ПРОЕКТ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «КУКЛЫ ИЗ БАБУШКИНОГО СУНДУЧКА»
проект (старшая группа)

Сафонкина Юлия Петровна

 Цель - приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре посредством ознакомления с тряпичной куклой. Создание мини – музея «Русская кукла» (изготовление традиционной народной куклы).

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить с традициями русского народа;
  • познакомить детей с историей народной куклы, как одного из видов декоративно-прикладного искусства;
  • познакомить с основными приемами работы с тканью при изготовлении различных видов народной игрушки;
  • познакомить с приёмами шитья.

Развивающие:

  • способствовать развитию моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей;
  • формировать эстетический и художественный вкус;
  • побуждать к самостоятельному созданию кукол, дать возможность экспериментировать с тканью;
  • предоставить максимальную свободу для проявления творческой инициативы.

Воспитательные:

  • содействовать патриотическому воспитанию, через изучение культуры своей Родины, истоков народного творчества;
  • воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость;
  • прививать основы культуры труда;
  • способствовать улучшению психологической атмосферы в детском коллективе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

духовно-нравственного развития и социализации детей дошкольного возраста

«Куклы из бабушкиного сундучка»

Воспитатель высшей          

квалификационной категории:

Сафонкина Ю.П.

                                                                                             

                                                   Кудрово, 2023г

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Цели и задачи проекта        
  3. Формы и методы работы
  4. Этапы реализации проекта
  5. Перспективный план
  6. Список литературы
  7. Приложение

Пояснительная записка

В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, всерьёз задумываешься о том, какими вырастут наши воспитанники, ставшие уже такими родными и близкими? Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение»?

Современная педагогика знает ответ на этот вопрос. Чтобы с раннего возраста научить детей доброте, терпению, милосердию, и состраданию, мы должны им передать не просто знания, а знания, имеющие нравственную основу. А для этого нет лучшего пути, чем знакомство детей с русскими культурными традициями, мастерством народных умельцев, русским фольклором. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну.

Никакой другой вид народного творчества так активно и глубоко не воспитывает в ребёнке национальных черт, эстетического чувства, как народная игрушка, которую ребёнок любит, с которой охотно играет. С игрушками в мир детей приходит особое богатство. И складывается оно из любви и заботы, выдумки и таланта, красоты и трудолюбия. Мячик и кубики, пирамидка и неваляшка, птичка-свистулька и матрёшка с дюжиной сестриц "мал мала меньше"... И все-таки самая распространенная в мире игрушка - это кукла - знак человека, его игровой образ и символ. «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал» -  гласит народная мудрость. В куклы дети играли раньше, играют сегодня и будут играть всегда.

 У наших предков тряпичные куклы бытовали как обрядовые куклы и как игрушки, через которые дети знакомились с укладом жизни, бытом и получали первые уроки нравственности.

Куклы - обереги использовались для семейных и общественных обрядов. Ритуальную куклу, на которую заговорено заклинание тщательно берегли. Ей отводили сокровенное специальное место, ставили в красный угол. По народным поверьям оберегающие куклы несли в себе доброе начало, охраняли от темных сил, ссор, болезней.

Народная тряпичная кукла радует, развивает, учит понимать окружающий мир, будит мысль и фантазию ребёнка. Именно в тряпичной кукле так много теплоты и любви к ребёнку. На первый взгляд покажется, что это примитивный сверточек из ткани. Но в этом и есть обманчивость простоты. В этом и суть народная. При внешней скромности – глубокое внутреннее содержание.

Знание истоков, нравов и обычаев родного народа помогает понять, объяснить и избежать многих ошибок воспитания. Поэтому одной из важных задач в дошкольном возрасте можно считать – приобретение дошкольниками элементарных знаний об истории и культуре своего народа.

Цели и задачи проекта

 Цель - приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре посредством ознакомления с тряпичной куклой. Создание мини – музея «Русская кукла» (изготовление традиционной народной куклы).

