Мастер – класс «Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к русской культуре»
материал

• Передача педагогического опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической работы по воспитанию нравственных чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к русской культуре; • Формирование у участников мастер – класса мотивации к использованию в образовательном процессе продуктивной творческой деятельности; • Познакомить с особенностями изготовления аппликации из цветной бумаги деревянных ложек с хохломским узором.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_master_klass_dlya_vospitateley_publikatsiya.docx24.15 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

«Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста  через приобщение к русской культуре»

Автор: Сорокина И.А.

Цель: Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к русской культуре."Русские народные промыслы", "Посуда".

Задачи:

  • Передача педагогического опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической работы по воспитанию нравственных чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к русской культуре;
  • Формирование у участников мастер – класса мотивации к использованию в образовательном процессе  продуктивной творческой деятельности;
  • Познакомить с особенностями изготовления аппликации из цветной бумаги деревянных ложек с хохломским узором.

Форма проведения мастер-класса:

- с педагогами и для них без участия детей;

- лекция с элементами презентации + практическая работа.

Оформление:

-  презентация по теме мастер-класса;

Материалы и инструменты для работы:

Цветная бумага, ножницы, клей-карандаш, фломастеры, деревянные ложки.

Ход мастер-класса:

1. Вступительная часть.

Сегодня материальные ценности превозносят над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

О важности приобщения дошкольников к русской культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относится к культурным традициям народа. Русские традиции открывают огромные возможности для дошкольников, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности.

Душа народа - жизнь и быт,

 Его культура и обряды,

 Его поэтика и песни,

Его ремёсла и наряды.

В чём суть ее?

Постичь придётся

Поколеньям нашим молодым.

Всё это отголоском отзовётся,

 И близким станет и родным.

2. Теоретическая часть.

     Уважаемые коллеги, сегодня я приглашаю вас на свой мастер–класс, где познакомлю с разнообразием русской культурой – посуда, русские народные промыслы, научу Вас изготовлению украшению ложек растительным орнаментом по мотивам хохломской росписи.

    Хотелось бы отметить, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, русской культуры отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, но и живые наглядные предметы и материалы, которые дают основную учебную информацию в виде чувственных образов, а слово педагога помогает их формированию и воспроизведению. «Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей с народными промыслами, бытовыми предметами старины.Русская народная культура тесно взаимосвязана с народным творчеством.

Так в своей группе я создала виртуальный мини-музей «Русская изба» посвящённый декоративно – прикладному творчеству в быту.Дети знакомятся с предметами старины, народно прикладного искусства, промысловой деятельности своих предков.

Отгадайте загадку

И обед нам не обед,

Если к супу хлеба нет.

И не та на вкус картошка,

Если хлеба нет ни крошки.

Даже каша с хлебом краше,

Хлеб – кормилец, пища наша.

Чем же ели на Руси?

Всех кормлю с охотою,

А сама безротая. (Ложка)

Деревянные ложки – это отражение самобытности нашей русской культуры и народных традиций. Постепенно из домашнего обихода исчезли ложки деревянные, но они получили «вторую жизнь», став шумовым ударным инструментом.

Давным-давно у людей не было ложек, и они ели руками. Затем у них появились первые ложки, которые люди делали из глины, но эти ложки были не прочные, они ломались, крошились. Люди стали делать каменные ложки. Эти ложки были тяжёлые, неудобные и тоже ломались. Первые ложки, похожие на современные, появились в Египте. Ложки украшали драгоценными камнями. Ложки были только у богатых людей. У нас на Руси ложки появились во времена царя Алексея Михайловича. У богатых были золотые и серебряные ложки, а у бедных деревянные. Деревянные ложки некрасивые и люди расписывали их разными узорами. Сейчас ложки есть у всех.

Ложками ели жидкую пищу, мясо – руками: вилок на Руси не было до очень позднего времени. Интересен сам обряда приёма пищи на Руси. После того, как еду зачерпывали из общей миски и клали в рот, ложку опускали на стол. Лишь тщательно прожевав пищу, человек снова брался за ложку и черпал ею из миски. Если же кто-то ел из миски, не выпуская ложку из рук, то он считался прожорливым.

Если кто-то плохо себя вел за столом, его наказывали, ударив ложкой по лбу.

Делали ложки из разных пород деревьев: яблони, липы, рябины. При этом иногда первые этапы - раскалывание чурбана на баклуши (чурки, обтесывание баклуши вчерне - доверяли детям, а заключительные - скобление готовой продукции ножом, ошкуривание и полировку - мужчинам. Отсюда, кстати, пошло выражение "бить баклуши", которое первоначально означало: делать очень несложное дело, а позже приобрело иной смысл - бездельничать. При изготовлении ложек резчик использовал особый ложкарный топорик, рашпили, резцы, тесло и нож. У опытного мастера процесс производства деревянной ложки, начиная с простейшей топорной заготовки - "баклуши", занимал 20 минут. Ложки получались легкими, удобными, они не нагревались от горячей пищи. Ложки на Руси делали с выдумкой: расписные, вырезные. Ложки изготавливали специальные мастера, их называли ложкари, ложечники”

С ложками на Руси было связано немало поверий. Например, до сих пор сохраняется примета, по которой добрая хозяйка всегда должна смотреть, чтобы на каком-то блюде не оказалось лишней ложки. Верили, что тогда придет незваный гость.

