Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе: «Волшебный сундучок Деда Грамотея»
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Ожерельева  Вера Вячеславовна

Волшебный сундучок Деда Грамотея

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gramotey.doc21 КБ
Microsoft Office document icon ded_gramotey_2014.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе:

«Волшебный сундучок Деда Грамотея»

                                                                                      Подготовила: Воспитатель

                                                                                                         Ожерельева В.В

                                                                                Москва, 2014г.



Предварительный просмотр:

Задачи: Учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в

словах. Развивать интонационную выразительность. Развивать у детей

фонематический слух, воображение, творческое мышление. Закрепить знание

гласных и согласных звуков. Упражнять в умении придумывать слово с заданным

звуком и составлять предложение с заданным словом. Закрепить умение делить

слово на слоги.

Ход занятия:

/Стук в дверь/

Воспитатель: Ребята! К нам пришла посылка! Написано: «От Деда Грамотея из

страны АБВГДейки»! Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри.

(Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда сундук и письмо)

Воспитатель: Сундучок-то не простой! С семью замками! Давайте прочитаем

письмо:

«Дорогие дети старшей группы!

Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы

очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в

сундучке. Но сундучок волшебный, с семью замками. К каждому замку есть свой

ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные

помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где

искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, есть ещё

один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!

Дед Грамотей. »

Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке?

Будем искать ключи?

(Ответы детей)

Воспитатель: А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Он находится

там, о чём идёт речь в загадке:

Есть в комнате портрет,

Во всём на вас похожий.

Засмейтесь – и в ответ

Он засмеётся тоже.

Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!

(Воспитатель вынимает ключ из-за зеркала)

Воспитатель: А ключ-то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете

говорилось в письме Деда Грамотея! Справимся с этим заданием – один замок

откроем!

Задание №1.

Воспитатель: Помощники Деда Грамотея принесли для вас карточку с

изображением цветка. Что это за цветок?

Дети: Мак

Воспитатель: Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове Мак. Какой первый

звук?

Дети: М-м-м…

Воспитатель: Звук М. Давайте попробуем пропеть этот звук. М-м-м… Получается?

А что нам мешает?

Дети: Губы

Воспитатель: Если мы не можем его пропеть, то это какой звук?

Дети: Согласный

Воспитатель: Правильно! Какой второй звук в слове Мак?

Дети: М-аааа-к! Звук А

Воспитатель: Давайте попробуем пропеть этот звук.

Дети: А-а-а…

Воспитатель: Звук А можно пропеть, ему ничего не мешает. Какой это звук?

Дети: Гласный.

Воспитатель с детьми пробуют пропеть третий звук К и определяют, что он не

поётся, а значит он согласный.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключ!

(Воспитатель «вставляет» ключ в первый замок)

Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:

Не куст, а с листочками,

Не человек, а разговаривает,

Не рубашка, а сшита.

Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!

(Находят второй ключ, выполняют второе задание./

Задание №2.

Воспитатель: А задание такое: поиграть в игру « Доскажи словечко». Дед

Грамотей очень любит стихи. Однажды он начал вспоминать их, но… забыл слова.

Давайте поможем Дедушке!

Над лугами, над водой

Хлынул дождик проливной,

А потом повисло

В небе коромысло.

      Ребятишек радует

      Цветная … (радуга).

Утром дед спросил у внучки:

Почему не моешь… (ручки)

Михаил играл в футбол

И забил в ворота…(гол)

4) Солнце светит очень ярко,

      Бегемоту очень … (жарко).

Где обедал воробей?

В зоопарке у…(зверей)

У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из… (лейки)

Жук упал и встать не может,

Ждёт он, кто ему…(поможет)

(По окончании выполнения задания дети «вставляют» в сундучок второй ключ)

Воспитатель: Вот ещё одна загадка от Деда Грамотея:

Посмотрите, дом стоит,

До краёв водой налит,

Без окошек, но не мрачный,

С четырёх сторон прозрачный.

В этом домике жильцы –

Все умелые пловцы.

                          (Аквариум)

(Дети достают ключ, он находится возле аквариума)

Задание №3.

Воспитатель: Вот и третье задание с третьим ключом: это рассказ.

«Зина любила прыгать через веревочку. Попросила она у мамы верёвочку, и

побежала с ней на полянку. Посмотрела кругом – нет её подружек! Зина начала

громко звать подруг: Ма – ша!, Ма – ри – на!, Та – ня!, На – та – ша!, Ва – ля!.

Подружки услышали, прибежали и начали весело играть».

Вопросы к детям:

Как девочка звала своих подруг? Называла ли она целое слово, или произносила

его по частям?

