Гиперактивный ребенок
учебно-методический материал на тему

Неволина Елена Владимировна

работа с гиперактивными детьми на занятиях по физической культуре

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon giperaktivnyy_rebenok.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Республика Саха  (Якутия)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида «Цветик-семицветик» п. Беркакит, Нерюнгринский район

678990, Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский район, п. Беркакит, ул.Башарина, д.5.

« Гиперактивный ребенок –

какой он»

Составила: Неволина Елена Владимировна

МДОУ « Цветик – Семицветик»

 

        Гиперактивность - форма хронических нарушений поведения в дошкольном возрасте, которая характеризуется расстройством внимания, двигательной расторможенностью, импульсивностью поведения.

         Гиперактивность проявляется не просто избыточной двигательной активностью (которая может отмечаться даже во время сна), но также беспокойством, посторонними движениями во время занятий, требующих усидчивости, суетливость, двигательное беспокойство, импульсивность.

     В дошкольном возрасте у детей преобладает гипервозбудимость, двигательная расторможенность, моторная неловкость, непоследовательность, отвлекаемость.

    В школьный период наблюдаются: трудности в учёбе и поведении, импульсивность, излишняя активность в отстаивании собственных интересов, невзирая на требования родителей и педагогов, что нередко создаёт конфликтные ситуации.

        Гиперактивность—минимальное мозговое повреждение, возникающее в результате ранних локальных поражений центральной нервной системы при патологии беременности и родов, черепно—мозговых травм или нейроинфекций.

    У детей с минимальной мозговой дисфункцией и гиперактивностью в период новорожденности обнаруживается синдром повышенной нервно—рефлекторной возбудимости, которая проявляется общим беспокойством, повышенной возбудимостью, нарушением сна и аппетита, частым срыгиванием, дрожанием подбородка и рук.

            У детей в возрасте от года до трех лет часто отмечают повышенную возбудимость, двигательное беспокойство, нарушение сна и аппетита, слабая прибавка в массе тела, некоторое отставание в психоречевом и моторном развитии.

           После трёх лет обращают на себя внимание такие особенности, как моторная неловкость, повышенная утомляемость, отвлекаемость, импульсивность, упрямство, повышенная активность.

           К подростковому возрасту гиперактивность детей значительно уменьшается или исчезает. Однако нарушение внимания и импульсивность в большинстве случаев продолжают сохраняться вплоть до взрослого возраста.

Ставить диагноз гиперактивности должен врач.

   Оказание помощи детям с гиперактивностью всегда должно носить комплексный характер и объединять различные подходы: работа с родителями, методы психолого—педагогической коррекции, психотерапия, медикаментозное лечение.

Работа с родителями:

   В воспитании ребёнка с гиперактивностью родителям необходимо избегать двух крайностей: проявление чрезмерной мягкости, с одной стороны, а с другой — постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и наказаниями. Частое изменение указаний и колебания настроения родителей оказывают на ребёнка глубокое негативное воздействие.

   Родителям детей с синдромом гипервозбудимости нельзя допускать вседозволенности: детям должны быть четко разъяснены правила поведения в различных ситуациях. Однако количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму.

В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной» модели. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это может укрепить уверенность ребенка в своих силах.

1. Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя».

2. Говорите сдержанно, спокойно и мягко.

3. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок                     времени, чтобы он мог его завершить.

4. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную    стимуляцию.

5. Поддерживайте дома строгий режим дня.

6. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.

7. Избегайте по возможности скоплений людей.

8. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.

9. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

10. Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию.  Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе.

11. Не допустимо при сильном возбуждении ребенка применять наказание, так как во время резких эмоциональных эксцессов он находится в полубессознательном, безответственном состоянии.

12. Перед укладыванием ребенка спать, обязательными процедурами являются: прием душа (ванны) и определенные действия на расслабление мышц, нервных окончаний (массаж пальцев рук и ног).

Методы психолого—педагогической коррекции

   Эти методы направлены на преодоление не только нарушений внимания, но также памяти, наглядно—образного мышления, пространственного восприятия, недостаточности зрительно—моторной координации и тонкой моторики, свойственных этим детям, нередко наблюдающихся у них трудностей формирования школьных навыков — письма, чтения, счёта.

Психотерапия

      Психотерапия при гиперактивности направлена на уменьшение психологической напряженности, создание благоприятной обстановки. Неотъемлемая часть психотерапии —объяснение ребенку на понятном ему языке — в чем причина его неудач.

Медикаментозная терапия.

