Доклад на тему: «Система работы по формированию предпосылок основ инженерного мышления у детей дошкольного возраста посредством математических игр» подготовительная группа
материал (подготовительная группа)

Доклад

на тему: «Система работы по формированию предпосылок основ инженерного мышления у детей дошкольного возраста посредством математических игр»

 

Дошкольный возраст – важный период развития всех психических функций, в том числе и мышления. В этот период мы можем говорить о формировании предынженерного мышления. В развитии мышления дошкольников существенную роль играет овладение различными способами наглядного моделирования.
В процессе конструирования дети учатся работать по инструкции, по схеме, учатся работать в коллективе. Техническое детское творчество является важным способом формирования профессиональной ориентации, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, стимулирует рационализаторские и изобретательские способности.

Хочу предложить вашему вниманиюнесколько математических игр для работы по формированию предпосылок основ инженерного мышления у детей дошкольного возраста.Игра, целью которой является закрепление и умение быстро находить геометрическую фигуру определенного размера и цвета, является игра «Найди и назови».

«Найди и назови»

Цель: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определенного размера, цвета.

Правила. Ответ следует сразу за вопросом; называть все указанные в вопросе признаки (цвет, размер). Выполнивший эти условия ребенок берет фигуру себе. Игровые действия включают элементы занимательности, соревнования.

Ход игры. На столе раскладывают в беспорядке 10-12 геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники) разного цвета и размера. Воспитатель, а затем и ведущий игру ребенок говорит: "Кто нашел большой круг?", "Кто нашел маленький синий квадрат?" и т. д. Ребенок, правильно и быстро показавший и назвавший фигуру, берет ее себе. В конце подсчитывают, сколько у кого фигур, объявляют победителей.

«Плоскостное конструирование из палочек»

 Из всего многообразия головоломок на развитие мышления наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте(5-7 лет) головоломки с палочками (можно использовать сипички или счетные палочки). Их называют задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. В дошкольном возрасте используются самые простые головоломки.

«Составление геометрических фигур»

Цель: упражнять детей в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязательным способом.

Материал: счетные палочки (15-20 штук на ребенка)

Ход работы. Воспитатель предлагает детям назвать известные им геометрические фигуры. После перечисления сообщает цель: "Будем составлять фигуры на столе и рассказывать о них".

Дает задания:

1. Составить квадрат и треугольник маленького размера.

2. Составить маленький и большой квадраты.

3. Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая -2.

4. Составить из ниток последовательно фигуры: круг и овал, большие и маленькие квадраты, треугольники, прямоугольники и четырехугольники.

А также можно составить картину из геометрических фигур. Например: ракета, дом и многое другое.

Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений

"Танграм" - одна из несложных игр. Называют ее и "Головоломкой из картона", "Геометрическим конструктором" и др. Игра проста в изготовлении. Квадрат размером 8X8 см из картона, пластика, одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезают на 7 частей. В результате получается 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Используя все 7 частей, плотно присоединяя их одну к другой, можно составить очень много различных изображений по образцам и по собственному замыслу.

Цель: упражнять детей в сравнении треугольников по размеру, составлении из них новых геометрических фигур: квадратов, четырехугольников, треугольников.

При помощи танграма можно выполнить различные задания, например:

1. Отобрать все треугольники, сосчитать. Сравнить по размеру, накладывая один на другой.

2. Взять 2 больших треугольника и составить из них последовательно: квадрат, треугольник, четырехугольник.

3. Из 2 маленьких треугольников составить те же фигуры, располагая их поразному в пространстве.

4. Из большого и среднего по размеру треугольников составить четырехугольник.

5. Составить различные картины по теме занятия или беседы. Это учить детей анализировать способ расположения частей, составлять, фигуру-силуэт, ориентируясь на образец.

