Педагогический проект по теме "Обучение связным высказываниям типа рассуждения детей старшего возраста, через интеграцию образовательных областей «Коммуникация» и «Художественное творчество»
методическая разработка (развитие речи) на тему

 

Аннотация проекта:

1. В повседневном общении друг с другом и воспитателем дети  мало пользуются высказываниями, содержащими рассуждение, как правило, они состоят из тезиса и объяснения-доказательства, причем дети часто опираются на описание объектов. Выводы  в основном не формулируют.

          2. Использование приемов из системы ТРИЗ, отгадывание загадок, оттачивает и дисциплинирует ум, приучает детей к четкой логике, к рассуждению, доказательству, развивает способность к анализу, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.

3. В системе обучения предусматривается работа, направленная на формирования умения рассуждать, создание ситуаций, требующих разрешения определенных проблем, побуждающие детей пользоваться объяснительно-доказательной речью.

4. Создание развивающей среды в группе, которая побуждает к  различным формам деятельности по выбору самого ребенка, где  представлено огромное разнообразие материалов, к которым дети имеют свободный доступ -  одно из средств формирования умения рассуждать.

5. Использование  в работе  интеграции областей художественного творчества и коммуникации помогает глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность; позволяет систематизировать образовательную деятельность для развития познавательной активности и творческой индивидуальности.

6. Умения и навыки по использованию речи - рассуждения, полученные в процессе специально-организованного обучения, закрепляются в совместной деятельности воспитателя с детьми, в индивидуальной работе, а также в ходе сотрудничества с родителями воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slov_isk..doc72 КБ

Предварительный просмотр:

«Словесное искусство и изобразительное искусство

 обладает каждое своей спецификой,

 но стоящие перед ними задачи

реалистического отражения действительности

 решаются во многом

общими художественными средствами»

К. Пигарев

Тема проекта:

Обучение связным высказываниям типа рассуждения детей старшего возраста, через интеграцию образовательных областей «Коммуникация» и «Художественное творчество»

разработанного воспитателем МБДОУ № 58 «Снежок»

Филимоновой  Ольгой Вячеславовной.

Г. Ульяновск.

Участники проекта: дети старшей группы

Паспорт

Тип проекта: информационно- практический

По предметно- содержательной области: познавательно- речевой и художественно- эстетический

По характеру координации проекта: связные высказывания типа рассуждения. 

По количеству участников: групповой

Форма представления: презентация

Актуальность темы:

Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков и умений построения рассуждений имеет важное теоретическое и практическое значение для повышения качества речевого развития детей.

У старших дошкольников есть природное тяготение (побуждение), интуитивная языковая способность высказывать рассуждения, но в условиях спонтанной речи эти монологи несовершенны в структурном и языковом оформлении. Поэтому дошкольники нуждаются в квалифицированной помощи педагога.

В современной педагогической практике широко используется иллюстративный принцип для активизации взаимосвязи с изобразительным искусством в процессе приобщения дошкольника к речевой культуре.

         В целях более глубокого и творческого освоения речевых навыков необходимо  привлекать произведения изобразительного искусства.

Цель проекта:

Обучение детей связным высказываниям типа рассуждения через интеграцию образовательных областей «Коммуникация» и «Художественное творчество»

Задачи проекта:

  1. На основе изучения теоретических источников рассмотреть особенности обучения детей связным высказываниям типа рассуждения.

 

  1. Вести целенаправленную систематическую работу по обучению рассуждению с использованием в образовательной деятельности более эффективных, целесообразных, интересных, занимательных для детей методов, приемов, средств, которые могут способствовать появлению интереса у воспитанников к данному виду речевой деятельности.

  1. Использовать  в работе  интеграцию областей художественного творчества и коммуникации для развития познавательной активности и творческой индивидуальности, формировать интерес детей к художественному творчеству, воспитывать  словесную культуру.

  1. Использовать иллюстративный принцип для активизации взаимосвязи с изобразительным искусством в процессе приобщения дошкольников к речевой культуре. В целях более глубокого и творческого освоения речевых навыков привлекать произведения изобразительного искусства.

Гипотеза

Овладение рассуждениями происходит в единстве с речевым развитием детей. Использование  в работе  интеграции областей художественного творчества и коммуникации помогает глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность и создает предпосылки для успешного обучения в школе.

Аннотация проекта:

1. В повседневном общении друг с другом и воспитателем дети  мало пользуются высказываниями, содержащими рассуждение, как правило, они состоят из тезиса и объяснения-доказательства, причем дети часто опираются на описание объектов. Выводы  в основном не формулируют.

          2. Использование приемов из системы ТРИЗ, отгадывание загадок, оттачивает и дисциплинирует ум, приучает детей к четкой логике, к рассуждению, доказательству, развивает способность к анализу, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.

3. В системе обучения предусматривается работа, направленная на формирования умения рассуждать, создание ситуаций, требующих разрешения определенных проблем, побуждающие детей пользоваться объяснительно-доказательной речью.

4. Создание развивающей среды в группе, которая побуждает к  различным формам деятельности по выбору самого ребенка, где  представлено огромное разнообразие материалов, к которым дети имеют свободный доступ -  одно из средств формирования умения рассуждать.