     Она занимает важное место в лечении синдрома. Она назначается по индивидуальным показаниям, когда когнитивные и поведенческие нарушения у больного ребенка не могут быть преодолены лишь с помощью методов модификации поведения, психолого—педагогической коррекции и психотерапии. При  медикаментозном лечении в первую очередь показаны препараты, оказывающие стимулирующее действие на недостаточно сформированные у детей этой группы когнитивные функции: внимание, память, организация, программирование и контроль психической деятельности, праксис. В лечении гиперактивности успешно зарекомендовали себя препараты ноотропного ряда. К числу основных препаратов используемых при лечении синдрома гиперактивности у детей, относятся церебролизин, пирацетам (ноотропил), инстенон, кавинтон, энцефабол, глицин и некоторые другие. Следует подчеркнуть, что препараты назначаются только врачом и только по индивидуальным показаниям.

Комплексная коррекция

   В комплексной коррекции синдрома гиперактивности у детей незаменимы физкультура и спортивные мероприятия, Для детей младшего возраста полезны занятия ритмикой, детям постарше рекомендуются занятия хореографией, танцами, теннисом, плаванием, карате и другими восточными единоборствами. Спортивные занятия способствуют улучшению организации движений, в том числе тонкой моторики. Кроме того, регулярные тренировки дисциплинируют. Гиперактивным детям подходят любые спортивные занятия, кроме потенциально травматичных – различных видов борьбы, бокса, поскольку для них крайне нежелательны дополнительные травмы, и прежде всего черепно-мозговые. Работа с ними должна строиться индивидуально, при этом основное внимание нужно уделять их отвлекаемости и слабой самоорганизации.

     Гиперактивных детей отличает положительное эмоциональное отношение к игре и к общению. У них присутствует активное ориентирование в предметной среде и в выборе игры. Стремление к самостоятельным действиям, оказывается более значимым и сильным мотивом, чем любые правила. Правило остается знаемым, но субъективно не значащим.

     Руководителю физического воспитания важно чётко разграничивать целенаправленную активность, тщательно устраняя бесцельную активность, вводя дополнительные задания. Ребенку не устоять на месте – пусть не стоит, но двигательную деятельность следует направлять и организовывать. Игра должна быть со смыслом, и тогда бег не будет бесцельным и превращается в целенаправленную активность. Постановка цели, действия по плану будут для него буквально спасением.

     В процессе физического воспитания гиперактивных детей необходимо:

1. Помнить о том, что данные дети имеют заниженную реакцию на шум, новый зрительный опыт, прикосновение, и, следовательно, они ищут новых сенсорных, визуальных и тактильных стимулов – их нужно попросить помочь, дать дополнительное задание. Поощряя, дотронуться до руки, погладить по голове.

2. Совершенствовать зрительно-моторную, слухо-моторную координацию, ориентацию в пространстве – совершенствуя произвольную регуляцию в движении, так как трудно усидеть на месте (а произвольная регуляция слабая ).

3. Совершенствовать свойства внимания и памяти (с помощью упражнений на координационных способностей).

4. Чаще использовать упражнения на развитие силовых способностей (что способствует усилению процессов активного торможения, повышению эмоционального тонуса).

5. Чаще использовать аэробные упражнения.

6. Давать задания на точность, оригинальность выполнения, а не на быстроту.

7. Развивать чувство времени.

8. Развивать межполушарные взаимодействия (одновременные движения правой и левой частей тела).

9. Ограничивать задания высокой подвижности, выполнение которых обязательно нужно чередовать с дыхательными упражнениями с брюшным типом дыхания.

 

Игры на коррекцию синдрома гиперактивности

  1. «Игра воробьиные драки»

        Дети выбирают себе пару и «превращаются» в драчливых «воробьёв» (приседают, обхватив колени руками). «Воробьи» боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из детей упадёт или уберёт руки со своих колен, тот выбывает из игры(лечат лапки у доктора Айболита). «Драки» начинаются и заканчиваются по сигналу взрослого.

2. Игра «Злые – добрые кошки»

        Детям предлагают образовать большой круг, в центре которого на полу лежит обруч. Это волшебный круг, в котором будут совершаться «превращения». Ребёнок входит внутрь обруча и по сигналу ведущего превращается в злющую – презлющую кошку: шипит и царапается. При этом из волшебного круга выходить нельзя. Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют вслед за ведущим: «Сильнее, сильнее, сильнее…» и ребёнок, изображающий кошку, делает всё более «злые» движения. По повторному сигналу превращения заканчиваются, после чего в обруч входит другой ребенок и игра повторяется.

3. Игра «Каратист».

        Правила, как и в предыдущей игре, но дети изображают движения ног «каратиста».

4. Игра «Боксер».

        Правила. Как в игре № 2, но ребенок выполняет движения только руками.

5. «Клеевой дождик»

        Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают препятствия:

1. Подняться и сойти со стула.

2. Проползти под препятствиями.

3. Обогнуть широкое озеро.

