Главные вкладки

    Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей Выступление на педагогических чтениях по теме: «Реализация комплексно – тематического принципа и принципа интеграции в образовательной практике детского сад
    консультация по теме

    Аширова Надия Харрясовна

    Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей

    Выступление на педагогических чтениях

    по теме:

    «Реализация комплексно – тематического принципа и принципа интеграции в образовательной практике детского сада»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»

    Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей

    Выступление на педагогических чтениях

    по теме:

    «Реализация комплексно – тематического принципа и принципа интеграции в образовательной практике детского сада»

    для воспитателей Лямбирского  района

                                                                                     Подготовила:

    воспитатель высшей

                                                                                              квалификационной

                                                                               категории

                                                                                      Аширова Н.Х.

     

    Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию ОО.

            В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности; предъявляются качественно новые требования к организации образовательного процесса, направленного на физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие дошкольника.

          Содержание художественно-эстетического развития дошкольников  включает в себя изобразительную деятельность, лепку, аппликацию и художественное конструирование - традиционные для российского дошкольного образования виды активности, объединенные общим понятием «продуктивная деятельность детей». Продуктивная деятельность – деятельность, в результате которой создается некий продукт – может быть не только репродуктивной (например, рисование предмета так, как научили), но и творческой (например, рисование по собственному замыслу), что позволяет в рамках данной области наиболее эффективно решать одну из основных задач образовательной работы с детьми дошкольного возраста – развитие детского творчества.

             Начинать работу по приобщению детей к изобразительному искусству и развитию творческих способностей дошкольников следует как можно раньше. Это очень важный период, проживая который, ребенок приобретает умения, которые в дальнейшем позволяют ему освоить мир взрослых. Это уникальный период по силе эмоционально-чувственного восприятия, формирования начальных представлений о духовных ценностях.

    При этом одним из важнейших и перспективных методологических направлений становления современного дошкольного  образования является  интеграция.

     Интеграция в системе специально организованных занятий очень актуальна, так как:

    • Интегрированные занятия способствуют глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и звуков;
    • Помогают формированию грамотной устной речи, ее развитию и обобщению;
    • Развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства;
    • Воздействуют на психические процессы, которые являются основой формирования художественно – творческих и музыкальных способностей ребенка.
    • Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества ребёнка,  раскрытия его способностей, выявления его одарённости.

    Именно интеграция - одна из наиболее благоприятных форм развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Интегративный подход при решении образовательных задач  вызывает интерес, способствует снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности.        Я убеждена, что необходимо стимулировать в детях разные виды творчества, предоставить возможность каждому ребёнку самовыразиться, проявить свой творческий потенциал, и интегрирование лучше всего позволяют это реализовать. Все это возможно в большей степени на занятиях по изодеятельности.

              Понятие «продуктивная (творческая) деятельность детей» позволяет интегрировать содержание области «Художественное творчество» с другими областями Программы. Например, с образовательной областью  «Познание» - первичное представление о деятельности народных мастеров, дети обозначают разные виды народных промыслов, ведут сравнение. «Социализация» - беседы, рассматривание игрушек, альбомов, открыток. «Чтение художественной литературы» - чтение и слушание рассказов, легенд и сказок при знакомстве с декоративно-прикладным искусством, элементарное словесное творчество. «Коммуникация» -  творческое рассказывание о народных промыслах. «Физическая культура», «Здоровье» использование пальчиковой гимнастики. «Безопасность» - беседы о правилах использования художественного материала и оборудования. «Музыка» - разучивание и исполнение частушек, песен об изделиях Хохломы, Дымки и др. «Труд» - знакомство с пословицами и поговорками о труде мастеров народного творчества.

     Для реализации интеграции образовательных областей я решаю следующие задачи:

    • Приобщить дошкольников к декоративно – прикладному искусству.
    • Обеспечить условия для взаимосвязи изобразительной деятельности с другими видами совместной деятельности, свободной деятельности педагога и детей в едином педагогическом процессе.
    • Создать условия для развития творческой активности детей в изобразительной деятельности (в частности, декоративно – прикладном искусстве).
    • Создать условия для совместной деятельности детей и взрослых (совместных мероприятий с участием воспитанников, родителей, сотрудников).
    • Активизировать участие родителей в жизни ребёнка и детского сада.
    • Способствовать самореализации каждого ребенка через создание благоприятного микроклимата, уважения к личности каждого дошкольника.

