Главные вкладки

    Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей
    статья (младшая группа)

    Полянская Ольга Николаевна

    Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx25.87 КБ

    Предварительный просмотр:

    Полянская О.Н.,

     воспитатель

    г. Мичуринск,

     МБДОУ «Детский сад

    комбинированного вида

     №22”Солнышко»

    Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей

     Духовный мир ребёнка нуждается в развитии. Воспитание духовно – нравственных ценностей у детей даёт возможность проявить себя как личность в окружающем мире со сформировавшимися у неё нравственными чувствами: совесть, добросердечность, любовь, вера . И занятия ,на которых дети учились бы  размышлять над нравственной сутью каждого поступка ,необходимы уже в детском саду. 

    Духовно - нравственное воспитание осуществляется в процессе интеграции предмета «Самопознание» в образовательное пространство дошкольного учреждения. Успешность процесса воспитания духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста повышается через интеграцию образовательных областей, которая способствует эффективному развитию личности ребенка в разных видах деятельности ,взаимодополняющих друг друга и объединяющихся в единый процесс.

    На интегрированных занятиях дети проживают эмоциональные состояния, знакомятся с опытом сверстников, а также культурным наследием человечества (литература, живопись, музыка). В результате расширяется круг понимаемых духовно-нравственных понятий и ценностей, дети становятся способными к более глубокому пониманию себя и других людей, у них чаще проявляется сопереживание по отношению к окружающим [1].

    Одно из направлений духовно-нравственного воспитания - экологическое воспитание, главная цель которого - формирование начал экологической культуры: бережного отношения к природе. Оно развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить с природой, окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше. Ведь известно, что истинная красота заложена в природе, и задача состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее, научиться ценить ее. В результате при ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для нравственного воспитания.

    Работа по экологическому воспитанию ведётся следующим образом:

    -через занятия (формирование у детей представлений о природе);

    -наблюдение (возможность чувственного познания, накопление конкретных сведений);

    -словесный метод (различные формы речевой деятельности, позволяющие ребенку понять новую информацию, которая чаще всего не доступна для наблюдения);

    - практическая самостоятельная и совместная деятельность дошкольников (индивидуальные проявления детей в этой деятельности, являющиеся показателем степени их экологической культуры);

    - природоохранительные акции (комплексные мероприятия, не выходящие за пределы жизни детского сада);

    - экспериментирование в природе (формирование начальных естественнонаучных представлений)

    Основа гуманного отношения к людям, способность к сопереживанию, к сочувствию проявляется в самых различных жизненных ситуациях. Поэтому у детей нужно формировать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства. Только в этом случае ребёнка можно научить принимать и воспринимать чужие трудности и радости как свои.  Основной метод воспитания: подвести ребёнка к тому, чтобы он познал себя, научился бы сравнивать себя с другими. Вот почему его учат рассказывать о собственных переживаниях, сравнивать себя с другими, прислушиваться к себе, делиться своим состоянием, настроением. Предполагается: уверенный в себе ребёнок легко встанет на позицию другого, разделит его переживания [2].

    В процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой (Образовательная область «Речевое развитие») на материале сказок, рассказов или драматизаций педагоги учат их оценивать характеры героев, их поступки, понимать, «что такое хорошо и что такое плохо». Художественная литература заставляет детей волноваться, сопереживать персонажам и событиям, сочувствовать, что постепенно формирует определённые моральные оценки. Из рассказов и особенно из сказок ребёнок постигает красоту благородных поступков и низость коварства, злобы и предательства, испытывает радость любви и силу ненависти; черпает первые представления о справедливости и несправедливости. Они заставляют ребёнка задуматься над тем, что он сам может или не может сделать в повседневной реальной жизни.

    Особое место в формировании и развитии способности понимать другого человека (сверстника, взрослого) занимают разные виды продуктивной деятельности: «Конструирование» (Образовательная область «Познание»), «Рисование», «Лепка», «Аппликация» (Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»); выполнение элементарных трудовых обязанностей и поручений. Дети учатся согласовывать свои действия, приобретают навыки сотрудничества, общения. Способы организации совместной продуктивной деятельности могут быть самыми различными – например, изготовление аппликации по образцу, или такая форма деятельности, при которой выполненная первым ребёнком часть работы становится исходным материалом для второго.

    Чтобы совместная деятельность наиболее эффективно способствовала формированию положительных взаимоотношений между детьми, чтобы ребёнок видел сверстника, понимал его интересы и потребности и откликался на них, очень важно задать детям конкретную форму взаимосвязи отдельных предметных действий, которая способствовала бы развёртыванию активного общения по поводу работы (обсуждение социального смысла деятельности, её назначения, вклада отдельных участников, условий её успешного осуществления).

