Система работы по развитию духовно-нравственных и моральных качеств детей дошкольного возраста посредством организации работы со сказкой.
методическая разработка

Шайгарданова Регина Вячеславовна

Задачи. методы и приемы. использованная литература. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл regina-_master-_klass_na_sayt.pptx899.65 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Система работы по развитию духовно-нравственных и моральных качеств детей дошкольного возраста посредством организации работы со сказкой. Выполнила: Воспитатель Шайгарданова Р.В. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 Рябинка » Г. Нефтеюганска

Слайд 2

АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Наблюдая за детьми своей группы , я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания.

Слайд 3

Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению детей со сказками, так как я зык сказки доступен ребенку, и они могут помочь в реализации задач духовно- нравственного воспитания.

Слайд 4

В сказке все герои имеют четкую моральную ориентацию: о ни либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка для разграничения добра и зла, для упорядочения его собственных сложных чувств. Ребенок почти всегда отождествляет себя с положительным героем, а значит, сказка прививает добро.

Слайд 5

Цель проекта: Развивать и воспитывать в душе каждого ребёнка чувства добра, любви, уважения, сострадания, справедливости . З адачи: Подобрать художественные произведения, направленные на воспитание нравственных качеств детей . Вызвать у детей интерес к народным сказкам. Создать необходимые условия для ознакомления детей со сказками. Формировать представления о добре и зле, показывать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей посредством организации работы со сказками. Развивать умение сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, давать оценку собственному поведению и поведению других людей. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании детей.

Слайд 6

Этапы работы со сказкой

Слайд 7

1. Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, - рассказывание, - рассматривание иллюстраций с целью развития эмоционального отношения к героям сказки и их поступкам.

Слайд 8

2. Эмоциональное восприятие сказки детьми – беседы по содержанию, - пересказ детьми содержания сказки с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.

Слайд 9

3. Художественная деятельность под руководством воспитателя - продуктивная деятельность (лепка, рисование, аппликация, настольный театр, театр на фланелеграфе , игры- драматизации), Эта деятельность позволит детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания. В данной деятельности также развиваются навыки сопереживания, сочувствия к судьбе и поступкам героев сказки.

Слайд 10

4. Самостоятельная деятельность –театрализованные игры по сюжетам сказок, - игры- драматизации по сказкам, - творческие игры с использованием персонажей сказок. П ревращения детей в героев сказок способствуют не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей, способствуют саморазвитию , формированию духовно- нравственных ценностей.

Слайд 11

Сказки - в системе нравственного воспитания Такие нравственные категории, как «добро» и «зло», «хорошо» и «плохо», «можно» и «нельзя» можно формировать с помощью народных сказок. Сказки учат: «Репка» - быть дружными, трудолюбивыми; «Маша и медведь» - предостерегает о том, что в лес одним ходить нельзя -можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; «Теремок», «Зимовье зверей» - учат дружить, помогать друг другу; «Гуси-лебеди», «Снегурочка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» –учат быть послушными; «У страха глаза велики » - высмеиваются страх и трусость; «Лиса и журавль», «Лисичка-сестричка и серый волк» - осуждается хитрость; «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка» - вознаграждаются трудолюбие, уважение к старшим; «Лапоть, Соломинка и Пузырь», «Кот, Дрозд и Петух» – учат ценить настоящую дружбу;

Слайд 12

«Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел» - восхваляется мудрость; «Бобовое зернышко» - учит, что забота о близком поощряется ; « Дюймовочка »- учит «помоги ближнему, сделай добро и оно вернётся к тебе ». « Песенка мышонка» Е . Карганова )- учит детей быть трудолюбивыми ; « Айболит» К . И. Чуковского – учит: что бы ни случилось, всегда следует оставаться добрым, помогать другим. Нужно обязательно слушаться маму с папой, иначе можно угодить к Бармалею ; « Заюшкина избушка» - нельзя быть беспечным и пускать в дом незнакомцев ; «12 месяцев»— светлая история о добре, о том, что для доброго и искреннего человека возможны любые чудеса, даже подснежники зимой. Главная героиня своей добротой и трудолюбием завоевала уважение двенадцати месяцев ; « Красная шапочка» учит детей слушаться старших, особенно родителей; н ельзя уходить далеко от дома без взрослых и разговаривать с незнакомцами, иначе можно попасть в беду .

Слайд 13

Особенности организации игр- драматизаций в младшей группе Сказки: «Репка», «Рукавичка». «Петушок с семьей» К. Ушинский «Цыпленок и утенок» В. Сутеев Потешки «Этот пальчик –дедушка» «Тили-бом» Учить произносить простые предложения и отрывки литературного текста от лица какого-либо персонажа Формировать простые движения, основанные на подражании движений животных, человека Учить вести диалог с одним персонажем (в игре одновременно взаимодействуют два героя) Учить драматизировать сказки Игры на формирование навыков звукоподражания «Зверята», «Прятки». Игры на формирование умения создавать пластический образ; развитие воображения и двигательного аппарата «Движения». Игры на развитие умения сопоставлять себя с персонажем; формирование навыков подражания «Забыла девочка котенка накормить».

