Педагогический проект по теме "Обучение связным высказываниям типа рассуждения детей старшего возраста, через интеграцию образовательных областей «Коммуникация» и «Художественное творчество»
методическая разработка (развитие речи) на тему
Аннотация проекта:
1. В повседневном общении друг с другом и воспитателем дети мало пользуются высказываниями, содержащими рассуждение, как правило, они состоят из тезиса и объяснения-доказательства, причем дети часто опираются на описание объектов. Выводы в основном не формулируют.
2. Использование приемов из системы ТРИЗ, отгадывание загадок, оттачивает и дисциплинирует ум, приучает детей к четкой логике, к рассуждению, доказательству, развивает способность к анализу, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.
3. В системе обучения предусматривается работа, направленная на формирования умения рассуждать, создание ситуаций, требующих разрешения определенных проблем, побуждающие детей пользоваться объяснительно-доказательной речью.
4. Создание развивающей среды в группе, которая побуждает к различным формам деятельности по выбору самого ребенка, где представлено огромное разнообразие материалов, к которым дети имеют свободный доступ - одно из средств формирования умения рассуждать.
5. Использование в работе интеграции областей художественного творчества и коммуникации помогает глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность; позволяет систематизировать образовательную деятельность для развития познавательной активности и творческой индивидуальности.
6. Умения и навыки по использованию речи - рассуждения, полученные в процессе специально-организованного обучения, закрепляются в совместной деятельности воспитателя с детьми, в индивидуальной работе, а также в ходе сотрудничества с родителями воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slov_isk..doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
«Словесное искусство и изобразительное искусство
обладает каждое своей спецификой,
но стоящие перед ними задачи
реалистического отражения действительности
решаются во многом
общими художественными средствами»
К. Пигарев
Тема проекта:
Обучение связным высказываниям типа рассуждения детей старшего возраста, через интеграцию образовательных областей «Коммуникация» и «Художественное творчество»
разработанного воспитателем МБДОУ № 58 «Снежок»
Филимоновой Ольгой Вячеславовной.
Г. Ульяновск.
Участники проекта: дети старшей группы
Паспорт
Тип проекта: информационно- практический
По предметно- содержательной области: познавательно- речевой и художественно- эстетический
По характеру координации проекта: связные высказывания типа рассуждения.
По количеству участников: групповой
Форма представления: презентация
Актуальность темы:
Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков и умений построения рассуждений имеет важное теоретическое и практическое значение для повышения качества речевого развития детей.
У старших дошкольников есть природное тяготение (побуждение), интуитивная языковая способность высказывать рассуждения, но в условиях спонтанной речи эти монологи несовершенны в структурном и языковом оформлении. Поэтому дошкольники нуждаются в квалифицированной помощи педагога.
В современной педагогической практике широко используется иллюстративный принцип для активизации взаимосвязи с изобразительным искусством в процессе приобщения дошкольника к речевой культуре.
В целях более глубокого и творческого освоения речевых навыков необходимо привлекать произведения изобразительного искусства.
Цель проекта:
Обучение детей связным высказываниям типа рассуждения через интеграцию образовательных областей «Коммуникация» и «Художественное творчество»
Задачи проекта:
- На основе изучения теоретических источников рассмотреть особенности обучения детей связным высказываниям типа рассуждения.
- Вести целенаправленную систематическую работу по обучению рассуждению с использованием в образовательной деятельности более эффективных, целесообразных, интересных, занимательных для детей методов, приемов, средств, которые могут способствовать появлению интереса у воспитанников к данному виду речевой деятельности.
- Использовать в работе интеграцию областей художественного творчества и коммуникации для развития познавательной активности и творческой индивидуальности, формировать интерес детей к художественному творчеству, воспитывать словесную культуру.
- Использовать иллюстративный принцип для активизации взаимосвязи с изобразительным искусством в процессе приобщения дошкольников к речевой культуре. В целях более глубокого и творческого освоения речевых навыков привлекать произведения изобразительного искусства.
Гипотеза
Овладение рассуждениями происходит в единстве с речевым развитием детей. Использование в работе интеграции областей художественного творчества и коммуникации помогает глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность и создает предпосылки для успешного обучения в школе.
Аннотация проекта:
1. В повседневном общении друг с другом и воспитателем дети мало пользуются высказываниями, содержащими рассуждение, как правило, они состоят из тезиса и объяснения-доказательства, причем дети часто опираются на описание объектов. Выводы в основном не формулируют.
2. Использование приемов из системы ТРИЗ, отгадывание загадок, оттачивает и дисциплинирует ум, приучает детей к четкой логике, к рассуждению, доказательству, развивает способность к анализу, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.
3. В системе обучения предусматривается работа, направленная на формирования умения рассуждать, создание ситуаций, требующих разрешения определенных проблем, побуждающие детей пользоваться объяснительно-доказательной речью.
4. Создание развивающей среды в группе, которая побуждает к различным формам деятельности по выбору самого ребенка, где представлено огромное разнообразие материалов, к которым дети имеют свободный доступ - одно из средств формирования умения рассуждать.
5. Использование в работе интеграции областей художественного творчества и коммуникации помогает глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность; позволяет систематизировать образовательную деятельность для развития познавательной активности и творческой индивидуальности.
6. Умения и навыки по использованию речи - рассуждения, полученные в процессе специально-организованного обучения, закрепляются в совместной деятельности воспитателя с детьми, в индивидуальной работе, а также в ходе сотрудничества с родителями воспитанников.
Проблемные вопросы:
- Какова роль словарного запаса детей в речевом развитии?
