Инновационный опыт работы «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста через проектную деятельность»
статья по теме

Я сорвал цветок, и он завял.

Я поймал жука, и он умер у меня на ладони.

И тогда я понял: «Прикоснуться к природе можно только сердцем»

Гвездослов

 

 

«Здоровье нации зависит от того, какой мы оставим природную среду обитания своим потомкам», – заявил Дмитрий Медведев, выступая с Посланием Федеральному Собранию Российской Федерации. По мнению Дмитрия Медведева, «решающую роль в охране окружающей среды должно сыграть гражданское общество», при этом чрезвычайно важную роль приобретает экологическое образование и воспитание подрастающего поколения. И первые основы экологической культуры  закладываются в дошкольном детстве.

Современные дети должны научиться жить и действовать безопасно в условиях воздействия экологических опасностей и рисков, разумно относится к природным ресурсам и их приумножению. Задача педагога:  сформировать у детей ответственное отношение к природе, чувство сопричастности ко всему живому. Это сложный и длительный процесс, который предполагает взаимодействие детей с природой, ее явлениями, разнообразием животного и растительного мира. Поэтому рядом должен быть  воспитатель – источник внимания и поддержки, партнер по игре и труду, носитель знаний об окружающем природном мире.

 Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, способных осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющих жить в относительной гармонии с природой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnyy_opyt_mokshinoy.docx44.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 120 общеразвивающего вида»

«Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста через проектную деятельность»

Инновационный опыт работы

Мокшиной Ольги Сергеевны

воспитателя

МДОУ «Детский сад №120 общеразвивающего вида»

городского округа Саранск


Я сорвал цветок, и он завял.

Я поймал жука, и он умер у меня на ладони.

И тогда я понял: «Прикоснуться к природе можно только сердцем»

Гвездослов

«Здоровье нации зависит от того, какой мы оставим природную среду обитания своим потомкам», – заявил Дмитрий Медведев, выступая с Посланием Федеральному Собранию Российской Федерации. По мнению Дмитрия Медведева, «решающую роль в охране окружающей среды должно сыграть гражданское общество», при этом чрезвычайно важную роль приобретает экологическое образование и воспитание подрастающего поколения. И первые основы экологической культуры  закладываются в дошкольном детстве.

Современные дети должны научиться жить и действовать безопасно в условиях воздействия экологических опасностей и рисков, разумно относится к природным ресурсам и их приумножению. Задача педагога:  сформировать у детей ответственное отношение к природе, чувство сопричастности ко всему живому. Это сложный и длительный процесс, который предполагает взаимодействие детей с природой, ее явлениями, разнообразием животного и растительного мира. Поэтому рядом должен быть  воспитатель – источник внимания и поддержки, партнер по игре и труду, носитель знаний об окружающем природном мире.

 Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, способных осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющих жить в относительной гармонии с природой.

Актуальность и перспективность опыта, его значение для

совершенствования воспитательно-образовательного процесса

В настоящее время экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны экологически образованные и воспитанные люди. Почему?

Во-первых, экологически грамотное поведение ребенка – залог правильного его поведения в будущем, когда он станет взрослым.

          Во-вторых, приобщение к природе дает возможность наилучшим образом приобщить ребенка к красоте природы.

          В – третьих, дошкольное детство – ответственный период жизни человека, когда закладываются основы правильного отношения к окружающему миру.

          Актуальность проблем, связанных с воспитанием экологической культуры бесспорна, так как детский сад является первой ступенькой к освоению детьми "азбуки природы».    Ребенку необходимо  научиться осознанно ориентироваться в природе, беречь ее и приумножать.                                                      

         Для воспитания экологической культуры у дошкольников были пересмотрены все формы  детской деятельности.

          Из-за отсутствия социального опыта, далеко не всё может быть правильно понято детьми при  общении с природой,  не всегда при этом правильно формируется отношение к живой природе. И это давно тревожит педагогов и родителей.

         Актуальность опыта состоит и в том, что  природа является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Дети всегда в той или иной форме соприкасаются с природой. Зелёные леса и луга, запах цветов, пение птиц, шелест травы, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки – всё это привлекает внимание детей, позволяет чувствовать природу, служит богатым материалом для их развития и формирования положительного отношения к ней.

          Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов.                  Именно в дошкольный период у ребенка складывается первое мироощущение - он получает эмоциональные впечатления о природе и об окружающем мире, формируется основа экологического мышления.

