Программа саморазвития «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста с применением народного фольклора» (срок реализации 2023 -2026 года)
рабочая программа

Таныгина Ольга Александровна
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samorazvitie_tanygina_o.a.docx28.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 5 «Сказка»

Принята                                                                                     УТВЕРЖДЕНА

на заседании                                                                              приказом муниципального бюджетного

педагогического совета                                                            дошкольного образовательного

протокол от______202__года №____                                      учреждения детского сада №5 «Сказка»

                                                                                    приказ от _______202__года № ____

Программа саморазвития

«Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста с применением народного фольклора»

(срок реализации 2023 -2026 года)

Разработала: воспитатель

Таныгина Ольга Александровна

р.п. Тонкино

2023 год

Содержание

1.

Пояснительная записка

3

2.

Актуальность. Цель. Задачи

4

3.

Перечень вопросов по саморазвитию

5

4.

Предполагаемый результат

5

5.

Форма отчета по проделанной работе

5

6.

Этапы изучения темы. Подготовительный этап.

6

7.

Основной этап

7

8.

Заключительный этап

10

9.

Литература.

11

Пояснительная записка

Педагогика рассматривает нравственное воспитание как активный целенаправленный процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения с первых лет жизни ребенка. Многие педагоги обращались к проблеме использования устного народного творчества в работе с детьми дошкольного возраста (Е. Н. Водовозова, Н. С. Карпинская, О. И. Соловьева, Е. И. Тихеева, А. Н. Усова, Е. А. Флерина и др.). Нравственное воспитание – процесс двусторонний. С одной стороны, он предполагает активное воздействие на детей взрослых: родителей, педагогов, с другой – активность самих дошкольников, которая проявляется в их поступках, чувствах, отношениях.

 В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня не в развале экономики не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Формирование основ моральных качеств начинается ещё в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит духовно - нравственное развитие ребёнка. Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивые к нежелательным влияниям, учить их правилам общения умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно нравственных качеств личности.

Актуальность: Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.  Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Цель: повысить профессиональное мастерство и компетентность в работе над формированием духовно-нравственной культуры у детей дошкольного возраста;

Задачи: 

  • повышение профессионального уровня и педагогического мастерства;
  • изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;
  • обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование;
  • создание методических наработок и внедрение эффективного педагогического опыта в работу с дошкольниками;
  • формировать знания, умения и навыки воспитанников

Перечень вопросов по саморазвитию:

1.Изучение психолого-педагогической и методической литературы;

2. Разработка программно–методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;

3. Исследовательская деятельность;

4. Анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей;

5. Продолжать изучать педагогический опыт других педагогов;

6. Планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.

Предполагаемый результат:

  • Повышение профессиональной компетентности и творческого потенциала педагога в организации образовательного пространства.
  • Внедрение в работу новых форм и методов воспитания и обучения детей.
  • Улучшение условий для развития духовно-нравственной культуры детей дошкольного возраста.
  • Обогащение представлений детей о традициях, праздниках и культурном наследии нашей страны.
  • Создать предметно-развивающую среду по развитию духовно-нравственных качеств личности ребенка по средствам применения народного фольклора.

 

Форма отчета по проделанной работе:

1. Публикация статей в сетевых образовательных пространствах;

2. Проведение открытых дверей для педагогов и родителей;

3. Размещение разработок занятий и работ детей в сетевых образовательных пространствах;

4. Презентации;

5. Обобщение из опыта работы;

6. Отчет на педсоветах;

7. Обобщение педагогического опыта на муниципальном уровне.

