Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в старшей группе «Волшебный сундучок Деда Грамотея»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Ступак Мария Александровна

Конспект заняия наравленный на развитие у детей воображения, интонациональной выразительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_.docx23.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в старшей группе «Волшебный сундучок Деда Грамотея»

   

Задачи:  

  • Учить детей называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах;
  • Развивать интонационную выразительность;
  • Развивать у детей фонематический слух, воображение;
  • Закрепить знание гласных и согласных звуков;
  • Упражнять в умении придумывать слово с заданным звуком и составлять предложение с заданным словом;
  • Закреплять умение делить слово на слоги.

Ход занятия:  

В.: Ребята! К нам пришла посылка. Написано: «От Деда Грамотея из страны АБВГДейки!» Давайте раскроем и узнаем, что там внутри.

(воспитатель совместно с детьми раскрывают посылку, достают от туда сундук и письмо)

В.: Сундучок – то не простой! С шестью замками. Давайте прочитаем письмо:

«Дорогие дети старшей группы!

Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал вам подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с шестью замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, есть еще один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!

Дед Грамотей.»

В.: Вот это да. Ну, что, интересно узнать, что находиться в сундучке? Будем искать ключи? (ответы детей)    

В.: А вот и загадка здесь в письме. Ищем первый ключ. Он находиться там, о чем идет речь в загадке:

ЗАГАДКА №1

Есть в комнате портрет,
Во всем на ваш похожий.
Засмеетесь – и в ответ
Он засмеется тоже.  (Это зеркало! Надо искать, где зеркало).  

В.: А ключ то не простой! На нем задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Деда гРамотея. Справимся с этим заданием – один замок откроем.

Задание 1

В.: Помошники Деда Грамотея принесли для вас карточку с изображением цветка. Что это за цветок?
Дети: Мак

В.: Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове Мак. Какой первый звук? (М-м-м…)

В.: Звук М. Давайте попробуем пропеть этот звук. М-м-м.. Получается? А что нам мешает?  (Губы)

В.: Если не можете пропеть этот звук, то это какой звук? (Согласный)

В: Правильно. Какой второй звук в слое Мак? Давайте попробуем его пропеть. (М-ааа-к. Звук [А]; А-а-а…)

В.: Звук [А] можно пропеть, ему ничего не мешает. Какой это звук? (Гласный)

Логопед с детьми пробуют пропеть третий звук [К] и определяют, что он не поется, а значит он согласный.

В.: Молодцы, справились с первым заданием. Вот вам и первый ключ! (Логопед «вставляет» ключ в первый замок)

В.: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:

ЗАГАДКА № 2

Не куст а с листочками
Не человек, а разговаривает,
Не рубашка, а сшита  (Книга. Ключ ищем в книгах)

Выполнение второго задания

Задание 2

В.: А задание такое: поиграть в игру «Доскажи словечко». Дед Грамотей очень любит стихи. Однажды начал вспоминать их, но … забыл слова. Давайте поможем Дедушке!

1.Над лугами, над водой
Хлынул дождик проливной,
А потом повисло
В небе коромысло
А детишек радует
Цветная … (радуга)

2.Утром дед спросил у внучки:
Почему не моешь … (ручки)

3.Михаил играл в футбол
И забил в ворота … (гол)

4.Солнце светит очень ярко,
Бегемоту очень … (жарко)

5.Где обедал воробей
В зоопарке у … (зверей)

(По окончанию выполнения задания дети «вставляют» в сундучок второй ключ)

В.: Еще одна загадка от Деда Грамотея

ЗАГАДКА №3

Кто ребят под новый год
Веселить не устает?
Кто подарки дарит детям?
Кто ребятам всем на свете
Елку из лесу привез?
Отгадайте

В.: Вот и третье задание с третьим ключом: это рассказ

«Зина любит прыгать через веревочку. Попросила она у мамы верёвочку, и побежала с ней на полянку. Посмотрела кругом – нет ее подружек! Зина начала громко звать подруг: Ма-ша!, Ма-ри-на!, Та-ня!, На-та-ша!, Ва-ля!. Подружки услышали, прибежали и начали весело играть».

Вопросы к детям:      

  1. Как девочка звала своих подруг? Называла ли она целое слово, или произносила его по частям?
  2. Почему девочка именно так звала своих подруг?

