Организация проведения совместной и самостоятельной игровой деятельности с детьми дошкольного учреждения
методическая разработка (младшая группа) на тему

Васяткина Ольга Аркадьевна

В период дошкольного детства ребёнок включается в разные виды деятельности. Но игра – особый вид деятельности по тем возможностям, которые она открывает для ребёнка. Игра – важнейшая сфера самовыражения ребёнка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

БОУ ЧР «Чебоксарская НОШ для обучающихся с ОВЗ №2» г. Минобразования Чувашии

Сообщение из опыта работы

Тема: «Организация проведения совместной и самостоятельной игровой деятельности с детьми

в условиях дошкольного учреждения

 

                                                                                     Подготовлено

                                                                          Васяткина О.А.,

                                                                          воспитателем 1 мл. гр.

                                             2017г.

В период дошкольного детства ребёнок включается в разные виды деятельности. Но игра – особый вид деятельности по тем возможностям, которые она открывает для ребёнка. Игра – важнейшая сфера самовыражения ребёнка.

В игре не только развивается воображение, но и формируются другие личностные новообразования. Игра даёт ребёнку возможность эмоционально насыщенного вхождения в жизнь взрослых на основе воспроизведения их социальных отношений. Игра создаёт благоприятные возможности для развития у ребёнка самоутверждения и самооценки. Именно в игре ребёнку доставляется возможность пережить ситуацию успеха, получить признание сверстников. Для этого взрослому необходимо помочь ребёнку занять ту игровую позицию, которая соответствует его индивидуальности (например, сочинителя игрового сюжета, исполнителя игровой роли, декоратора обстановки для игры и др.). Большое значение  здесь имеет   целенаправленная деятельность, в которой человек (взрослый или ребенок) может  поставить перед собой и затем реализовать одну   или несколько взаимосвязанных целей.  

Значение игры для становления целенаправленной деятельности обусловлено тем, что в практической жизни возможности ребенка в самостоятельной постановке целей и их реализации весьма ограниченны.

Какие цели может ставить перед собой ребенок этого возраста в реальной жизни? Собрать пирамидку, самостоятельно одеться, достать какой-то предмет и т. п. Диапазон этих целей очень невелик.

В игре диапазон целей существенно расширяется за счет возможности достигать их с помощью любых «ненастоящих» средств и способов. Эта возможность позволяет ребенку через игру приобщаться к взрослым серьезным целям, самостоятельно ставить и реализовывать их, а также связывать одну цель с другой (сначала купить продукты, потом приготовить обед и, наконец, накормить кукол)

При формировании целенаправленной деятельности в игре  я ставила четыре основные задачи:

- знакомить детей с разнообразием игровых целей;

- побуждать самостоятельно ставить игровые цели и таким образом проявлять игровую инициативу;

- постепенно подводить детей к самостоятельному поиску средств и способов достижения целей;

- практиковать игры с двумя-тремя связанными между собой целями.

В группе были созданы для детей условия,  необходимые для становления и развития игровой деятельности. Дети охотно играют в кукольном уголке, в котором есть разнообразные предметы «взрослого быта». Большие мягкие модули используем для строительства домов, машин, поезда. На большом автомобиле отправляемся в путешествия.

В адаптационный период задачей  совместных игр с детьми стала – наладить доверительные отношения с каждым ребенком. Я играла в такие игры: «Шли, шли, что-то нашли», «Загляните ко мне в окошко», «Я иду к вам в гости с подарками». Основной игровой целью, которую ставила перед собой, была цель проявить заботу, внимание к каждому ребенку. Иногда цели общения в игре объединялись с практическими. Если я варила кашу для детей, то угощая их, находила для каждого приветливое слово. В этих играх не используются игровые персонажи, поскольку они отвлекают воспитателя и детей от непосредственного общения друг с другом. Инициатором игры всегда выступает взрослый. Играя с детьми, я ставила простые известные малышам игровые цели. Дети вместе со мной прятались от дождя, собирали цветы. Более сложные игровые цели, такие, как сварить суп, реализовала сама. Малыши в этих играх были лишь активными наблюдателями. В играх использовала копии реальных предметов, а не их заместители.