 Форма саморазвития: индивидуальная

 

Этапы изучения темы:

Программа рассчитана на реализацию в течение 2023-2026 учебного года, предполагает работу по её дополнению, корректированию и совершенствованию

Актуальность: Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущие облака, яркое солнце, падающий снег – все это привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Но, к сожалению, наши дети лишены богатств и сокровищ природы. Везде человек приложил свою руку. Проблема всего человечества – в спасение природы. Чтобы природа не была полностью уничтожена, задача взрослого воспитывать у детей чувства прекрасного к окружающему миру природы. Актуальность моей темы заключается в том, чтобы не только познакомить детей с животным миром родного края. С их местообитанием, характерными признаками внешнего вида, но и подвести к тому, что природа и ее обитатели – это живая часть мира, которую нужно беречь, любить, сопереживать и радовать

Цель: повысить профессиональное мастерство и компетентность в работе над формированием экологической культуры у детей дошкольного возраста;

Задачи: 

  • повышение профессионального уровня и педагогического мастерства;
  • изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;
  • обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование;
  • создание методических наработок и внедрение эффективного педагогического опыта в работу с дошкольниками;
  • формировать знания, умения и навыки воспитанников

Перечень вопросов по саморазвитию:

1.Изучение психолого-педагогической и методической литературы;

2. Разработка программно–методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;

3. Исследовательская деятельность;

4. Анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей;

5. Продолжать изучать педагогический опыт других педагогов;

6. Планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.

 

Предполагаемый результат:

  • Повышение профессиональной компетентности и творческого потенциала педагога в организации образовательного пространства.
  • Внедрение в работу новых форм и методов воспитания и обучения детей.
  • Улучшение условий для развития экологической культуры детей дошкольного возраста.
  • Обогащение представлений детей о природе родного края и формирования гуманного отношения к ней, соблюдение правила безопасности в природе по отношению к себе.
  • Дети научатся проводить простейшие и сложные опыты, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.
  • Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.

 

Форма отчета по проделанной работе:

1. Публикация статей в сетевых образовательных пространствах;

2. Проведение открытых дверей для педагогов и родителей;

3. Размещение разработок занятий и работ детей в сетевых образовательных пространствах;

4. Презентации;

5. Обобщение из опыта работы;

6. Отчет на педсоветах;

7. Обобщение педагогического опыта на муниципальном уровне.

 Форма саморазвития: индивидуальная

 

Этапы изучения темы:

Программа рассчитана на реализацию в течение 2022-2025 учебного года, предполагает работу по её дополнению, корректированию и совершенствованию.

1.     Подготовительный этап

п/п

Мероприятия

Сроки

Практические выходы

1.

Изучение методической литературы

Консультации для родителей: «Приобщение к истории, традициям и культуре России»

Март 2023г.

Апрель 2023г.

Подбор и анализ методической литературы;

Духовно-нравственное воспитание родителей

2.

Анкетирование родителей «Духовно-нравственное воспитание дошкольников».

Май 2023г.

Сбор информации о семейном воспитании детей.

3.

Составление перспективного плана по духовно-нравственному воспитанию. Разработка конспектов НОД по   духовно-нравственному воспитанию.

Июнь 2022г.

Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию

4.

Родительское собрание «Семейные традиции»

Сентябрь 2023г.

  Духовно-нравственное воспитание родителей

5.

Создание творческой среды.

Октябрь 2023г.

Пополнение предметно- развивающей среды;

6.

Составление серии занятий для дошкольников.

Ноябрь 2023г.

Материалы для наблюдений, рассматривания

7.

Участие в патриотических конкурсах

Декабрь 2023г.

Опыт работы

8.

Мониторинг развития  духовно-нравственных качеств детей

Январь 2024г.

Анализ информации для дальнейшего применения полученных знаний на практике по данной теме.

II. Основной этап

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Практические выходы

1.

Консультации для родителей «Знакомим детей с народами России»;

Изготовление совместно с родителями макетов: «День Защитника Отечества», «Праздник 8 Марта»

Февраль  2024г.

Март 2024г.

Духовно-нравственное воспитание родителей

Создание условий совместно с родителями и детьми по данной теме.               

2.

Изготовление дидактических игр по духовно-нравственному воспитанию

Апрель 2024г.

Создание условий совместно с родителями и детьми по данной теме.               

3.

 Изготовление совместно с родителями выставки рисунков: «День Победы»

Май 2024г.

