Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Волшебный сундучок Деда Грамотея»
план-конспект занятия (старшая группа)

Голованова Мария Николаевна

Задания и игры для развития интереса у детей 5-6 лет к обучению грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_obucheniyu_gramote.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе

«Волшебный сундучок Деда Грамотея»

Цель: развитие интереса у детей 5 – 6 лет к обучению грамоте.

Задачи: 

- учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах;  

- развивать интонационную выразительность;

- развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление;

- закрепить знание гласных и согласных звуков;

- упражняться в умении придумывать слово с заданным звуком и составлять предложение с заданным словом;

- закрепить умение делить слово на слоги.

Методы и приемы:

Практические: физминутка «Буратино».

Наглядные: рассматривание картинок.

Словесные: беседа, загадки, вопросы, уточнения, словесные игры.

Игровые: посылка от Деда Грамотея, поиск ключей.

Демонстрационный материал: посылка, сундук с шестью замками, письмо, 6 ключей, карточка с изображением дома, карточки с загадками и заданиями, картинки для штриховки, карточки для игры «магазин», книга Азбука (Букварь).

 Раздаточный материал:

- простые карандаши (по 1 на каждого ребенка);

- листок бумаги для штриховки.

Ход занятия.

Приветствие:

Встанем рядышком, по кругу, 
Скажем «Здравствуйте!» друг другу. 
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется. 
– ДОБРОЕ УТРО! 

Воспитатель: Ребята! К нам пришла посылка! Написано: «От Деда Грамотея из страны АБВГДейки»! Давайте ее распечатаем и узнаем, что там внутри.

(Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда сундук и письмо)

Воспитатель: Сундучок-то не простой! С шестью замками! Давайте прочитаем письмо:

«Дорогие дети старшей группы!

Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с шестью замками. К каждому замку есть свой ключ. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, есть еще один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!

                                                                                            Дед Грамотей»

Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи?

(Ответы детей)

Воспитатель: А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Он находится там, о чем идет речь в загадке:

Есть в комнате портрет,

Во всем на вас похожий.

Засмейтесь – и в ответ

Он засмеется тоже.

Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!

(Воспитатель вынимает ключ из-за зеркала)

Воспитатель: А ключ-то непростой! На нем задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Деда Грамотея! Справимся с этим заданием – один замок откроем!

Задание №1.

Воспитатель: Помощники Деда Грамотея принесли для вас карточку. Посмотрите, что же на ней изображено?

Дети: Дом.

Воспитатель: Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове Дом. Какой первый звук?

Дети: Д-д-д…

Воспитатель: Звук Д. Давайте попробуем пропеть этот звук. Д-д-д… Получается? А что нам мешает?

Дети: Губы

Воспитатель: Если мы не можем его пропеть, то это какой звук?

Дети: Согласный

Воспитатель: Правильно! Какой второй звук в слове Дом?

Дети: Д-оооо-м! Звук О.

Воспитатель: Давайте попробуем пропеть этот звук.

Дети: О-о-о…

Воспитатель: Звук О можно пропеть, ему ничего не мешает. Какой это звук?

Дети: Гласный.

(Воспитатель с детьми пробуют пропеть третий звук М и определяют, что он не поется, а значит он согласный)

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключ!

(Воспитатель «вставляет» ключ в первый замок)

Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:

Не куст, а с листочками,

Не человек, а разговаривает,

Не рубашка, а сшита.

Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!

(Находят второй ключ, начинают выполнять второе задание)

Задание №2.

Воспитатель: Ребята! Поиграем в игру «Закончи чистоговорку». Наш язычок знает много песен. Чтобы он хорошо поработал на занятии мы проговорим чистоговорки. Я начинаю, а вы продолжаете.

Ра-ра-ра – начинается … (игра).

Бы-бы-бы-бы – в лесу растут … (грибы).

Са-са-са – в лесу бегает … (лиса).

Су-су-су – было холодно в … (лесу).

Ву-ву-ву – в лесу видели … (сову).

Ва-ва-ва – по ночам не спит … (сова).

Жа-жа-жа – есть иголки у … (ежа).

Жу-жу-жу – молока даю … (ежу).

Щу-щу-щу – я тебя в лесу … (ищу).

Ша-ша-ша – как погода … (хороша).

Шо-шо-шо – в нашем доме … (хорошо).

Фэ-фэ-фэ – мы пойдем с тобой в … (кафе).

(По окончании выполнения задания дети «вставляют» в сундучок второй ключ)
Воспитатель: Вот еще одна загадка от Деда Грамотея:

На ней мы пишем мелом,

Трем тряпкой то и дело.

Дети:  Доска.

(Дети достают ключ, он находится возле доски)

Задание №3.

Воспитатель: Вот и третье задание с третьим ключом: это рассказ.

