Главные вкладки

    Использование активных методов обучения в работе с дошкольниками.
    материал (старшая группа) на тему

    Рогачева Светлана Анатольевна

    Внедрение ФГОС в дошкольное образование

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon doklad_12.01.2015_2003.doc33 КБ

    Предварительный просмотр:

    Использование активных методов обучения в работе с дошкольниками.

    На современном этапе развития России происходят изменения в системе образования: внедрение федеральных государственных образовательных стандартов, что в свою очередь вносит свои коррективы в содержание образовательной программы, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие социально-коммуникативных, художественно-эстетических, познавательных, речевых способностей детей, а также физической сферы; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.

    Новая образовательная ситуация требует использования методов, обеспечивающих в образовательной деятельности постепенное нарастание активности, самостоятельности и творчества детей. Отвечающие новым подходам организации обучения выступают активные методы обучения.

    По определению Российской энциклопедии активные методы обучения (АМО) — методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем. Задачей активных методов обучения является обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого на основе выявления его индивидуальных особенностей и способностей, причем особое место занимает развитие теоретического мышления, которое предполагает понимание внутренних противоречий изучаемых моделей.

    Суть активных методов обучения, направленных на формирование умений и навыков, состоит в том, чтобы обеспечить выполнение детьми тех задач, в процессе решения которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками. Активные методы обучения являются одним из наиболее эффективных средств вовлечения детей в учебно-познавательную деятельность.

    Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:

    • формирование положительной учебной мотивации;

    • повышение познавательной активности детей;

    • активное вовлечение детей в образовательный процесс;

    • стимулирование самостоятельной деятельности;

    • развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;

    • эффективное усвоение большого объема информации;

    • развитие творческих способностей и нестандартности мышления;

    • развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности ребенка;

    • раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого ребенка;

    • развитие навыков самостоятельного умственного труда;

    • развитие универсальных навыков.

    Таким образом, активные методы обучения - это обучение в деятельности. В дошкольном возрасте привычной формой деятельности является игра, поэтому эффективнее всего использовать ее в образовательном процессе. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду как в совместно детско-взрослой деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей.

    Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение образовательной программы.

    Активные методы обучения

    Игровые методы дают поиск решений в динамичных нестабильных условиях и могут дать больше, чем эксперимент: они позволяют проработать и сопоставить несколько возможных вариантов. Эмоциональный настрой, состязательность и должная мотивация, азартность снимают воздействие искусственности. Педагогика сотрудничества, совместный поиск лучших решений позволяют отрабатывать и систематически совершенствовать лучшие варианты коллективных действий.

    Метод проектов - это один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через деятельность.

    Релаксация - цель данного метода – повысить уровень энергии в группе и сбросить излишнюю напряженность, возникшую во время занятия. Как правило, это может быть физкультминутка, подвижная игра.

    Еще один активный метод – «Мозговая атака». Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) – широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель – организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

    Таким образом, использование активных методов обучения в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения способствует успешному освоению образовательной программы, в основе которой лежат требования ФГОС, созданию в образовательной деятельности с обучающимися благоприятной атмосферы для работы, развитию мотивации к познавательной и исследовательской деятельности; накоплению собственного опыта работы и изучению опыта коллег, систематической, комплексной работе и компетентности педагогов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование активных методов обучения в ДОУ

    Выступление на районном методическом объединении работников ДОУ по использованию активных методов обучения с педагогами и детьми....

    Использование активных методов обучения в работе с дошкольниками

    методический материал по изучению и использованию активных методов в работе с дошкольниками...

    Использование педагогической технологии "Активные методы обучения" в работе с детьми с Общим недоразвитием речи

    ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ«АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ»Я хотела бы представить вам технологию «Активных методов обучения», которая поможет обучающимся чувствовать себя на занятиях комфортно, интерес...

    Организация работы по использованию проектного метода обучения, развития и воспитания дошкольников

    Справка по итогам тематической  проверки по организации работы с использованием проектного метода обучения, развития и воспитания дошкольников в средней группе...

    Активные методы обучения в работе с одаренными дошкольниками

    В последние годы отмечается повышение интереса к вопросам раннего выявлея и раскрытия детских дарований....

    Использование активных методов обучения дошкольников правилам дорожного движения

    Использование активных методов обучения дошкольников правилам дорожного движения Консультация для воспитателей.В нашем городе увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий: по статис...