Опыт работы "Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"
статья (подготовительная группа) на тему

Сахарова Светлана Юрьевна

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста через проектную деятельность. Опыт содержит перспективный план кружка по изобразительной деятельности "Природа и творчество".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Современная социальная среда (как всего общества, так и семейного окружения) сложна и не стабильна. Психологическая статистика констатирует, что социальная неуверенность стала распространенным явлением среди взрослых и – тем более – среди детей. Только уверенный в себе, в своих возможностях человек, умеющий понимать и считаться с мнениями и чувствами других, может добиться определенных результатов не только в работе и в учебе, но и семейной жизни.

На современном этапе развития общества экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. Нерациональное использование природных ресурсов, несовершенство технологических процессов приводят к возникновению и развитию экологических кризисов. Уничтожаются тысячи видов растений и животных, уменьшается площадь лесных покровов, уменьшаются запасы полезных ископаемых, истощается мировой океан, загрязняется атмосфера, реки, поверхность земли, нарушен озоновый слой и т.п.

Одним из факторов возникновения экологического кризиса является экологическая безграмотность общества, незнание законов взаимодействия природы и общества, низкий уровень нравственности. Проблема охраны природы, ее разумного и рационального использования на основе экологических законов становится одной из важнейших для человечества. Экология является основной теоретической базой для решения этой проблемы.

Один из путей решения проблемы – изменение отношения к природе. Начинать формирование представлений об окружающем мире, месте человека в нем необходимо с младшего дошкольного возраста. Только живое переживание, полученное в детстве и связанное с представлениями о ценности жизни всего живого вокруг нас, может изменить отношение к природе. Так как знания, полученные с первых лет жизни, могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. В дошкольном возрасте идет активное формирование личности. Закладываются и развиваются такие составляющие, как система ценностей, особенности поведения с объектами природы, что дает повод для развития сложных нравственных качеств: гуманизма, добросердечности, сочувствия и т.п.

Особое значение  природе в  воспитании детей младшего дошкольного возраста придавал педагог К.Д. Ушинский, обращая внимание на положительное воздействие природы на психику детей, на всестороннее развитие их в процессе общения с природой.

Для русского человека природа всегда была матерью, божественным началом. Ребенок воспринимает его, как живой. Через природу ребенок интуитивно чувствует Творца. Сохранить и развить у детей способность целостного восприятия мира, сформировать такие качества, как понимание, сочувствие и сопереживание миру природы – одна из важнейших задач дошкольного образования.

Как известно, природа пробуждает любознательность ребенка, воздействует на органы чувств, активизирует сенсорное развитие, формирует чувство прекрасного. Поэтому нами была разработана программа кружка «Природа и творчество». Данная программа предполагает вовлечение детей в исследовательскую  деятельность совместно с родителями, развитие познавательной и творческой активности дошкольников.

Педагогам дошкольного учреждения необходимо создавать условия для приобщения детей их родителей к основным социокультурным ценностям, обеспечивать единство познавательного, эмоционального и нравственного развития дошкольников, способствовать созданию системного социокультурного пространства воспитания и общения в дошкольном учреждении, и, конечно, повышать педагогическую культуру родителей.

Именно поэтому, мы ничего не даем детям в готовом виде, а используем в своей работе метод проектов. Метод проектов актуален, эффективен и позволяет развивать ребенка, как свободную творческую личность. Однако ребенок – дошкольник не может самостоятельно определить проблему и сформулировать цель, не может самостоятельно найти нужную ему информацию и систематизировать ее. На первых занятиях кружка мы познакомили детей с Красной книгой России. Как оказалось, некоторые животные и растения, были детям знакомы, но никто не знал почему. Поэтому главной целью для детей стало поближе познакомиться с некоторыми видами животных, а главное узнать, почему они занесены в Красную книгу.

Ознакомление детей с животными Красной Книги России позволяет не только формировать представления об их разнообразии, но и обратить внимание детей и родителей на проблему исчезновения редких видов животных.

Данная программа позволила объединить познавательно – исследовательскую деятельность  и изобразительное творчество детей, с целью воспитания у детей духовно нравственных и социокультурных ценностей.

Занятия кружка составлены таким образом, чтобы дети имели возможность через исследовательскую деятельность познакомиться с животными разных уголков нашей Родины – России. Кружок предполагает знакомство детей не только с животными, но и характерными особенностями природного мира, в котором они обитают.

Занятия разделены на несколько тематических блоков: природный мир смешанных лесов, тундры, пустыни, гор, Арктики и Антарктиды, подводный мир. Так как познавательно – исследовательская деятельность в подготовительной группе предполагает выход на пространство мира, занятия кружка предполагают знакомство детей с природным миром и животными, занесенными в мировую Красную книгу: животными Африки, Австралии.