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить с традициями русского народа;
  • познакомить детей с историей народной куклы, как одного из видов декоративно-прикладного искусства;
  • познакомить с основными приемами работы с тканью при изготовлении различных видов народной игрушки;
  • познакомить с приёмами шитья.

Развивающие:

  • способствовать развитию моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей;
  • формировать эстетический и художественный вкус;
  • побуждать к самостоятельному созданию кукол, дать возможность экспериментировать с тканью;
  • предоставить максимальную свободу для проявления творческой инициативы.

Воспитательные:

  • содействовать патриотическому воспитанию, через изучение культуры своей Родины, истоков народного творчества;
  • воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость;
  • прививать основы культуры труда;
  • способствовать улучшению психологической атмосферы в детском коллективе.

Формы и методы работы

Художественно-творческая деятельность организуется в виде Мастерской, в которой у каждого участника, включая воспитателя, имеется своё рабочее место. Дети приступают к работе без «призывов» со стороны взрослого, присоединяются к работе по собственному желанию. В процессе работы детям предоставляется возможность свободного общения с педагогом, сверстником. Дети могут высказывать свои мысли о процессе создания куклы, поделиться своими знаниями, умениями, рассказать о своих ощущениях, настроении и т.д.

Методы и приемы:

  • одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);
  • метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);
  •  словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
  • практический (самостоятельное выполнение детьми силуэта куклы с использование различных инструментов и материалов для изготовления);
  • эвристический (развитие находчивости и активности);
  •  частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
  • метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе);

Обогащение предметно - развивающей среды в группе:

  • подбор наглядного материала;
  • создание дидактических игр;
  • выставки произведений декоративно - прикладного искусства;
  • книжные выставки;
  • внесение материала для самостоятельной творческой деятельности детей;
  • создание мини-музея.

Работа с родителями:

  • участие в создании мини-выставок;
  • выставки передвижки для родителей;
  • совместные праздники и развлечения;
  • колонка «Читаем детям» (в родительском уголке);
  • конкурсы - задания.

Этапы реализации проекта

1 этап - подготовительный.

Изучение и анализ литературы по теме, определение объема материала, сроков и направлений по проекту. Составление каоендарно0тематического плана по теме. Совершенствование необходимой материально- технической базы и развивающей предметной среды (альбомы, материалы, дидактические игры, подборка художественной литературы, конспекты занятий, разработка технологических карт), с целью накопления представлений о народной культуре, быте, народных традициях. Проведение родительского собрания «Народная кукла в играх современных детей».

2 этап - основной.

Цель: формировать: устойчивый интерес к народной культуре; умение детей создавать народные куклы используя, различные материалы; подвести к пониманию назначения народных кукол, к истории их создания; развитие воображения и творчества, художественного восприятия в процессе рассматривания куклы; воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров.

Второй этап включает в себя цикл НОД, совместной деятельности воспитателя с детьми, в ходе которых дети знакомятся с народными куклами   и получат новые знания о народной культуре и истории своего народа. На протяжении всего путешествия детей сопровождает мудрая сказительница, хранительница знаний, умелица на все руки. Именно она рассказывает детям все новые и новые сказки, интересные истории, приносит детям народные игрушки и различный материал для продуктивной деятельности.

3этап-творческий.

Цель: создание условий для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую, продуктивную деятельность связанною с народной культурой; стимулировать творческое использование детьми полученных знаний, умение применять их самостоятельно; создание радостной обстановки способствующей проявлению творческих способностей детей с условием их дальнейшего развития.

Составляя перспективный план работы, был сделан упор на то, чтобы подвести детей к пониманию значимости народной культуры, жизни народа его традиций, развитию художественного восприятия, чувства прекрасного. А помогало в этом мудрость русского народа, опыт, накопленный веками и конечно, то, что близко и понятно всем детям – кукла.

На протяжении всего путешествия по новому неизведанному миру прекрасного дети узнают историю возникновения и при желании научатся делать следующих народных кукол:

  • Покосница.
  • Стригушка
  • Кукла Счастье
  • Кукла Ангел
  • Крестец.
  • Кубышка-травница
  • Кукла на ложке
  • Кукла Масленица
  • Колокольчик
  • Кукла Пеленашка.

