«Формирование духовно- нравственных и патриотических чувств у детей дошкольного возраста средствами краеведения»
методическая разработка на тему

Педагоги МКДОУ № 381 город Новосибирск
Основным из направлений реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» является «Программно-целевой и системно-правовой подходы к патриотическому воспитанию реализуются в условиях объективно сложившегося перехода мирового сообщества к глобальному информационному пространству, насаждению массовой культуры, космополитической среды Интернета, виртуальной псевдореальности социального мифотворчества, актуализирует необходимость сохранения и развития в российском обществе исторически сложившихся культурно- самобытных ценностей, духовных традиций страны и прежде всего ценностей патриотизма».
 
 
´Цель:
´Разработка и внедрение в образовательную систему дошкольного учреждения комплекса мероприятий, способствующих приобщению детей к культурно-историческому наследию родного края.
´Задачи:
·Реализовать мероприятия по ознакомлению дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края.
·Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
·Повысить профессиональную компетентность педагогов по организации работы духовно-нравственной и патриотической направленности  средствами краеведения.
·Организация специальной развивающей предметно- пространственной  среды.
·Активизировать сотрудничество с семьями воспитанников в рамках проектной исследовательской деятельности.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска Детский сад № 381 комбинированного вида «Формирование духовно- нравственных и патриотических чувств у детей дошкольного возраста средствами краеведения» Старший воспитатель МКДОУ д/с № 381 Савельева Елена Геннадьевна первой кв. категории Новосибирск 2017

Слайд 2

Любить свой край, знать его богатства, его историю- на этих лучших чувствах к родным и воспитывается патриотизм. М. Калинин В последние годы наука стала возвращаться к проблеме патриотического воспитания детей, стали появляться исследования по данному вопросу. В дошкольной педагогике стали изучаться вопросы основ гражданственности ( Е.А.Казаева ), краеведение, как средство патриотического воспитания ( Л.А.Кондрыкинская ). Появился новый взгляд на «старые проблемы». Если в прежние годы воспитание любви к Родине рассматривалось через призму отношения к ценностям государства, общественной жизни взрослых, то в современных исследованиях прослеживается возвращение к идеям К.Д.Ушинского – народность, приобщение к национальному, как базе патриотического воспитания. О важности данной проблемы говорится в целом ряде документов, в том числе, в Законе Российской Федерации «Об образовании», один из целевых ориентиров которого направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций. Основным из направлений реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» является «Программно-целевой и системно-правовой подходы к патриотическому воспитанию реализуются в условиях объективно сложившегося перехода мирового сообщества к глобальному информационному пространству, насаждению массовой культуры, космополитической среды Интернета, виртуальной псевдореальности социального мифотворчества, актуализирует необходимость сохранения и развития в российском обществе исторически сложившихся культурно- самобытных ценностей, духовных традиций страны и прежде всего ценностей патриотизма».

Слайд 3

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране. У большинства людей чувство Родины в обширном смысле – родной страны, отчизны – дополняется еще чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краев, района, города или деревушки. Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, с гордостью он рассказывает гостью о красоте и богатстве своего родного края? Эта малая родина со своим особым обликом, со своей – пусть самой скромной и непритязательной – красотой входит в сердце человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души. Свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной край, какова его природа, каким трудом заняты люди, взрослые передают детям.

Слайд 4

Растить из детей граждан, глубоко и преданно любящих свою страну, – важнейшая задача каждого педагогического коллектива. Чтобы воспитать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить его любить село, город, где он родился и вырос, природу, которая его окружает. Но воспитывать патриота может только тот педагог, который сам любит свой край, хорошо знает его историю, памятные места, лучших людей. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей. Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом и своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка.

Слайд 5

Поэтому предназначение данного проекта не только в том, чтобы дать ребенку представление о Родном крае. Он должен способствовать самообразованию педагогов, родителей и быть стимулом к взаимодействию взрослых (педагогов и родителей) и детей, давая возможность совершать совместные открытия в деле познания родного края. Основная программа, по которой работает наше дошкольное учреждение – отражает современную идею воспитания гражданина, реализованную через культурно-ориентированные принципы, которые способствуют расширению кругозора ребенка. В то же время анализ практической работы в дошкольных образовательных учреждениях показывает, что недостаточно выявлены особенности патриотического воспитания детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным городом (краеведением).

