Проект "Весна-красна"
проект (средняя группа) на тему

Ахиярова Раушана Магсумовна

Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть её красоту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Весна-красна"49.91 КБ

Предварительный просмотр:

Проект: «Весна красна».

Продолжительность проекта: краткосрочный  с 3 по 21 апреля.

Тип проекта: познавательно- исследовательский.

Участники проекта: дети, родители, педагоги.

Возраст детей: 4-5 лет

Актуальность проекта:

Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть её красоту.

Приобретённые в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у дошкольников глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов.

Продолжать развивать связную речь, умение понятно для окружающих выражать свои мысли, формировать интерес и любовь к природе.

Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект:

Формирование элементарных представлений о весне. У детей не сформированы знания о весенних изменениях в живой и не живой природе. Дети не умеют сравнивать различные периоды весны, не воспитано заботливое отношение к пробуждающийся природе. У детей нет представления о первых цветах весны. Дети владеют небольшими знаниями о перелетных птицах, об их жизни в весенний период. Дети не умеют устанавливать простейшие связи между условиями наступающего времени года и поведения животных, птиц, состоянием растительности.

Цель проекта: Закреплять представления о сезонных изменениях в природе.

Задачи проекта:

Для детей:

Образовательные:

Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе.

 Активизировать словарь детей понятиями из темы занятия.

Развивающие:

Развивать стремление общаться со сверстниками в процессе деятельности. 

Расширять знания детей о признаках весны, учить устанавливать простейшие связи между условиями наступающей весны.

Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки, продуктивную деятельность, творческие способности, воспитание творческой инициативы, бережного отношения к окружающей среде.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к пробуждению природы, к ее отдельным явлениям.

Воспитывать уважительное отношение к ответам сверстников. 

Способствовать формированию интереса детей к природе.
Словарная работа: весна – красна, капель, набухают почки, солнечный, ручьи, вьют гнёзда, проталина, просыпаются от спячки.

 Для педагогов:

- развитие трудового потенциала у ребенка

- дать детям представление о весне.

- развивать любопытство, любознательность.

- расширять знания детей о весне

Для родителей:

- развитие совместного творчества родителей и детей;

- заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней;

- выполнять совместные задания по проекту во время нахождения ребенка дома;

- познакомить родителей со структурой проекта, с его задачами для детей и педагогическими задачами для родителей.

Форма проведения итогового мероприятия проекта: коллективная работа.

Название итогового мероприятия проекта: «Весна».

Продукты проекта:

Для педагогов:

-Донести до участников проекта важность данной темы.

-     Создать развивающую среду; подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, театрализованной деятельности; дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу.

-     Подобрать материал для продуктивной деятельности.

Для детей:

- наблюдения за деревьями и кустарниками на участке – набухшие почки, распустившийся крокус.

- наблюдение за состоянием погоды, за небом, насекомыми.

-ООД по познавательному развитию и просмотр презентации на тему «Весна идет».

- аппликация «Скворечник для птиц».

- рисование «Ласковое солнышко, «Веточка вербы», «Весенние цветы – первоцветы», «Ласточки прилетели».

- лепка «Грачи и скворцы».

- загадки, пословицы, поговорки, приметы о весне.

Для родителей:

- консультация «Экологическое воспитание детей в семье»,

- Папка- передвижка «К нам весна шагает: месяц апрель».

- консультация «Весенний лед-источник повышенной опасности»!

Ожидаемые результаты по проекту:

Дети: 

  • Выделяют наиболее характерные сезонные изменения в природе;
  • Знают некоторых птиц;
  • Рассматривают сюжетные картинки;
  • Используют все части речи, простые нераспространенные предложения;
  • Отвечают на вопросы взрослого.
  • Проявляют бережное отношение к природе.
  • Участвуют в обсуждениях.
  • Участвуют в сезонных наблюдениях.

