Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста через сказку.
статья на тему
Проблема развития нравственных чувств у дошкольников является чрезвычайно актуальной. Многочисленные педагогические и психологические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности. В целой системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют сказки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_ivashkova_olga_mihaylovna.docx | 19.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Ивашкова Ольга Михайловна,
воспитатель,
МБДОУ № 17 города Нерюнгри
Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста через сказку
Проблема развития нравственных чувств у дошкольников является чрезвычайно актуальной. Многочисленные педагогические и психологические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности.
Задача воспитания у детей нравственных чувств решается успешнее, когда взрослые, окружающие детей, добрее и справедливее относятся к детям. Поведение взрослых служит для детей наглядным примером. Они начинают подражать взрослым, хотят быть похожими на них. И это желание особенно сильно в дошкольном возрасте. Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств ребенка является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг него.
В целой системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют сказки. По многим причинам дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примером для подражания. Только важно тактично направлять мысли и чувства малышей в нужное русло. В добром человеке не может не возникнуть сострадание, сочувствие. Добрый человек не может не уважать людей. Он не может быть завистливым, грубым. Добрый человек может проявлять храбрость, самоотверженность. В общем чувстве доброты есть корень всех благородных качеств.
Таким образом, воспитание добрых чувств у дошкольников, особенно у младших, является главной целью нравственного воспитания и наиболее действенным методом здесь может послужить сказка, в которой наиболее ярко выражены добро и зло.
В связи с этим, мы сформулировали для себя цель работы, а именно: научить детей переосмысливать и переделывать сказки, активно влияя на формирование добрых чувств у младших дошкольников.
За основу воспитания добрых чувств у младших дошкольников через сказку мы взяли книгу Л.Б. Фесюковой «Воспитание сказкой», которая помогла нам найти новый подход в нетрадиционной работе со сказкой. Он дает детям возможность уяснить, что в сказке, или герое, плохо, а что хорошо; создать новую ситуацию, где бы герой исправился. Главное, чтобы дети поняли: мы как бы отталкиваемся от сюжета сказки, как бы «сажаем ее зернышко» в свою грядку и «выращиваем цветок» своей, другой сказки. Ее можно и назвать по-другому.
Известно, что дети, воспринимая сказку, сопереживают ее героям. Их сопереживание носит активный, действенный характер. Чтобы они реализовались в поступках, в действиях и ребенок увидел результаты своих усилий, гуманных стремлений, необходимо создавать такие условия.
Сюжет сказки распределяется на два-три занятия, постепенно усложняя. Занятия строятся в игровой форме, не требующей от детей большого напряжения. На первых занятиях берем сказки, которые дети хорошо знают, видели много раз по телевизору, слышали от взрослых.
Цель данной работы – это побудить детей изобретать, помогать любимым героям выходить из сложной ситуации, придумывать на ходу несколько возможных версий и выбирать самую оптимальную, подходящую, удобную. Это помогает в развитии добрых чувств у детей.
Рассказывая сказки, не навязываем замысел сказки, а даем возможность детям выразить свои пожелания.
В средней группе, работа со сказкой усложняется, и вводятся следующие виды занятий:
- моделирование сказок;
- рассказывание сказок с использованием символических обозначений;
- придумывание сказок по комическим рисункам.
Это способствует сохранению интереса к сказкам, развитию мыслительных и познавательных возможностей детей.
Прием моделирования: дети уже знакомы с геометрическими фигурами, и с их помощью мы с детьми моделируем знакомые сказки, т.е. прячем героев в фигурки, которые легко можно угадать по форме и величине.
Предлагаем детям таблицы, на которых сказки зашифрованы с помощью символических обозначений.
На занятиях по развитию речи, мы уже использовала опорные карточки для составления рассказов, и работая со сказками решили использовать его в своей работе. Для этого видоизменили эти карточки, и стала использовать их, как комические рисунки.
Нашим детям нравится заниматься «сказками», так как занятия проходят в форме игры и постоянно дети чему-то учатся.
В связи с этим можно сделать вывод, что сказка может не только познакомить детей с нравственными понятиями, но и сблизить родителей с ребенком; разрешить конфликтные ситуации; даже взяться за нелюбимое дело.
Используемая литература.
1. Абдурахманова Д.А. Использование народных сказок в нравственном воспитании детей дошкольного возраста: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -Ташкент, 1998. - 17 с.
2. Аникин В. П. О чем говорят народные сказки //Литература в школе. 1970. -№3. - С.4-13.
3. П.Белза С.И. Сквозь волшебное кольцо сказок //Сквозь волшебное кольцо.
4. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. М.: Независимая фирма "Класс",1997. - 160 с.
5. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. Харьков: Фолио, 1997. - 464 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста.
Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста....
"Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста"
В основе понятия нравственного воспитания лежат термины мораль и нравственность....
Консультация для родителей. «Формирование духовных, нравственных чувств у детей дошкольного возраста через воспитание у них любви к матери». Средняя группа.
В рамках работы по самообразованию и проектной деятельности по теме: «Воспитание нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством любви к маме» была подготовлена ...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. «ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ КРАЕМ»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ КРАЕМ»...
Мастер – класс «Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к русской культуре»
• Передача педагогического опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической работы по воспитанию нравственных чувств у детей дошкольно...
Консультация для родителей: " Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой города Санкт - Петербург"
Санкт-ПетербургОн царя Петра творенье,Город славы, город-сад.Кораблей заморских флаги,Вдоль Невы дворцов парад. (В. Степанов) На протяжении истории имя нашего города менялось несколь...
Консультация для педагогов " Художественное слово в воспитании нравственных чувств у детей дошкольного возраста"
Воспитание нравственных чувств через художественное слово....
- Мне нравится (8)