    Смена видов практической деятельности позволяет педагогу наглядно убедиться, насколько тесно связаны особенности того или иного вида деятельности и эмоциональные проявления детей: каждая ситуация создаёт особый эмоциональный фон как общей атмосферы, так и индивидуальных проявления.

    Практическая продуктивная деятельность влияет на формирование эмоциональной отзывчивости, эмоции вообще, причём как положительных, так и отрицательных. Следовательно, педагог должен  сформировать ориентацию ребёнка на сверстника [1].

    Большой силой воздействия на чувства обладает музыка. Умелое использование педагогами музыкальных произведений вызывает у детей эмоциональный отклик, помогает донести до них своеобразие национальной песни, мелодии, знакомит с особенностями искусства разных народов. Последовательная, систематическая работа над решением задач музыкального воспитания развивает воображение детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, эмоционально-динамическому осмыслению движений. Это осознанное отношение к восприятию музыки наполняет ребёнка радостью. Музыка открывает для ребёнка богатый мир добра, света, красоты, учит творческой преобразовательной деятельности. Коллективное исполнение песен, плясок создаёт эмоциональную близость, объединяет дошкольников общими переживаниями.

    Физическое воспитание, укрепляя здоровье детей, призвано решать и воспитательные задачи. Занятия физической культурой положительно влияют на развитие чувств и эмоций, поскольку радость движений усиливается наличием весёлых, комичных ситуаций, юмора, шуток, соревновательного настроя, возможности самовыражения. Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста можно и нужно осуществлять в процессе использования различных форм и методов работы: на занятиях по физической культуре, в процессе проведения подвижных игр, эстафет, спортивных турниров и досугов. Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и развлечения. Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы, объединить детей разного возраста общими чувствами и переживаниями.

    В двигательной деятельности нравственные качества формируются путем подбора упражнений, выполнение которых ставит ребенка перед необходимостью вступить в контакт со сверстниками, добиться общей цели. Дети осознают принадлежность к коллективу и учатся управлять своим поведением. Высокое эмоциональное напряжение, которое сопровождает занятия физическими упражнениями, содействует закреплению нравственных представлений в чувствах, переживаниях, привычках.

    Проанализировав опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста, можно сделать вывод: игру можно использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры педагог способен помочь ребёнку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.

    Педагогам надо стараться выстраивать занятия в форме игровых ситуаций, побуждающих детей к сближению друг с другом и с педагогом на основе сопереживания и самой ситуации, и её участникам, причём не только тем событиям, которые требуют сочувствия и участия, но и радостным, весёлым событиям. Содержание проводимых занятий-игр предусматривает формирование у детей знаний и умений, необходимых для доброжелательного общения, воспитание духовно-нравственных ценностей. В ходе занятий педагоги стремятся подвести детей к ощущению чувства принадлежности к группе сверстников. На занятиях дети, как правило, выполняют игровые задания, поэтому целесообразно использовать этюды и упражнения, короткие и доступные по содержанию, подобранные на основе принципа от простого к сложному. В качестве своеобразного отдыха предлагаются подвижные игры, позволяющие детям расслабиться [2]

    Итак, интегрированные занятия помогают сформировать у детей:

    -коммуникативные способности и качества;

    -позитивное отношение к другим людям, даже если они «совсем другие»;

    -умение сопереживать – радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений;

    -умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств;

    -умение взаимодействовать и сотрудничать.

    Список использованной литературы

    1. Еник О.А. Формирование семейных ценностей как психолого-педагогическая проблема.- сб. трудов Всерос. науч.- практ. конф. -Тольятти,2008,с.28-35.
    2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.- М: УЦ Перспектива,2017.-32 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей Выступление на педагогических чтениях по теме: «Реализация комплексно – тематического принципа и принципа интеграции в образовательной практике детского сад

    Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областейВыступление на педагогических чтенияхпо теме:«Реализация комплексно – тематического принципа и принципа...

    Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей.

    Привычка к здоровому образу жизни - это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста...

    Опыт работы "Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"

    Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста через проектную деятельность. Опыт содержит перспективный план кружка по изобразительной деятельности "Природа и творчест...

    Консультация для воспитателей "Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей"

    МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №56»      Консультация для воспитателей Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовател...

    Формы, методы и средства воспитания духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста

    Привитие духовно-нравственных ценостей у детей дошкольного возраста, различными, методами и средствами воспитания...

    Доклад на тему: «Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей»

    В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности; предъявляются качественно новые...