Педагоги:

  • Повысят профессиональную компетентность в вопросах проектирования педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации ФГОС по теме проекта.
  • Овладеют методами и приёмами создания модели комплексно-тематического планирования на основе интегративного подхода по теме проекта.
  • Обеспечат условия для усовершенствования методической базы по данной теме.

Родители: 

  • Проявят интерес к совместной деятельности с ребенком.
  • Станут активными участниками реализации проекта.
  • Повысится мотивация к сотрудничеству.

II Краткое содержание проекта

    I этап подготовительный

  • подбор картин, иллюстраций, книг, стихов, загадок, звукозаписей.
  • Изготовление папок-раскладушек о времени года - весна (народные приметы, стихи, загадки и т. д.).
  • Консультации для родителей: «Экологическое воспитание детей в семье»,
  • «К нам весна шагает», «Весенний лед-источник повышенной опасности», 
  • Разработка модели комплексно-тематического планирования по теме проекта.
  • Подготовка материала для реализации проекта:
  • Подбор методической, научно – популярной, справочной и художественной литературы, иллюстративного материала, пособий, игр по данной теме;
  • Подготовка материалов для продуктивной деятельности;
  • Подбор материалов, моделей, игрушек, атрибутов для игровой, познавательной деятельности.
  • Информированность родителей о предстоящей деятельности:
  • Оформление папки-передвижки, размещение справочной информации по тематике бесед;

   II этап основной

  • Внедрение в воспитательно - образовательный процесс методов и приёмов по обогащению знаний дошкольников о сезонных изменениях в природе;
  • Оформление сборника стихов о весне: «Весна с улыбкой шлёт привет»
  • Совместное художественное творчество детей
  • НОД по рисованию «Ласковое солнышко, «Веточка вербы», «Весенние цветы – первоцветы», «Ласточки прилетели».
  • НОД по аппликации «Скворечник для птиц»
  • НОД по лепке «Грачи и скворцы».
  • Беседы: «Весна», «Безопасное поведение в природе весной». «Животные весной», «Ручей», «Весенние радости», «Солнечная капель».
  • Художественная литература.
  • - Стихотворение о весне «Лицом к весне» Р.Сеф. «Песенка весенних минут» В.Берестов.
  • - Стихотворение о весне из новогодней сказки «Двенадцать месяцев» С.Маршак.
  • - Стихотворение о деревьях весной «Берёзка» П.Воронько. «Осинка» И.Токмакова. «Черёмуха» С.Есенин. «Черёмуха» Е.Благинина.
  • - Стихотворение «Весна – весна» Е.Баратынский.
  • - Рассказ «Подснежники» С.Вангели.
  • - Стихотворение «Салют весне» З.Александровой.
  • Подвижные игры.
  • «Перелёт птиц», «Жуки», «Солнышко и дождик», «Зайцы и волк», «Перепрыгнем через ручеёк», «Сидит, сидит зайка», «Грей солнышко теплей»
  • Дидактические игры.
  • «Птицы», «Что изменилось на улице?», «Что с начало, что потом?», «Когда это бывает?», «Чудо цветок».
  • Наблюдение: «Веточка березы», «Ручейки», «Посадка различных видов семян».
  • Пальчиковые игры: «Деревья», «Корни», «Ранняя весна», «Первоцветы», «Возвращение птиц».
  • Работа с родителями: выставка рисунков, консультации, посадка семян.
  • Музыкальные произведения.
  • -П.Чайковский «Времена года. Весна»
  • - Э.Григ «Бабочка»
  • - М.Глинка «Жаворонок» Н. Митлова «Зима прошла» песня.
  • - Украинская народная песня «Веснянка»
  • - А.А.Белоус «Весенняя песня» хоровод.
  • - аудиозапись с пением птиц.

III этап - заключительный

  • итоговая презентация;
  • выставка рисунков по теме проекта;
  • информированность родителей о результатах проекта через продуктивную деятельность детей, фотовыставку;
  • досуг с детьми «Весенние приключения».

