Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста
занимательные факты

Титова Софья Андреева

Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения приведет общество к необратимому разложению и духовному вакууму. В связи с этим духовно-нравственное воспитание имеет чрезвычайную значимость и является одной из приоритетных задач в развитии российского государства.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno_nravstvennye_problemy.docx19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида №43 "Колокольчик"

Конференция

Духовно - нравственные проблемы современного общества России

                                                                        Выполнила:

Воспитатель

Титова Софья Андреевна

Электрогорск

2020 г.

   Постановка проблемы. Современные демократические и гуманистические тенденции развития общества делают акцент, в первую очередь, на росте материального благосостояния человечества. Такой подход провоцирует ряд негативных явлений в духовно-нравственной сфере общества. Значительной проблемой в сегодняшнем мире в целом, и в России, в частности, является нравственная деградация общества, утрата нравственно-моральной определенности, подмена новыми поколениями ценностных ориентаций.

  Целью, является анализ нравственных основ и ценностных ориентаций современного общества.

Можно четко выделить проблемы реализации духовно-нравственного воспитания в современных условиях. Так на сегодняшний день можно назвать немало препятствий в реализации духовно-нравственного воспитания на традиционной православной основе. Главными являются:

1. Разрушение и кризис семьи, крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных родителей. Некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и воспитания ребенка, утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей. Как следствие – необходимость массового просвещения родителей и педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

2. Отсутствие согласованности влияния на духовно-нравственное воспитание детей и молодежи различных социальных институтов: семьи, образовательных учреждений, Православной Церкви, государственных и общественных структур.

3. Политическая проблема: государство, призванное выполнять важную функцию в духовно-нравственном просвещении и воспитании, не имеет сегодня четкой идеологической позиции и позволяет заполнять духовно-нравственную сферу суррогатами и продуктами западной массовой культуры.

4. Управленческая проблема. До сих пор нет цельной программы по духовно-нравственному воспитанию в масштабах страны или региона, не сформулированы четкие цели и задачи, не обозначены приоритеты, отсутствуют соответствующие органы управления, организационно-экономические механизмы реализации духовно-нравственного воспитания на государственном и муниципальном уровнях.

5. Проблема ограниченной представленности традиционной культуры в современном обществе: его идеологической, научной, художественной, бытовой сферах.

6. Разрушение традиционного уклада жизни: основанных на православном мировосприятии обычаев, традиций, отношений (сердечных чувствований и настроений), правил доброй и благочестивой жизни, традиционного распорядка дня, недели, года.

7. Неподготовленность (мотивационная, эмоциональная, интеллектуальная) большей части населения современной России к восприятию духовного содержания традиционной культуры. Как следствие – необходимость осуществления системы просветительских мер по подготовке общества к реализации православно-ориентированных педагогических программ.

8. Отсутствие в стране системы общественного духовно-нравственного воспитания, а также четко структурированного культурологического учебного курса (включающего рассмотрение всех компонентов православной культуры) для разных уровней системы образования.

9. Кадровая проблема. Недостаточный уровень культуры и профессиональной компетентности педагогов в вопросах содержания и методики духовно-нравственного воспитания на традиционной основе. Как следствие – необходимость организации специальной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

10. Отсутствие разработанной методологии православной культуры, ее искусственное сужение только до вероучительных аспектов.

11. Экономическая проблема. В то время как огромные деньги тратятся на внедрение различных программ либерального характера, нет средств на разработку и создание учебно-методической и информационной продукции по традиционному духовно-нравственному воспитанию, преподаванию основ православной культуры; на духовно-нравственное просвещение населения и подготовку педагогов.

12. Проблема малого числа подлинных носителей традиционной православной культуры, что связано с недостаточностью живого духовного опыта, отсутствием систематического культурологического и богословского образования даже в православной среде.

На сложившуюся ситуацию негативно влияет огромный поток информации, находящейся в свободном доступе не только для взрослого мыслящего человека, но и для детей, которые не в состоянии самостоятельно и осознанно дифференцировать то что видят и слышат. Не смотря на разросшееся информационное поле, можно констатировать общее снижение уровня образования. Современные образовательные учреждения и программы обучения не могут ответить на все вызовы времени, не удовлетворяют интеллектуальные и духовные потребности человека.

Очевидно, что школы и детские сады сегодня должны особое внимание уделять организации воспитательного процесса. При реализации направления нравственного воспитания необходимо сделать опору на отечественную духовную культуру, тесно связанную с этническими ценностями национальных культур народов России и разными религиями. Альтернативное мышление сегодня означает принятие массовой безликой культуры, насилия и разврата, насаждаемыми под видом западной модели воспитания.

Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения приведет общество к необратимому разложению и духовному вакууму. В связи с этим духовно-нравственное воспитание имеет чрезвычайную значимость и является одной из приоритетных задач в развитии российского государства.

Основой духовно-нравственного воспитания детей и молодежи традиционно является семья и именно в семье начинается воспитательная работа. На современном этапе развития общества состояние российской семьи является результатом нерешенных проблем подготовки молодежи к жизни. Результат отсутствия достаточного внимания к семейным ценностям и традициям это – распад семьей, низкий уровень рождаемости, аборты, брошенные дети. Многочисленные исследования в этой области показали, что большинство детей, не реализовавших себя во взрослой жизни, в следствии чего пристрастившихся к употреблению алкоголя, наркотиков, не получили нужного количества внимания, тепла и любви со стороны родителей. Ведь именно любовь родителей, их собственный пример являются главными средствами воспитания моральных качеств у детей. Поэтому в первую очередь, родители, а потом образовательные учреждения должны формировать в сознании ребенка положительные образы.

Безответственное отношение к институту семьи обесценивает ее значение среди молодежи. Здесь задача государства и гражданского общества заключается в своевременной и эффективной профилактической работой, влиянии на семью, укреплении института семьи, организации досуга молодежи. Решая социальные задачи воспитания семья, дошкольные образовательные учреждения и школа, должны найти способы помочь каждому ребенку обрести чувство ответственности за сохранение духовно-нравственных основ жизни.

Становление новой российской государственности, демократизация гражданского общества и всего полиэтнического пространства России дает возможность эффективно использовать этнокультурное воспитание для формирования подрастающего человека. Родной язык, традиции, обычаи, духовно-нравственные ценности каждого народа формировали лучшие человеческие качества на протяжении существования человечества.

Этнокультурное воспитание, являющееся целостным процессом передачи личности культурных ценностей, традиций, социальных норм поведения, выступает частью всестороннего процесса становления человека. Использование традиций и обычаев в формировании духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения позволяет оказать влияние на социальное, духовное, нравственное, психическое, физическое развитие.

В процессе исторического развития всеми народами накоплен положительный воспитательный опыт, создана высокая педагогическая культура. Каждый этнос – это живой источник педагогической мудрости, народная педагогика из поколения в поколение накапливает и преумножает духовный опыт народа, раскрывает особенности национального характера. Народная педагогика рассматривается как духовный феномен, являющийся общечеловеческим принципом существования человеческого рода и объединяющий в себе лучшие качества человека, такие как любовь, доброта, сострадание, честность, справедливость, милосердие, терпимость и др. В потребности к труду и потребности делать добро, самостоятельности в выполнении порученного дела, воспитании уважения и соблюдения традиций, формировании социального поведения в среде своего этноса, привязанности к родным местам, уважительном отношении к родителям, старшим по возрасту заключается воспитательный потенциал традиций.

Семья, как традиционно устоявшаяся структура общности людей, живущих вместе, связанных родственными узами, ведущих общее хозяйство и несущих этнические характеристики традиционной системы семейного воспитания является хранителем традиций. В современных условиях развивается воспитательный потенциал семьи, как главного носителя нравственного опыта поколений.

В заключение нужно заметить, что человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле, поэтому нужно внешнее воздействие преподавателей, родителей, священнослужителей, всей образовательной среды высшего учебного заведения при голографическом единстве религиозного и рационального факторов духовно-нравственного воспитания.

Список используемой литературы

  1. Щуркова Н. Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры.
  2. Психологические исследования духовно-нравственных проблем / Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011.
  3. Нравственность современного российского общества: Психологический анализ / Отв. ред. А. Л. Журавлев, А. В. Юревич. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2012.
  4. https://urok.1sept.ru/articles/600234 
  5. https://www.uchmet.ru/library/material/266307/ 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание духовно - нравственной культуры у детей дошкольного возраста.

Нравственно - патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОУ.  В настоящее время эта задача актуальна и особенно трудна, т.к. в молодых семьях вопросы в...

Воспитание духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Статья раскрывает методы и средства нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста...

Опыт работы "Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста через проектную деятельность. Опыт содержит перспективный план кружка по изобразительной деятельности "Природа и творчест...

Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Статья раскрывает проблему духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в дошкольном возрасте....

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Формы, методы и средства воспитания духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста

Привитие духовно-нравственных ценостей у детей дошкольного возраста, различными, методами и средствами воспитания...

Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей

Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей...