Опыт работы «Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы. Теоретическая часть»
учебно-методический материал на тему
Опыт работы «Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы. Теоретическая часть»
Научно теоретические основы использования художественной литературы в социально - нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_teoriya.docx | 26.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы «Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы. Теоретическая часть»
Тема: «Социально – нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста средствами художественной литературы. Теоретическая часть»
1. Теоретическая часть. Научно теоретические основы использования художественной литературы в социально - нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
1.1 Актуальность опыта.
Дошкольный возраст – является сензитивным периодом именно для социально-нравственного развития человека, возраст, наиболее зависимый от общения и социальных отношений. Основы нравственности личности, ее духовности закладываются уже в дошкольном детстве.
«…Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребёнка…» В. А. Сухомлинский
Этими словами выдающийся педагог подчеркивает величайшее значение книги в эмоциональном, эстетическом, умственном, социально –коммуникативном и нравственном воспитании детей.
Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламентированы приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования « В числе основных задач ФГОС, кроме прочего, определяет:
- «объединение обучения и воспитания в целостный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества»;
- «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности».
Таким образом, одной из приоритетных задач, поставленных сегодня перед педагогическим коллективом дошкольного учреждения, может стать социально - нравственно воспитание дошкольников средствами художественной литературы. Ведь именно в дошкольном детстве закладываются основы нравственности, ее духовности, которые есть в художественных произведениях.
Социально-нравственное воспитание – это «целенаправленный и систематический процесс воздействия на сознание чувств и поведение воспитанников, приобщения детей к общечеловеческим моральным ценностям» (И.П. Харламов, С.А. Козлова, Т.М. Бабунова и др.)
Развитие нравственных качеств – «положительные изменения в нравственных представлениях, чувствах, навыках и мотивах поведения».
Механизм нравственного воспитания (С.А.Козлова): представления + мотивы + чувства + навыки и привычки + поступки и поведение = нравственное качество.
«Только при появлении соответствующего эмоционального переживания, чувства возможно усвоение человеком моральных норм, превращение их в устойчивые убеждения» (П.М. Якобсон)
Художественная литература – является «…важнейшим средством нравственного воспитания, т.к. способствует эмоциональной окраске познаваемых и моральных явлений». (К.Д.Ушинский, В.Г. Белинский, Н.С. Карпинская, А.М. Виноградова и др.)
Ознакомление детей с художественной литературой – «…одно из важнейших направлений педагогической работы в детском саду, которое непосредственно влияет на умственное и эстетическое развитие ребёнка, выразительность и образность его речи».
Актуальность социально-нравственного воспитания определяется социально-экономическими процессами, в обществе существует множество проблем, и решение многих из них связано с уровнем нравственности современного общества. Поэтому воспитание нравственных качеств необходимо начинать с раннего детства, чтобы такие моральные ценности, как долг, честь, достоинство, стали внутренними стимулами человека. Тем более, что требования Федерального государственного образовательного стандарта нацеливают нас на усвоение детьми норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие у них эмоциональной отзывчивости, сопереживания. Опыт работы в детском саду показывает, что одним из эффективных средств нравственного воспитания выступает художественная литература. В связи с важностью данного направления мы решили углубленно заняться этой проблемой, систематизировать опыт работы по использованию художественной литературы в развитии нравственных качеств дошкольников.
1.2. Теоретическое обоснование.
На протяжении веков многие ученые, просветители, философы, писатели и педагоги проявляли интерес к нравственному воспитанию это и Я.А. Коменский, и: К.Д. Ушинский, и Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.И. Болдырев, И.Ф. Харламов, И.С. Марьенко, а так же ряд российских ученных: Б.Т. Лихачев, Л.А. Попов, Л.Г. Григорович, И.П. Подласый и др., освящают в своих работах сущность нравственного воспитания.
Теоретические основы социально – нравственного воспитания дошкольников, а также младших школьников заложили Е. Ю. Демурова, А. В. Запорожец, Р. С. Буре, В. И. Нечаева, Т. А. Маркова, Л. А. Пеньевская, А. В. Суровцева и другие.
Известнейшие детские писатели и поэты А. Л. Барто, Л. Н. Толстой, С.Я. Маршак, К. И. Чуковский, были убеждены, что приобщение детей к детской литературе будет не только воспитывать, но еще и убеждать в необходимости общения со своим ребёнком родителей. Значение художественной литературы в воспитании нравственных качеств велико. Это формирование: доброжелательности, отзывчивости, чувство сострадания, эмпатии, любви, внимания и уважения.
Л.И. Божович отмечал, что изучая проблему нравственного воспитания младших школьников, нужно учитывать не только их возрастные особенности, но и их психологические особенности:
- «…склонность к игре, где в условиях игровых взаимодействий ребенок непринужденно упражняется, осваивает социально - нормативное поведение, начинает соблюдать правила, получает уроки честности, начинает считаться с другими, проявляет ответственность, правдивость, справедливость, самостоятельность»;
- «…частая смена деятельности во время занятий необходима, так как дети 6-8 летнего возраста не могут долго заниматься монотонной деятельностью и не могут удержать свое внимание на одном предмете более 7-10 минут»;
- «…недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом»;
- «…противоречия между знанием и применением, как нужно»;
- «…существующая неравномерность применения вежливого общения со сверстниками и взрослыми».