Результат:

В ходе работы по проекту, детям была интересна тематика проекта, они с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях и образовательной деятельности. Дети научились выделять характерные сезонные изменения в природе, перечислять всех перелетных птиц. На протяжении всего проекта дети с большим любопытством рассматривали сюжетные картинки, вели наблюдение за деревьями и птицами. Активно принимали участие в создании мини огорода на окне, с радостью участвовали в коллективной итоговой работе проекта. Во время трудовой деятельности дети часто делились своими впечатлениями не только с воспитателем, но и с родителями. А также между собой.

Содержание проекта и фотоотчеты отражают результаты наблюдений и проделанную работу детей.

Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей, а также способствовала возникновению интереса и желания у родителей принять участие в проекте «Весна».

Интегрированное занятие в средней группе "Весна - красна" с авторскими загадками и сказкой

Образовательные области: Познание, художественно - эстетическая, физическое развитие. 
Цель: уточнить характерные признаки весны, выявить простейшие причинно – следственные        связи.
Задачи:
обогащать        словарный        запас.
учить воспринимать красоту природы, замечать весенние изменения в природе. 
закреплять умение воспринимать образ весны в стихах, рисунках, создавать цветок из различных        материалов.
обогащать речь детей существительными, прилагательными
развивать зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику
развивать эстетическое восприятие красоты природы.
способствовать формированию интереса детей к природе.
воспитывать у детей чувства любви и бережного отношения к природе
Оборудование:
Картинки -слайды ( солнце, ручей, сосульки, проталины, подснежники, снеговик, снег, скворец). Весенний пейзаж.
Пластилин, семена кабачков.

Ход  ООД:

Воспитатель:
Давайте вместе посмотрим в окно,
Такую красоту мы ждали давно: 
И небо, и солнце и даже капель,
Синички на ветке звонкая трель!
Все радостью наполнено, светом,
Весны красавицы приветом!


Ребята, мы сегодня будем говорить о весне. Ее еще называют красной. 
А почему? Потому, что она красивая.
Вот послушайте загадки, если правильно отгадаете, на экране увидите картинку с отгадкой.
1.Без его тепла к нам не придет весна? (Солнышко)


2.Растет она вниз надо мною,
Над нашей висит головою.
Солнышко как припечет,
Заплачет она, утечет. (Сосулька)


3. Мы зимой его лепили.
А весна пришла, забыли,
Где стоял он , улыбался, 
Только нос его остался? (Снеговик)


4.Зимой он белый лежал, весной потемнел, 
Куда он девался, кто его съел? (Снег)


5 Он бежит, звенит, поёт
Поиграть с собой зовет.
Ты кораблик ему дай
И попробуй, догоняй! (Ручеёк)


6.Цветок, он вырос из сугроба,
Весне покажет он дорогу. (Подснежник)


7. Прилетел он наш певец.
Птичка певчая. (Скворец)


Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали. В этих отгадках мы с вами о чем узнали?
Да, о весенних приметах. Самый главный помощник весны это солнце. Солнышко хочет с вами поиграть.
А сейчас гимнастика для глаз «Солнечный зайчик».
Солнечный мой заинька (вытягивать вперёд ладошки)
Прыгни на ладошку
Солнечный мой заинька (ставить на ладонь указательный палец другой руки)
Маленький как крошка
Прыг на носик, на плечо
Ой, как стало горячо!
Прыг на лобик и опять
На плече давай скакать (следить взглядом за движениями пальца)
Вот закрыли мы глаза (ладонями)
А солнышко играет:
Щёчки тёплыми лучами
Нежно согревает (широко раскрыть глаза).
Воспитатель:
А сейчас, отправимся на лесную полянку, посмотрим, а что там происходит.

Сказка «На полянке весной».
Сорока на полянке стрекотала: 
«Караул, весна пропала!»


Первым зайка прискакал:
«Что случилось, кто кричал!»


Смотрит заяц на сороку:
«Что случилось, белобока?»
«А весны то нет и нет,
Стреке - ке, стреке - ке, 
Нет ее нигде, нигде!»
Зайка решил успокоить сороку:
«Пойдем, покажу я весну, белобока. 
Смотри , вот медвежья берлога!
Спал медведь в ней зиму долго.
Его уже разбудил ручеек,
Берлогу покинул - он сильно промок.
Весна ручеек тот медведю послала.
Что любит он спать, об этом узнала.


Ежик тоже покинул норку свою,
Гуляет по лесу, ищет еду.


Лисята с лисой на полянке играют.


Снег и лед на речке все тает и тает,
Вот с грачихой грач летает,
Гнездо строить начинают.


На проталинке раскрылся подснежник-
Весны и солнышка привет.


Ну, что, белобока, весна или нет?»
Успокоилась сорока: 
«Ну , спасибо, тебе серый!
Был зимой ты тоже белый.
Вижу, кончилась зима!
Стреке –ке, Ура! Ура!»
Воспитатель: Ребята , понравилось вам путешествие на весеннюю полянку.
Долго шла весна тайком
От ветров и стужи
А сегодня прямиком
Шлёпает по лужам
Гонит тёплые снега
С гомоном и звоном
Чтобы выстелить луга
Бархатом зелёным
Скоро! Скоро! Быть теплу
Эту новость первой
Барабанит по стеклу
Серой лапкой верба.


Весна — прекрасное время года Весну ждут, встречают люди.
Давайте сделаем из семечек тыквы и пластилина самый храбрый весенний цветок «Подснежник»
Дети лепят из пластилина стебелек и листики, из семян кабачка цветы.
Воспитатель: Ребята, скажите, что вы узнали о весне?
Подведение итогов.

Конспект ООД  «Весна – весняночка»

Задачи:

- Уточнить и обобщить представления детей о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне, обогатить и активизировать словарь по теме;

- Повторить  с детьми названия весенних цветов (ландыш, подснежник, тюльпан, нарцис, одуванчик)

- Развивать внимательность и наблюдательность, мелкую и общую моторику, коммуникативные навыки;

- Упражнять  умение работать коллективно  в нетрадиционной технике, используя обрывную аппликацию;

- Вызвать у детей радость от проделанной деятельности.

Материалы и оборудование:

➣ Стенгазета «Весна – весняночка»;

➣ Иллюстрации весенних цветов (ландыш, подснежник, тюльпан, одуванчик, нарцисс);

➣ Разрезные картинки весенние цветы;

➣ Бумажные салфетки зеленого цвета (трава), желтые кружки(одуванчики), клей, кисти, салфетки на каждого ребенка, ватман(поляна).

Предварительная работа:

✓ наблюдения в природе;

✓ чтение стихотворений о весне;

✓ рассматривание картин и  иллюстраций о весне;

✓ отгадывание загадок.

Ход ООД:

1 часть: Дети входят в группу, рассаживаются полукругом, воспитатель читает стихотворение:

«Весна» 

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают под её ногами.

Чёрные проталины

На полях видны.

Видно очень тёплые ноги у весны. (И. Токмакова)

Ребята, о чем это стихотворение? (о весне).

Правильно, о весне.

Ребята,  посмотрите внимательно на картинку (указывает на стенгазету «Весна – весняночка»).

Сейчас я загадаю вам загадки,  вы их отгадаете, и найдете здесь.

Новоселье у скворца

Он ликует без конца.

Чтоб у нас жил пересмешник -

Смастерили мы... (Скворечник)

 

В голубой рубашечке,

Бежит по дну овражка. (Ручей)

 

Здесь на ветке чей - то дом,

Ни дверей в нем, не окон,

Но птенцам там жить тепло,

Дом такой зовут... (Гнездо)

 

На реке и треск, и гром,

Это значит ледолом,

На реке идет лед

Это значит ...(Ледоход)

 

Морковка бела,

Всю зиму росла.

