Консультация для воспитателей "Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Глущенко Валентина Владимировна

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №56»

 

 

 

 

 

 

Консультация для воспитателей

 

Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей

 

 

 

                                                                                 Подготовила:

Музыкальный руководитель

Якименко В.В.

 

 

 

 

 

Майкоп 2016-2017 уч. год

Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию ОО.

        В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности; предъявляются качественно новые требования к организации образовательного процесса, направленного на физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие дошкольника.

      Содержание художественно-эстетического развития дошкольников  включает в себя изобразительную деятельность, лепку, аппликацию и художественное конструирование - традиционные для российского дошкольного образования виды активности, объединенные общим понятием «продуктивная деятельность детей». Продуктивная деятельность – деятельность, в результате которой создается некий продукт – может быть не только репродуктивной (например, рисование предмета так, как научили), но и творческой (например, рисование по собственному замыслу), что позволяет в рамках данной области наиболее эффективно решать одну из основных задач образовательной работы с детьми дошкольного возраста – развитие детского творчества.

         Начинать работу по приобщению детей к изобразительному искусству и развитию творческих способностей дошкольников следует как можно раньше. Это очень важный период, проживая который, ребенок приобретает умения, которые в дальнейшем позволяют ему освоить мир взрослых. Это уникальный период по силе эмоционально-чувственного восприятия, формирования начальных представлений о духовных ценностях.

При этом одним из важнейших и перспективных методологических направлений становления современного дошкольного  образования является  интеграция.

 Интеграция в системе специально организованных занятий очень актуальна, так как:

·        Интегрированные занятия способствуют глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и звуков;

·        Помогают формированию грамотной устной речи, ее развитию и обобщению;

·        Развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства;

·        Воздействуют на психические процессы, которые являются основой формирования художественно – творческих и музыкальных способностей ребенка.

·        Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества ребёнка,  раскрытия его способностей, выявления его одарённости.

Именно интеграция - одна из наиболее благоприятных форм развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Интегративный подход при решении образовательных задач  вызывает интерес, способствует снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности. Я убеждена, что необходимо стимулировать в детях разные виды творчества, предоставить возможность каждому ребёнку самовыразиться, проявить свой творческий потенциал, и интегрирование лучше всего позволяют это реализовать. Все это возможно в большей степени на занятиях по изодеятельность.

          Понятие «продуктивная (творческая) деятельность детей» позволяет интегрировать содержание области «Художественное творчество» с другими областями Программы. Например, с образовательной областью  «Познание» - первичное представление о деятельности народных мастеров, дети обозначают разные виды народных промыслов, ведут сравнение. «Социализация» - беседы, рассматривание игрушек, альбомов, открыток. «Чтение художественной литературы» - чтение и слушание рассказов, легенд и сказок при знакомстве с декоративно-прикладным искусством, элементарное словесное творчество. «Коммуникация» -  творческое рассказывание о народных промыслах. «Физическая культура», «Здоровье» использование пальчиковой гимнастики. «Безопасность» - беседы о правилах использования художественного материала и оборудования. «Музыка» - разучивание и исполнение частушек, песен об изделиях Хохломы, Дымки и др. «Труд» - знакомство с пословицами и поговорками о труде мастеров народного творчества.

 Для реализации интеграции образовательных областей поставлены следующие задачи:

•        Приобщить дошкольников к декоративно – прикладному искусству.

•         Обеспечить условия для взаимосвязи изобразительной деятельности с другими видами совместной деятельности, свободной деятельности педагога и детей в едином педагогическом процессе.

•         Создать условия для развития творческой активности детей в изобразительной деятельности (в частности, декоративно – прикладном искусстве).

•         Создать условия для совместной деятельности детей и взрослых (совместных мероприятий с участием воспитанников, родителей, сотрудников).

•         Активизировать участие родителей в жизни ребёнка и детского сада.

•         Способствовать самореализации каждого ребенка через создание благоприятного микроклимата, уважения к личности каждого дошкольника.

      Интеграция позволит раскрыться каждому ребёнку в совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, найти применение своих способностей в создания коллективного и индивидуального творческого продукта. Важным аспектом является представление результатов этой деятельности

Поскольку продуктивная деятельность наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей, они позволяют развивать у детей самые разнообразные положительные качества: самостоятельность, доброжелательность, жизнерадостность, инициативу, творческую выдумку, облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний, приобщают к коллективным переживаниям, наполняют детскую жизнь яркими красками.

         В процессе продуктивной деятельности:

•         интегрируется содержание разных образовательных областей;

•         создаются условия для познавательной деятельности;

•         создаются условия для поисковой совместной деятельности дошкольников, педагогов и родителей;

•         формируются коммуникативные качества;

•         расширяется социальный опыт;    

•         развиваются творческие способности.

Поэтому в творческой деятельности более эффективно, с одной стороны, закрепляются навыки и умения, а с другой – увеличивается потребность в познании нового, расширяется кругозор в совместных действиях и переживаниях. И в этом случае, полезна интеграция разных видов деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx20.87 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №56»

Консультация для воспитателей

Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей

                                                                                 Подготовила:

Музыкальный руководитель

Якименко В.В.

 

Майкоп 2016-2017 уч. год

Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию ОО.

        В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности; предъявляются качественно новые требования к организации образовательного процесса, направленного на физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие дошкольника.

