Конспект образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Невидимка, которая нужна всем»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Гайсина Альбина Ильшатовна

Цель: создать условия для развития интереса детей к опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

Обучающие:

- расширить представления детей о воздухе и его свойствах, значении в жизни человека, животных и растений;

- познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения;

- закрепить усвоение проводить опыты согласно инструкции;

- устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями; делать простейшие обобщения;

- активизировать и расширять словарный запас существительными, прилагательными, глаголами по теме.

Развивающие:

- формирование познавательных действий, готовности к совместной деятельности со сверстниками;

- развитие интереса, любознательности и познавательной мотивации, творческой активности детей;

- развитие коммуникативных способностей, умения детей работать в группе сверстников.

Воспитательные:

- воспитывать доброжелательность, доверительные отношения, самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий при работе в коллективе и малых группах;

- воспитывать экологическую культуру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад общеразвивающего вида №30 г. Лениногорска"

муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" Республики Татарстан

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по теме:  «Невидимка, которая нужна всем»

Подготовила: воспитатель

Гайсина Альбина Ильшатовна

Лениногорск, декабрь 2016г.

Цель: создать условия для развития интереса детей к опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

Обучающие:

- расширить представления детей о воздухе и его свойствах, значении в жизни человека, животных и растений;

- познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения;

- закрепить усвоение проводить опыты согласно инструкции;

- устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями; делать простейшие обобщения;

- активизировать и расширять словарный запас существительными, прилагательными, глаголами по теме.

Развивающие:

- формирование познавательных действий, готовности к совместной деятельности со сверстниками;

- развитие интереса, любознательности и познавательной мотивации, творческой активности детей;

- развитие коммуникативных способностей, умения детей работать в группе сверстников.

Воспитательные:

- воспитывать доброжелательность, доверительные отношения, самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий при работе в коллективе и малых группах;

- воспитывать экологическую культуру.

Ход

  1. Организационный момент, мотивационно-ориентировочный.

Воспитатель: Добрый день ребята. Меня зовут Альбина Ильшатовна. Ребята я принесла вам «таинственный ящик». Хотите узнать, что в нем? Определите на ощупь. Посмотрите, что увидели?

Дети: ящик пустой, в нем ничего нет.

Воспитатель: Ящик, ребята, таинственный, в нем то, что нельзя определить на ощупь, увидеть, это невидимка, которая нужна всем.

Чтобы убедиться в этом, я предлагаю вам  пройти в научную лабораторию, превратиться в юных исследователей и открыть тайну нашего ящика.

(Дети совместно с воспитателем переходят в лабораторию)

  1. Поисково-практическая деятельность.

Воспитатель: Вы готовы к проведению исследования?

Дети: Да

Воспитатель: Разрешите мне быть вашим руководителем. А правила поведения в лаборатории вы знаете? Назвать их помогут вам вот эти схемы: (схемы отражены на экране) первое правила - на столах ничего не трогать без разрешения руководителя, второе правило - соблюдать тишину, - третье правило – содержимое сосудов не пробовать на вкус, четвертое правило - поработал  убери на место и последнее правило  которое вы должны запомнить некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.

Опыт 1. «Воздух-невидимка»

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет, который лежит на столе, сделайте из него шарик, закрутите его. Что в пакете?

Дети: воздух.

Воспитатель: Откуда он взялся?

Дети: мы его поймали.

Воспитатель: Воздух вокруг нас.  А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку? Почему?

Дети: Потому, что пакет прозрачный.

Воспитатель:  Сам воздух не имеет форму, но он принимает форму того предмета, в какой он попадает. Какую форму принял воздух, который мы поймали?

Дети: форму пакета.

Воспитатель: Какие свойства мы открыли?

Дети: Воздух невидимый. (Воспитатель ставит соответствующую картинку - схему на доску). Воздух не имеет форму.

Воспитатель: Кто поможет мне найти соответствующую схему и расположить ее на доске.

Опыт 2. «Воздух имеет место».

Воспитатель: Следующий наш опыт мы будем проводить по инструкции.

Помогите мне их прочитать? (инструкция на экране) Что нужно сделать сначала?

Дети: взять стакан.

Воспитатель: Затем?

Дети: На дно стакана положить бумагу.

Воспитатель: Чем отличается третий этап?

Дети: На третьем этапе в первой инструкции стакан опускается прямо, а во второй инструкции – под наклоном.