Солнышко пригрело -

Всю морковку съело (Сосулька)

 

У него морковный нос,

Очень любит он мороз,

В стужу он не замерзает.

А весна приходит - тает. (Снеговик)

 

Первым  вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький (Подснежник)

 

Она приходит с ласкою,

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесу подснежник расцветет (Весна)

(После каждого ответа воспитатель спрашивает у ребенка:  -Когда это бывает?)

Молодцы, все загадки отгадали. Дети, а кто знает  пословицы о весне?

Дети называют пословицы:

Грач на горе - весна на дворе.

Зима весну пугает, а сама тает.

Весна красна цветами, а осень пирогами

Давайте поиграем, покажем, как весна к нам идет!

Проводится подвижная игра «Веснянка»

Солнышко, солнышко,                        Дети идут по кругу, взявшись за руки. Золотое донышко.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей,                       Бегут по кругу.

Прилетело сто грачей,                       «Летят» по кругу.

А сугробы тают, тают,                          Медленно приседают.

А цветочки подрастают.                     Тянутся на цыпочках, руки вверх.

Ребята, посмотрите! А вот и цветочки выросли.

(Дети подходят к стенду «Весенние цветы)

Какие цветы здесь растут?

Дети по очереди показывают и называют цветы.

Воспитатель хвалит детей.

Проводится дидактическая игра «Собери цветок»

Воспитатель раздает каждому ребенку конверт, в нем разрезная картинка

На паласе дети выкладывает свой цветок. Затем воспитатель у каждого ребенка спрашивает, какой цветок у него получился.

Ребята, а теперь мы с вами покажем, как растут цветы.

Пальчиковая гимнастика «Цветок»

Вырос Высокий цветок на поляне.          Показать руками цветок.

Утром весенним раскрыл лепестки.       Развести пальцы рук.

Всем лепесткам красоту и питанье         Движение пальцами вместе-врозь.

Дружно дают под землей корешки.         Ладони вниз, тыльной стороной

                                                                             Друг к другу, пальцы развести.

В-ль:  Ребята, загадки о весенних приметах вы отгадали, показали, как весна идет, как цветок растет, вспомнили названия весенних цветов, картинки собрали, а сейчас я предлагаю изобразить поляну с  одуванчиками.

2 часть: Дети выполняют коллективную работу «Поляна одуванчиков» в нетрадиционной технике – обрывная аппликация.

(звучит аудиозапись «Волшебные звуки природы – пение птиц, шум воды, колокольчики).

3 часть: Воспитатель подводит итоги, спрашивает у детей, чем они сегодня занимались, что больше всего понравилось и угощает детей «съедобной полянкой цветов» из печенья и мармелада.

Стихи о весне

Пройдёт зима

                                        С.Дрожжин

Пройдет зима холодная,
настанут дни весенние,
теплом растопит солнышко,
как воск, снега пушистые.
Листами изумрудными
леса зазеленеются,
и вместе с травкой бархатной
взойдут цветы душистые.

 

 

 

Салют весне
                               З.Александрова

Ударил гром двенадцать раз
И замер в стороне.          
Природа отдала приказ
Салютовать весне.

Приказ – черемухе цвести,
Крапиве быть не злой,
Дождю дорожки подмести
Серебряной метлой.

Чтоб каждый кустик был певуч,
Всем птицам громче петь,
А солнцу выйти из-за туч
И веселее греть!

 

 

Апрель

                              Л.Яхинин

Синее небо, синие тени,
Синие реки сбросили лед.
Синий подснежник, житель весенний,
На синей проталинке смело растет.

 

 


Здравствуй, весна!

                              1915 Пожарова

Вешний цветик в травке новой
Щурит ласковый глазок.
Сел щегленок на кленовый
Зеленеющий сучок.

Любо птичке желтогрудой:
В ясном блеске вышина,
Светит солнце, радость всюду,—
Здравствуй, милая весна!