Незабываемые радостные переживания, настроение создают у детей презентации своих проектов. Это представление  детьми альбомов, презентаций о редких животных и местах их обитания, сделанных совместно с родителями. Детям доставляет большое удовольствие рассказывать о том, что они узнали сами.

Выразить свои впечатления  дети могут  в своих творческих работах. Организация изобразительной деятельности осуществляется непосредственно на занятиях кружка. Для того, чтобы впечатления детей были более яркими, мы знакомим детей с разными техниками рисования и аппликации. Это в свою очередь позволяет развивать их творческие способности.

Стало традиционным участие детей в ежегодном экологическом фестивале «Экология. Творчество. Дети», в региональном форуме «Зеленая планета» и других творческих конкурсах. Среди наших участников есть лауреаты и победители. Работы наших детей, выполненные на занятиях кружка, нередко украшают интерьер нашего учреждения.

Таким образом, ознакомление детей с животными, занесенными в Красную книгу, позволяют детям по-новому взглянуть на проблему их исчезновения, углубить нравственно-эстетические чувства, вызывает стремление беречь и охранять природу, ухаживать за животными и растениями.

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания как средства развития детей дошкольного возраста – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера. Чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился, живет. Наша задача углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении.

Список литературы

1.Васильева Н. «Проектная деятельность: участвуем вместе»//Дошкольное воспитание.-20011,№10

2.Ушинский К.Д. Избранные сочинения//М.,1968

Приложение

Перспективный план изобразительной деятельности

кружка «Природа и творчество»

Сентябрь  «Природный мир смешанных лесов»

1.«Осенний лес» рисунок

2. «Уссурийский тигр» аппликация из салфетных жгутиков

3. «Речной бобр» Рисование тычком полусухой кистью

4. «Филин» Аппликация из косточек

Октябрь «Природный мир гор»

1. «Горный пейзаж»

2. «Панда» Обрывная аппликация

3. «Горный баран» Рисунок

4. «Снежный барс»   Граттаж

Ноябрь «Природный мир тундры»

1. «Тундра» Рисунок

2. «Северный олень»

3. «Песец» Рисунок тычком полусухой кистью

4. «Сокол» Рисунок ватными палочками

Декабрь «Природный мир Арктики»

1. «Арктика» Рисунок

2. «Белый медведь и северное сияние» Рисование солью

3. «Синий кит» Аппликация из салфетных жгутиков

4. «Тундровый лебедь» Аппликация из ладошек

Январь «Природный мир Антарктиды»

1. «Антарктида» Рисунок

2. «Пингвин» Обрывная аппликация

3. «Тюлень» Рисунок

Февраль «Природный мир Африки»

1. «Африканская саванна» Рисунок

2. «Зебра» Граттаж

3. «Жираф» Аппликация из крупы

4. «Хамелеон» Аппликация из пайеток

Март «Природный мир Австралии»

1. «Австралийская природа» Рисунок

2. «Попугаи Ару»» Граттаж

3. «Коала»  Торцевание

4. «Крокодил» Рисование ватными палочками

Апрель «Природный мир пустынь»

1. «Пустыня Сахара» Аппликация из песка

2. «Варан» Пластилиновая мозаика

3. «Скорпион» Аппликация из пайеток

4. «Страус» Обрывная аппликация

Май «Подводный мир»

1.«Подводный мир» Рисунок ватными палочками

2. «Морская черепаха» Аппликация из крупы

3. «Дельфины» Рисунок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы по теме "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную деятельность"

В данной работе раскрыта тема нравственно патриотического воспитания дошкольников, представлена модель работы по дпнной теме....

«Формирование духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Чтобы Ребёнок познал и присвоил многообразие внешнего мира, взрослые – педагоги, родители, должны помочь ему освоить адекватные способы познания. Важным аспектом в этом является приобщение дошкольнико...

Инновационный опыт работы «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста через проектную деятельность»

Я сорвал цветок, и он завял.Я поймал жука, и он умер у меня на ладони.И тогда я понял: «Прикоснуться к природе можно только сердцем»Гвездослов  «Здоровье нации зависит от того, какой мы оста...

Опыт работы "Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"

Опыт работы "Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"...

Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей

Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей...

Формирование представлений о нравственных ценностях у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности

Статья о формировании представлений о нравственных ценностях у детей дошкольного возраста посредствои проектной деятельности...

Консультация для воспитателей "Формирование представлений о нравственных ценностях у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности"

В дошкольном возрасте источником представлений о нравственных ценностях является взрослый. Формирование нравственных качеств – длительный процесс, требующий значительных усилий. Повседневный опы...