Формируя у малышей умение ставить цель, нужно учитывать, что у ребенка третьего года жизни имеются два источника игровых целей.

Первый источник — действия взрослого, которые вызвали у малыша вспышку интереса, привлекли его внимание и побудили к похожим действиям. Например, почти каждый день Денис крутит руль игрушечного автомобиля, потому что папа привозит его в детский сад на машине. При наличии у ребенка таких личных игровых целей не мешайте малышу самостоятельно реализовывать их.

Вторым источником игровых целей могут служить для ребенка цели, которые специально ставит перед ним взрослый. Этот источник очень важен для развития малыша, потому что собственные игровые цели детей еще очень ограниченны (ребенок только и делает, что катает машину, а у некоторых они отсутствуют совсем). Чтобы побудить ребенка принять поставленную вами новую игровую цель и начать самостоятельно реализовывать ее, малыш должен быть готов подражать взрослому.

Наблюдая за тем, как взрослый кормит куклу, малыш может захотеть сделать то же. Однако результат будет зависеть от того, насколько ребенку понравятся именно эти игровые действия и насколько он захочет повторить их в своей игре.

Обучая детей целенаправленной деятельности в игре, я использовала путь приобщения детей к новым игровым целям, при котором основным побудителем становится не подражание взрослому, а общение с ним. Такой путь предполагает несколько иную организацию игры с ребенком, чем тот, который основан на подражании детей игровым действиям взрослого.

Первый шаг - игровые действия воспитателя направлены на детей. Приглашаю детей в игру. Ставлю, например, две цели: «Сейчас буду печь для вас булочки», «Испеку булочки – буду вас кормить». Затем реализую первую игровую цель и одновременно знакомлю детей с условными способами выполнения игровых действий (пеку булочки, комментирую свои действия). Реализую вторую игровую цель (кормлю детей булочками). Ребенок при этом узнает, что есть можно «понарошку», используя разнообразные предметы-заместители. Заканчивая игру, переключаю детей на самостоятельную игру («Булочек много осталось. Спросите у наших игрушек, может быть они тоже хотят булочек»). В такой игре малыш относительно пассивен и получает удовольствие не от еды, умывания, поездки, а от общения с вами.

Второй шаг - игровые действия детей направлены на воспитателя. Теперь вы предлагаете детям самим осуществить те же самые игровые действия относительно вас (покормить, помыть вам руки, покатать на автомобиле и т. п.) Я ставлю перед детьми общую игровую цель, которую они будут реализовывать сами, мотивирую ее. («Я пришла с работы. Устала. Не могу даже приготовить себе еду. А есть очень хочется. Кто мне приготовит что-нибудь поесть? ») Очень важна помощь воспитателя каждому ребенку в конкретизации этой общей игровой цели – кто и чем может вас накормить. Дети реализуют игровую цель. Помогаю каждому приготовить «еду», показывая игровые действия. Затем побуждаю детей к реализации следующей игровой цели («У кого еда готова? Можете меня покормить? ») Педагог выступает в роли благодарного партнера ребенка по игре. Он одобряет и приготовленную еду и то, как заботливо его кормят.

Основная задача в этих играх состоит в том, чтобы игровые действия, которые дети осуществляют относительно вас, доставляли им максимум удовольствия, позволяли пережить чувство успеха. Положительные эмоции, которые ребенок может пережить, осуществляя в отношении вас новые для него игровые действия, побудят малыша повторять их и по отношению к игрушкам.