 

Подснежник проснулся
                                            И.Беляков

Веселый апрель улыбнулся,

Запел, загалдел, заиграл,

От шума подснежник проснулся

И на проталинке встал.

Запахло, повеяло прелью,

Чуть слышно подснежник твердил:

«Спасибо апрелю, спасибо

За то, что меня разбудил».

 

 

 

Подснежник

                                                       Э.Булгакова

В лесу, где берёзки столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку
Зелёную выставил ножку,
Потом потянулся из всех своих аленьких сил
И тихо спросил :
"Я вижу, погода тепла и ясна,
Скажите, ведь правда, что это весна?"  

Весенние воды
                      Федор Тютчев

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…

Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой Весны гонцы,
Она нас выслала вперед!»

Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!..

 

 

«Март»
                       Г. Лагздынь

Мы сегодня рано встали.
Нам сегодня не до сна!
Говорят, скворцы вернулись!
Говорят, пришла весна!
А на улице мороз.
Снег летит колючий,
И ползут по облакам
В белых шубах тучи.
Ждём, весна. Давным-давно,
А ты бродишь где-то!
Без тебя ведь не придёт
Солнечное лето!

 

 

«В марте»

Ветхая избушка
Вся в снегу стоит.
Бабушка-старушка
Из окна глядит.

Внукам-шалунишкам
По колено снег.
Весел ребятишкам
Быстрых санок бег.

Бегают, смеются,
Лепят снежный дом,
Звонко раздаются
Голоса кругом.

Завтра выпьют чаю,
Глянут из окна,
А уж дом растаял.
На дворе – весна!

 

 

Апрель

                                    Л.Аким

Долго шла весна тайком
от ветров и стужи,
А сегодня прямиком
шлепает по лужам,
Гонит талые снега
с гомоном и звоном,
Чтобы выстелить луга
бархатом зеленым.
«Скоро, скоро быть теплу!» -
эту новость первой
барабанит по стеклу
серой лапкой верба.
Скоро тысячи скворцов
с домиком подружат,
Скоро множество птенцов
выглянут наружу.
Тучи по небу пройдут,
и тебе впервые
на ладошку упадут
капли дождевые. 

 

 

 

 

 

«Соловушка»
                         Шапиро Татьяна Лазаревна (Израиль)

Песенку,соловушка,
Ты нам подари!
Золотое солнышко
Ты благодари.
Листики зелёные,
Клейкие весной.
И о них,соловушка,
Ты нам тоже спой.
И о первом дождике,
Что на землю льёт.
И о первой радуге,
Что весной цветёт.
Спой о травке бархатной.
И о пчёлке спой.
Подари,соловушка,
Песенку весной!!!

 

 

 

«Весна»

Отшумела злая вьюга.
Стала ночь короче дня.
Тёплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня.
Солнце землю нагревая,
Гонит с нашей горки лёд.
Тает баба снеговая
И ручьями слёзы льёт.

 

 

 

«Салют весне»
                                           З. Александрова

Ударил гром двенадцать раз
И замер в стороне.
Природа отдала приказ
Салютовать весне.

Приказ черёмухе цвести,
Крапиве быть не злой.
Дождю дорожки подмести
Серебряной метлой.

Чтоб каждый кустик был певуч
Всем птицам звонче петь,
А солнцу выйти из-за туч
И веселее греть.                             

 

 

     

                          Ф.Тютчев

Зима недаром злится
Прошла её пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И всё засуетилось,
Всё гонит зиму вон.
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима ещё хлопочет
И на весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит!

Взбесилась ведьма злая
И снегу, захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…

Весне и горя мало,
Умылася в снегу.
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.

 

 

Позывные 

                   П.С.Соловьёва

Лютуют ночные морозы,
Холодные ветры свистят.
Осины, дубы и берёзы
Под зябкими звёздами спят.
Но в воздухе есть перемены,
Они разбудили сосну:
Иголочки, словно антенны,
Уже уловили весну. 