Слайд 14

Особенности организации игр- драматизаций в средней группе Сказки: « Заюшкина избушка» «Лисичка со скалочкой» «Рукавичка» «Репка» « Снегурушка и лиса» «Кто сказал «мяу» В. Сутеева «Кот и петух» «Сказка о глупом мышонке» С.М. Маршака «Красная шапочка» Ш. Перро «Умей обождать» К. Ушинского Потешки «Жили у бабуси» «Котята» «Мы делили апельсин» Формировать и нтонационно выразительно произносить отрывки литературного текста, модулируя голосом (говорить громко, тихо, высоким, низким голосом) Учить имитировать движения различных животных, возрастные изменения в жизни человека Учить согласовать свою речь и действия с партнером по игре, вести диалоги, передавать простые взаимоотношения героев Учить оформлять место действия отдельными атрибутами Игры на развитие координации движений «Мокрые котята» Игры на развитие умения обыгрывать литературный текст; способствовать саморазвитию в создании образа: «Кошки мышки», «Немой диалог». Игры на развитие коммуникативных навыков; формирование понятий о вежливости и этикете «Вежливость». Игры на формирование навыков выразительно проговаривать фразы «Не хочу манной каши».

Слайд 15

Особенности организации игр- драматизаций в старшей группе Сказки: «Под грибом» В. Сутеев «Три поросенка» «Терем теремок» С.Я. Маршака «Петрусь и золотое яичко» О. Донченко «Сыновья» В. Осеев «А что у вас?» Михалков «Снегурочка» «Гуси-лебеди» Учить и нтонационно передавать эмоциональное состояние героев, самостоятельно подбирать интонацию в конкретном отрывке литературного текста с учетом авторских ремарок Формировать умение подбирать характерные движения персонажей Учить активно участвовать в оформлении места действия декорациями, созданным совместно со взрослыми Учить располагать декорации по личному замыслу с учетом особенностей происходящих событий Игры на развитие внимания, наблюдательность и воображение детей «Интонация». Игры на развитие умения передавать характер с помощью движения, мимики, голоса «Хвастливый заяц». Игры на развитие координации движений, мимики и пантомимики «Лисичка», «Выразительная мимика».

Слайд 16

Особенности организаций игр- драматизаций в подготовительной группе Сказки: «Стрекоза и муравей» И. Крылов «Ворона и лисица» С. Маршак «Двенадцать месяцев» «Голубь и пшеничное зерно Н. Осипов «Сивка – бурка» «Хроменькая уточка» «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин «Мороз Иванович» В. Одоевский Умение разыгрывать небольшие произведения, самостоятельно организовывать игровой коллектив Находить речевую интонацию канву для передачи художественного образа, находить выразительные движения и взаимодействовать с другими детьми-актерами, проявлять инициативу при создании декораций и атрибутов, находить предметы для создания выразительного образа и организации игровой среды. Игры на развитие воображения и фантазии: учить создавать образы с помощью выразительных движений «В детском мире». Игры на развитие умения ориентироваться вы пространстве и двигаться в разных темпах; тренировать внимание «Муравьи». Игры на развитие культуры общения; формирование коммуникативных навыков «Вкусные слова». Игры на развитие фантазии и умения перевоплощаться в персонажа «Мишка ».

Слайд 17

Результаты: Анализ проведённой работы показал, что систематическая и планомерная работа по развитию духовно-нравственных качеств дала положительные результаты: - дети научились понимать сюжетную линию сказки, выделять проблему, актуализированную в сказке, выражать свои мысли и чувства по поводу поступков героев сказок, давать им оценку. В ходе целенаправленного и системного использования сказок у детей заметно возросли положительные эмоции, желание быть в чем-то похожими на полюбившего героя, повысился интерес к книгам. Дети стали различать «что такое хорошо и что такое плохо» во взаимоотношениях и поступках людей. Все это является решающим фактором, обеспечивающим нравственное развитие дошкольников.

Слайд 18

Список литературы: 1 . Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2006. 2. Волшебный праздник/ Сост. М. Дергачева/. - М.: РОСМЭН, 2000. Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010. 3. Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011. Зинкевич -Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии . СПб.: Речь, 2005. 4. Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. - М.: “Скрипторий 2003”, 2006. 5. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.

Слайд 19

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию логического мышления и комбинаторных способностей детей дошкольного возраста.

Данный материал раскрывает мою систему по развитию логического мышления и комбинаторных способностей детей дошкольного возраста.Статья носит рекомендательный характер....

26 ноября 2013 года состоялся педагогический совет по теме: "Работа по развитию социальной компетентности и познавательной активности детей дошкольного возраста через организацию мини-музеев"

26 ноября 2013 года состоялся педагогический совет по теме: "Работа по развитию социальной компетентности и познавательной активности детей дошкольного возраста через организацию мини-музеев"Цель...

Система работы по развитию языкового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с ТНР

Нарушение языкового анализа и синтеза удошкольников с ТНР является одной из самых актуальных проблем для дошкольного, а в дальнейшем и школьного обучения....

Система работы по развитию лексико–грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Проблема формирования лексико-грамматического строя речи является одной из самых важных и актуальных проблем у современных детей. В данной презентации представлена система работы по развитию лексико-г...

Система работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. (нетрадиционные формы работы)

Система работы по развитию мелкой моторики руку детей младшего дошкольного возраста.(нетрадиционные формы работы)...

Доклад на тему: «Система работы по формированию предпосылок основ инженерного мышления у детей дошкольного возраста посредством математических игр» подготовительная группа

Докладна тему: «Система работы по формированию предпосылок основ инженерного мышления у детей дошкольного возраста посредством математических игр» Дошкольный возраст – важный пе...