Воспитатель: И в итоге, посмотрим, что получится? Приступайте к исследованию. Займите место за столами.

( дети выполняют задание по инструкции)

Воспитатель: Расскажите, что получилось?

( выслушиваются ответы 2-х команд: когда стакан опускали прямо, воздух помешал намочить бумагу, бумага сухая. Во втором случае: стакан опускали под наклоном. Воды вытеснила воздух, заняла его место, поэтому бумага намочилась, стала мокрой)

Воспитатель: Значит, ребята, воздух имеет место. Он был в стакан, а вода него вытеснила. 

(Ребенок ставит картинку - схему на доску)

Воспитатель:  Ребята, а вы знали о том, что воздух можно услышать? Возьмите предметы, которые лежат на столе. Попробуем сделать звуковой оркестр. Играют дудочки, заиграли свистульки, а теперь бутылочки. Весь оркестр заиграл. Молодцы! Почему возник звук?

Дети: когда дрожит воздух, мы можем его услышать, внутри инструментов воздух, он задрожал, а значит, воздух двигается.

Воспитатель: Ребята, возьмите султанчики, давайте подвигаемся под музыку в быстром темпе, а потом в меленном. Что вы почувствовали.

Дети: ветер

Воспитатель: ветер это воздух.

 

Воспитатель: Как вы думаете, имеет ли воздух запах? Закройте глаза, а когда я вам скажу, вы медленно будете вдыхать и говорить, чем пахнет (воспитатель подходит к каждому ребенку и дает им понюхать запахи (апельсин, чеснок). Потом дети вдыхают просто воздух. Какой запах почуяли?

Дети: никакой.

Воспитатель: Какой из этого можно сделать вывод?

Дети:  воздух не имеет запаха, пахнут предметы.

(Ребенок ставит соответствующую картинку на доску)

Воспитатель: Ребята, необходим нам воздух? Давайте, глубоко вдохнем и задержим дыхание, я посчитаю до 5, и вы выдохните воздух. Тяжело было не дышать?

Дети: да.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Дети: Воздух необходим для всего живого.

(Ребенок ставит соответствующую картинку на доску)

Воспитатель: Ребята, а какой воздух нам необходим?

Дети: чистый.

 Воспитатель: Сейчас я зажгу свечу. Подержим над пламенем свечи стекло. Что вы заметили?

Дети: стекло почернело.

Воспитатель: стекло снизу почернело – покрылось слоем копоти, эта сажа от дыма. Воздух, где содержится копоть, очень вреден и для людей и для животных, растений.

Воспитатель: Ребята как вы думаете, как мы можем очистить воздух?

Дети: очистительные сооружения, проветривание, озеленение города).

Воспитатель: Очистить воздух можно с помощью угля. Активированный уголь – удивительный препарат, обладающий многочисленными полезными свойствами. Как это сделать из имеющего материала?

(Дети заполняют мешочки углем)

Воспитатель: Вы можете повесить их у себя в группе, дома, а для усиления эффекта вы с родителями можете проколоть их иголочкой.

  1. Рефлексивно-оценочный этап.

Воспитатель: Ребята, а теперь вы догадались, что в таинственном ящике? Давайте вместе посмотрим. Что там?

Дети: воздух.

Воспитатель: Какими свойствами обладает воздух?

Дети: он невидим, приобретает форму того предмета в который попадает, не имеет запах, занимает место. Это невидимка, которая нужна всем. Воспитатель: Молодцы ребята! Вы настоящие исследователи мне было приятно с вами работать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему "Невидимка- воздух"

В данном материале содержится описание интересных опытов с детьми для обнаружения воздуха в окружающей жизни....

Конспект образовательной деятельности в старшей группе "Понемногу обо всем".

Конспект образовательной деятельности в старшей группе...

Конспект ООД Тема: Образовательная область «Познавательное развитие» раздел «Формирование элементарных математических представлений» конспект образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Завяжем кукле бантики»

Дата:Тема: «Завяжем кукле бантики»Цель: Совершенствовать навыки счета в пределах 10Задачи:Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете по образцу.Продолжать формировать ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе ДОУ «Город, в котором мы живем»

Материал направленный на формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о многонациональности народов России посредством знакомства с людми разных национальностей , проживающих в родно...

Конспект образовательной деятельности в средней группе по теме «Все профессии нужны, все профессии важны».

Подготовительная работа:   знакомство с различными профессиями, чтение стихов и художественной литературы, беседы о том, кем дети хотят стать и почему.Программные задачи:...