"Использование активных методов обучения для всестороннего развития дошкольников"
статья на тему

Болгова Ольга Борисовна

Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_aktivnyh_metodov_obucheniya.docx548.36 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Лицей № 9» структурное подразделение – детский сад

Железнодорожный район г. Воронеж

                                                        Воспитатель: Болгова Ольга Борисовна

«Использование активных методов обучения

для всестороннего развития дошкольников»

Цель современного дошкольного образования – формирование личности через собственную деятельность, развитие универсальных учебных действий, познавательной активности, творчества детей и их личности через различные виды деятельности.

 Сегодня процесс обучения (на занятии и в совместной деятельности) – это не готовый конспект, а поиск и сотворчество, при котором дети учатся планировать, делать выводы, приобретают новые знания через собственную деятельность.

Активность детей выражается в действиях, в способности находить пути решения проблем. Для формирования такой активности необходимо использовать продуктивные методы.

Активные методы обучения (АМО) — это система методов, при использовании которых учебная деятельность носит творческий характер, у детей формируются познавательный интерес и творческое мышление. Активные методы обучения формируют у детей не просто знания-репродукции, а умения и потребности применять эти знания для анализа, оценки и правильного принятия решений, способствуют развитию самостоятельности, воли, внимания, коммуникативных качеств, умения работать в коллективе.

Экспериментально установлено, что в памяти человека запечатлевается (при прочих равных условиях) до 90% того, что он делает, до 50% того, что он видит, и только 10% того, что он слышит.  Следовательно, наиболее эффективная форма обучения должна основываться на активном включении в соответствующее действие. Таким образом, активные методы обучения - это обучение в деятельности.

В дошкольном возрасте привычной формой деятельности является игра, поэтому  мы объединяем игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применяем игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей.

Так мы часто используем блоки Дьенеша, цветные палочки Кюизенера, «Прозрачный квадрат» Воскобовича, которые способствуют  развитию внимания, памяти, воображения, логического мышления, умению анализировать, сравнивать, моторики руки, конструкторских способностей.  C:\Users\user\Desktop\фотки сад\100_0293.JPG C:\Users\user\Desktop\фотки сад\100_0294.JPG C:\Users\user\Desktop\фотки сад\100_0586.JPG

Используем мнемотаблицы, помогающие ребенку в составлении рассказа о чем-то или о ком-то придерживаться определенного плана (такие таблицы часто составляем вместе с детьми); рисунки-загадки, активизирующие мышление, концентрирующие внимание детей.

В условиях проблемных ситуаций для сбора дополнительной информации применяю метод эвристических вопросов, служащих дополнительным стимулом, формирующих новые стратегии и тактики решения творческой задачи.

Мои воспитанники очень любят театрализованные игры и игры-драматизации, которые способствуют концентрации внимания, развитию речи, памяти, творческих возможностей каждого ребенка.

C:\Users\user\Desktop\фотки сад\100_0176.JPG

        C:\Users\user\Desktop\фотки сад\100_0177.JPG                 

Одним из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях, является метод проектов. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через деятельность.

На участке для прогулок мы вместе с детьми сажаем цветы, деревья, огород. У нас есть скворечники и кормушки для птиц.

 В процессе наблюдений за живой и неживой природой дети экспериментируют, исследуют, осваивают все этапы проблемно-поисковой деятельности, узнают много нового, приучаются к труду, запоминают приметы, пословицы и поговорки, т.е. приобщаются к истокам народной культуры. Ухаживая за растениями, подкармливая птиц зимой, они учатся бережному отношению к природе.

C:\Users\user\Desktop\фотки сад\100_0565.JPG C:\Users\user\Desktop\Экология детсада\SAM_5652.JPG C:\Users\user\Desktop\Экология детсада\100_1799.JPG     

На занятиях по познавательному развитию я часто использую разработанную мной и сделанную своими руками игру «Место действия во времени», способствующую познанию окружающего мира и взаимосвязей в природе, развитию речи и логического мышления ребенка. Эта игра помогает ребенку не только легко составить подробный рассказ о растениях, птицах, рыбах, животных, насекомых и людях, но и фантазировать, придумывать небылицы.

Таким образом, использование активных методов обучения в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения способствует успешному освоению образовательной программы, в основе которой лежат требования ФГОС, созданию в образовательной деятельности с обучающимися благоприятной атмосферы для работы, развитию мотивации к познавательной и исследовательской деятельности; накоплению собственного опыта работы и изучению опыта коллег, систематической, комплексной работе и компетентности педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование активных методов обучения в работе с дошкольниками

методический материал по изучению и использованию активных методов в работе с дошкольниками...

Краснова Ирина Викторовна - Мастер - класс «Использование активных методов обучения для развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Краснова Ирина Викторовна - Мастер - класс «Использование активных методов обучения для развития речи детей младшего дошкольного возраста» ...

Использование активных методов обучения дошкольников правилам дорожного движения

Использование активных методов обучения дошкольников правилам дорожного движения Консультация для воспитателей.В нашем городе увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий: по статис...

Использование активных методов обучения дошкольников здоровьесбережению в старшем возрасте

Здоровье – одна из главных ценностей в  жизни.   Дошкольный возраст является решающим этапом  в формировании фундамента физического и психического здоровья детей, поэтому в р...

Опыт работы использования активных методов обучения дошкольников правилам дорожного движения

Опыт работы использования активных методов обучения дошкольников правилам дорожного движения Консультация для воспитателей. В нашем городе увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий: п...

Использование активных методов обучения в речевом развитии старших дошкольников

Использование активных методов обучения в речевом развитии старших дошкольников...