 Опыт работы имеет большое значение в совершенствовании воспитательно-образовательного процесса. Его внедрение необходимо для:

- обновления содержания работы по формированию экологической культуры;

- применения современных технологий и методических подходов;

 - развития экологических представлений и осознанного поведения в природном окружении;

 - развития творческих способностей, совершенствования познавательных интересов и речи детей;

 - становления и развития личности ребенка как субъекта общественных межличностных отношений;

- развития предметно-развивающего пространства;

 - роста личностных достижений всех субъектов воспитательно-образовательного процесса (детей-педагогов-родителей).

         Выбранный проектный метод направлен на использование таких организационных форм  адекватных возрасту и развитию детей, которые способствуют формированию экологической культуры у дошкольников и осознанного отношения к природе.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения,       становления опыта

Согласно новому Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование, являются начальным звеном системы образования в нашей стране. Федеральный государственный образовательный стандарт  дошкольного образования регламентирует образовательную деятельность дошкольной образовательной организации и позволяет по-иному рассматривать вопросы познавательного развития дошкольников, где экологическое воспитание  прослеживается в интеграции с другими направлениями и не выделяется как самостоятельное.

В соответствии с ФГОС ДО на смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирования у дошкольников интереса и потребностей к активной созидательной деятельности.

        Возникновение опыта обусловлено реализацией одного из самых значимых направлений работы современных дошкольных образовательных организаций – экологическое образование детей дошкольного возраста.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для формирования экологического сознания детей через общение с окружающим миром;  становлении осознанно - правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её, а также к людям, создающим на основе её богатств материальные или духовные ценности; в отношении к себе, как части природы, понимании ценностей жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды.

 Основная цель данной педагогической идеи - формирование человека с новым экологическим мышлением, способностью осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой, а также воспитание активной и творческой личности.

         В своей работе я рассматриваю вопрос воспитания экологической культуры  через решение следующих задач:

         - формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира, сохранение природы);

         - формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений и расширение кругозора детей;

         - развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.

        - развитие познавательного интереса к миру природы;

        - формирование таких нравственных качеств личности дошкольников как доброта, сострадание, внимательность по отношению к природе;

        - формирование трудовых природоведческих навыков;

        - экологическое просвещение родителей через разные формы работы.

 Одним из главных условий возникновения опыта заключается в том, чтобы:

-  передать детям  опыт отношений человека с окружающей природой;

        - сформировать потребность в общении с природой, интерес к исследовательской деятельности для  получения конкретных познавательных навыков: умение  наблюдать, планировать работу, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения;

       - развивать эмоциональную сферу ребенка через общение с природой.

       В процессе ознакомления детей с природой у детей формируется ряд качеств, ценных для дальнейшего эмоционального и нравственного развития: активность, сознательность, самостоятельность, способность к соучастию и сопереживанию, непосредственность впечатлений, яркость в выражении и проявлении положительных эмоций. Таким образом, природа поможет  ребенку развиваться всесторонне.

         Основы экологического воспитания, отражены в образовательной области «Познавательное развитие», где одной из задач является: формирование понимания того, что человек – часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать её, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды – это еще одно условие возникновения опыты.

        Изучение запросов родителей по отношению к экологическому образованию дошкольников показало, что  78 % родителей,  считают главной задачей дошкольного учреждения «научить ребенка безопасному поведению в природе бережному отношению к ней».

 Современное воспитание и образование также требует от ребенка не только высокого уровня умственного развития, но и умеющего приумножать и оберегать природу родного края и страны в целом.

        При организации работы  опиралась на следующие принципы:

Принцип регионального компонента (изучение природы родного края), который позволяет формировать у детей понятия на основе непосредственных наблюдений и изучения доступной природной среды и использовать полученную информацию в разнообразных видах практической деятельности.

Принцип интеграции, который позволяет соединять всю воспитательно-образовательную работу в одно целое.

Принцип научности и доступности понятий: на каждом этапе работы с детьми первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые формируют элементарные экологические знания.

Принцип «спирали» необходим для того, чтобы дети, возвращаясь к тем или иным понятиям и представлениям, шли из года в год по восходящей, углубляя и расширяя их.

Теоретическая база опыта

Опыт работы опирается на исследования значимости системы экологического воспитания дошкольников С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, Е.И.Сергеенко П.Г. Саморуковой,  Т.А. Серебряковой  о роли экологического воспитания. Авторы исследований по этой проблематике доказывают, что период дошкольного детства – наиболее благоприятен  для закладки основ экологической культуры, экологического сознания как личностных образований, характеризующих специфику познания дошкольниками природы и отношения к ней.