Почему девочка именно так звала своих подруг? (ответ: так лучше слышно)

Мы с вами знаем, что все слова можно разделить на слоги, и мы с вами сейчас

попробуем сосчитать, сколько слогов в именах девочек.

(Дети делят имена на слоги с помощью двух приёмов: с помощью руки,

подставленной к подбородку и с помощью хлопков).

Воспитатель: Молодцы, справились с третьим заданием. Вот, держите ключик! У

нас уже три замка открыты! Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте теперь

отдохнём. Угадайте, а кто и в какой сказке тоже искал ключик, только не простой,

а золотой?

Дети: Буратино! В сказке «Золотой ключик».

Физминутка:

Буратино потянулся,                              Руки в стороны развёл,

Раз – нагнулся,                                       Ключик так и не нашёл.

Два – нагнулся,                                      Чтобы ключик нам достать,

Три – нагнулся.                                      Надо на носочки встать.

(Дети декламируют стихотворение. Выполняют движения)

Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти четвертый ключик, отгадаем ещё одну

загадку:

Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит, и рисует, -

А сегодня вечерком

Он раскрасит наш альбом.

Дети: Это карандаш! Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши!

Задание №4.

Воспитатель: Правильно! И следующее задание вам надо выполнить с

карандашом и прописью (или тетрадью, можно дать картинки, которые дети

должны заштриховать)

(Дети справляются с заданием, «открывают» ключом четвёртый замок).

Воспитатель: А пятый ключ будем искать вот где:

Что за чудо – кирпичи

Я в подарок получил.

Что сложу из них – сломаю,

Всё сначала начинаю.

(Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят ключ.)

Задание №5.

Воспитатель: Вот он, ключик, а на нём следующее задание – игра!

Я буду называть действие, а вы будете отвечать, кто их совершает.

Кто и что летает? (Самолет, птица, воздушный шар, бабочка, муха, пушинка,

листья желтые с деревьев…)

Кто и что плавает? (Корабль, доска, человек, собака…)

Кто и что греет? (Печь, солнце, грелка…)

Кто и что идет? (Человек, дождь, снег, время…)

Кто и что стоит? (Человек, дом, столб, стол…)

Кто и что прыгает? (Мячик, заяц, человек…)

(Дети выполняют задание, получают ключ, «открывают» пятый замок).

Воспитатель: Вот и последний ключ нам осталось найти. Ну, а где его искать,

постарайтесь угадать:

Бьют его, а он не плачет,

Только выше, выше скачет!

Дети: Это мяч! А мячи у нас в спортивном уголке. (Находят ключ)

Задание №6.

Воспитатель: Слушайте последнее, шестое задание! Это игра «Магазин». Мы

пришли в продуктовый магазин. Покупать можно только те продукты, в названиях

которых есть звук «С». Что вы купите? Дети называют продукты: сыр, сосиски,

сахар, соль, сухари, сок, колбаса, свекла, капуста.

А теперь мы выбираем только те продукты, в названиях которых есть звук «К»:

картошка, какао, кофе, карамель, крупа, шоколад.

Давайте выберем продукты, в названиях которых есть звук «М»: молоко, масло,

макароны, сметана, мука.

(Когда дети называют слова, можно попросить их придумать предложение с

названым словом)

После выполнения задания дети получают шестой ключ, «вставляют» в замок.

Сундучок открывается.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь лежит!

Дети: Это Печенье! Оно в форме букв!

Воспитатель: Можно и поиграть с буквами, можно и чай с печеньем попить!

Спасибо Деду Грамотею! Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять

задания Деда Грамотея? Что больше всего понравилось? С выполнением какого

задания у вас возникли трудности?

Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки! А теперь

предлагаю всем пить чай с волшебным печеньем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"

Занятие по обучению детей грамоте с использованием занимательного наглядного материала в условиях АСРС.Знакомство с буквой «Р», звуком [Р, Р’]....

конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"

конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"...

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в старшей группе «Волшебный сундучок Деда Грамотея»

Конспект заняия наравленный на развитие у детей воображения, интонациональной выразительности....

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"

Выявить уровень сформированности знаний по подготовке к обучению грамоте детей 5 – 6 лет....

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Волшебный сундучок Деда Грамотея».

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе«Волшебный сундучок Деда Грамотея».Провела 22 января 2019 воспитатель первой квалификационной категории Юнг Людмила Александр...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Волшебный сундучок Деда Грамотея».

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе«Волшебный сундучок Деда Грамотея»....

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе: “Волшебный сундучок Деда Грамотея»

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе:“Волшебный сундучокДеда Грамотея»Подготовила: воспитатель подготовительной группы «Муравьишки...