- Как влияет на познавательную активность интеграция областей художественного творчества и коммуникации?
- Как повысить интерес к образовательной деятельности?
- Как влияет развивающая среда на формирование умения рассуждать?
- Как может повлиять участие родителей на результат работы по накоплению более обширной базы речевых умений?
Методы и приемы:
Организация содержательного общения воспитателя с детьми
Создание развивающей среды в группе
Детское экспериментирование, проблемные ситуации, логические задачи, моделирование
Посещение художественных выставок
Художественное слово Отгадывание загадок
ТРИЗ технологии
Познавательные беседы
Материал, используемый в работе:
Проблемные ситуации;
Логические задачи;
Моделирование;
Загадки, сказки, рассказы;
Репродукции картин;
Иллюстрации;
Дидактические игры.
Темы самостоятельных исследований:
- Особенности развития связной речи.
- Влияние изобразительного искусства на обогащение словаря детей
- Реализация взаимосвязи образовательных областей коммуникации и художественного творчества для организации активной деятельности детей.
- Использование репродукций картин, дидактических игр, иллюстраций для индивидуальной и фронтальной работы.
Дидактические цели:
- Развитие индивидуальных способностей детей в процессе обучения.
- Реализация взаимосвязи коммуникации и художественного творчества детей для рациональной организации активной речевой деятельности детей.
- Создание ситуаций, требующих разрешения определенных проблем, побуждающих детей пользоваться объяснительно-доказательной речью.
Методические задачи:
- Формирование элементарных представлений о структуре рассуждения.
- Формирование интереса детей к художественному творчеству.
- Обеспечение обогащенного художественно-эстетического, познавательного, речевого развития детей;
- Заинтересованность родителей в изучении данного вопроса, убедить в его значимости.
Этапы проекта:
Подготовительный этап:
№ | Форма проведения | Ответственный | Сроки |
1. | Диагностика детей | Воспитатель | Сентябрь |
2. | Анализ литературных источников по данной проблеме | Воспитатель | Сентябрь |
3. | Подбор методической, художественной литературы, репродукций картин, иллюстративного материала | Воспитатель | Сентябрь |
4. | Круглый стол с участием родителей и детей | Воспитатель | Сентябрь |
5. | Разработка игр- тренажеров для использования Родителями на ПК | Воспитатель | Сентябрь |
Основной этап:
№ | Форма проведения | Ответственный | Сроки |
1. | Проведение интегрированной образовательной деятельности | Воспитатель | Октябрь- апрель |
2. | Посещение художественных выставок | Воспитатель | Октябрь, январь, апрель. |
3. | Применение в работе эффективных методов и приемов | Воспитатель | Октябрь- апрель |
4. | Использование в работе игр с применением репродукций картин | Воспитатель | Октябрь- апрель |
5. | Проведение совместных мероприятий с родителями | Воспитатель | Октябрь- апрель |
Заключительный этап:
№ | Форма проведения | Ответственный | Сроки |
1. | Проведение мониторинга по результатам работы | Воспитатель | Май |
2. | Анализ результативности, составление графиков | Воспитатель | Май |
3. | Организация презентации проекта | Воспитатель | Май. |
Результативность:
- Овладение рассуждениями происходит в единстве с речевым развитием детей и создает предпосылки для успешного обучения в школе.
- Систематическая работа по обучению рассуждению с использованием в образовательной деятельности более эффективных, целесообразных, интересных, занимательных для детей методов, приемов, средств, способствуют появлению интереса у воспитанников к связным высказываниям типа рассуждения.
- В результате интеграции областей художественного творчества и коммуникации повышается интерес к образовательной деятельности.
- Опыт работы показывает необходимость привлечения семьи ребенка к обучению и воспитанию
Выводы:
Интеграция образовательных областей коммуникации и художественного творчества позволяет систематизировать образовательную деятельность для развития познавательной активности и творческой индивидуальности. Речь детей становится более богатой под воздействием, как содержания материала, так и приемов, которые заставляют детей думать, совершать поиск.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности дефектолога с детьми группы компенсирующей направленности. Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы","Социализация"
Конспект совместной деятельности дефектолога с детьми группы компенсирующей направленности...
Непосредственная образовательная деятельность с детьми 2 младшей группы «Кошки – мышки». Интеграция образовательных областей «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество»
Программное содержание: - закрепить знания детей о домашнем животном - кошке. Закрепить название частей тела кошки.- обогащать и активизировать словарный запас существительными и прилагательными....
Конспект непосредственно - образовательной деятельности с детьми старшей логопедической группы №6 МБДОУ ДС №471 ( интеграция образовательных областей:"Коммуникация", "Познание", "Художественное творчество", "Музыка".
Интегрированное занятие по закреплению знаний детей об осеннем периоде года и развитию твоческого воображения....
Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей Выступление на педагогических чтениях по теме: «Реализация комплексно – тематического принципа и принципа интеграции в образовательной практике детского сад
Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областейВыступление на педагогических чтенияхпо теме:«Реализация комплексно – тематического принципа и принципа...
Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей раннего возраста через интеграцию образовательных областей
Выступление на МО...
КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности с интеграцией образовательных областей «Коммуникация», «Познание» «Художественное творчество» «Домашние животные» Для детей 3-4 лет
«Домашние животные» Для детей 3-4 лет...
Методическая разработка - Игра "Разноцветные платочки"для детей дошкольного возраста.Развитие коммуникативных и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей, в процессе двигательно-игровой деятельности
Данная игра может быть использована педагогами, психологами и другими специалистами ДОУ....