Мастер-класс для воспитателей «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики»
консультация на тему

Зайцева Наталья Варфоломеевна

Тема: «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики»

 

 

Особенно важное значение имеет правильное, чёткое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, т.к. письменная речь формируется на основе устной, а недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости (дислексии, дисграфии).

В норме у ребёнка формирование звуков заканчивается к 4-5 годам.

Однако, статистика показывает, что лишь половина дошкольников к этому возрасту успешно овладевает правильным произношением звуков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                           

                                 

                                     Конспект

                 Мастер-класс для воспитателей

 «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики»

                          Логопед: Зайцева Н.В

                                                     Ноябрь 2014

Тема: «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики»

Особенно важное значение имеет правильное, чёткое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, т.к. письменная речь формируется на основе устной, а недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости (дислексии, дисграфии).

В норме у ребёнка формирование звуков заканчивается к 4-5 годам.

Однако, статистика показывает, что лишь половина дошкольников к этому возрасту успешно овладевает правильным произношением звуков.

Нарушение произношение может быть вызвано следующими причинами:

  1. Дефектами строения артикуляционного аппарата.
  2. Недостаточной сформированностью артикуляционных движений.
  3. Недостатками в развитии фонематического слуха.

   Научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно – важнейшие цели, которые стоят перед логопедами, воспитателями и родителями. Правильное произношение может быть сформировано лишь в том случае, если у ребенка хорошо развиты подвижность и переключаемость органов артикуляции. А именно: мимической мускулатуры, языка, губ, мягкого неба, маленького язычка.

Поэтому необходимо как можно раньше начать работу по устроению имеющихся нарушений.  Успешное формирование правильного звукопроизношения невозможно без предварительной подготовки артикуляционной гимнастики.

Артикуляционную гимнастику проводят как специалисты , так и родители ребёнка. Но зачастую все мы знаем, родителям некогда заниматься с детьми, поэтому и ложится вся работа на специалистов, т.е на нас с Вами.

Цель артикуляционной гимнастики как раз и состоит в том, чтобы нормализовать качества выполнения движений: развивать силу, точность, координацию движений, способность удерживать артикуляционную позу и переключаться с одного движения на другое.

 Рекомендации артикуляциионной гимнастики.

-Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно.

 -Артикуляционная гимнастика должна проводиться перед зеркалом, а в группе зеркалом для детей будет воспитатель.

- Упражнения выполняются после показа взрослого.

- Для поддержания интереса к гимнастике применяются стихи.

- Гимнастика проводится медленно, и чётко.

- Каждое движение выполняется 3-5 раз.

 Сейчас мы с Вами немножко поиграем, я приготовила общий комплекс артикуляционных упражнений.

      Общий комплекс артикуляционной гимнастики.

1.       Упражнения для развития подвижности губ

«Бегемотик» 

Рот широко открыть. Все зубы видны. Язык спокойно лежит за нижними

зубами. Удержать под счёт от 1 до 5.

2.        Лягушки»

Губы растянуть в улыбке. Показать верхние и нижние зубы.

 Удержать под счёт от 1 до 5.

C:\яблонька\документация логопункта\консультации логопеда\картинки к гимнастике\tnBSLsg6WT.jpg

3. «Хоботок»

Зубы сомкнуты, губы вытянуть хоботком. Удержать под счёт от 1 до 5.

4. «Бублик»

Округлённые губы слегка вытянуть вперёд. Зубы открыть. Удержать под

счёт от 1 до 5.

C:\яблонька\документация логопункта\консультации логопеда\картинки к гимнастике\bubliki-big.jpg

                        Упражнения для развития подвижности языка

«Лопаточка»

1.  Широкий язык расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы

язык не дрожал. Удержать под счёт от 1 до 5.

2.  «Иголочка»

Рот широко открыть. Все зубы видны. Напряженный язык высунуть

далеко вперёд, сделать его узким. Удержать под счёт от 1 до 5.

3. «Чистим зубки»

Рот приоткрыт, видны все зубы. Язычком почистить верхние зубы с

внутренней и внешней сторон (движениями вверх - вниз).  Нижняя

челюсть неподвижна. Выполнять под счёт от 1 до 5.

C:\яблонька\документация логопункта\консультации логопеда\картинки к гимнастике\w1oapysc488w0kk84okokkw0k4k.600.jpg

4. «Качели»

Высунуть узкий язычок. Кончиком язычка тянуться поочерёдно, то к

верхним зубам, то к нижним. Рот не закрывать. Нижняя губа не

натягивается на нижние зубы. Нижняя челюсть неподвижна. Выполнять

под счёт от 1 до 5.

5. «Лошадка»

Рот широко открыть. Присосать спинку языка к нёбу и оторвать её

(пощёлкать язычком). Все зубы видны. Нижняя челюсть

неподвижна. Удержать под счёт от 1 до 5.

6. «Вкусное варенье»

Представить, что верхняя губка намазана вареньем. Рот приоткрыть.

Широким кончиком языка облизать губу сверху вниз (не по кругу).

Нижняя челюсть неподвижна.  Повторить не менее 5 раз.

C:\яблонька\документация логопункта\консультации логопеда\картинки к гимнастике\856964.jpg

В заключении хочу сказать что, детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. Только в тесном сотрудничестве  семьи и педагогов можно достичь наилучших результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для воспитателей ДОУ Тема: «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики».

«Мастер  класс» для воспитателей ДОУ  Тема: « Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики».  Цель «Мастер  класса»:  пер...

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики»

Цель мастер-класса: передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при  проведении артикуляционной гимнас...

Мастер-класс для воспитателей " Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики"

Мастер-класс для воспитателей ДОУ Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики...

Мастер – класс для воспитателей ДОУ. «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики».

Мастер-класс для воспитателей ДОУ(1 слайд)«Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики» Цель мастер-класса: передача опыта путем прямого и...

Мастер-класс для воспитателей " Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики"

Цель: передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при проведении артикуляционной гимнастики.Задачи: - обуче...

Мастер-класс для воспитателей ДОУ: «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики»

передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при  проведении артикуляционной гимнастики...