Педагогическая мастерская «Развитие предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста посредством использования игрового набора «Дары Фрёбеля»
методическая разработка

Педагогическая мастерская

«Развитие предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста посредством  использования

игрового набора «Дары Фрёбеля»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_dary_frebelya.docx32.31 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая мастерская

«Развитие предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста посредством  использования

игрового набора «Дары Фрёбеля»

Старший воспитатель: Дышлюк Е.П.

          Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады встрече с вами!

Сегодня мы хотим познакомить вас  темой нашего семинара.  

В соответствии с требованиями ФГОС ДО в процессе получения ребенком дошкольного образования должно быть обеспечено развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.

Наше дошкольное учреждение оборудовано разнообразными дидактическими, игровыми материалами, среди которого особо хотелось бы выделить набор «Дары Фребеля». Комплект методических пособий с игровым набором «Дары Фребеля» полностью соответствует с ФГОС ДО. Эстетичен, безопасен в использовании, предназначен для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской. В нашем детском саду набор «Дары Фрёбеля» применяется с детьми, начиная с раннего дошкольного  возраста на групповых занятиях, индивидуальных занятиях с психологом, а так же в режимных моментах. В программе «Тропинки» адаптированы педагогические идеи Фрёбеля.

Ядром педагогики детского сада Фребель считал игру. Ф. Фребель был самым первым в истории экспертом в области образования, кто признал ценность детской игры и первым человеком, который создал образовательные материалы для детей – так называемые «дары Фребеля». Он создал свой собственный набор учебных материалов, адаптированных к особенностям восприятия детей. Этот набор учебных материалов он назвал «дарами». Его «дары» являются символическими элементами Вселенной, составленные из основных геометрических форм: шара, куба, цилиндра. Первоначально было всего шесть видов образовательных материалов. В настоящее время на обычно встречается 14 модулей образовательных материалов Фребеля:

Модуль 1 – «Шерстяные мячики» (8 разноцветных мячиков).

Модуль 2 – «Основные тела» (куб, цилиндр, шар).

Модуль 3 – «Куб из кубиков» (8 кубиков).

Модуль 4 – «Куб из брусков» (8 брусков).

Модуль 5 – «Кубики и призмы».

Модуль 6 – «Кубики, столбики, кирпичики».

Модуль 7 – «Цветные фигуры» (круг, полукруг, треугольник, квадрат).

Модуль 8 – «Палочки» (деревянные палочки разной длины, шести цветов и неокрашенные).

Модуль 9 – «Кольца и полукольца» (малые, средние, большие).

Модуль 10 – «Фишки» - (восьми цветов и неокрашенные точки).

Модуль11 (J1) – «Цветные тела» (цветные геометрические фигуры: куб, шар, цилиндр)

Модуль12 (J2) – «Мозаика. Шнуровка» (мозаичное поле, фишки и шнурки 6 цветов)

Модуль13 (5B) - «Башенки» (полуцилиндры, кубы, треугольные  призмы)

Модуль14(5P) – «Арки и цифры» (разрезанные цилиндры, кубики с цифрами…)

Почему же именно в дошкольном возрасте необходимо развивать  инженерное мышление.   (сл№5)

Большинство взрослых  людей,   могут представлять какие  либо   решения только на плоскости. Почему  это происходит? Психологи установили возрастной срок восприятия трехмерного пространства. Сензитивный   период,  когда объемное и пространственное  мышление развивается с реактивной скоростью это возраст с 6 до 9 лет. Если в этом возрасте дети не решают трехмерных задач, связанных  с объемами, у них эта возможность отключается,  после того как заканчивается сензитивный  период.

Кроме того дошкольный возраст - это важный период развития всех психических функций: речи, мышления, памяти.

Умственное развитие младших дошкольников характеризуется формированием наглядно-действенного и наглядно - образного мышления, которое позволяет  думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит.

 В старшем  дошкольном возрасте  развивается  логическое  мышление,  существенную роль в его развитии играет овладение детьми способами наглядного моделирования  различных явлений.  

Возникновение плана наглядных представлений о действительности и способность действовать по плану  закладывается в различных видах детской деятельности - в игре, конструировании, продуктивной деятельности.

Инженерное мышление объединяет различные виды мышления: логическое, творческое, наглядно-образное, практическое, теоретическое, техническое. Все они начинают формироваться в дошкольном возрасте.

