Консультация для воспитателей
консультация на тему

«Воспитатель современного дошкольного образовательного учреждения».

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Консультация для воспитателей.

«Воспитатель современного дошкольного образовательного учреждения».

        Архипова Л.М.

        Г. 2014.

1.Возникновение и значение профессии.

- Социальная и педагогическая обусловленность профессии.

2.Основные направления профессиональной деятельности (их актуальность на современном этапе).

- Охрана жизни и укрепление здоровья детей.

- Осуществление воспитательно-образовательной  работы с детьми.

Педагогическое просвещение родителей .

Самообразование и участие в опытной ,исследовательской деятельности.

3.Профессианально значимые качества личности воспитателя: профессиональная направленность , эмпатия , педагогический такт, педагогический оптимум , культура профессионального обучения , педагогическая рефлексия , зоркость.

4.Профессиональные знания ,умения ,навыки: гностические умения,  конструктивные умения, коммуникативные умения, организаторские умения, социальные умения, частнометодические умения.

I.Слово «педагог» возникло в Древней Греции и означает детоводитель.

Воспитатель – лицо, осуществляющее воспитание принимающие на себя ответственность за условия жизни и развития личности других членов.

Воспитатель дошкольного учреждения одна из массовых , современных педагогических профессий. Она возникла в 17-18 веке, когда появились первые дошкольные учреждения.

Существуют несколько функций педагога.

Одна из важнейших – духовное воспроизводство человека, сотворение личности – таково назначение педагога в обществе. Функция современного педагога – помогать воспитанникам приспособиться к меняющимся социокультурной ситуации  современного общества, учить их жить по законам нормам . В деятельности педагога заложено гуманистическое начало. Общество предъявляет повышенные требования к педагогу,

вследствие чего он должен постоянно совершенствоваться ,пополнять знания общекультурного и профессионального характера , работать со значительным напряжением сил, самоотверженностью, нести высокую ответственность за свои действия.

Профессия педагог одна из самых древних и почетных в истории человечества , возникшая много веков назад. В течение большего исторического отрезка времени воспитание осуществлялось без профессионально подготовленных специалистов в ходе естественных жизненных отношений старшего поколения с младшим. На основе этого формировалось объективная потребность воспитании: появлялось необходимость в подготовке их к будущей самостоятельной жизни.

Это знаменовало зарождение собственно форм воспитания, затем домашнее- семейных   форм воспитания и обучения – инициация ( совершение ритуальных обрядов ,посвящения юношей и девушек в класс взрослых – своеобразный экзамен на взрослость).

II.Выделяют основные направления педагогической деятельности:

1.Создание  педагогических условий для успешного воспитания детей (т.е. среды ,которая побуждает ребенка к активности, к деятельности развивающего характера).

2.Обеспечение охраны жизни, укрепление здоровья детей.(Забота об укрепление физического и психического здоровья – является залогом правильного воспитания в дошкольном возрасте , поскольку , в этот период, развитие ребенка очень зависит от его состояния, настроения и эмоциональных проявлений. Небрежность, халатность в работе педагога – признаки его профессиональной непригодности).

3.Осущетвление воспитательно-образовательной  работы с детьми .( Реализуется в планировании предстоящий работы на основе программно- методических документации, в непосредственном проведении этой работы , в анализе ее результатов).

4.Участие в педагогическом просвещении родителей ,регулировка и согласованность воспитательного воздействия семью дошкольного учреждения (Опираясь на данные психологов – педагогических, социологических исследований , педагог должен содействовать повышению педагогической культуры родителей, обеспечивать   согласованность в воспитании ребенка , помогать отдельным семьям в этом процессе).

5.Самообразование( Творческий характер педагогической деятельности побуждает педагога к изучению и взаимствованию передового опыта коллег, делает его чувствительным к нововведениям в области образования).

6.Участие в опытной ,исследовательской работе (Возникло в результате тенденций к обновлению, обогащению воспитательно- образовательной работы дошкольных учреждений).

Исходя из функционального анализа деятельности педагога дошкольного учреждения определяют профессиограмму  ( Научно-обоснованные требования к профессиональным качествам личности педагога , к объему  и составу мировоззренческих ,общекультурных ,психолого-педагогических, специальных знаний, а так же перечень педагогических умений и навыков).

III.Собирательным свойствам личности педагога является:

1.Профессиональная направленность – это комплекс психологических установок на работу с детьми , профессионально ориентированных мотивов и способностей , профессиональных интересов и личностных качеств , а так же профессиональное самосознание. Характеризует определенное отношение к педагогическому труду ,обществу ,природе, окружающим людям , а так же стиль педагогического общения.

2.Эмпатия- выражается в эмоциональной отзывчивости на переживания ребенка ,чуткости , доброжелательности ,заботливости, верности своим обещаниям , тактичности .

3.Педагогических такт – означает чувство меры , проявляющееся в умении держать себя подобающим образом ,соблюдения правил приличия. Тактичность педагога означает, что он сохраняет личное достоинство, не ущемляет самолюбие детей, их родителей, коллег по работе.

4.Педагогическая зрелость – проявляется в способности педагога фиксировать существенное в развитие ребенка, предвидеть перспективы, динамику в становлении личности каждого воспитанника и детского коллектива в целом.

5.Педагогических оптимизм – основывается на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка, в результативность образовательной работы (сформулирована в педагогических заповедях Щ.А.Амонашвили)

6.Культура профессионального общения предполагает организацию правильных взаимоотношений в системах «педагог-ребенок», «педагог- родители», « ребенок-ребенок», «педагог-коллеги», понимание детей и окружающих ,уважение к ним ,создание положительного микроклимата.

7.Педагогическая рефлексия- это самоанализ проделанных шагов ,оценка полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью.

IV.Деятельность педагога дошкольного учреждения разнообразно по своим функциям и содержанию , она предполагает  владением педагогом разнообразными профессиональными умениями(Е.А.Панько):

  1. Гностические(от греческого~ знания)-это умение ,с помощью которых педагог изучает ребенка(его возрастные, индивидуальные особенности, личностные качества,  взаимоотношение со сверстниками ,взрослыми, степень эмоционального благополучие и другое)
  2. Конструктивные –это умения, необходимые педагогу для проектирование педагогического процесса, воспитание детей  с учетом перспектив образовательной работы. Коммуникативные умения проявляются при установлении педагогических целесообразных взаимоотношений с отдельными детьми и со всей группой, с родителями воспитанников , с коллегами по работе ,с администрацией дошкольного учреждения.
  3. Организаторские- это умение распространяется как на его собственную деятельность, так и на деятельность воспитанников, родителей, коллег.
  4. Специальные умения педагога- это умения петь, танцевать, выразительно рассказывать, читать стихи, шить, вязать, мастерить игрушки из бросового материала, показывать  кукольный театр и другое.

Как и в любой другой профессии ,в профессии педагога есть свои сложности:

- Низкая заработная плата;

- Оформление большого количества документации;

- Увеличение родителей, знакомых с педагогикой;

- Постоянное развитие технологий и разработка новых методик.

Таким образом, можно сделать вывод , что профессиональная деятельность педагога дошкольного учреждения весьма многогранна по своему содержанию. Сферой педагогической деятельности охвачены дети, их родители, коллеги, сам воспитатель, сознательно совершенствующий и свое мастерство, и свою личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...