Ожидаемые результаты:

  • будет более развит интерес детей к народной кукле и народным традициям;
  • расширятся знания детей о народной кукле;
  • сформируется интерес к способам изготовления народных кукол;
  • у детей сформируются навыки бережного отношения к результатам своего и чужого труда.
  • укрепиться творческое взаимодействие с семьями воспитанников
  • в ходе реализации проекта, будет создана апробируемая   система мероприятий по формированию интереса у детей к народной кукле.

Вывод.

Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами. Но в наше время, когда многое утрачено, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, именно на нас педагогов дошкольников ложится важнейшая задача приобщения детей к ценностям народной культуры.

Девизом своей работы мы выбрали замечательные слова В. Высоцкого:

             Красоту, чистоту мы у старших берем,

             Саги, сказки из прошлого тащим,

             Потому, что добро остается добром

             В прошлом, будущем и настоящим

Мы надеемся, что зернышко, посеянное нами в огромное еще не распаханное поле «Детской души» прорастет и   принесет свои плоды.

Перспективный план

Месяц

Мероприятия

Цель

Краткое содержание

Материал

Сентябрь

«Что мы знаем о куклах?»

Познакомить с историей русской народной куклы и её назначением.

Виртуальная экскурсия в музей, компьютерная презентация «Русская народная кукла».

Раскраски и разрезные картинки по теме занятия

Знакомство детей с куклой Покосница

Познакомить детей с народной куклой Покосница, ее происхождением и предназначением воспитывать внимание, наблюдательность

Беседа с детьми о лете. Рассматривание картины Кустодиева
«Сенокос»

Кукла Покосница, картина Кустодиева «Сенокос»

Рисование «Сенокос»

Закрепить знание детей о времени года - лето, о труде взрослых. Развивать творчество

Рассматривание иллюстраций на тему «Лето»

Краски, альбомы,
кисти.

Изготовление народной куклы Покосница

Учить детей изготовлять куклу из ткани и ваты, развивать навыки работы с нитками.

Совместная творческая деятельность детей и родителей в процессе изготовления куклы

Народная кукла Покосница, схема изготовления куклы. Лоскут белой ткани 10х20, цветная ткань 10х20, красные нитки, вата, треугольный лоскут ткани для платка, полоска ткани 1х7 см

Октябрь

Беседа «От семени до льняного полотна»

Познакомить детей с процессом изготовления народного костюма

Беседа

Картины «Лен цветет», «Пряха», иллюстрации прялки и льна.

Рассказ Ушинского

«Как рубашка в поле выросла»

Знакомство детей с рассказом, слушать внимательно и отвечать на вопросы по содержанию.

Чтение художествен-ной литературы.

Иллюстрации к рассказу

Ноябрь

Знакомство с народной куколкой Счастье

Познакомить детей с куколкой Счастье, ее назначением

Беседа

Картина Ф. Булкина «Девушка перед зеркалом»

Беседа «По одежке встречают»

Объяснить детям значение наряда, прически куклы и ее статуса в игре

Рассматривание кукол, игровая деятельность

Куколка Счастье, куколка Стригушка.

Чтение  народной сказки «Куколка в траве»

Познакомить детей со сказкой

беседа по содержанию

Литература: сказка «Куколка в траве»

Изготовление народной куколки Счастье - в подарок мамам на День матери.

Учить детей изготовлять куклу счастье, воспитывать любовь к  близким, желание о них заботиться.

Творческая деятельность детей

Вата, белый материал, нитки для волос, материал для юбки, красные нитки.

Декабрь

Рисование  

« Кукла в национальном костюме»

Познакомить детей с народным костюмом и орнаментом

Рассматривание куклы в национальном костюме

Альбом, гуашь, кисти, баночки с водой, образец для рисования.

Изготовление куклы Ангела

Познакомить детей с народной куклой Ангел, технологией изготовления.

Совместная творческая деятельность педагога и  детей по изготовлению  куклы.