         Выдающиеся педагоги всех времен придавали огромное значение общению детей с природой. В этом они видели средство всестороннего развития.  К.Д. Ушинский считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Многие советские педагоги обращали внимание на необходимость открыть ребенку книгу природы как можно раньше, чтобы каждый день приносил что-то новое, « чтобы каждый шаг был путешествием к истокам - к чудесной красоте природы». (В.А. Сухомлинский).

        В опыте использованы педагогические идеи К. Д. Ушинского и А. С. Макаренко, некоторые теории и методики, предлагаемые авторами: С. А. Веретенниковой, О.А.Воронкевич,Н.Н.Кондратьевой, О.А.Соломенниковой.

        Образовательная программа МДОУ  ставит вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития ее у взрослых, воспитывающих детей;  нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней.

  Неоценимую помощь в работе оказали следующие методические пособия:  Н.В. Коломиной «Воспитание основ экологической культуры в детском саду»; З.Ф. Аксёновой «Войди в природу другом»; В.Н. Черняковой «Экологическая работа в ДОУ»; Е.А. Свешниковой «Использование занимательного материала по экологическому воспитанию дошкольников»; В.А. Шишкиной, М.Н. Дедулевич «Прогулки в природу» и др.

Работая над данной проблемой, я разделяю позицию доктора биологических наук, автора программы экологической направленности «Надежда» Т.В. Потаповой: «Предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного и неразрушающего обращения с ними и активного желания поступать именно таким щадящим и сберегающим образом».

       Психологической методологией представленного опыта являются  идеи Л.С. Выготского, В.А. Сухомлинского, Б.Т. Лихачева, которые придавали огромное значение нравственно-экологическому воспитанию, способствующему всестороннему развитию личности ребёнка.

         

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения

         Ознакомление дошкольников с природой -   это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанном на её чувственном опыте. Для того чтобы дети правильно отображали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы.  Основу содержания любой деятельности ребёнка составляют те представления, которые образуются при ознакомлении с окружающим, в частности с природой. Ознакомление дошкольников с природой -  одно из главных средств их всестороннего развития.

        При формировании у детей целостного представления об окружающем мире, большое внимание уделяю комплексному изучению природы. Природа окружает ребенка с самого рождения и своей необычностью, новизной и разнообразием эмоционально воздействует на него, вызывает радость, восторг, удивление, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи.

         Для того чтобы дети правильно отображали явления природы, направляю процесс восприятия ими природы, используя эффективные средства.

 Назрела необходимость переосмыслить и продумать содержание работы в соответствии с новым утвержденным стандартом. Изменилась и система работы по экологическому образованию. Она требует обновленных подходов, использование современных технологий, методов и приемов, направленных на освоение основ экологической культуры.

         Среди актуальных и эффективных методов является метод проектов. Актуальность методики проектной  деятельности подтверждается авторитетным мнением ученых. Шкель В.Ф. утверждает: «Метод проектов очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации дошкольного обучения».

        Проектный метод предусматривает:

 - работу с детьми по экологическому воспитанию  в центрах природы группы и на прогулке. Основной формой воздействия на ребенка являются совместная деятельность детей и взрослых.

        - проблемно-поисковые вопросы, проблемные ситуации.

 - наблюдения. Окружающая природа - непосредственный источник, из которого дети черпают свои первые впечатления. Наблюдения в природе знакомят ребенка с жизнью птиц, насекомых и растений. На прогулках дети узнают тех, кто живет совсем рядом с ними, знакомятся с правилами поведения в природе, разучивают или вспоминают стихи, рассказы природоведческого характера, загадки о природе. После таких прогулок они изображают свои впечатления в рисунках, игровой и трудовой деятельности.

На территории детского сада создана экологическая тропа, объектами которой являются различные деревья, кустарники, лужайки, цветники, огород.

Экологическая тропа дает большие возможности для проведения систематических наблюдений, в процессе которых развивается эмоциональная сфера детей, формируются чувство единения с природой и умение сопереживать всему живому.

Одним из важнейших средств обучения являются игры (дидактические, сюжетно-ролевые, имитационные, игры-путешествия). В игре ребенок психологически готовится к реальным ситуациям происходящих в природе, овладевает приемами общения со сверстниками, взрослыми, объектами природы.

