Консультация для родителей: " Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой города Санкт - Петербург"
консультация по окружающему миру

Санкт-Петербург
Он царя Петра творенье,
Город славы, город-сад.
Кораблей заморских флаги,
Вдоль Невы дворцов парад.    (В. Степанов)

На протяжении истории имя нашего города менялось несколько раз. Расскажите об этом детям и назовите эти имена: Санкт - Петербург – Петроград - Ленинград - Санкт – Петербург. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s-pb.docx26.1 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического             образования                                                                                                   Институт развития образования                                                              Кафедра социально – педагогического образования      

                                                 Выпускная работа                                                                                                  

                                                          На тему:              

                                         Консультация для родителей                                                   Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста                      через ознакомление с историей и культурой  города  Санкт – Петербурга                                                      

                                             

                                                                                                   

                                                                                                   Работу выполнила

                                                                                                     слушатель курсов

                                                                                       повышения квалификации    

«Воспитание дошкольников на основе ценностей традиционной культуры в условиях реализации  профстандарта»

Лобцова  Ирина Владимировна

 

Санкт-Петербург 2021

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становиться патриотическое воспитание. Патриотизм – это сложное чувство, многогранное по своему содержанию,  это чувство формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви  к родителям, к родному дому,  к своему детскому саду, к родным местам, к родной стране.  Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относиться чувство патриотизма. Поэтому работа по патриотическому воспитанию в детских садах включает в себя целый комплекс задач и мероприятий.  Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности - в играх, в труде, в быту, на прогулке,  в непосредственной образовательной деятельности и т.д., во взаимоотношения со взрослыми и  сверстниками.  Учитываются и возрастные особенности детей дошкольного возраста.                                                                                                           Воспитание патриотизма невозможно без формирования знаний, традиций своей Родины, своего края, города  в  котором  живёт ребёнок.                                                                                                           Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит пред собой  ребёнок, чему он изумляется и что находит отклик в его душе.  И хотя не все впечатления еще осознаны им глубоко, но  пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности. Поэтому мы должны показать ребёнку, что его родной город славен своей историей и традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.  

 Знакомство с родным городом следует начинать с ближайшего окружения ребёнка – с улицы, на которой  находится детский сад,  улицы на которой  живет ребёнок, сквера, где играет с друзьями, объектов  расположенных на ближайших  улицах  (школа, почта, магазин, аптека,  поликлиника и т.д.)                Из этого следует, как надо знакомить детей с  Санкт – Петербургом.               Сначала  надо отметить, что  мы живём в самом удивительном и прекрасном городе, красивейшем в мире и называется он - Санкт – Петербург.  Наш  город  окутан  легендами и обладает  абсолютно уникальной историей и культурой.     Жители нашего города  называются  – Петербуржцами, значит  дети -  юные Петербуржцы,  Санкт – Петербург  считается культурной столицей России.  Мы должны любить свой город,  гордиться  им. Так  давайте  сообща прививать  детям любовь к родному городу,  восхищаться  его красотой, заботиться  о  нём. Интерес к изучению  города  надо  не навязывать  детям, а воспитывать, чтобы ребёнок сам хотел рассматривать  иллюстрации о городе, смотреть фильмы, гулять по  городу, в дальнейшем сам  читать книги о городе.                                                                         Начинать надо вести эту работу, как уже говорилось с ближайшего окружения, а значит самая первая задача - это привить любовь детей к своим близким, семье, друзьям, знакомым. Надо научить ребёнка не просто знать, что у него есть мама, папа, бабушка, дедушка,  а знать и  уметь называть их по имени, отчеству. Так же важно знать ребёнку свой домашний адрес,  план маршрута от своего  детского сада до дома, видеть, что интересного может встретиться на пути, микрорайон, где он живёт, гуляет, в старшем возрасте  историю  своего района.                                                                         Обязательно надо рассказать  детям об имени города, что оно означает. Ведь имя может многое рассказать. Санкт-Петербург  строился по воле царя Петра.  Поэтому многие могут подумать, что  Санкт -  Петербург назван в честь самого царя, но не в свою честь назвал царь город, а в честь святого апостола Петра.  Этот святой как бы и стал покровителем нашего города.    