4. Пробраться через «дремучий лес». И так далее.

6. « По кочкам»

        Подушки раскладываются на полу на расстоянии, которое можно преодолеть в прыжке с некоторым усилием. Вместе на одной кочке капризным лягушкам тесно. Они запрыгивают на подушки соседей и квакают: Ква-ква, подвинься! Если двум лягушкам тесно на одной подушке, то одна из них прыгает дальше или сталкивает в болото соседку, и та ищет себе новую кочку.

7. «Брыкание»

        Участники делятся на пары. Один лежит на полу, другой стоит напротив. По команде стоящий наваливается руками на согнутые в коленях ноги лежащего. Лежащий сопротивляется «нападению» и при этом громко кричит: Нет! Упражнение длится 2-3 минуты, затем пары меняются местами.

8. «Два барана»

        «Рано – рано два барана повстречались на мосту». Игроки разбиваются на пары. Широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются лбами и ладонями друг в друга. Задача – противостоять друг другу не сдвигаясь с места. Кто сдвинется с места – проиграл, Можно издавать звуки «Бе-е-е».

9. Релаксация « Путешествие на голубую звезду»

        Наша родная планета – земля. На ней живут люди, птицы, насекомые, звери, растения. Но люди любят мечтать, хотят знать, а есть ли у нас соседи? Сейчас помечтаем и мы…

Лягте удобно, закройте глаза. Представьте себе темное ночное небо с яркими звездами. Где-то там, далеко-далеко, тоже есть жизнь. Мы отправляемся в увлекательное путешествие к загадочной Голубой Звезде.

        Вы – команда межпланетного космического корабля землян. Каждый занял свое место. Сейчас корабль поднимется в небо. Вдох – выдох 3 раза. Крепко – крепко сожмите в кулачках штурвалы и педали…вдох – выдох. Чувствуйте, как приятная тяжесть растекается по телу, прижимает нас. Корабль взлетает. Нам становится легко. Важно сейчас ровно дышать: вдох – выдох, 3 раза. Хорошо. Мы почти не чувствуем свое тело, оно легкое, невесомое. Вдох – выдох, 2 раза.

        Мы летим в космосе. На нас приветливо смотрят звезды, приглашают к себе в гости, но наша цель – Голубая Звезда. …

И вот она уже близко, яркая, голубая. Давайте сделаем посадку. Снова крепко возьмемся за штурвалы, сильно надавим на педали, сделаем глубокий вдох и выдох, 2 раза, так, и отпустим штурвалы и педали. Как плавно и мягко мы сели!

        Выйдем из корабля… Перед нами океан где нет воды. Цветы, всюду цветы: белые, желтые, оранжевые, розовые, с голубыми стебельками, поэтому-то планета и кажется совсем голубой. В этом океане цветов живут необычные существа с прозрачными крылышками, огромными голубыми глазами, серебристыми усиками. Это и есть наши соседи, жители Голубой Звезды Чистокрылышки. Они рады нам, улыбаются, мы им нравимся, они предлагают нам свою дружбу и нежность. Они протягивают нам свои чистые крылышки. Мы тоже протягиваем им руки… Чувствуем, как в наше тело входит тепло, покой, доброта. Пора возвращаться на Землю. Мы возьмем все это добро, радость и чистоту с собой и поделимся счастьем с родными и друзьями, со всеми людьми.

        Милые Чистокрылышки, дорогие соседи, мы рады встрече с вами, мы никогда не забудем вас, будем такими же добрыми, чистыми,  нежными.         

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка.

Рекомендации родителям и  педагогам гиперактивного ребенка.   Работа с родителями гиперактивного ребенка. «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА»...

Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка.

Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка. «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА» «КАК ПОМОЧЬ ГИПЕР...

Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка.

Рекомендации родителям и  педагогам гиперактивного ребенка.   Работа с родителями гиперактивного ребенка. «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА»...

Гиперактивность. Гиперактивный ребенок.

Под гиперактивностью принято понимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность у детей, когда возбуждение преобладает над торможением. Врачи полагают, что гиперактивность является следс...

Особенности гиперактивных детей. Принципы взаимодействия с гиперактивным ребенком. Памятка «Как реагировать на сложные ситуации возникающие с гиперактивным ребенком».

Особенности гиперактивных детей. Принципы взаимодействия с гиперактивным ребенком. Памятка «Как реагировать на сложные ситуации возникающие с гиперактивным ребенком»....

Советы родителям гиперактивного ребенка. Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный? Давайте разграничим эти понятия.

Активный ребенок:- Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но если его заинтересовать - может и книжку с мамой почитать, и тот же ...

Советы родителям гиперактивного ребенка Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный?

Активный ребенок:- Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но, если его заинтересовать - может и книжку с мамой почитать, и тот же...