          Опыт работы показывает, что интеграция позволяет раскрыться каждому ребёнку в совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, найти применение своих способностей в создания коллективного и индивидуального творческого продукта. Важным аспектом является представление результатов этой деятельности.  

    Поскольку продуктивная деятельность наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей, они позволяют развивать у детей самые разнообразные положительные качества: самостоятельность, доброжелательность, жизнерадостность, инициативу, творческую выдумку, облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний, приобщают к коллективным переживаниям, наполняют детскую жизнь яркими красками.

             В процессе продуктивной деятельности:

    • интегрируется содержание разных образовательных областей;
    • создаются условия для познавательной деятельности;
    • создаются условия для поисковой совместной деятельности дошкольников, педагогов и родителей;
    • формируются коммуникативные качества;
    • расширяется социальный опыт;    
    • развиваются творческие способности.

    Поэтому в творческой деятельности более эффективно, с одной стороны, закрепляются навыки и умения, а с другой – увеличивается потребность в познании нового, расширяется кругозор в совместных действиях и переживаниях. И в этом случае, полезна интеграция разных видов деятельности.

           Таким образом, реализация принципа интеграции в процессе образовательного процесса  по многим показателям повышает его результативность.      

         Результативность интегрированного образовательного процесса видится в следующем:

    -  содержательный результат — становление общекультурного уровня детей, целостное познание окружающего мира;

    дидактический результат — овладение дошкольниками различными способами усвоения интегрированных знаний об окружающем мире;

    воспитательный результат — мотивация самовыражения, готовности детей творить, познание собственных возможностей, механизмов исследования, экспериментирования, творчества.

           Мною были выявлены интегративные качества личности, формируемые в процессе творческо-продуктивной  деятельности:

    - во-первых, наши дети стали  любознательными, активнымиОни проявляют сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворенности от результата деятельности;

    - во-вторых, дети усваивают эталоны, вырабатывают свои правила поведения, способы действий и приобретают внутренний опыт, что приводит к формированию стойкой продуктивной деятельности, к развитию такого  интегративного качества, как владение универсальными предпосылками учебной деятельности.

    - в-третьих, у детей развиваются такие интегративные качества, как эмоциональная отзывчивость, овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками;

    - в-четвертых, развиваются волевые (регулятивные) процессы – целенаправленность, преодоление трудностей, принятие решений, сосредоточенность внимания, отношение к процессу и результатам деятельности, развивается интегративное качество: способность управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. 

          Таким образом, интеграция  в образовательном процессе ДОУ  положительно отражается на итогах развития интегративных качеств личности дошкольников, что является одним из критериев ожидаемых результатов по созданию условий для достижения равных стартовых возможностей  для обучения в школе.

    Библиографический список

    1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008.
    2. Поддъяков Н.М. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2003.
    3. Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. -  СПб., Питер, 2004.
    4. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655.

    1. Выготский Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте//Лекции по психологии. – СПб, 1997.

        2. Дьяченко О. М. Воображение дошкольника. – М., 1986.

        3. Лейтес Н. Бывают выдающиеся дети... // Семья и школа, №3, 1990.

        4. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М.: Знание, 1991.

        5. Одаренные дети. / Сборник. Перевод с англ. М., 1991.

         6. Моляко В. А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности. // Вопросы психологии, № 5, 1994.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогический проект по теме "Обучение связным высказываниям типа рассуждения детей старшего возраста, через интеграцию образовательных областей «Коммуникация» и «Художественное творчество»

    Аннотация проекта:1. В повседневном общении друг с другом и воспитателем дети  мало пользуются высказываниями, содержащими рассуждение, как правило, они состоят из тезиса и объяснения-доказ...

    Личностное развитие детей дошкольного возраста средствами интеграции образовательных областей.

    Повышение качества дошкольного образования и его стандартизация требуют разрешения ряда проблем, в том числе:- определения объема содержания;- согласования соотношения программ и технологий;- ор...

    Презентация на тему: "Реализация комплексно-тематического принципа и принципа интеграции в образовательной практике детского сада"

    Презентация содержит информацию, как реализовать комплексно-тематический принцип и принцип интеграции в образовательной практике детского са...

    Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей.

    Привычка к здоровому образу жизни - это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста...

    Консультация для воспитателей "Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей"

    МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №56»      Консультация для воспитателей Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовател...

    Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей

    Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей...

    Доклад на тему: «Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей»

    В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности; предъявляются качественно новые...