Образец куклы Ангел, вата, белые квадратные лоскуточки, красные нитки.

Экскурсия в музей русского быта (в д/с)(виртуальная экскурсия)

Познакомить детей со старинными предметами утвари, развивать у детей интерес к родному краю.

Рассматривание предметов обихода избы, объяснить детям как их использовали.

Старинные предметы утвари, мебели

Январь

Беседа с детьми о празднике Рождество

Познакомить детей с праздником, его значением и обычаями.

Беседа.
Рассматривание рождественских открыток.

Иллюстрации

Знакомство куклой Крестец.

Познакомить детей с куклой, ее назначением, технологией изготовления.

Творческая деятельность детей

Образец куклы Крестец, лоскуточки, нитки, ленточки, деревянные палочки, для крестовины.

Знакомство детей с куклой на ложке.

Познакомить детей с народной куклой на ложке, ее происхождением и предназначением.

Рассматривание различных ложек и куклы на ложке.

Кукла на ложке, ложки, сделанные из различных материалов.

В гостях у бабушки Арины.

Расширять представления о русских народных, семейных обычаях. Развивать внимание, память, образное мышление, мелкую моторику

Рассматривание предметов старины.

Деревянная посуда

Изготовление народной куклы на ложке.

Научить детей изготовлять куклу на ложке.

Совместная творческая деятельность педагога и  детей по изготовлению куклы

Образец куклы на ложке, деревянная ложка, квадратный лоскуток, вата, красные нитки.

Февраль

Знакомство детей с народной куклой Кубышка-травница

Познакомить детей с народной куклой Кубышка- травница, ее предназначением и технологией изготовления.

Беседа

Кукла Кубышка- травница.

Д/и « Кто ты куколка моя?»

Воспитывать у детей внимание, наблюдательность

Игровая деятельность

Народные куклы

«Растения, которые нас лечат»

Познакомить детей с лекарственными растениями нашей местности, их внешним видом, местом произрастания.

Беседа.
Рассматривание иллюстраций с лекарственными растениями.

Иллюстрации

Март

Досуг «Посиделки в деревенской избе» (масленичная неделя)

Развитие детской познавательной активности, знакомство с народными обрядами.

Пение народных песенок, закличек, народные игры.

Старинные предметы утвари, мебели

Знакомство детей с народной куклой «Масленица»

Познакомить детей с народной куклой Масленица, ее происхождением, предназначением и технологией изготовления.

Беседа

Кукла Масленица.

«Широкая масленица».

Открытое мероприятие мастер-класс по изготовлению куклы Масленицы (проводят дети)

Расширить представление детей о народном обрядовом празднике.

Игровая программа, мастер-класс.

Материал для изготовления куклы (см.технологическую карту) Народные костюмы, блины., атрибуты для  родных игр.

Апрель

Знакомство с народной куклой Колокольчик

Познакомить детей с народными костюмами, на примере куклы колокольчик, показать многослойность народного костюма.

Рассказ о русском наряде, в который обряжается кукла.

Детали русского наряда и их значение. Народная кукла Колокольчик

Чтение сказки «Василиса прекрасная»

Познакомить детей со сказкой, учить внимательно ее слушать. Беседа по содержанию.

Чтение художественной литературы.

Иллюстрации к сказке.

Изготовление народной куклы Колокольчик совместно с родителями.

Научить детей изготавливать куклу Колокольчик, развивать творчество.

Совместная творческая деятельность детей и родителей по изготовлению куклы

Образец кукла колокольчик, три круглых лоскутка ткани разного цвета. Один меньше другого, вата, нитки, треугольный лоскуток на платок

Рисование

 «Моя любимая куколка»- выставка работ.

Учить детей рисовать понравившуюся куклу, развивать творчество

Рассматривание кукол, художественное творчество.

Народные куклы, краски. Кисти, альбомные листы.

Май

Досуг Приключение куклы Пеленашки

Расширить представления детей о куклах разных народов, народной игрушке.

Рассказ, с/р. игра

Кукла Пеленашка.