На значение раннего приобщения к богатствам художественного слова обращали внимание такие известные педагоги и психологи, как Л. С. Выготский, А. В Запорожец, А. А. Леонтьев, Е. И. Тихеева, О. С. Ушакова, Е. А. Флерина, К. Д. Ушинский и другие.
О.Н. Ларионова считает, что художественная литература - это важнейший компонент культуры, которая служит формированию и развитию нравственного сознания, воспитанию личности.
Многочисленные исследования Н.С. Карпинской. Л.Н. Стрелковой, А.Н. Виноградовой, Р. С. Буре подтверждают, что дети живo, эмоционально и доверчивo воспринимают читаемые им стихи, рассказы, сказки. Произведения литературы всегда сoдержат в себе какую-тo оценку событий.
Формирование внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, становление духовного мира личности – цель литературного образования. Важная задача воспитания - формирование нравственно – эстетического облика ребенка и для ее решения следует использовать все воспитательные возможности курса литературы, в том числе и облагораживающее воздействие личности писателя.
В настоящее время, когда начинается процесс духовного возрождения России, с 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников. [ФГОС]
Так в Общих положениях отмечено, что одним из основных принципов ДО, является, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. [1.4. п.6]
Теоретические основы социально – нравственного воспитания дошкольников, а также младших школьников заложили Е. Ю. Демурова, А. В. Запорожец, Р. С. Буре, В. И. Нечаева, Т. А. Маркова, Л. А. Пеньевская, А. В. Суровцева и другие.
В программе «Детство» также уделяется большое внимание чтению художественной литературы дошкольникам. Автор раздела «Ребенок и книга» программы «Детство» Л. М. Гурович отмечает, что задача детского сада, заключается в подготовке к долгосрочному литературному образованию, которое начинается в школе. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, так как в дошкольном детстве ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка, загадка, пословица, небылица и др.). В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой – с произведениями А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, братьев Гримм, X.К. Андерсена, Ш. Перро и др.
Восприятие художественной литературы проходит через все области развития дошкольников: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Итак, мы рассмотрели теоретические аспекты данного вопроса.
Изучение опыта свидетельствует, что вопросам нравственности в иcтории отечественной и зарубежной педагогики всегда уделялоcь большое внимание. Воспитание нравственных качеств необходимo начинать c раннего детства, чтобы такие моральные ценности, как долг, честь, достоинствo, cтали внутренними стимулами челoвека.
Социально – нравственное воспитание происходит на всем жизненном пути детей, среда в которой растет и развивается ребенок играет определяющее значение в становлении нравственности.
1.3 Условия формирования личного вклада
Опыт работы в детском саду показывает, что одним из эффективных средств нравственного воспитания выступает художественная литература. В связи с важностью данного направления мы решили углубленно заняться этой проблемой, систематизировать опыт работы по использованию художественной литературы в развитии нравственных качеств дошкольников.
Ознакомление детей с художественной литературой – «…одно из важнейших направлений педагогической работы в детском саду, которое непосредственно влияет на умственное и эстетическое развитие ребёнка, выразительность и образность его речи».
В своей работе мы опирались на изучение психолого-педагогических исследований и отметили следующее:
На основе анализа методической, психолого-педагогической, художественной литературы нами были выделины основные личностные качества, которые необходимо формировать у детей 4-5 лет: вежливость, гуманность (доброта, отзывчивость, сопереживание), дружелюбие, скромность, послушание, аккуратность, смелость, щедрость, осторожность, трудолюбие, уважение к близким, умение договариваться в коллективе.
На значение раннего приобщения к богатствам художественного слова обращали внимание такие известные педагоги и психологи, как Л. С. Выготский, А. В Запорожец, А. А. Леонтьев, Е. И. Тихеева, О. С. Ушакова, Е. А. Флерина, К. Д. Ушинский и другие. Чтение ребенку различных литературных жанров (сказки, рассказы, стихотворения, малые фольклорные формы – пословицы, поговорки, потешки) развивает у него чувство родного языка, внимание к художественному слову, умение воспроизводить эти выразительные средства в своих высказываниях. [13; с. 20]
В своих работах, О.И. Никифорова в развитии восприятия художественного произведения выделяет три ступени:
- Непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе - работа воображения);
- Понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление);
- Влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание).
Таким образом, выявлена проблема недостаточного осознания детьми того, что является хорошим и плохим во взаимоотношениях с окружающими сверстниками и взрослыми людьми. Следовательно, возникает необходимость решения данной проблемы, путем организации целенаправленного комплекса педагогической работы, в нашем случаи средствами художественной литературы. Необходимость включения данного педагогического механизма воспитательно - образовательной работы связана также с инертной позицией родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курсовая работа «Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в процессе приобщения к истокам русской народной культуры»
В данной работе отражены теоретические и практические вопросы соципально-нравственного воспитания детей в процессе приобщения к истоках русской народной культуры....
Консультация для воспитателей "Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы"
Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребёнка будут складываться представления о сущности н...
Опыт работы «Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы. Практическая часть»
Опыт работы «Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы. Практическая часть»Реализовать систему работы по повышению уровня со...
Опыт работы "Духовно нравственное воспитание детей дошкольного возраста по средствам детского фольклора"
В данном материале представлен опыт работы с детьми дошкольного возраста на основе народного фольклора для детей (песенки, потешки, пословицы, загадки. сказки)....
Опыт работы " Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста "
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проя...
Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредствам художественной литературы.
Дошкольный возраст – период активного познания окружающего мира, человеческих отношений и формирования основ личности будущего гражданина. В детском возрасте усвоение социальных норм происх...