      Содержание художественно-эстетического развития дошкольников  включает в себя изобразительную деятельность, лепку, аппликацию и художественное конструирование - традиционные для российского дошкольного образования виды активности, объединенные общим понятием «продуктивная деятельность детей». Продуктивная деятельность – деятельность, в результате которой создается некий продукт – может быть не только репродуктивной (например, рисование предмета так, как научили), но и творческой (например, рисование по собственному замыслу), что позволяет в рамках данной области наиболее эффективно решать одну из основных задач образовательной работы с детьми дошкольного возраста – развитие детского творчества.

         Начинать работу по приобщению детей к изобразительному искусству и развитию творческих способностей дошкольников следует как можно раньше. Это очень важный период, проживая который, ребенок приобретает умения, которые в дальнейшем позволяют ему освоить мир взрослых. Это уникальный период по силе эмоционально-чувственного восприятия, формирования начальных представлений о духовных ценностях.

При этом одним из важнейших и перспективных методологических направлений становления современного дошкольного  образования является  интеграция.

 Интеграция в системе специально организованных занятий очень актуальна, так как:

  • Интегрированные занятия способствуют глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и звуков;
  • Помогают формированию грамотной устной речи, ее развитию и обобщению;
  • Развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства;
  • Воздействуют на психические процессы, которые являются основой формирования художественно – творческих и музыкальных способностей ребенка.
  • Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества ребёнка,  раскрытия его способностей, выявления его одарённости.

Именно интеграция - одна из наиболее благоприятных форм развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Интегративный подход при решении образовательных задач  вызывает интерес, способствует снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности. Я убеждена, что необходимо стимулировать в детях разные виды творчества, предоставить возможность каждому ребёнку самовыразиться, проявить свой творческий потенциал, и интегрирование лучше всего позволяют это реализовать. Все это возможно в большей степени на занятиях по изодеятельность.

          Понятие «продуктивная (творческая) деятельность детей» позволяет интегрировать содержание области «Художественное творчество» с другими областями Программы. Например, с образовательной областью  «Познание» - первичное представление о деятельности народных мастеров, дети обозначают разные виды народных промыслов, ведут сравнение. «Социализация» - беседы, рассматривание игрушек, альбомов, открыток. «Чтение художественной литературы» - чтение и слушание рассказов, легенд и сказок при знакомстве с декоративно-прикладным искусством, элементарное словесное творчество. «Коммуникация» -  творческое рассказывание о народных промыслах. «Физическая культура», «Здоровье» использование пальчиковой гимнастики. «Безопасность» - беседы о правилах использования художественного материала и оборудования. «Музыка» - разучивание и исполнение частушек, песен об изделиях Хохломы, Дымки и др. «Труд» - знакомство с пословицами и поговорками о труде мастеров народного творчества.

 Для реализации интеграции образовательных областей поставлены следующие задачи:

  • Приобщить дошкольников к декоративно – прикладному искусству.
  • Обеспечить условия для взаимосвязи изобразительной деятельности с другими видами совместной деятельности, свободной деятельности педагога и детей в едином педагогическом процессе.
  • Создать условия для развития творческой активности детей в изобразительной деятельности (в частности, декоративно – прикладном искусстве).
  • Создать условия для совместной деятельности детей и взрослых (совместных мероприятий с участием воспитанников, родителей, сотрудников).
  • Активизировать участие родителей в жизни ребёнка и детского сада.
  • Способствовать самореализации каждого ребенка через создание благоприятного микроклимата, уважения к личности каждого дошкольника.

      Интеграция позволит раскрыться каждому ребёнку в совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, найти применение своих способностей в создания коллективного и индивидуального творческого продукта. Важным аспектом является представление результатов этой деятельности.  

Поскольку продуктивная деятельность наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей, они позволяют развивать у детей самые разнообразные положительные качества: самостоятельность, доброжелательность, жизнерадостность, инициативу, творческую выдумку, облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний, приобщают к коллективным переживаниям, наполняют детскую жизнь яркими красками.

         В процессе продуктивной деятельности:

  • интегрируется содержание разных образовательных областей;
  • создаются условия для познавательной деятельности;
  • создаются условия для поисковой совместной деятельности дошкольников, педагогов и родителей;
  • формируются коммуникативные качества;
  • расширяется социальный опыт;    
  • развиваются творческие способности.

Поэтому в творческой деятельности более эффективно, с одной стороны, закрепляются навыки и умения, а с другой – увеличивается потребность в познании нового, расширяется кругозор в совместных действиях и переживаниях. И в этом случае, полезна интеграция разных видов деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по теме "Обучение связным высказываниям типа рассуждения детей старшего возраста, через интеграцию образовательных областей «Коммуникация» и «Художественное творчество»

Аннотация проекта:1. В повседневном общении друг с другом и воспитателем дети  мало пользуются высказываниями, содержащими рассуждение, как правило, они состоят из тезиса и объяснения-доказ...

Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей Выступление на педагогических чтениях по теме: «Реализация комплексно – тематического принципа и принципа интеграции в образовательной практике детского сад

Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областейВыступление на педагогических чтенияхпо теме:«Реализация комплексно – тематического принципа и принципа...

Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей.

Привычка к здоровому образу жизни - это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста...

Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей

Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей...

Доклад на тему: «Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей»

В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности; предъявляются качественно новые...

Перспективный план «Развитие всех компонентов устной речи детей раннего и дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей»

Перспективный план «Развитие всех компонентов устной речи детей раннего и дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей»...