упражнять детей в умении осуществлять предположительный зрительномысленный анализ способа расположения фигур, проверяя его практически. На протяжении ряда занятий дети составляют еще несколько фигур-силуэтов по нерасчлененным образцам. В играх по самостоятельному придумыванию и составлению фигур-силуэтов дети, задумав составить какое-либо изображение, мысленно, в плане представления, членят его на составные части, соотнося их с формой танграмов., затем составляют. Дети придумывают и составляют интересные фигуры-силуэты, которыми можно дополнить запас образцов к игре «Танграм».

"Колумбово яйцо"

Описание и изготовление: Овал размером 15X12 см разрезают. В результате получается 10 частей: 4 треугольника (2 больших и 2 маленьких), 2 фигуры, похожие на четырехугольник, одна из сторон которых округлой формы, 4 фигуры (большие и маленькие), имеющие сходство с треугольником, но с закругленной одной стороной. Для изготовления игры используют картон, пластик, одинаково окрашенный с обеих сторон.

Правила игры: создавая силуэт, использовать все части игры, присоединяя одну к другой. Они самостоятельно придумывают и составляют фигуры рыцарей, воинов, балерин, коней, лошадок и т. Д

Объемные геометрические фигуры»
Цель: Создание условий по  развитию умения сооружать различные конструкции, определять, какие детали больше всего подходят для постройки, как их целесообразнее скомбинировать.

Использование этих заданий в организации деятельности детей способствует   мышление детям во время занятии и организационных моментах 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 41_inzhenernoe_myshlenie.docx20.1 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

на тему: «Система работы по формированию предпосылок основ инженерного мышления у детей дошкольного возраста посредством математических игр»

Подготовил:

Воспитатель

Идиятуллина В.Р.

Кузнецова О.Ю.

(2-3слайд)

Дошкольный возраст – важный период развития всех психических функций, в том числе и мышления. В этот период мы можем говорить о формировании предынженерного мышления. В развитии мышления дошкольников существенную роль играет овладение различными способами наглядного моделирования.
В процессе конструирования дети учатся работать по инструкции, по схеме, учатся работать в коллективе. Техническое детское творчество является важным способом формирования профессиональной ориентации, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, стимулирует рационализаторские и изобретательские способности.

Хочу предложить вашему вниманиюнесколько математических игр для работы по формированию предпосылок основ инженерного мышления у детей дошкольного возраста.Игра, целью которой является закрепление и умение быстро находить геометрическую фигуру определенного размера и цвета, является игра «Найди и назови».

(4 слайд)

«Найди и назови»

Цель: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определенного размера, цвета.

Правила. Ответ следует сразу за вопросом; называть все указанные в вопросе признаки (цвет, размер). Выполнивший эти условия ребенок берет фигуру себе. Игровые действия включают элементы занимательности, соревнования.

Ход игры. На столе раскладывают в беспорядке 10-12 геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники) разного цвета и размера. Воспитатель, а затем и ведущий игру ребенок говорит: "Кто нашел большой круг?", "Кто нашел маленький синий квадрат?" и т. д. Ребенок, правильно и быстро показавший и назвавший фигуру, берет ее себе. В конце подсчитывают, сколько у кого фигур, объявляют победителей.

(5слайд)

«Плоскостное конструирование из палочек»

 Из всего многообразия головоломок на развитие мышления наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте(5-7 лет) головоломки с палочками (можно использовать сипички или счетные палочки). Их называют задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. В дошкольном возрасте используются самые простые головоломки.

(6-слайд)

«Составление геометрических фигур»

Цель: упражнять детей в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязательным способом.

Материал: счетные палочки (15-20 штук на ребенка)

Ход работы. Воспитатель предлагает детям назвать известные им геометрические фигуры. После перечисления сообщает цель: "Будем составлять фигуры на столе и рассказывать о них".

Дает задания:

1. Составить квадрат и треугольник маленького размера.

2. Составить маленький и большой квадраты.

3. Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая -2.

4. Составить из ниток последовательно фигуры: круг и овал, большие и маленькие квадраты, треугольники, прямоугольники и четырехугольники.