Мы с вами знаем, что все слова можно разделить на слоги, и мы с вами сейчас попробуем сосчитать, сколько слогов в именах девочек.  
(Дети делят имена с помощью двух приемов: с помощью руки, подставленной к подбородку и с помощью хлопков).

В.: Молодцы. Справились с третьим заданием. Вот, держите ключик! У нас уже три замка открыты. Трудно? Устали? Вы очень старались. Давайте теперь отдохнем. Угадайте, а кто и в какой сказке тоже искал ключик, только не простой, а золотой? (Буратино, в сказке «Золотой ключик»).

Физическая минутка:

Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два - нагнулся,
Три – нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик так и не нашел,
Что бы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.

В.: Ну, а чтобы нам найти четвертый ключик , отгадайте еще одну загадку:

ЗАГАДКА №4

Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит и рисует, -
А сегодня вечерком
Он раскрасит наш альбом  (карандаш. Ключ ищем там, где карандаши лежат)

Задание 4

Правильно! Следующее задание вам нужно выполнить с карандашом и прописью (или тетрадью, можно дать картинки, которые дети будут заштриховывать)
(Дети справляются с заданием, «открывают» ключом четвертый замок)

В.: А пятый ключ будем искать вот где:

ЗАГАДКА № 5

Что за чудо – кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю,
Все сначала  начинаю. (Строительные кирпичи)

Задание 5    

В.: Вот он, ключик, а на нем следующее задание – игра!

Я буду называть действие, а вы будете отвечать, кто их совершает:

  1. Кто и что летает? (Самолет, птица, воздушный шар, бабочки, муха…)
  2. Кто и что плывет? (Корабль, доска, человек, собака…)
  3. Кто и что греет? (Печь, солнце, грелка…)
  4. Кто и что идет? (Человек, дождь, время…)
  5. Кто и что стоит? (Человек, столб, стул, стол, дом…)
  6. Кто и что прыгает? (Мячик, заяц, человек…)

(по выполнению задания, получают дети ключ и «открывают» пятый замок)

 В.: Вот и последний ключ нам осталось найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать:

ЗАГАДКА №6

Бьют его, а он не плачет,
Только выше, выше скачет! (Мяч. Ищем в спортивном уголке).

 Задание 6

В.: Слушайте последнее, шестое задание! Это игра «Магазин». Мы пришли в продуктивный магазин. Покупать можно только те продукты, в названиях которых есть звук [С]. Что вы купите?
Дети называют продукты: сыр, колбаса, сахар, соль, селедка, сухари, свекла, капуста, сосиська.

А теперь мы будем выбирать только те продукты, в названиях которых есть звук [К]: картошка, кофе, какао, карамель, каша, крупа, шоколад.

После выполнения задания дети получают шестой ключ, «вставляют» в замок. Сундучок открывается.

В.: Ребята, посмотрите, что здесь лежит  (Дети: Это печенье! Оно в форме зверушек).

В.: Можем теперь с вами выдохнуть.

Скажем спасибо Деду Грамотею! Ребята, скажите вам понравилось сегодня выполнять задания от Деда Грамотея? Для подведения итога выполненных заданий, будут помогать нам смайлики и коробка. Подумайте, понравилось ли вам выполнять задания от Дедушки Грамотея? (каждому ребенку выдается по 3 смайлика, и ребенок по выбору опускает смайлик в коробочку)    

Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"

Занятие по обучению детей грамоте с использованием занимательного наглядного материала в условиях АСРС.Знакомство с буквой «Р», звуком [Р, Р’]....

конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"

конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"

Выявить уровень сформированности знаний по подготовке к обучению грамоте детей 5 – 6 лет....

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Волшебный сундучок Деда Грамотея».

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе«Волшебный сундучок Деда Грамотея».Провела 22 января 2019 воспитатель первой квалификационной категории Юнг Людмила Александр...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Волшебный сундучок Деда Грамотея».

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе«Волшебный сундучок Деда Грамотея»....

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Волшебный сундучок Деда Грамотея»

Задания и игры для развития интереса у детей 5-6 лет к обучению грамоте....

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе"Волшебный сундучок Деда Грамотея"...