Формировать предпосылки  инженерного мышления нужно начинать еще в детском саду, с дошкольного возраста, когда  ребенок начинает моделировать, исследовать, конструировать и самое главное, что он это делает не по нужде, а увлеченно.

Цель: Представление опыта работы по использованию игрового

набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с дошкольниками.

Задачи:

Познакомить педагогов с теоретическими основами педагогики

Фридриха Фрёбеля.

Показать практическое применение игрового набора «Дары

Фрёбеля» в образовательной деятельности с дошкольниками.

Здравствуйте, коллеги! Сегодня я вам предлагаю отправиться в удивительную

игровую страну, где я вас познакомлю с игровым пособием «Дары Фрёбеля».

образовательный  процесс.  Разработаные  игры  с  использованием  «даров»  и

распределены по образовательным областям. С ними вы можете ознакомиться

самостоятельно.

Развивающие материалы Фребеля способствуют развитию

следующих функций:

Развитие творчества детей.

Развитие концепции чисел (дети понимают значение математических

действий)

Развитие концепции эквивалентности (понимание характеристик предмета)

Развитие логических способностей (дети учатся рассуждать, делать выводы и

умозаключения)

Развитие концепции правил и порядка (дети учатся убирать материалы на

свое место)

Понимание концепции форм (дети учатся преобразовывать разные формы)

Развитие социальных и коммуникативных умений детей (дети понимают

значение части и целого).

Материалы способствуют развитию умений: классифицировать, сортировать,

сравнивать, выполнять по образцу, составлять логические цепочки,

выполнять простейшие математические действия (сложение и вычитание).

алы на

свое место)

Понимание концепции форм (дети учатся преобразовывать разные формы)

Развитие социальных и коммуникативных умений детей (дети понимают

значение части и целого).

Материалы способствуют развитию умений: классифицировать, сортировать,

сравнивать, выполнять по образцу, составлять логические цепочки,

выполнять простейшие математические действия (сложение и вычитание).

алы на

свое место)

Понимание концепции форм (дети учатся преобразовывать разные формы)

Развитие социальных и коммуникативных умений детей (дети понимают

значение части и целого).

Материалы способствуют развитию умений: классифицировать, сортировать,

сравнивать, выполнять по образцу, составлять логические цепочки,

выполнять простейшие математические действия (сложение и вычитание).

Модули Ф. Фрёбеля как один из инструментов формирования предпосылок инженерного мышления

Современное социально-экономическое развитие общества направленно на переход к новому технологическому укладу. Это требует формирование личности готовой жить и трудиться в качественно новых условиях, которые не сводятся к умению осваивать и эксплуатировать постоянно совершенствующуюся технику и технологии, а требует способностей справляться с комплексом новых задач – проектных, конструкторских, технологических. Таким образом, обозначилась необходимость в высококвалифицированных инженерных кадрах, в людях с развитым инженерным мышлением.

Зиновкина Милослава Михайловна (доктор педагогических наук, кандидат технических наук, профессор, действительный член Академии профессионального образования Российской Федерации) говорит, что инженерное мышление – это системное творческое техническое мышление, позволяющее видеть проблему целиком с разных сторон, видеть связи между ее частями.

Главное в инженерном мышлении – решение конкретных задач и целей с помощью технических средств  для достижения наиболее эффективного и качественного результата.

Именно дошкольное детство является благоприятным периодом для развития предпосылок инженерного мышления.

Развитие инженерного мышления в современном детском саду это трёхступенчатый процесс, направленный на формирование умений:

  • Получать необходимую информацию.
  • Анализировать информацию, оценивать с точки зрения возможности использования для решения конкретных задач.
  • Применять полученную информацию в практической деятельности.

В решении этих задач нам помогает система Ф. Фребеля и его «Дары».

Ф.Фребель выделял 3 формы конструирования:

  1. Формы познания-простые математические явления и связи. Использование простых геометрических фигур шар, куб.
  2. Жизненные формы- предметы из повседневной жизни и окружения детей.
  3. Формы красоты-орнаментальные картинки, отражающие проекцию объемной фигуры, ее вид сверху.

Свою работу мы начали с основного вида плоскостного конструирования – конструирование из счётных палочек. Счётные палочки – незаменимый дидактический материал, предназначенный для обучения математике, развития зрительного восприятия, мыслительных операций сравнения, анализа, синтеза, развития мелкой моторики руки. Основные особенности данного дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая эффективность.

