а масло и молочные продукты еще можно было кушать. Всю неделю пекутся вкусные блины, ведь они так похожи на солнышко, по которому все соскучились за время зимы. Сейчас идет четвертый день масленичной недели. Смотрите к нам гости идут!

Звучит музыка, в зал входят дети подготовительной группы.

Тетушка, блины  спекла
Круглые румяные?
Масленица к нам пришла
Гостьею желанною.
Солнце круглое как блин,
Улыбаясь светит.
Рады теплой встрече с ним
Взрослые и дети.

Как на масленой неделе,
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару — разбирайте!
Похвалить не забывайте.

Тетушка Арина раздает детям из подготовительной группы блины, те благодарят и уходят. 

Т.А.: Хозяин рад и гости рады, когда еще веселиться, как не на масленицу?

Давайте девицы да молодцы выйдем на улицу. Там сейчас холодно. Давайте одеваться.

Имитация одевания. После дети выходят на импровизированную улицу.

Т.А.: Не обходилось в старину гулянье без шуток , песен и хороводов.

Как у наших у ворот,

Собирается народ.

Собирается народ

На веселый хоровод!

Дети заводят хоровод «Как на тоненький ледок»

Т.А.: Догадайтесь что это?

Под гору коняшка.

На гору деревяшка.

Дети: Санки.

Т.А.: Катание с горки веселая зимняя забава. Чем дальше прокатят санки, тем лучше будет урожай. Посмотрите, какие были санки?

Дети: Большие.

Т.А.: Большие деревянные.

А еще были вот такие лыжи (дети рассматривают).

А что же это?

Бежит речка, мы лежим.

Лед на речке - мы бежим.

Дети: Коньки.

Т.А.:.: Не обходились праздники и без катания на коньках.

Любили кататься, да снежками покидаться. Давайте и мы с вами повеселимся и поиграем в снежки!

Под веселую музыку дети играют в снежки из ваты.

Т.А.:.: Девицы да молодцы, пойдемте в избу, погреемся.

В русской избе на полу стелили красивые и цветные половики и коврики. Коврики круглые, половики длинные.

Долгими зимними вечерами женщины садились за прялку и пряли шерсть овечью и козью. Вытягивали из шерсти и скатывали пальцами нити и наматывали их на веретено.

Давайте и мы немножко намотаем нити на веретено.

Под русскую народную песню дети наматывают нити на веретено.

Т.А.: Вот висит над вашим взором

         Вся покрытая узором.

         Не кафтан и не папаха,

         А простая русская рубаха.

Посмотрите, мужчины одевали рубаху подпоясанную кушаком, Застегивалась рубаха сбоку и называлась косовороткой, ее украшали вышивкой.

Каждый день поутру

Надеваю я трубу.

Но не догадаться вам

Она зовется…

Дети: Сарафан.

Т.А.: Девушки надевали красные сарафаны и белые расшитые сорочки. Женщины на голову повязывали платки, надевали юбки и сорочки. Самой распространенной обувью были лапти.

Не ботинки, не сапожки

Но их тоже носят ножки.

В них ходили раньше люди.

Их плели из лыка.

А чтоб с ножки не спадали

Их веревкой привязали.

Я вам предлагаю своими руками украсить платочки и рубашки. Девочки украшают платочки, мальчики – рубашки.

Рисование по ткани через трафарет.

Т.А.: Скажите ребята понравилось ли вам у меня в гостях?

Ответы детей

Т.А.: А что вам больше всего понравилось?

Ответы детей

Т.А.: Где готовили еду?

Ответы детей

Т.А.: В чем варили кашу да щи?

Ответы детей

Т.А.: В чем кипятили воду?

Ответы детей

Т.А.: Для чего нужна прялка?

Ответы детей

Т.А.: В группу мы сейчас пойдем

         С караваем да блинами

         Сладкий чай уже попьем!

Дети уходят из зала на чаепитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В гостях у Тетушки Арины

Интгергированное занятие в старшей группе по ФЭМП...

Конспект НОД на тему : "Русские традиции- В гостях у тетушки Арины"

В моем конспекте вы можите ознакомиться с проведением занятия русских традиций, где мы отправляемся в гости к тетушке Арине....

Конспект НОД : "Русские традиции - В гостях у тетушки Арины"

В этом конспекте вы можеты увидить как можно провести занятие на тему русские традиции...

Развлечение для детей первой младшей группы "В гости к тетушке Арине"

Развлечение предназначено для детей первой младшей группы (1,5  - 3 года)...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области: «Речевое развитие». Тема НОД: «В гостях у тетушки Арины». 1 младшая группа

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области: «Речевое развитие». Тема НОД: «В гостях у тетушки Арины». 1 младшая группа...

занятие по культурно нравственному воспитанию."В гостях у тетушки Арины"

Расширять представления детей о русской культуре,традициях семейных ценостя и обычаях.Дать новые знания о жизни народа,познакомить с предметами быта.Обогощать представления о народной кукле,о декорати...

"В гостях у тетушки Арины"

конспект тематического занятия для воспитанников младшей группы. Знакомство с русской избой....