Педагогические технологии организации процесса восприятия музыки детьми дошкольного возраста
консультация на тему

Слушание музыки детьми осуществляется в процессе музыкально-педагогической работы, в ходе участия во всех видах детской музыкальной деятельности, на досуговых мероприятиях и праздниках. Музыкальный руководитель традиционно посвящает слушанию музыки часть занятия, используя для его организации определенные методы и приемы. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitat.docx17.17 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Педагогические технологии организации процесса восприятия музыки детьми дошкольного возраста 

Слушание музыки детьми осуществляется в процессе музыкально-педагогической работы, в ходе участия во всех видах детской музыкальной деятельности, на досуговых мероприятиях и праздниках. Музыкальный руководитель традиционно посвящает слушанию музыки часть занятия, используя для его организации определенные методы и приемы. 
К слушанию музыки должен обращаться и воспитатель, организуя данный процесс как занятие или инициируя детей к самостоятельному восприятию произведений. Слушают дети и в семье, посещая с родителями концерты, музыкальные спектакли и т. п. 
Педагогическая технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога. На каких же принципах базируется технология процесса восприятия музыки дошкольниками? 

Принципы и технологии восприятия музыки: 
• Принцип гуманизации – учитываются личностные и индивидуальные качества ребенка в процессе восприятия музыкальных произведений 
• Принцип возрастных особенностей ребенка - учитываются результаты диагностики и основные изменения восприятия музыки в каждой возрастной группе 
• Принцип развития субъективных качеств – учитываются музыкальные интересы и направленность ребенка на конкретный вид музыкальной деятельности 
• Принцип субъект-субъективного взаимодействия - учитываются свобода реакций и высказываний ребенка, недопущение насильственных, жестких мер, ограничивающих порывы ребенка. Ребенок может выбирать виды художественной деятельности, в которой нашло бы воплощение услышанного им в музыке, выступать инициатором слушания музыки, называть воспитателю музыкальные произведения, которые он хочет послушать. Педагог должен участливо откликаться на эти инициативы. 
• Принцип педагогической поддержки – действия педагога должны быть направлены на оказание помощи ребенку, испытывающему те или иные затруднения в процессе восприятия музыки, снятие эмоциональной напряженности и некомфортности. 
• Принцип профессионального сотрудничества и сотворчества – обязательное взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя, тесное сотрудничество с семьей, другими специалистами, работающими в детском саду. 
• Принцип целенаправленности процесса восприятия музыки детьми – педагогу необходимо знать, ради какой цели организуется музыкальное восприятие 
• Принцип отбора музыкальных произведений - необходим отбор музыкальных произведений по определенным критериям, соответствующим возрастным особенностям детей 
• Принцип систематичности и последовательности – необходима планомерная работа по восприятию музыки дошкольниками, постепенное усложнение музыкального содержания 
• Принцип продуктивности – результатом восприятия музыки должен явиться некий творческий продукт, например образ, воплощенный в рисунке, танце, музицировании, игре, слове и т. д. 

• Принцип синкретичности – объединение разных методов и способов художественно-творческой деятельности дошкольников. 

Слушание музыки можно разделить на четыре этапа действий педагогов в процессе организации восприятия детьми музыки: 
1. привлечение детского внимания к слушанию музыки, настрой на восприятие; 
2. повторное слушание с последующим музыкальным анализом, разбором впечатлений; 
3. закрепление представлений о прослушанной музыке в музыкальном опыте ребенка, запоминание произведения, готовность рассуждать о нем, желание послушать еще раз; 
4. создание условий для выражения ребенком результатов музыкального восприятия в игровой, художественной, двигательной деятельности. 

Этапы организации восприятия музыки дошкольниками в группе, при непосредственном содействии педагога-воспитателя. 
1. организация развивающей среды в группе. 
2. накопление у детей музыкального опыта, практических умений в изобразительной деятельности, активизация творческого воображения. 
3. самостоятельная продуктивная деятельность детей. На данном этапе предлагается организация слушания музыки, после чего дети могут выразить свои фантазии в изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации). 

Деятельность воспитателя на первом этапе заключается в создании музыкальной зоны для слушания музыки, которая должна содержать муз. центр, диски с записью музыки, портреты известных композиторов, книги музыковедческого характера, доступные детям, иллюстрации к муз. произведениям, репродукции картин. 
После организации музыкальной зоны или уголка для слушания музыки, необходимо провести беседу с воспитанниками на тему «Что нового появилось в группе?» настраивая их тем самым на конкретный вид музыкальной деятельности. 
На 2-м этапе воспитатель осуществляет работу по накоплению детьми представлений, впечатлений и эмоциональных переживаний в ходе восприятия музыки. Осуществляется данная работа в определенной логике. 

Вводная часть. Игры и упражнения (2-3) на развитие творческого воображения детей. 
Основная часть. Организация процесса восприятия музыкальных произведений (1-2), беседа об услышанном. 
Заключительная часть. 1 вариант - Активное слушание. При помощи пластики и элементов танцевальных движений предложить ребенку выразить свои впечатления об услышанном. Второй вариант – выразить музыкальные впечатления при помощи изобразительной деятельности (рисовании). 

Такую работу воспитатель проводит с детьми 1 раз в неделю в течение всего учебного года, как закрепление навыков и слуховых представлений, полученных на музыкальных занятиях. 
Именно такая работа позволит подойти к заключительному этапу технологии – самостоятельной продуктивной деятельности детей и интегрированным занятиям по музыкальному и изобразительному творчеству. 


При составлении данной статьи была использована следующая литература: 
Гогоберидзе А. Г. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Педагогические технологии организации процесса восприятия музыки детьми дошкольного возраста

Этот материал полезен для объяснения педагогом о необходимости совместной работы, помощь музыкальнуму руководителю...

Педагогические технологии организации процесса восприятия музыки детьми дошкольного возраста

"Влияние музыки на детей - благодатно и чем ранее они начнут испытывать его на себе, тем лучше для них. Они не переведут на свой язык её невыговариваемых глаголов, но запечатают их в сердце... пе...

"Педагогические технологии организации процесса восприятия музыки детьми дошкольного возраста"

Слушание музыки детьми осуществляется в процессе музыкально-педагогической работы, в ходе участия во всех видах детской музыкальной деятельности, на досуговых мероприятиях и праздниках. Музыкальный ру...