Семейные ценности, как основа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в социуме
консультация (старшая группа) на тему

Кичина Наталья Анатольевна

Консультация для родителей Семейные ценности, как основа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в социуме

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семейные ценности, как основа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в социуме

 О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь, поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относится к культурным традициям других народов.

В настоящее время вопрос о гражданско-патриотическом и духовно-нравственном воспитании в дошкольных учреждениях стал особо актуален, так как именно сейчас государство стремится возвратить утерянные ценности.

Цель: Привить детям дошкольного возраста представление о семейных ценностях, путём совместной деятельности родителей, педагогов и детей.

Задачи:

- поспособствовать родителям в помощи воспитания у детей привитию семейных ценностей.

- углубить представление детей о семье и её членах;

- формировать интерес к малой Родине и первичных представлений о ней.

- воспитание ценностного отношения к своей семье и к сообществу.

Семья и детский сад должны идти вместе, так как от совместных действий, от которых зависит эффективность в развитии воспитания ребёнка. Влияние семьи на ребёнка сильнее, чем влияние детского сада, однако семья не может полноценно обеспечить воспитание своего ребёнка и нуждается в помощи.

Основная задача воспитателя в организации взаимодействия с родителями организовать деятельность так, чтобы придать ей целенаправленный, общественно значимый характер.

Неповторимая эмоциональная атмосфера семейных отношений, постоянство и длительность общения детей и взрослых в самых разных жизненных ситуациях, как и естественно возникающая совместная трудовая деятельность,- все это оказывает сильнейшее воздействие на впечатлительного, склонного к подражанию дошкольника.

Очень важными для формирования личности ребёнка являются общественные убеждения взрослых членов семьи, отношения дружбы и взаимоуважения между ними, умение родителей организовать содержательную жизнь и деятельность детей. На этой основе создается педагогически ценное общение взрослых и детей.

Главная роль в организации такого рода взаимодействия должна, безусловно, принадлежать педагогам, в функции которых входит общение не только с детьми, но и их родителями, другими членами семьи. [1, с.3]

В духовно – нравственном и гражданско-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной Войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «Любовь к Отечеству» и так далее. Важно подвести ребёнка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию.

Как говорил  В.А. Сухомлинский: «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

Чтобы вырастить в ребёнке настоящую личность, надо чаще обращать его к примерам отношений окружающих людей. Старшие дети проявляют интерес к общественным событиям, происходящим в нашей стране. Важно удовлетворять детское стремление узнавать как можно больше о делах окружающего мира., показывая на повседневных примерах, что эти отношения строятся по принципу «человек человеку - друг, товарищ и брат».

С этой целью педагог организует наблюдения детей за окружающей жизнью, насыщенной фактами заботы человека о человеке. Эта задача решается на занятиях, экскурсиях, прогулках, а так же обычном, повседневном. [3, с. 113]

Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, в душе каждого человека, это те корни, которые привязывают его к семье, родному городу, родной природе, Отечеству. И развить это чувство, сформировать его в полной мере в душе каждого ребенка – это первостепенная наша задача. Приобщение детей к нравственным традициям способствует узнаванию и укреплению государственного самосознания, принципиального для сохранения самобытности общества, сохранение истории нашей Родины.

Следует отметить, что воспитание нравственной и патриотической основ дошкольника невозможно без тесного сотрудничества с семьей, поскольку именно в семье закладываются первые кирпичики фундамента будущей нравственной и  гражданской платформы каждого человека. [2, с. 94]

Сфера такого взаимодействия достаточно широка, это и совместные экскурсии, позволяющие сформировать интерес к истории родного города и родной страны не только у детей, но и у их родителей. Активное взаимодействие с родителями в форме круглых столов, семинаров, диспутов, в ходе которых решаются насущные вопросы воспитания основ духовности у детей, и вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность по организации и проведению традиционных обрядов и праздников и т. д.

Семейные традиции — это духовная атмосфера дома, которую составляют

распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. [3, с. 40]

Семья воспитывает ребёнка не только тогда, когда родители сознательно осуществляют свою воспитательную деятельность: специально обучают ребёнка тем или иным навыкам и умениям, дают знания, представления, направляют поведение и т.п.; на ребёнка оказывают воздействие и особенности быта, уклад жизни семьи, её традиции, характер взаимоотношений её членов, их нравственные качества, потребности и интересы.  [1,с.14]

Список литературы

  1. Маркова Т.А «Детский сад и семья»
  2. Разумихина  Г.П «Мир семьи»
  3. Буре Р.С., Островская Л.Ф «Воспитатель и дети»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возраста (6-7 лет)

Конспект занятия по формированию гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возраста (6-7 лет)Тема: «День народного единства»Описание материала: познавательное занятие по о...

Роль музейной педагогики в воспитании гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к истории малой родины»

Сегодня в нашу педагогическую практику прочно вошли различные музейно – образовательные программы для воспитанников дошкольных образовательных учреждений. Музейная педагогика, как научная дисцип...

Конспект занятия по формированию гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возраста Тема: «Во имя жизни на земле».

Конспект занятия по формированию гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возрастаТема: «Во имя жизни на земле».Цель: Обогащение духовного мира детей через обращение к ге...

Семейные ценности, как основа духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в обществе

В данной статье говорится о приобщении детей дошкольного возраста к культуре своего народа,к отеческому наследию на примере семейных ценностей и традиций....

Конспект занятия с использованием ИКТ по формированию гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возраста

Продолжать обогащать духовный мир детей через обращение к героическому прошлому нашей страны, продолжать воспитывать у детей патриотические чувства: любовь, гордость и уважение к родине, ко всем кто з...

Конспект ООД по формированию основ гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к истории родного города в средней возрастной группе

Тема: «Мой родной город».Цель:воспитание у детей чувств любви к малой Родине, родному городу.Задачи:1. Уточнить представления детей о родном городе, продолжать знакомить с некоторыми его д...