Изготовление куклы -Пеленашки в подарок малышам.

Научить детей изготавливать куклу Пеленашку, развивать творчество.

Совместная творческая деятельность педагога и  детей по изготовлению куклы

Кукла Пеленашка. Материал для изготовления куклы (см.технологическую карту)

Досуг «Веселая ярмарка» (итоговое мероприятие»

Закрепление знаний о народной игрушке

Формирование эстетического отношения к народному творчеству.

Заклички, считалки, пословицы,

народные игры

Народные обрядовые куклы, изготовленные детьми совместно с родителями.

Литература

1. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.

2. О.Л.Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СП.: Детство-Пресс,2004.

3. И.Г. Гаврилова. Истоки русской народной культуры в детском саду. СПб «Детство Пресс» 2008г.

4.И.Н. Котова, А.С. Котова. Русские обряды и традиции. Народная Кукла. -СПб: «Паритет» 2008.

5.Е. В.Берестнёва Н. В.Догаева. Кукольный сундучок. -  Москва «Белый город»  

6.Т.Сысоева Кукольный календарь Каргополь 2006г.

7. Журнал Цветной мир. №1 2009 г. Народная игрушка. Москва.

8.Т.А. Бударина. О.Н. Корепанова. Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб «Детство Пресс» 2008г.

9.Журнал. Читаем, учимся, играем. №1,2,3,8,6- 2007г. «Либерия библиопринт»



Предварительный просмотр:

Кувадки можно подвесить над колыбелью целой гроздью, но количество кукол должно быть обязательно нечетным. Это важное условие, чтобы куклы стали еще и оберегам.

Технологическая карта

МОБУ «СОШ «ЦО «Кудрово»

Дошкольное отделение №3

                   

Мастер – класс

по изготовлению народной тряпичной куклы – оберега

«Кукла Кувадка»   

                                   

Подготовила воспитатель

                         Высшей категории

Сафонкина Юлия Петровна

Кудрово, 2023

Куклы-обереги отвлекали на себя злые силы, оберегали от бессонницы, болезней и прочих несчастий. Поэтому эту куклу можно назвать волшебной.

Куклу-оберег делали обязательно безликой, то есть не оформляли лицо, чтобы в ней не поселилась недобрая душа. Тряпичную куклу-берегиню делали своими руками.    

В изготовлении   традиционных   кукол используются только натуральные ткани. А как вы думаете, кто их делал?  Попробуем смастерить волшебную куклу-оберег, которая называется «Кувадка».

Магия обряда «кувады» раньше связывалась с таинством рождения ребенка. Но древний обряд был забыт, а куклы «Кувадки» остались. Теперь они вывешивались над колыбелью малыша, оберегая его от злых духов. Куклы были яркими и привлекали внимание ребенка, создавая ему радостное настроение.

Кувадка – игрушка, сделанная без шитья иголкой и без единой жесткой детали, она ни в коем случае не могла навредить ребенку. Процесс ее изготовления несложен, это одна из самых простых традиционных тряпичных кукол.

Этапы выполнения

куклы «Кувадка»

1.        Возьмем прямоугольный лоскут яркой ткани большого размера, скрутим к середине по длинным сторонам.

2.        Скрученный лоскут перегнем пополам, стянем несколькими                                                       плотными витками нити. Концы нити свяжем двойным узлом. Это будет голова куклы.

3.        Меньший лоскут скатаем рулетиком и перевяжем нитками по краям, чтобы получилась «конфетка». Это руки куклы.

4.        Поместим руки под голову, перевяжем куклу в поясе.

5.        Перевяжем куклу на грудке крест-накрест несколькими плотными витками. Концы нити обрежем ножницами. Нижнюю часть слегка расправим в пышное платье.



Предварительный просмотр:

На Валдае, в самом сердце России, где все дышит историей, берет свое происхождение куколка – вестник хороших новостей. Легенды гласят, что название ее произошло от колоколов, вылитых на Валдае. Меньшими валдайскими колокольчиками были оснащены повозки ямщиков, которые перевозили посылки и письма – новости. Звон колокольчика ямщика становился символом хороших известий.  Облекая колокольчик в форму куколки - домовушки, хозяйки своими руками старались привлечь к дому череду хороших вестей.