5. Использование  в работе  интеграции областей художественного творчества и коммуникации помогает глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность; позволяет систематизировать образовательную деятельность для развития познавательной активности и творческой индивидуальности.

6. Умения и навыки по использованию речи - рассуждения, полученные в процессе специально-организованного обучения, закрепляются в совместной деятельности воспитателя с детьми, в индивидуальной работе, а также в ходе сотрудничества с родителями воспитанников.

Проблемные вопросы:

  1. Какова роль словарного запаса детей в речевом развитии?
  2. Как влияет на познавательную активность  интеграция областей художественного творчества и коммуникации?
  3. Как повысить интерес к образовательной деятельности?
  4. Как влияет развивающая среда на формирование умения рассуждать?
  5. Как может повлиять участие родителей на результат работы по накоплению более обширной базы речевых умений?

Методы и приемы:

Организация содержательного общения воспитателя с детьми

Создание развивающей среды в группе

Детское экспериментирование, проблемные ситуации, логические задачи, моделирование

Посещение художественных  выставок

Художественное слово Отгадывание загадок

ТРИЗ технологии

Познавательные беседы

Материал, используемый в работе:

Проблемные ситуации;

Логические задачи;

Моделирование;

Загадки, сказки, рассказы;

Репродукции картин;

Иллюстрации;

Дидактические игры.

Темы самостоятельных исследований:

  1. Особенности развития связной речи.
  2. Влияние изобразительного искусства на обогащение словаря детей
  3. Реализация взаимосвязи образовательных областей коммуникации и художественного творчества для  организации активной деятельности детей.
  4. Использование репродукций картин, дидактических игр, иллюстраций для индивидуальной и фронтальной работы.

Дидактические цели:

  1. Развитие индивидуальных способностей детей в процессе обучения.
  2. Реализация взаимосвязи коммуникации и художественного творчества детей для рациональной организации активной речевой деятельности детей.
  3. Создание ситуаций, требующих разрешения определенных проблем, побуждающих детей пользоваться объяснительно-доказательной речью.

Методические задачи:

  1. Формирование элементарных представлений о структуре рассуждения.
  2. Формирование интереса детей к художественному творчеству.
  3. Обеспечение обогащенного художественно-эстетического, познавательного, речевого развития детей;
  4. Заинтересованность родителей в изучении данного вопроса, убедить в его значимости.

Этапы проекта:

Подготовительный этап:

Форма проведения

Ответственный

Сроки

1.

Диагностика детей

Воспитатель

Сентябрь

2.

Анализ литературных источников по данной проблеме

Воспитатель

Сентябрь

3.

Подбор методической, художественной литературы,

репродукций картин, иллюстративного материала

Воспитатель

Сентябрь

4.

Круглый стол с участием родителей и детей

Воспитатель

Сентябрь

5.

Разработка игр- тренажеров для использования Родителями на ПК

Воспитатель

Сентябрь

 Основной этап:

Форма проведения

Ответственный

Сроки

1.

Проведение интегрированной образовательной деятельности

Воспитатель

Октябрь- апрель

2.

Посещение художественных выставок

Воспитатель

Октябрь, январь, апрель.

3.

Применение в работе эффективных методов и приемов

Воспитатель

Октябрь- апрель

4.

Использование в работе игр с применением репродукций картин

Воспитатель

Октябрь- апрель

5.

Проведение совместных мероприятий с родителями

Воспитатель

Октябрь- апрель

Заключительный этап:

Форма проведения

Ответственный

Сроки

1.

Проведение мониторинга по результатам работы

Воспитатель

Май

2.

Анализ результативности, составление графиков

Воспитатель

Май

3.

Организация презентации проекта

Воспитатель

Май.

Результативность:

  1.  Овладение рассуждениями происходит в единстве с речевым развитием детей и создает предпосылки для успешного обучения в школе.
  1. Систематическая работа по обучению рассуждению с использованием в образовательной деятельности более эффективных, целесообразных, интересных, занимательных для детей методов, приемов, средств, способствуют появлению интереса у воспитанников к связным высказываниям типа рассуждения.
  1. В результате интеграции  областей художественного творчества и коммуникации повышается интерес к образовательной деятельности.
  1. Опыт работы показывает необходимость привлечения семьи ребенка к обучению и воспитанию

Выводы:

Интеграция образовательных областей коммуникации и художественного творчества  позволяет систематизировать образовательную деятельность для развития познавательной активности и творческой индивидуальности. Речь детей становится более богатой под воздействием, как содержания материала, так и приемов, которые заставляют детей думать, совершать поиск.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность с детьми 2 младшей группы «Кошки – мышки». Интеграция образовательных областей «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество»

Программное содержание: - закрепить знания детей о домашнем животном - кошке. Закрепить название частей тела кошки.- обогащать и активизировать словарный запас существительными и прилагательными....

Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей Выступление на педагогических чтениях по теме: «Реализация комплексно – тематического принципа и принципа интеграции в образовательной практике детского сад

Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областейВыступление на педагогических чтенияхпо теме:«Реализация комплексно – тематического принципа и принципа...