Следующим этапом было объемное конструирование из кубов. Окружающие нас предметы имеют объемную форму. Все мы в детстве играли в кубики, строил замки и пирамиды из деревянных, пластмассовых, больших и маленьких кубиков! Данный вид конструирования нас подводит к новому понятию – моделирование. Конструируя из кубов, дети осваивают как плоскостное пространство, так и объемное: они объединяют модули, ставя их не только рядом друг с другом, но и друг на друга. Благодаря этому они обнаруживают эффект устойчивости и неустойчивости вертикальных сооружений и зависимость их устойчивости от расположения отдельных модулей по отношению друг к другу и от их веса. Причем в конструировании из кубов, в отличие от конструирования из счетных палочек ребенок ощущает объем, вес, устойчивость. Решая задачи такого типа, дети вынуждены многократно поворачивать куб, чтобы найти нужный цвет на грани куба. Со временем они начинают менять практические повороты на мысленные, что стимулирует у них развитие пространственного мышления, столь важного для формирования предпосылок инженерного мышления.

В этом учебном году мы перешли на следующий уровень – ведение инженерной книги. Инженерная книга представляет собой подробный дневник всех занятий с детьми, в котором все этапы продвижения инженерного проекта, задачи, решения описываются «детским языком».

Для этого используются рисунки, схемы, элементарные чертежи. В книге дети отмечают:

  1. Фигуры. Из каких фигур конструктора будет построена постройка.
  2. Схему постройки (что мы должны построить).
  3. Простейший чертеж (формы красоты, проекционный вид сверху).
  4. Модернизация модели (как показывает практика у разных детей, этот пункт часто отличаться).

Инженерные книги могут быть разного вида и форм. Мы использовали листы в клетку, что помогает в освоении ориентировки на листе бумаги. Такой подробный план будет стимулировать переход к следующему этапу – программирование.

Ожидаемые Результаты

• Любознательность.

• Развитое воображение.

• Умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, находить оптимальные пути решения.

• Способность самостоятельно выделять и формулировать цель.

• Умение искать и выделять необходимую информацию.

• Умение анализировать, выделять главное и второстепенное, составлять целое из частей, классифицировать, моделировать.

• Умение устанавливать причинно-следственные связи, наблюдать, экспериментировать, формулировать выводы.

• Умение доказывать, аргументированно защищать свои идеи.

• Критическое мышление, способность к принятию собственных решений, опираясь на свои знания

и умения.

 

Используемая литература:

Т.В. Волосовец, Ю.В. Карпова Т.В. Тимофеева. Парциальная образовательная программа дошкольного образования ОТ ФРЕБЕЛЯ ДО РОБОТА растим будущего инженеров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мастер-класса по теме: «Развитие логико-математического мышления у детей старшего возраста посредством игрового пособия «Дары Фрёбеля»

Представление опыта работы  в образовательном процессе  по  развитию логико-математических представлений у дошкольников 5-6 лет посредством  игрового набора «Дары Фрёбеля&raq...

Мастер-класс «Формирование предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста»

Опыт работы и демонстрация  кружковой деятельности по робототехнике....

Использование современных педагогических технологий в реализации социально-коммуникативного развития детей раннего возраста. Использование игрового набора Дары Фрёбеля

В своей деятельности я стараюсь использовать разнообразные педагогические технологии, а так же способы и методы, известные в практике. Идя в ногу со временем, важно учитывать современные требования, п...

Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством игрового набора «Дары Фрёбеля»

Перспективное планирование деятельности по теме «Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством  игрового набора «Дары Фрёбеля»...

«Формирование предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста через современную игровую деятельность»

Начинать готовить будущих инженеров, а именно формировать предпосылки инженерного мышления и научно – технического творчества  начинаю с дошкольного возраста, т.к. с самого раннего возраста...

Дидактические игры для детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста используя игровой набор  «Дары Фрёбеля».

Игровой набор «Дары Фребеля» – это мобильный комплект, который позволяет корректировать ход игры под желания и возможности ребёнка. Его использование в познавательной деяте...

Мастер-класс Развитие предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста с применением современной конструктивной технологии CUBORO

Цель: повышения профессионального мастерства и обучения педагогов теоретическим и практическим аспектам применения конструкторов нового поколения «Cuboro Basis»...