Роль музейной педагогики в воспитании гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к истории малой родины»
статья на тему

Сегодня в нашу педагогическую практику прочно вошли различные музейно – образовательные программы для воспитанников дошкольных образовательных учреждений. Музейная педагогика, как научная дисциплина, рассматривает музей как образовательную систему. Почему же музейная педагогика прочно входит в дошкольные образовательные учреждения?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль музейной педагогики в воспитании гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к  истории малой родины»

Домащенко Е.В.

 «Чувство любви к Родине

 нужно заботливо выращивать, 

прививая духовную оседлость, 

так как без корней в родной местности, 

стороне человек похож на иссушенное 

растение перекати-поле».

Академик Д. С. Лихачев.

Сегодня в нашу педагогическую практику прочно вошли различные музейно – образовательные программы для воспитанников дошкольных образовательных учреждений. Музейная педагогика, как научная дисциплина, рассматривает музей как образовательную систему. Почему же музейная педагогика прочно входит в дошкольные образовательные учреждения?

Музейная педагогика не ставит перед собой задачи сформировать из детей специалистов рассуждающих об искусстве. Важно видеть в ребенке гармонично развитую личность. Развивать в нем чувство прекрасного, способность чувствовать и понимать красоту мира, высказывать свои суждения. Такие занятия побуждают ребенка активно, творчески мыслить. Образовательная деятельность в рамках музейной педагогики является эффективным средством по развитию речи ребенка. Погружаясь в мир прекрасного, ребенок может значительно обогатить свой словарный запас, высказать свои мысли и предположения, поделиться впечатлениями с родителями. И это далеко не все.

Приобщение к ценностям народной культуры должно начинаться с колыбели и пронизывать всё содержание дошкольного образования. Именно так ставиться вопрос в «Конвенции о правах ребёнка» (1991 г.), где об образовании сказано, что оно должно быть направлено на «воспитание уважения к родителям ребёнка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его происхождения, и к цивилизациям, отличным от его собственной (ст. 29).

Е.А. Позднякова в своём пособии "Гражданское воспитание в ДОУ" указывает, что "воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою родину,- задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоена народной культуры..." Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями, обрядами. Но в наше время, когда многое утеряно, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, мы очень мало знаем о своих корнях, о жизни наших предков.

Жаль, что молодые люди, стараясь подражать "массовой культуре", все чаще включая в свою лексику, иностранные слова, имеют смутное представление о своей родной культуре. А ведь русский фольклор - песни, былины, сказки, православные праздники: Пасха, Рождество Христово, Крещение, Троица, проводимые с такой широтой,  размахом и весельем, - это и есть наши традиции, наше наследие, представляющее собой неиссякаемый источник красоты, творчества, доброты и мудрости народной.

            Воспитание любви к истории  малой родины – это многотрудный, долговременный процесс, который должен осуществляться ненавязчиво и постоянно. Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам педагог не может пробудить чувство любви  к родному краю. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.        

Воспитателями  МБДОУ ДС № 10   накоплен богатый опыт работы, сложились определённые традиции, самой важной из которых является воспитание гражданско-патриотических чувств  у детей дошкольного возраста через приобщение к  истории малой родины

Центральное местоположение детского сада позволяет активно сотрудничать с детской районной библиотекой, Дворцом культуры, школой искусств. В детском саду создан уголок старины «Русская изба» с целью воспитания детей в духе народной традиции, привития им любви к родному краю, формированию у них чувства патриотизма.

Развитие представлений дошкольников о своей родной культуре, воспитании интереса к истории малой родины происходит под влиянием близкого окружения –  родителей и педагогов.

 Воспитание гражданско – патриотических чувств у детей нам видится через изучение  истории малой родины, воспитание  любви к родному краю на основе обогащения социальных представлений детей. Свою работу строим в соответствии с местными условиями и особенностями детей. Воспитываем у них эмоционально-положительное отношение к тем местам, где они родились и живут, развиваем  желание узнать больше об особенностях края,   его культуре, традициях и обычаях.

С этой целью педагогами совместно с родителями организуются и проводятся мероприятия в уголке старины «Русская изба» нашего ДОУ, экскурсии к памятным местам нашего города,  изучение литературы, рассматривание картин, фотографий,  посещение краеведческого музея города, «Лавки народных промыслов» Дворца культуры «Оскол».

Образовательную деятельность в условиях ДОУ проводим по темам: «Моя семья», «Знакомство с предметами быта в уголке старины», « Малые фольклорные формы», «Русские народные игры и забавы», « Календарные народные обрядовые праздники».

Особый интерес у родителей и детей вызывает тема «Моя семья». Детьми совместно с родителями и педагогами была организована выставка рисунков, фотовыставка, составление генеалогического древа своей семьи. Интересным вариантом реализации образовательной деятельности стал исследовательский проект «Семья – любви великой царство» подготовленный детьми старшей группы нашего детского сада. Цель данного проекта - сформировать интерес к семейным традициям. Дети с неподдельным интересом рассказывали о своих исторических корнях, изготовили генеалогические древа, читали стихи, посвященные любви и пониманию в семье, раскрыли значение слова «семья».

 Изучение истории малой родины, предметов быта, малых фольклорных форм, традиций, обычаев нашего края, направлено на духовное совершенствование личности, на культурно – эстетическое развитие ребенка дошкольного возраста.

Прошлое есть у всех. Оно связано бесконечным числом нитей с настоящим, живет в нем; без его опыта невозможно развитие ни личности, ни народа.

         Чтобы не очерстветь духовно, важно обернуться к своим корням и понять, что есть истинная любовь к Родине. Кто мы, откуда вышли? Куда идем и во имя чего?

        Главное, что необходимо в нашем понимании – это воспитание у детей гуманизма, патриотизма, то есть уважение к предкам, любви к своему народу,  привязанности к месту своего рождения.

      «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать,  прививая духовную оседлость,  так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле», - эти слова Д. С. Лихачева, считавшего, что именно музейная педагогика и является «прекрасной школой воспитания гражданственности, показывает нам ее необходимость в учебно – воспитательном процессе современного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре».

В последнее время всё чаще педагоги говорят о необходимости воспитания подрастающего поколения на общечеловеческих ценностях и идеалах. Достойное место среди них занимает культура как совокупност...

Конспект ООД по формированию основ гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к истории родного города в средней возрастной группе

Тема: «Мой родной город».Цель:воспитание у детей чувств любви к малой Родине, родному городу.Задачи:1. Уточнить представления детей о родном городе, продолжать знакомить с некоторыми его д...

Мастер – класс «Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к русской культуре»

• Передача педагогического опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической работы по воспитанию нравственных чувств у детей дошкольно...

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через знакомство с малой Родиной.

Проблема воспитания подрастающего поколения во все времена была одной из самых важных и насущных проблем общества. Особую остроту эта проблема приобрела в наше время. Современная жизнь диктует необход...

Воспитание нравственно–патриотических чувств у детей дошкольного возраста путем приобщения к русской народной культуре и традициям малой Родины.

    «Воспитание нравственно–патриотических чувств у детей дошкольного возраста путем приобщения к русской народной культуре и традициям малой Родины.Патриотизм – это...