Санкт-Петербург
Он царя Петра творенье,
Город славы, город-сад.
Кораблей заморских флаги,
Вдоль Невы дворцов парад.    
(В. Степанов)

На протяжении истории имя нашего города менялось несколько раз. Расскажите об этом детям и назовите эти имена: Санкт - Петербург – Петроград - Ленинград - Санкт – Петербург.  Дети должны знать и дату рождения города 1703 год, затем расскажите детям о гербе нашего города. Объясните, что у каждого города есть свои опознавательные знаки, символы, по которым  города  отличают друг от друга. И самый главный из этих знаков является  – герб города,  деталь  любого герба – щит. Посмотрите вместе с детьми  и отметьте,  какой формы щит нашего города,  какого он  цвета? Предложите ребёнку нарисовать и раскрасить  его.  Прочитайте стихотворение.                                                              

Лежит на якорях                                                                                                        Жезл непростой,                                                                                                        Что меч сверкает, вырванный из ножен,                                                               То -                                                                                                                             Царский скипетр,                                                                                                      Северной звездой,                                                                                                       На герб, как меч на щит,                                                                                         Петром возложен!         (С. Евдокимов)

 Расскажите детям, что скипетр о котором говорится в стихотворении  это -  символ  власти. При Петре  Санкт – Петербург был столицей государства, здесь находился царский престол и царь отсюда он правил Россией.  На  щите якоря – морской и речной. Наш город считается морскими воротами России.  Якоря – это символы надежды на удачное плавание. Расскажите детям, что у Санкт – Петербурга есть флаг города.                                                                                                                                               В хорошую погоду обязательно совершайте прогулки по историческому  центру города, обратите внимание на его архитектуру, достопримечательным местам, рассказывая историю этих мест, о первых постройках нашего города:    Петропавловской крепости и Летнем саде, посетите эти места.                              

Прекрасный Летний сад

На свете много есть чудес.

Но вот прекрасный сад:

С деревьями в одном ряду

Скульптуры там стоят.

 Для того чтобы ребёнок запомнил и мог узнавать те места, где вы гуляли или были лучше всего посетить их не один раз. Например, можно побывать в разное время года. Ребёнок не только запомнит, где он был, но и увидит, как красив наш город в любое время года. После прогулок по городу можно дома вместе с ребёнком нарисовать, то, что ему особо запомнилось или создать коллаж по своему путешествию. Так же в ознакомление с городом  включаются автобусные экскурсии,  где экскурсовод рассказывает о городе,   музеях Санкт-Петербурга, памятник, исторических зданиях и т.д. Очень интересно будет ребёнку, если вы вместе с ним создадите карту своих путешествий по  Санкт – Петербургу.                                                                        Проводя с ребёнком экскурсии  по городу, посещая какие то общественные места, обязательно объясняйте ему правила культурного поведения. Культура поведения – это тоже нравственное воспитание, а значит и воспитание любви к городу. Приучайте ребёнка говорить тихо, не привлекать к себе лишнее внимание.  Учите ребёнка бережному отношению к имуществу города, его природе.                                                                                                                     К  6 – 7 годам  запас знаний у детей о городе  достаточно большой  и  поэтому добавляются моменты развития духовного кругозора личности. Дети должны  осмыслить историю и культуру Санкт-Петербурга через знания о замечательных и выдающихся людей живших и живущих в  Петербурге.    При помощи художественной литературы, стихов, рассматривание картин великих мастеров мы стараемся воспитать человека, который любит  свою семью, русскую природу,  свой город, свою Родину, свой народ. Так у детей формируется гражданская позиция. В художественно-творческой деятельности дети рисуют уже Петропавловскую крепость, мосты, запомнившиеся места города и самые знаменитые достопримечательности Санкт – Петербурга.                                                                                                   Воспитание культурного, образованного человека дело не только трудное, но и долгое. И конечно  мы – взрослые должны хорошо понимать, что воспитывая ребёнка, мы должны быть ему во всём примером!  Только так  мы можем реализовать поставленные нами задачи   воспитания маленького петербуржца.  Ведь главная цель – воспитание современного, культурного маленького человечка – жителя нашей Родины России, который любит  свою страну, и  город в котором он живёт!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города».

Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого:...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. «ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ КРАЕМ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ КРАЕМ»...