Третий шаг – игровые действия детей направлены на игрушку. Я подготавливаю детей к выбору игровых целей. («Видите, как много детей у нас в группе и все они умеют очень хорошо готовить. Кто суп, кто кашу, кто картошку, даже компот и яичницу. Не волнуйтесь, сейчас мы вас накормим. Ребята, вы хотите приготовить собачкам еду? ») .

Далее побуждаю каждого ребенка к постановке игровой цели. («Вот эта собачка выбрала тебя, Оля. Что ты ей приготовишь? », помогаю удерживать игровую цель и интересно развивать игру. Затем предлагаю новую игровую цель («Щенята захотели спать. А спать они любят на коврике. Вот вам коврики»).

Одна игра может включать не более двух-трех игровых целей. Если малыши просят подсказать новые игровые цели, я предлагаю им такие, для реализации которых не требуется мое прямое участие. Это должно быть что-то хорошо знакомое ребенку, связанное с его жизненной практикой (умыть, покатать на машине) .

Играя с детьми, учитываю их интересы и возможности. В игре даже самую обыденную цель можно достичь самым необычным способом, используя самые неподходящие с точки зрения реального достижения предметы. Поэтому стараюсь раскрыть перед ребенком возможность использовать предметы-заместители и научить совершать условные действия с ними, а так же приохотить детей к самостоятельному поиску и применению новых оригинальных способов достижения игровых целей. Действуя в игре с предметами-заместителями, ребенок усваивает и назначение, и функции предметов, а также овладевает обобщенными действиями с ними.

Например, ребенок кормит куклу. Манипулируя с игрушечной ложкой, он достаточно точно, воспроизводит действия, которые совершал с настоящей ложкой. При переносе действий с реальных предметов на игрушечные или предметы-заместители (палочка вместо ложки и т. п.) происходит обобщение действий. Это сложная умственная операция, для осуществления которой игра предоставляет широкие возможности.

Играя с детьми, мы приобщаем их к неожиданным и интересным поворотам сюжета игры, расширению игровых целей и умений, подводя тем самым к сюжетно-ролевой игре.


Список используемой литературы

1. Солнцева О. В. Дошкольник в мире игры. Санкт-Петербург, 2010 г.

2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. М. Просвещение, 1991.

3. Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребёнка». М. Просвещение, 1988.

4. Жуковская Р. И. «Игра и её педагогическое значение». - М., г

5. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. «Мозаика-Синтез», 2015.

6. Смоленцева А. А. «Игры и игровые упражнения для развития речи».

М., Просвещение, 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Циклограмма совместной и самостоятельной деятельности с детьми дошкольного возраста

Циклограмма совместной и самостоятельной деятельности. Разработана для детей второй младшей группы....

Конспект проведения совместной непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительного дошкольного возраста с использованием интерактивных технологий. Образовательная область - «Познавательное развитие» Тема: « Путешествие в мир бумаги».

Структурное подразделение «Отделение дошкольного образования детей»Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения лицея № 329Невского района Санкт – Петербурга...

Организация и проведение различных видов игровой деятельности с детьми дошкольного возраста

Организация и проведение различных видов игровой деятельности с детими дошкольного возраста...

картотека проблемных ситуаций в совместной и организованной деятельности с детьми дошкольного возраста

картотека проблемных ситуаций в совместной и организованной деятельности с детьми дошкольного возраста...

Конспект проведения совместной непосредственно- образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений Тема: «Как помочь Буратино?» Образовательная область «Познавательное развитие»

Программное содержание:Образовательные задачи:Закрепить знание детей о последовательности дней недели. Продолжать учить выделять условие и вопрос задачи, упражнять в решении задач путём сложения ...

Организация совместной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, с использованием театральной деятельности, включая разные виды интеграции

Организация совместной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, с использованием театральной деятельности, включая разные виды интеграции...

Организация проведения занятий по окружающему миру с детьми дошкольного возраста с использование конструктора LEGO

Методическая разработка "Организация проведения занятий по окружающему миру с детьми дошкольного возраста с использование конструктора LEGO"...