Продукты детской деятельности.

4.

Изготовление дидактических пособий совместно с детьми, для изучения темы.

Июнь 2024г.

Продукты детской деятельности.

5.

Составление совместно с родителями генеалогического дерева: «Моя семья»

Сентябрь 2024г.

Составление родителей с детьми генеалогического дерева

6.

Консультации для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников»;

Октябрь 2024г.

Духовно-нравственное воспитание родителей

7.

Подготовка и проведение ОД по   духовно-нравственному воспитанию.

Ноябрь 2024г.

Духовно-нравственное  воспитание детей.

8.

Экскурсия в музей «История родного края»

Декабрь 2024г.

Наблюдение, беседа с детьми

9.

Виртуальна экскурсия «Путешествие в Рождество»

Январь 2025г.

Наблюдение, беседа с детьми

10.

Веселые старты «Папа может!»

Октябрь 2025г.

Укрепление здоровья детей

11.

Консультация для родителей по теме.

Ноябрь 2025г.

Обновление информации в родительском уголке

12.

Изготовление семейной новогодней игрушки «Мастерская деда мороза»

Декабрь 2025г.

Радость от совместного времяпрепровождения. Укрепление семейных связей

13.

Рождественские колядки

Январь 2026г.

Духовно-нравственное воспитание детей

14.

День защитника отечества

Февраль 2026г.

Праздник

15.

Международный женский день

Март 2026г.

Праздник                    

16.

Консультации для родителей: «Воспитание мальчиков и девочек»

Апрель 2026г

Духовно-нравственное воспитание родителей

17.

Акция «Георгиевская ленточка»

Май 2026г.

Духовно-нравственное воспитание родителей

III. Заключительный

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Практические выходы

1.

Фотовыставка «Моя семья»

Публикация статей в сетевых образовательных пространствах;

Сентябрь 2026г.

Октябрь 2026г.

Фотоотчёт;

Знакомство с практическим опытом;

2.

Презентации проектов: «Моя родина», «Моя семья».

Ноябрь 2026г.

Обобщение из опыта работы;

3.

Выступление на педагогическом совете ДОУ

Декабрь 2026г.

Семинар-практикум для воспитателей: « Духовно-нравственное воспитание дошкольников»;

Литература

Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Мы живем в России», гражданско-патриотическое воспитание дошкольников /старшая группа/.

Е. В. Симонова «Моя первая книга о России».

«Моя Родина – Россия». Комплект из 5 книг для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Книга первая: «С древних времен до наших дней». Книга вторая: «Большая и малая Родина». Книга третья: «Природа и климат». Книга четвертая: «Народы. Костюмы. Праздники». Книга пятая: «На службе Отечеству. Выдающиеся личности».

Т. И. Подрезова «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ» /Патриотическое воспитание/.

Л. А. Кондрыкинская «Дошкольникам о защитниках Отечества», /методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/.

6. Л. А. Кондрыкинская «С чего начинается Родина?», /опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ

    7. М. Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» /методическое пособие/

Н. С. Голицына «Ознакомление дошкольников с социальной действительностью»

 В. В. Эдемская «Электросталь. Рассказы о городе».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МАЛЫЕ ФОРМЫ ФОЛЬКЛОРА»

Данный материал к проекту "Духовно- нравственное воспитангие детей дошкольного возраста через формы фольклора" Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития дет...

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Дополнительная общеобразовательная программа «Экспедиция» по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, с применение

Дополнительная общеобразовательная программа «Экспедиция» по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, с применение...

Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста

Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...

Отчет по программе: «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста с применением народного фольклора»

Благодаря подробному изучению патриотической литературы мы достигли лучшего осознания необходимости повышения качества получаемых знаний дошкольниками от педагога. ...

Программа социального партнерства с семьей Срок реализации 2023-2026 годы

Важной и сложной частью деятельности педагога является работа с родителями. Родители являются первыми педагогами своего ребенка (Закон «Об образовании» РФ). Они обязаны заложить основы интеллекту...