Формы, методы и средства воспитания духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста
статья на тему

Филоненко Ольга Витальевна

Привитие духовно-нравственных ценостей у детей дошкольного возраста, различными, методами и средствами воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_pedsovet.docx21.78 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Усть-Ишимский детский сад №1»

Доклад

« Формы, методы и средства воспитания                        духовно-нравственных

ценностей у детей дошкольного возраста»

        Подготовила воспитатель

                                                                                   1 квалификационной категории

                                                                                    Филоненко Ольга Витальевна

                                       Усть-Ишим 2018 год.

Уважаемые коллеги свой доклад я хочу начать высказыванием священника Александра Ельчанинова.

«Почему так важны впечатления детства?? Почему важно торопиться наполнить сердце и ум ребёнка светом и добром с самого раннего возраста?

В детстве сила доверия , простота, мягкость, способность к умилению, к состраданию, сила воображения, отсутствие жестокости и окомененности.

Это именно та почва в которой посеянное даёт урожай в 30; 60; 100 крат.

Потом когда уже окаменеет очерствеет душа, воспринятое в детстве снова может очистить, спасти человека. Воспитав человека интеллектуально-не воспитав его нравственно-значит вырастить угрозу для общества»

Одна из важнейших проблем воспитания ,над которой бились и бьются поколения педагогов- это проблема духовного и нравственного становления личности.

Очень важно сегодня создавать среду. В которой происходит становление этой самой личности ребёнка, противостоять современной среде. Которая калечит души наших детей.

На мой взгляд актуальность духовно нравственного воспитания связана по крайней мере в следующем:

-Наше современное общество нуждается в подготовке высоконравственных образованных людей обладающими не только глубокими знаниями но и прекрасными чертами личности.

-В нашем современном мире на неокрепшую душу ребёнка  на ещё формирующуюся сферу нравственности обрушиваются источники сильного воздействия как позитивного так и негативного характера.

-Реальность сегодняшнего дня диктует необходимость вырастить в душах детей таких общечеловеческих ценностей как: Истина-Добро-Красота—Вера-Надежда-Любовь.

Эмоциональное развитие ребёнка-дошкольника является важным этапом духовно-нравственного воспитания. Для ребёнка способного понять чувства и эмоции другого человека, такие понятия как дружба, справедливость, сострадание ,.доброта-не являются пустым звуком. Усваивая язык эмоций и чувств  ребёнок овладевает принятыми в обществе формами выражения своих переживаний при помощи словесных и несловесных средств. Он овладевает наукой управления своими эмоциями, учится пользоваться своими чувствами осознанно.

Нравственное воспитание не должно строиться на основе заучивания и отработкой привычек поведения. Нравственные ценности ребёнок может постичь только на основе личных эмоциональных переживаний путём своих проб и ошибок в реальной жизни .

Влияние личности педагога на ребёнка является одним из условий для нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Воспитатель должен придерживаться следующих принципов:

-Нравственный пример воспитателя

-Социально педагогическое партнёрство

-Индивидуально-личностное развитие

-Уважение к Отечественной истории и  родному языку

Теперь давайте разберём методы - приёмы  и средства духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

  1. Духовно-образовательное направление(занятия, чтение детям, устные поучения, обсуждение поступков героев и детей)
  2. Воспитательно-оздоровительное направление(праздники, подвижные игры, прогулки, экскурсии, походы)
  3. Культурно-познавательное направление(концерты, просмотры фильмов и мультфильмов, участие в православных праздниках)
  4. Нравственно-трудовое направление(труд по самообслуживанию, изготовление подарков, атрибутов для игр)

Для успешной работы в данном направлении используются разные методы:

Наглядный, словесный, и практический.

Наглядный метод используется во время(Чтение воспитателем устного народного творчества; наблюдений; показа сказок и других произведений как педагогом так и детьми; рассматривание книжных иллюстраций; проведении дидактических игр; целевых прогулок экскурсий)

Словесные методы наиболее эффективные в процессе:

(рассказ воспитателя; чтение произведения воспитателем; заучивание потешек, песен, пословиц, поговорок; бесед с элементами диалога; загадывание загадок; рассматривание наглядного материала; разбор житейских ситуаций; проведение конкурсов, утренников)

Очень важное значение имеет практический метод который используется когда необходимо:

(изготовить с детьми наглядные пособия; провести различные виды игр инсценировок; изготовить поделки на выставку; организовать постановку сказки; )

Хочу отметить что в методике используются разнообразные формы с детьми:

Это(занятия, чтение произведений, беседы, игры, проведение совместных праздников, экскурсии, тематические вечера, организация выставок, постановка сказок духовно-нравственного содержания)

В работе с родителями можно выделить следующие формы:

(собрания на которых родителей знакомят со средствами народной педагогики, открытые показы НОД, вечера вопросов и ответов, проведение совместных мероприятий, индивидуальные и групповые консультации)

Так же используем наглядные виды работ с родителями такие как:

(информационные стенды для родителей, стенгазеты, папки передвижки, привлечение родителей к проведению открытых занятий и утренников, выставки совместного творчества детей и родителей)

Доведение до сознания родителей духовно-нравственного воспитания даёт заметные положительные результаты.

Из всего выше сказанного я могу сделать следующий вывод:

-Для повышения эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников необходима системная организация работы, включающая учебную, досуговую, трудовую, спортивную, повседневную жизнедеятельность дошкольников; использование многообразных форм и методов приобщение дошкольников к истокам национальной культуры; педагогическое взаимодействие детского сада и семьи в основании основ народной педагогики.

А закончить свой доклад я хочу такими словами: Если каждый воспитатель будет верить в это сам и убедит своих воспитанников в правильности этого утверждения, то каждое его занятие превратиться в праздник и для детей и для самого воспитателя.То что мы получили в наследство от наших предков , мы должны, обогатив и приумножив, передать в дар нашим потомкам. В этом заключается духовно-нравственное воспитание.

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация. Тема: "Дидактическая игра как средство воспитания и развития логического мышления детей дошкольного возраста"

С помощью дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей....

Конспект «Дидактическая игра как средство воспитания и развития логического мышления детей дошкольного возраста».

Конспект«Дидактическая игракак средство воспитания и развития логического мышления детей дошкольного возраста»....

«Средства воспитания нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста ».

         Нравственно - патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента ро...

Круглый стол "Малые литературные жанры фольклора как средство воспитания высоких нравственных качеств у детей дошкольного возраста"

Сегодня мы обратим свой взгляд в историю, вспомним как воспитывали своих детей наши предки, какими средствами прививали им добрые и положительные качества, как учили  своих чад быть вежливыми и з...

БЫЛИНЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье рассказывается о былинах как средстве воспитания патриотических и нравственных качеств старших дошкольников....

Формы, методы нравственно-патриотического воспитания в образовательной организации с детьми дошкольного возраста.

Формы, методы нравственно-патриотического воспитания в образовательной организации в ДОУ...