Эта куколка - веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. Даря «Колокольчик», человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.

Технологическая карта

Материалы для работы:

1. Круги из ткани диаметром 26 и 24 и 22см

2.Прямоугольник белый 12*20см

3.Утеплитель (вата, синтепон и др.)

4.Треугольник из ткани 20*10 см

5.Колокольчик и нитки.

Ход:

1.К колокольчику привязать нитку длиной 26см.2. Взять утеплитель, обмотать вокруг него нитку с колокольчиком так, чтобы длина нитки оказалось равной до середины первого круга.

3.Затем весь утеплитель обмотать ниткой, придавая форму головы

4.Уложить нашу голову с колокольчиком на самый большой круг, с изнаночной стороны так, чтобы голова оказалась на середине, а колокольчик с краю.

5.Берем первый круг с головой и колокольчиком и обматываем нитками под головой с лицевой стороны.

6.То же самое проделываем со вторым и третьим кругами.

7. Берем белый прямоугольник и делаем руки. Для этого загибаем уголки во внутрь и сгибаем пополам. Завязываем ниткой с краю, отступив примерно 1см.

8. Затем берем белый прямоугольник с ручками и обматываем нитками вокруг головы.

9.Берем треугольник (это наш платок), и надев на голову нашей кукле, завязываем его или зашиваем, под подбородком, делая небольшой стежок. Привязываем к рукам красную нитку, для того чтобы куклу можно было подвесить.

10.Наш оберег готов!

Кукла Благополучница, второе ее название – Хозяюшка, принесет в дом достаток и сохранит его в доме, закроет дорогу злым силам в Ваш дом, наполнит его радостью и благополучием.

Дарят Благополучницу обычно на Рождество или Новый год, но ее можно подарить как помощницу в любых жизненных начинаниях в начале любого жизненного этапа, а значит в любое время года.

В юбке-мешочке у нее монетка с цифрой 5 - приносит деньги в дом, крупа - дает еду, а целебные травы – это забота о здоровье.

Значение трав:

  • Мята, по поверьям, развивает умственные способности.
  • Лаванда издаёт очень приятный успокаивающий запах. Кроме того, лаванда нормализует давление, устраняет головные боли и обладает противомикробным действием.
  • Мелисса обладает лёгким снотворным действием, помогает при нервном возбуждении, восстанавливает сердечный ритм.
  • Зверобой очень хорош при неврастении, бессоннице, также он способен снимать головные боли.
  • Чабрец ― известный антисептик. Он снимает воспаления, боли и может применяться, как лёгкое снотворное.
  • Душица обладает успокоительным действием и ускоряет выздоровление при простудных заболеваниях.

Значение круп:

  • Рис – оберег на богатство, так как в те времена это была самая дорогая крупа;
  • Овес – оберег на силы и здоровье;
  • Перловка, гречка – оберег на сытость и достаток

Технологическая карта

Материалы для работы:

1.Круг из цветной ткани диаметром 10см.

2.Круг из синтепона диаметром 10 см.

3.Квадрат из белой ткани 10*10см.

4.Прямоугольник белый 4*20см

5.Цветная косынка шир.5см, длина 20см.

6.Нитки для обмотки.

Ход:

1.Берем синтепон и обматываем его, формируя головку.

2.Берем белый квадрат, укладываем посередине головку из синтепона и скручиваем, обматывая ниткой.

3. Полосу ткани для ручек складываем вдоль к центру, потом так же вдоль пополам и завязываем посередине аккуратным узлом.

4. Помещаем узелок на голову куколки, приматываем ручки к шее.

5.Приступаем к юбочке. Берем круг из цветной ткани, кладем лицом вниз, на него — синтепон, прошиваем по краю, стягиваем.

6. Наполняем травами, крупой, не забываем вложить монетку.