Ложки часто носили при себе в особых футлярах либо просто за поясом или голенищем сапога. По этому поводу народ создал много присказок и поговорок: "Запасливый гость без ложки не ходит" или "Со своей ложкой по чужим обедам"

Деревянные изделия не только красивы — это экологически чистый материал. Пользоваться деревянными изделиями не только безопасно, но и полезно для здоровья. Недаром на Руси ели из деревянной посуды деревянными ложками и были здоровы до самой старости.

Особенно любили те ложки, которые носили подарочный характер. Они были расписаны сказочными цветами и травами. Такие ложки были праздничными, а по будням продолжали пользоваться ложками неокрашенными, из простого дерева.

“Ложкарной столицей” России и признанным центром всемирно известной хохломской росписи называют в народе город Семенов, что находится Нижегородской области. Здесь бережно сохраняется, приумножается и передается из поколения в поколение традиционный промысел предков, мастеривших замечательный щепной товар.

Сегодня деревянная ложка - чаще всего просто расписной сувенир, однако и есть ими - большая радость.

Была березовая чурка,

Валялась, где лежат дрова.

Потом из чурки вышло чудо,

Точнее не одно, а два.

Два чуда –

Две чудесных ложки!

Округлых, звонких расписных!

Чечетку даже без гармошки,

Я так отплясывал под них!

Бежали по дорожке, собирали ложки.

Ложки не простые, ложки хохломские

Вятские, смоленские, ложки деревенские.

Ложки сосчитаем, в ложки вам сыграем.

Ой, же – говори, заиграем ложкари.

Мы сегодня будем делать с вами изготовление украшение ложек растительным орнаментом по мотивам хохломской росписи из цветной бумаги.

Для её изготовления нам понадобится:

Цветная бумага, ножницы, клей-карандаш, фломастеры, деревянные ложки.

Правила работы с ножницами:

-не играй с ножницами, это не игрушка;

-не проводи пальцами по лезвиям ножниц, ими можно обрезаться;

-нельзя класть ножницы на край стола, они могут упасть и поранить;

- нельзя передавать ножницы остриём наружу;

- нельзя размахивать ножницами;

-нужно закрывать ножницы, если ты ими больше ничего не вырезаешь.

3. Практическая часть.

Последовательность изготовление ложки

  1. Переводим шаблоны на цветную бумагу: жёлтое основание, зелёные листья, красные ягоды. Вырезаем.
  2. Приклеиваем большие листья.
  3. Приклеиваем красные клубнички.
  4. Приклеиваем маленький листик.
  5. Приклеиваем ягодки красной смородины.
  6. На клубничках чёрным фломастером рисуем точки-зёрнышки.
  7. На листиках тёмно-зелёным фломастером рисуем прожилки.
  8. На ложке рисуем зелёные завитки.
  9. Красным цветом на ручке у ложки раскрашиваем основание и кончик.
  10. Чёрным фломастером обводим все элементы узора для яркости. Наша работа готова.

Хохломская роспись-алых ягод россыпь.

Отголоски лета в золоте травы.

Рощи, перелески, шёлковые всплески

Солнечно-медовой золотой листвы.

Роспись хохломская словно колдовская,

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий,

Всех чудесней наша хохлома.

Подведение итога мастер-класса

Подводя итог хочу сказать, что знакомство детей с русской народной культурой, традициями, народным промыслом с самого раннего детства способствует духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников. И в будущем они обязательно сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины, и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми будут восхищаться в нашей стране и в других странах мира.

Резные ложки и ковши ты разгляди-ка не спеши.

Там травка вьётся и цветы небывалой красоты.

Блестят они, как золотые, как будто солнцем залитые.

Все листочки как листочки, здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди называют хохломой.

Рефлексия участников мастер-класса.

Наш мастер-класс подошёл к концу.  Благодарю вас за работу, с вами было очень легко и приятно работать. Есть ли у вас вопросы и предложения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста.

Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста....

мастер-класс "Воспитание нравственных чувств у дошкольников через ознакомление с семейными традициями."

Данный материал помогает рассмотреть формы взаимодействия детского сада с  с родителями  в процессе воспитания нравственных чувств у детей.Помогает  воспитателям разработать...

Консультация для воспитателей "Воспитание патриотических чувств у детей в процессе приобщения к русским народным играм"

...через детей последующих поколений детские игры повторяются, сноваоживляются в памяти живущихпоколений и снова молодеют...                    ...

Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста через сказку.

Проблема развития нравственных чувств у дошкольников является чрезвычайно актуальной. Многочисленные педагогические и психологические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии...

"Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста"

В основе понятия нравственного воспитания лежат термины мораль и нравственность....

Мастер – класс «Воспитание нравственных чувств через приобщение к русской культуре»

Цель: Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к русской культуре. "Русские народные промыслы", "Посуда".Задачи:Передача педагогического о...

Мастер – класс «Воспитание нравственных чувств через приобщение к русской культуре»

Задачи:Передача педагогического опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической работы по воспитанию нравственных чувств у...