(7-слайд)

А также можно составить картину из геометрических фигур. Например: ракета, дом и многое другое.

(8 слайд)

Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений

"Танграм" - одна из несложных игр. Называют ее и "Головоломкой из картона", "Геометрическим конструктором" и др. Игра проста в изготовлении. Квадрат размером 8X8 см из картона, пластика, одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезают на 7 частей. В результате получается 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Используя все 7 частей, плотно присоединяя их одну к другой, можно составить очень много различных изображений по образцам и по собственному замыслу.

Цель: упражнять детей в сравнении треугольников по размеру, составлении из них новых геометрических фигур: квадратов, четырехугольников, треугольников.

При помощи танграма можно выполнить различные задания, например:

1. Отобрать все треугольники, сосчитать. Сравнить по размеру, накладывая один на другой.

2. Взять 2 больших треугольника и составить из них последовательно: квадрат, треугольник, четырехугольник.

3. Из 2 маленьких треугольников составить те же фигуры, располагая их поразному в пространстве.

4. Из большого и среднего по размеру треугольников составить четырехугольник.

5. Составить различные картины по теме занятия или беседы. Это учить детей анализировать способ расположения частей, составлять, фигуру-силуэт, ориентируясь на образец.

упражнять детей в умении осуществлять предположительный зрительномысленный анализ способа расположения фигур, проверяя его практически. На протяжении ряда занятий дети составляют еще несколько фигур-силуэтов по нерасчлененным образцам. В играх по самостоятельному придумыванию и составлению фигур-силуэтов дети, задумав составить какое-либо изображение, мысленно, в плане представления, членят его на составные части, соотнося их с формой танграмов., затем составляют. Дети придумывают и составляют интересные фигуры-силуэты, которыми можно дополнить запас образцов к игре «Танграм».

 (слайд 9)

"Колумбово яйцо"

Описание и изготовление: Овал размером 15X12 см разрезают. В результате получается 10 частей: 4 треугольника (2 больших и 2 маленьких), 2 фигуры, похожие на четырехугольник, одна из сторон которых округлой формы, 4 фигуры (большие и маленькие), имеющие сходство с треугольником, но с закругленной одной стороной. Для изготовления игры используют картон, пластик, одинаково окрашенный с обеих сторон.

Правила игры: создавая силуэт, использовать все части игры, присоединяя одну к другой. Они самостоятельно придумывают и составляют фигуры рыцарей, воинов, балерин, коней, лошадок и т. Д

 (слайд 10)

Объемные геометрические фигуры»
Цель:
 Создание условий по  развитию умения сооружать различные конструкции, определять, какие детали больше всего подходят для постройки, как их целесообразнее скомбинировать.

Использование этих заданий в организации деятельности детей способствует   мышление детям во время занятии и организационных моментах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ логического мышления у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с геометрическими фигурами

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирования таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое....

Развитие словесно-логического мышления у детей дошкольного возраста. Конспект НОД в подготовительной группе «Мебель»

Развитие словесно-логического мышления у детей дошкольного возраста. Конспект НОД в подготовительной группе «Мебель»Программное содержание:- развивать словесно логическое мышление.- продол...

Мастер-класс «Формирование предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста»

Опыт работы и демонстрация  кружковой деятельности по робототехнике....

Создание условий для формирования предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста.

Создание условий для формирования предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста....

Родительское собрание на тему: Формирование предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста с применение программно-методического комплекта: «Мате:плюс»

Здравствуйте, уважаемые родители! Почему так важно научить ребенка мыслить?  В жизни ребенка наступят моменты, требующие умения мылить логично и правильно решать задачи. Чтобы чего-то добиться в ...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Система работы по формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста».

Культура здоровья – одна из самых значимых в теоретической системе современного человекознания. В настоящее время большинство специалистов рассматривают здоровье, в первую очередь, как состояние...