7. Вставляем голову с ручками, крепко затягиваем. Для надежности, прихватываю несколькими стежками юбочку к нитке, которой обматывали ручки и голову. И куклу не колю — и держится крепко!

8. Выворотным способом надеваем фартучек

9. Повязываем платок.

10.  Наша Благополучница - готова!

Кукла-оберег Мамушка испокон веков считается семейным оберегом, нянечкой для новорожденных. Символ любви матери-прародительницы Рода к последующим поколениям.

Служила, своеобразным пожеланием плодовитости. Является семейным оберегом, принося в семью счастье и увеличивая количество детей в семье.

Мамка в руках держит ребенка, иногда двух - по одному в каждой руке. Детки представляют собой кукол - пеленашек.

Технологическая карта

Материалы для работы

1. Плотная ткань (для основы)18*100 см

2. Белая бязь примерно 22*22 см,

3.Для младенцев розовая ткань примерно 7*40 см;

4.Кружево для юбки

5.Немного ваты или синтепона для формирования груди

6.Красивые лоскутки для пеленок, и платков младенцев

7. Ткань для фартука и платка

Ход:

1.Основа.

Берем плотную ткань и скручиваем из нее основу для нашей куклы. Завязывая нитками в трех местах.

2. Формирование рук.

Берем белый квадрат, загибаем уголок, затем загибаем уголки во внутрь и сгибаем пополам, завязываем ниткой, формируя ручки.

Нитки нужно оставить длинными, чтобы потом, закрепить младенцев.

3.Формирование головы.

Берем квадрат для головы, немного синтепона и основу. Формируем голову и лицо так, чтобы на лице было как можно меньше складок. Закрепляем ниткой.

4. Формируем грудь.

Для этого подкладываем синтепон в область груди и закрепляем ниткой.

5.Платье.

Брем лоскут цветной бязи. Пришиваем на него кружево, фартук посередине, затем стачиваем средний шов.

6.Собираем платье на сборку и закрепляем к нашей кукле нитками. Для этого следует, вывернуть юбку на изнанку и надеть на голову кукле. Закрепит нитками в области талии.

7.Затем выворачиваем нашу куклу, поправляем юбку и фартук. Наша Мамка готова, осталось сделать деток.

8.Изготовление младенцев.

Берем розовую ткань и формируем основу под младенца.

9.Повязываем платочки и заматываем в пеленки, закрепляя все это нитками.

10. Наш младенец готов, укладываем его в руки нашей Мамки, закрепляем нитками, которые остались при изготовлении рук.

Радуница — та, которая приносит радость, проливающуюся ярким светом в души тех, кто пребывает в состоянии Радости — солнечной лучезарности. Радуница — Святозар-день или Велик-день, как когда-то называли на Руси Пасху, — праздник ушедших душ предков, отмечающийся во вторник на второй неделе после Святозар-дня.

Пусть нежная Радуница наполнит душу каждого из вас светом, а если у кого-то совсем недавно ушёл родственник, и душа омрачена, то попросите куколку рассеять ненужные эмоциональные привязки и наполнить вас безмятежной радостью, которая поможет и душе ушедшего близкого, и вашей обрести равновесие и зазвучать чисто и звонко без тяжести и гнёта.

Технологическая карта

Материалы для работы:

1.Лоскут льняной или плотной х/б ткани — прямоугольник размером 36х75 см для тела куколки.

2.Лоскут льняной или плотной х/б ткани — квадрат размером 18х18 см для формирования головы куколки.

3.Два лоскута льняной или плотной х/б ткани — прямоугольники размером 3х13,5 см для ручек.

4.Лоскут льняной или х/б ткани — прямоугольник размером 11х20 см для рубахи.

5.Два лоскута льняной или х/б ткани прямоугольники размером 11х12 см для рукавов рубахи.

6.Три лоскута х/б ткани: прямоугольник размером 14х60 см для юбки сарафана

7. Два прямоугольника размером

3 х15 см для лямок сарафана.

8.Пряжа для волос.

9.Нитки, синтепон или вата.

Ход:

1. Берем ткань для основы, сворачиваем пополам и скручиваем основу под куклу. Закрепляя в трех местах нитками.