 

«Весна»
                                  И. Токмакова

К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Видно оченьтёплые ноги у весны.

 

 

 

Подснежники

 

Однажды Гугуцэ нашёл семь копеек. Не больше и не меньше. Опустил он монетки в самый глубокий карман, три дня туда не залезал: вдруг рядом с прежними новые монетки заведутся? Но в кармане, кроме гвоздя, ничего нового не обнаружилось. Сестрёнка сказала, что в её кармашке деньги сами не заводятся. Насчёт папиного кармана брат с сестрой ничего сказать не могли: его не было дома.

Приближался день, какой бывает раз в году. Когда все мужчины всем женщинам делают подарки. Гугуцэ первым из мужчин своего села явился в магазин. По дороге он надумал купить маме машину. Возить маму на базар будет, конечно, он, Гугуцэ.

Потирая руки, вошёл мальчик в магазин. Но не нашёл он, чего хотел. В машинах, которые там продавались, не помещался даже сам Гугуцэ, не говоря уже о маме.

Видя такое дело, купил Гугуцэ пуговицу. Теперь у него оставалось три копейки. Надо бы к пуговице платье прикупить. И не какое-нибудь, а голубое. Но голубого платья в продаже не было. Может, взять вон те туфли на высоких каблуках? Гугуцэ чуть не попросил их у продавщицы, да не знал, какой размер ему купить.

Пошёл он домой, стал дожидаться вечера, когда мама спать ляжет. А чтобы она быстрее уснула, Гугуцэ стал рассказывать ей сказку про царевну. Мама уснула на середине, и другая половина сказки осталась в голове у Гугуцэ. Что ж, пусть царевна подождёт своего Фэт-Фрумоса до следующего раза. Гугуцэ было не до них.

На цыпочках вышел он из спальни и вернулся с ниткою в руках. Приложил он нитку к маминой ноге, и тут у мамы рука шевельнулась. Взял Гугуцэ мамину руку в ладошку, начал её покачивать.

Ночь тиха, постель мягка,Баю-баюшки, рука.

От этой песенки рука сразу уснула.

Смерил Гугуцэ мамины ступни, лёг в постель, а нитку под подушку спрятал.

Утром Гугуцэ первым делом побежал в магазин. Ко всем туфлям нитку приложил, выбрал самые лучшие. Но, узнав, сколько они стоят, почесал за правым ухом, вынул три копейки, пересчитал, почесал за левым ухом, поставил туфли на прилавок и пошёл прочь.

Будь вы в тех краях, вы бы увидели, как вышел Гугуцэ из села, как шагал он по дороге, как скрылась за холмом его остроконечная шапка и долго не показывалась. А потом вы бы увидели, как он обратно спускался с холма, неся охапку подснежников. Ботинки у него разленились, ногам идти мешали, шапка так устала, что качалась на голове. Но Гугуцэ был куда сильнее, чем несчастные ботинки и шапка. Он принёс подснежники прямо в магазин. Самый большой букет подарил продавщице, остальные всем, кто был в магазине.

Люди первый раз в этом году увидели подснежники. Все очень хвалили Гугуцэ, а продавщица даже погладила его шапку, хотя шапка была совершенно ни при чём. Тут Гугуцэ на глазах у продавщицы вынул три копейки, три раза пересчитал их, посмотрел на туфли, вздохнул. Но продавщица ни о чём не догадалась.

Солнце садилось, собирались белые облака, а у Гугуцэ не было подарка для мамы.

«Ничего, — успокаивал он себя. — Утром встану чуть свет, наберу подснежников».

Но под вечер закружились за окном такие большие снежные хлопья, каких Гугуцэ ещё и не видывал. Небо потемнело, холмы побелели, а мальчик уснул. Мама нашла его, спящего, у окна. В руке он держал три копейки и пуговицу. Чудесную пуговицу. Как раз такую, какая была маме очень нужна.