Слайд 6

В мае 2016 года в ДОУ были проведены анкетирования, беседы, КВНы, по краеведению. В результате были получены следующие результаты: Дети: -не проявляли желания узнать информацию о месте, в котором живут 71%; -не могли выразить своего отношения, чувства к своему городу 70%; -имели скромные представления о природе и достопримечательностях города 59%. Родители: 73% из опрошенных родителей не усматривали в краеведческой работе большого воспитательного и развивающего потенциала. Педагоги: удовлетворенность педагогов своей профессиональной подготовкой по теме «Формирование представлений детей о родном крае» 45% В сложившейся ситуации возникла необходимость в создании целенаправленной системы работы по приобщению детей к культурно –историческому наследию родного края.

Слайд 7

Цель: Разработка и внедрение в образовательную систему дошкольного учреждения комплекса мероприятий, способствующих приобщению детей к культурно-историческому наследию родного края. Задачи: Реализовать мероприятия по ознакомлению дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края. Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды. Повысить профессиональную компетентность педагогов по организации работы духовно-нравственной и патриотической направленности средствами краеведения. Организация специальной развивающей предметно- пространственной среды. Активизировать сотрудничество с семьями воспитанников в рамках проектной исследовательской деятельности.

Слайд 8

Вовлечение дошкольников в самостоятельную поисковую деятельность повышает познавательную и эмоциональную активность детей. Наибольший эффект дает такой метод, как постановка проблемы или создание проблемной ситуации. Занятие, начатое с проблемной ситуации, взятой из реальной жизни, требует от детей умение использовать имеющие знания для ее решения. Значимым в работе методом является метод проектов. Используя его, воспитатель становится организатором исследовательской деятельности детей, направленной на сбор, изучение, анализ, а затем презентацию материалов по взятой теме. Были реализованы проекты: «Дом, в котором я живу», «Зимующие птицы, в родном городе» «Истории о книгах, писателей Новосибирска» «Знакомство с Красной книгой Новосибирской области» «Мой родной город-Новосибирск» «Имя и гражданство» «Моя улица» и др.

Слайд 9

Для решения задачи данной проблемы была проведена работа с семьями воспитанников. Чтобы сделать их своими союзниками, внедряли интересные формы работы: родительские собрания с выступлениями детей, совместные праздники и развлечения, экскурсии, выставки народно-прикладного искусства. Представленный опыт по применению в краеведческой работе современных подходов к организации различных видов детской деятельности, широкое использование методов развития познавательной активности позволит повысить интерес ребенка к знаниям краеведческого содержания, позволит увлечь в игру, а это уже гарантированный результат успеха. Реализация проекта открывает для педагога новое направление в воспитании дошкольника, углубляя патриотическую работу; раскрывает для других педагогов новый положительный опыт по данной теме. Работа над реализацией проекта позволит раздвинуть рамки традиционных контактов с родителями, которые могут внести свой вклад в образовательную работу, разнообразить образовательную деятельность с детьми с помощью краеведческих материалов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краеведение как средство воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста

Краеведение как средство воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возрастаПетрова Тамара ПавловнаМДОУ"Детский сад №4 "Вис-вис" общеразвивающего вида д.Полевая, Волжского района, РМЭ.Патрио...

КРАЕВЕДЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Определение патриотизма, через что воспитывается патриотизм, краткое содержание программы по патриотизму "С чего начинается родина?"...

«Формирование духовно-нравственных ценностей, патриотических чувств у детей дошкольного возраста в реализации Патриотического акта «Мәңгілік Ел»

Одной из задач патриотического воспитания детей дошкольного возраста является формирование любви к своей Родине. А что такое Родина?...

Педагогический ринг «Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста в процессе духовно-нравственного воспитания»

Педагогический ринг «Формирование патриотических чувств  у детей дошкольного возраста  в процессе  духовно-нравственного воспитания» предоставляет возможность совершенс...

Проект " Взаимодействие с семьями по формированию познавательного интереса и патриотических чувств у детей дошкольного возраста в проекте "Юный краевед".

В проекте поставлена задача обеспечить взаимодействие с семьями с целью объединить усилия для развития и воспитания детей . Данный проект позволяет воспитывать интерес к культуре родного города, чувст...

«Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста в процессе духовно-нравственного воспитания» Круглый стол для педагогов ДОУ

laquo;Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста в процессе духовно-нравственного воспитания»Круглый стол для педагогов ДОУ...