2.Формирование головы.

Берем квадрат белой ткани. Формируем из ваты или синтепона голову, укладываем на середину квадрата, складываем по диагонали и скручиваем голову. Перевязываем нитками на уровне шеи.

Далее формируем грудь, подкладываем немного ваты и перевязываем нитками.

3.Руки.

Возьмите прямоугольные лоскуты, для создания рук, сложите в 4 раза, краями внутрь. Загните край сложенной полосы ткани около 2 см, перевяжите несколькими оборотами нити и зафиксируйте чётным количеством узлов, формируя кисть руки.

4.Рукава.

Возьмите лоскуты для рукавов, сложите каждый пополам, вдоль более длинной стороны, выкроите рукава по форме и сшейте боковые срезы швом назад иголку.

5.Рукава и рука.

Соберите по нижнему краю ткань рукава на нить, отступив 1 см от края, вставьте в рукав руку и стяните с изнаночной стороны, равномерно распределив складки. Оберните несколькими оборотами нити и завяжите на узел. Выверните рукав на лицевую сторону. Заложите встречную складку в верхней части рукава.

Приложите рукава по бокам скрутки, привяжите несколькими оборотами нити на уровне шеи и завяжите чётным количеством узлов сзади, по центру спины.

6. Рубаха.

Возьмите прямоугольный лоскут для рубахи, соберите его на нить вдоль длинной стороны на расстоянии 1 см от верхнего края. Привяжите его к телу на уровне шеи изнаночной стороной наружу с запахом около 3 см со стороны спины. Затем отогните рубаху на лицевую сторону и зафиксируйте на уровне талии.

7.Сарафан.

Возьмите два прямоугольных лоскута для лямок сарафана, сложите в 4 раза, краями внутрь, каждый.

Приложите лямки крест на крест на уровне груди и спины. Зафиксируйте под грудью несколькими оборотами нити.

Возьмите прямоугольный лоскут для сарафана. Пришейте шитьё и/или кружево по нижнему краю или просто подшейте. Соедините два края швом назад иголку.

 Соберите верхний край на сборку и прикрепите к кукле нитками на уровне талии.

8.Волосы.

Возьмите пряжу, нарежьте нужную длину волос, стяните посередине как пучок и прикрепите на голове куклы стежками, либо посадите на клей.

Делаем кукле косички, повязываем голову лентами или красивой тесьмой с бисером, надеваем красивые бусы.

И наша кукла готова!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание духовно-нравственных качеств и ценностей у детей дошкольного возраста в современном мире

Размышления на тему воспитания духовности  у дошкольников нас  часто посещали мысли. Почему же наши дети растут черствыми, бездушными? Почему дорогие нашему сердцу детские сказки об Иване-Ца...

«Формирование духовно-нравственных ценностей, патриотических чувств у детей дошкольного возраста в реализации Патриотического акта «Мәңгілік Ел»

Одной из задач патриотического воспитания детей дошкольного возраста является формирование любви к своей Родине. А что такое Родина?...

«Формирование духовно- нравственных и патриотических чувств у детей дошкольного возраста средствами краеведения»

Основным из направлений реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» является «Программно-целевой и системно-правов...

Семейные ценности, как основа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в социуме

Консультация для родителей Семейные ценности, как основа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в социуме...

Консультация для родителей и воспитателей на тему: «Воспитание духовно-нравственных качеств и ценностей у детей дошкольного возраста в современном мире».

Консультативный материал по духовно-нравственному воспитанию дошкольников по средствам семьи и педагогов дошкольных организаций...

Воспитание духовно-нравственных и социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста с нарушениями речи через проектную деятельность в условиях логопедического пункта детского сада

В настоящее время усиленно внимание к решению задач патриотического воспитания со стороны Правительства РФ и Министерства образования и науки России. Необходимость целенаправленной работы по патриотич...

Духовно-нравственное воспитание в процессе социализации детей дошкольного возраста

Духовно-нравственное воспитание в процессе социализации детей дошкольного возраста...