«Зина любила прыгать через веревочку. Попросила она у мамы веревочку, и побежала с ней на полянку. Посмотрела кругом – нет ее подружек! Зина начала громко звать подруг: Ма – ша!, Ма – ри  – на!, Та – ня!, На – та – ша!, О – ля!. Подружки услышали, прибежали и начали весело играть».

Вопросы к детям: 1. Как девочка звала своих подруг? Называла ли она целое слово, или произносила его по слогам? 2. Почему девочка именно так звала своих подруг? (ответ: так лучше слышно)

Мы с вами знаем, что все слова можно разделить на слоги, и мы с вами сейчас попробуем сосчитать, сколько слогов в именах девочек.

(Дети делят имена на слоги с помощью двух приемов: с помощью руки, подставленной к подбородку и с помощью хлопков).

Воспитатель: Молодцы, справились с третьим заданием. Вот, держите ключик! У нас уже три замка открыты! Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте теперь отдохнем. Угадайте, а кто и в какой сказке тоже искал ключик, только не простой, а золотой?

Дети: Буратино! В сказке «Золотой ключик».

Физминутка:

Буратино потянулся,          Руки  в стороны развел,

Раз – нагнулся,                    Ключик так и не нашел.

Два – нагнулся,                   Чтобы ключик нам достать,

Три – нагнулся.                   Надо на носочки встать.

(Дети декламируют стихотворение. Выполняют движения)

Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти четвертый  ключик, отгадаем еще одну загадку:

Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит, и рисует, -

А сегодня вечерком

Он раскрасит наш альбом.

Дети: Это карандаш! Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши!

(Дети находят четвертый ключ и начинают выполнять четвертое задание)

Задание №4.

Воспитатель: Правильно! И следующее задание вам надо выполнить карандашом (воспитатель дает картинки, которые дети должны заштриховать).

(Дети справляются с заданием, «открывают» ключом четвертый замок).

Воспитатель: А пятый ключ будем искать вот где:

Эти чудо-кирпичи

Я в подарок получил,

Что сложу из них сломаю,

И все сначала начинаю.

(Дети отгадывают: Конструктор. Находят ключ в коробке с конструктором.)

Задание №5.

Воспитатель:  Вот он, ключик, а на нем следующее задание – игра!

Я буду называть действие, а вы будете отвечать, кто или что его совершает.

Кто и что летает? (Самолет, птица, воздушный шар, бабочка, муха, пушинка, листья желтые с деревьев…)

Кто и что плавает? (Корабль, доска, человек, собака…)

Кто и что греет? (Печь, солнце, грелка…)

Кто и что идет? (Человек, дождь, снег, время…)

Кто и что стоит? (Человек, дом, столб, стол…)

Кто и что прыгает? (Мячик, заяц, человек…)

(Дети выполняют задание, получают ключ, «открывают» пятый замок)

Воспитатель: Вот и последний ключ нам осталось найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать:

Бьют его, а он не плачет,

Только выше, выше скачет!

Дети: Это мяч! А мячи у нас в спортивном уголке. 

(Находят ключ)

Задание №6.

Воспитатель: Слушайте последнее, шестое задание! Это игра «Магазин». Мы пришли в продуктовый магазин.  Покупать можно только те продукты, в названиях которых есть звук «С». Что вы купите? Дети называют продукты: сыр, сосиски, сахар, сок, свекла.

А теперь мы выбираем только те продукты, в названиях которых есть звук «К»: картошка, какао, крупа, шоколад.

Давайте выберем продукты, в названиях которых есть звук «Б»: колбаса, рыба, булка, банан.

(Когда дети называют слова, можно попросить их придумать самим еще слова и предложение с названым словом) (соль, капуста, баранки)

После выполнения задания дети получают шестой ключ, «вставляют» в замок. Сундучок открывается.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь лежит!

Дети: Это Азбука!

Воспитатель: Спасибо Деду Грамотею! Мы с вами положим Азбуку в книжный уголок, будем изучать буквы и скоро научимся читать! Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея? Что больше всего понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности?

Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"

Занятие по обучению детей грамоте с использованием занимательного наглядного материала в условиях АСРС.Знакомство с буквой «Р», звуком [Р, Р’]....

конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"

конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"...

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в старшей группе «Волшебный сундучок Деда Грамотея»

Конспект заняия наравленный на развитие у детей воображения, интонациональной выразительности....

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"

Выявить уровень сформированности знаний по подготовке к обучению грамоте детей 5 – 6 лет....

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Волшебный сундучок Деда Грамотея».

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе«Волшебный сундучок Деда Грамотея»....

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе"Волшебный сундучок Деда Грамотея"...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"

Учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах. Развивать интонационную выразительность. Развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление. Закрепить зн...