Опыт работы "Духовно нравственное воспитание детей дошкольного возраста по средствам детского фольклора"
статья (младшая группа)

Аркашева Светлана Анатольевна

В данном материале представлен опыт работы с детьми дошкольного возраста на основе народного фольклора для детей (песенки, потешки, пословицы, загадки. сказки).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аркашева С.А.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 38»

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредствам  детского фольклора.

В периоды смены экономических и общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего, в сфере передачи нравственного опыта, жизненных ценностей и установок. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом. Ситуация в нашей стране не стала исключением. Общество озабочено образованием и развитием детей, укреплением их здоровья. Но не менее важно заложить основы душевного здоровья. Необходимое условие этого – наличие моральных ориентиров. Сформированность духовно-нравственных ценностей является важнейшим условием формирования целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем жизненном пути [3, с.5].

Дошкольное детство – важнейший этап  в становлении морального облика человека.  В эти  годы у детей закладываются основы нравственности, формируются  первоначальные эстетические представления.

На мой взгляд, народное творчество, а именно «фольклор», что в переводе с английского означает «народная мудрость», включение его в повседневную жизнь, быт детей в этот период особенно важны.
         Благодаря фольклору, в частности, русским народным песням, потешкам, сказкам, прибауткам, колыбельным песням и т.д., ребенок легче входит в окружающий мир, через сопереживание лирическим героям полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, – словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.

Каждый жанр русского народного творчества – кладезь народной мудрости. И в каждом – огромный запас положительной энергии, направленный на созидание, а не на разрушение. Использование фольклора при организации совместной деятельности позволяет детям сравнить «как было» и «как есть», «как нужно» и «как не нужно» поступать в определенных случаях.

В колыбельных песнях выстраивается окружающий мир вокруг ребенка, как бы противопоставляя всем опасностям внешнего мира теплоту и защищенность дома.

Пение колыбельных детям помогает им вырасти уравновешенными и доброжелательными людьми. Влиянием пения колыбельных на детей определяются самые сильные эмоции и чувства, такие как ласка, любовь, забота [2].

Ночь пришла, темно вокруг.
Рыбка спит, и спит петух,
Спит коровка, спит щенок,
Засыпай и ты, сынок.
И котёнок рядом с кошкой,
Спит за печкою в лукошке.
На лужайке спит трава,
На деревьях спит листва,
Спит осока у реки,
Спят сомы и окуньки.

Используемые потешки оказывают благотворное влияние на общение с ребёнком в разные режимные моменты: при умывании, одевании, приеме пищи и т.д. Образы фольклорных произведений взяты из жизни, конкретны и содержательны и поэтому служат могучим средством ознакомления с окружающим миром, средством социализации, приобщения их к истокам собственной культуры.

Дай молочка, Буренушка,
Хоть капельку, на донышко.
Ждут тебя котята
И малые ребята.
Дай им сливок ложечку,
Творожку понемножечку.
Всем дает здоровье
Молоко коровье!

***

Умница Катенька ешь кашу сладеньку,
Вкусную, пушистую, мягкую, душистую.

Нельзя не сказать и прибаутках, которые помогают подготовить детей к обучению, к труду.

Коза - хлопота
День-деньской занята:
Ей - травы нащипать,
Ей - на речку бежать,
Ей - козляток стеречь,
Малых деток беречь,
Чтобы волк не украл,
Чтоб медведь не задрал,
Чтобы лисонька-лиса
Их с собой не унесла.

Ещё один вид малых форм  словесного народного творчества, который использую в своей работе - это загадки.
Вместо  хвостика,-  крючок,
Вместо носа – пятачок.
Пятачок дырявый,
А крючок - вертлявый.

Загадки развивают мышление, пытливость, наблюдательность, дают нам возможность вести беседы на нравственную тематику: «Как нужно заботиться о домашних питомцах», «Как не обижать наших братье меньших».
         В пословицах и поговорках оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Пословицы и поговорки задают тон, вводят в тему , помогают раскрыть смысл определенных ситуаций («Дорога ложка к обеду», «Без труда не вытащишь рыбу из пруда» , «Глаза боятся, а руки делают», «Под лежачий камень вода не течёт», «Старый друг лучше новых двух», «Друзья познаются в беде», «Родина-мать – умей за неё постоять», «Семеро одного не ждут», «За двумя зайцами погонишься , ни одного не поймаешь», «Пчела мала, но и та работает»).

Большое внимание уделяю русской народной сказке, которая  помогает детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло, получить информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества, расширить кругозор, развить речь, фантазию, воображение, а также духовно-нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.

В сказке «Рукавичка» нравственный урок с детьми мы раскрываем при помощи поговорки: «В тесноте, да не в обиде», уча детей быть дружными и трудолюбивыми, добрыми.

Хочется привести высказывание  выдающегося педагога современности Ш.А. Амонашвили: «Есть другое важное личное качество, которое несет в себе и национальное, и общечеловеческое свойство. Это есть чувство доброты. Не надо дробить содержание воспитания. То бросаемся на воспитание дружбы и товарищества, то – на воспитание уважения к старшим. Личность целостна. Чувство доброты, по моему убеждению, составляет основу нравственной целостности личности. Доброта имеет национальный оттенок, но она всеобща. «Спеши творить добро» - в этом латинском призыве сохранена именно общечеловечность чувства доброты… Добрый человек не может не любить глубже. В добром человеке не может не возникнуть сострадание, сочувствие. Добрый человек не может не проявить щедрость души. Добрый человек не может не уважать людей. Он не может быть завистливым, грубым, хамом. Он не может не быть порядочным, заботливым. Добрый человек может проявлять храбрость, самоотверженность… В общем чувство доброты есть корень всех благородных качеств» [1, с.65].

Поэтому, работая с детьми, в первую очередь воспитываю у них с самого раннего возраста такое качество личности как доброта, посредствам произведений детского фольклора.

Список литературы:

  1. Амоношвили Ш.А. Размышление о гуманной педагогике. М.: Издательский дом Шалвы Амоношвили. 1966.
  2. Сухомлинский В. А. «Сердце отдаю детям»
  3. Соловьева Е.В., Царенко Л.И. Наследие. И быль, и сказка… Обруч,-М., 2011.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МАЛЫЕ ФОРМЫ ФОЛЬКЛОРА»

Данный материал к проекту "Духовно- нравственное воспитангие детей дошкольного возраста через формы фольклора" Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития дет...

Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Данная статья расскажет о том, что развивать чувство патриотизма у детей дошкольного возраста можно через фольклор....

Опыт работы «Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы. Теоретическая часть»

Опыт работы «Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы. Теоретическая часть»Научно теоретические основы использования художе...

Опыт работы «Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы. Практическая часть»

Опыт работы «Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы. Практическая часть»Реализовать систему работы по повышению уровня со...

Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста по средствам фольклора

Задачи:- Повысить профессиональные знания педагогов по приобщению малышей к истокам русской народной культуры;- Повысит эффективность работы с детьми по ознакомлению с фольклором и использовании...

Программа саморазвития «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста с применением народного фольклора» (срок реализации 2023 -2026 года)

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошло...

Отчет по программе: «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста с применением народного фольклора»

Благодаря подробному изучению патриотической литературы мы достигли лучшего осознания необходимости повышения качества получаемых знаний дошкольниками от педагога. ...