Определяя место игры в педагогическом процессе экологического образования, следует также учитывать её связи с трудом детей в природе и организованной деятельностью.

        Наиболее значимой является  экспериментальная деятельность  с песком, глиной, водой, воздухом, снегом, льдом, где дети на практике постигают неизведанный мир природы

        Особенно эффективны  театрализованные представления и экологические праздники, которые способствуют эмоциональному восприятию природы через собственные действия и переживания.

Таким образом, работа по воспитанию экологической культуры у дошкольников осуществляется через разнообразные виды деятельности. А взаимодействие с родителями способствует усилению качества усвоения материала, обогащению чувственного опыта и адаптации ребенка в социальном и природном окружении.

        Технология опыта заключается в:

         - определении целей и задач работы по ознакомлению дошкольников с природой;

         - разработке системы планирования НОД;

         - нахождении и использовании новых технологий, методик и содержания работы с детьми, родителями;

         - поиске эффективных, оптимальных для методов  работы с детьми, родителями;

        - прогнозировании, определении и анализе результатов.

        Занятия строились с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Мной были проведены циклы занятий, направленных на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Результативность опыта

 

Мною были выделены важнейшие показатели сформированности экологической культуры дошкольников:

– проявление ребенком интереса к объектам природы, условиям жизни людей, растений, животных, попытки их анализировать;

– готовность ребенка участвовать в экологически ориентированной деятельности, способность к самостоятельному выбору объектов для наблюдения;

– потребность в общении с представителями животного и растительного мира, бережное, заботливое к ним отношение, определяющее характер общения;

– наличие экологических представлений и навыков и потребности в их расширении;

– эмоциональные реакции на явления окружающего мира – способность к состраданию людям, животным, растениям, проявлению доброты, жалости, милосердия и т. д.

- освоение норм поведения в природном окружении;

- умение давать оценку действиям других людей по отношению к природе.

В результате полученных знаний об объектах живой и неживой природы у детей сформировались трудовые навыки.

Кроме того, заметно изменилось отношение детей группы к природным объектам. В процессе непосредственных наблюдений за природой в сознание детей заложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе все связано между собой, что отдельные предметы и явления взаимообусловливают друг друга, что организм и среда - неразрывное целое, что любая особенность в строении растений, в поведении животных подчинена определенным законам, что человек, как часть природы, наделен сознанием и своим трудом активно воздействует на природу.

          Эта работа также помогла мне наладить контакт с семьями воспитанников.

  При взаимодействии с родителями проявилась:

- активная позиция участия в совместной деятельности (посещение и активное участие в открытых мероприятиях, выставках, конкурсах);

- желание выполнять творческие и индивидуальные задания вместе с детьми;

- возможность правильно взаимодействовать со своими детьми и их сверстниками.

Главное – помочь ребенку увидеть мир, пережить вместе с ним красоту, вселить в него уверенность в своих силах и зажечь огонек творчества и радости жизни. Это определило выбор приоритетного направления педагогической деятельности с детьми – воспитание экологической культуры.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

         В своей педагогической практике я столкнулся с определенными трудностями.

         Во –первых, возможность общения с природой воспитанников нашего учреждения ограничена территориальными рамками, в основном для экскурсий, исследовательских работ используется близлежащая территория: огороды и цветники, экологическая тропа на участке ДОУ, небольшой луг и «центры природы» в группе.

        Во –вторых, предметно-пространственная среда требовала совершенства в соответствии с ФГОС ДО;

        В – третьих, подбор  форм и методов  работы требовал тщательного отбора индивидуально для каждого ребенка.

Адресная направленность

        Опытом работы   могут воспользоваться в практике  воспитатели дошкольных образовательных учреждений.

Опыт представлен единой системой работы по внедрению проектной деятельности в образовательный процесс: мини-проектами  «Путешествие в мир природы», «Наши шестиногие малыши», «Красная книга Мордовии», конспектами непосредственно – образовательная деятельности «Путешествие в «Грибное царство», «Волшебница-Осень» и др., совместной деятельностью педагога с детьми (игры, наблюдения, опыты и эксперименты, прогулки, экскурсии, беседы, индивидуальная работа),  взаимодействие с родителями.

         Мой педагогический опыт обобщен и расположен на официальном сайте ДОУ (http://ds120sar.schoolrm.ru/)  на международных образовательных порталах ( http://www.maam.ru, http://nsportal.ru, http://prodlenka.org)/


Список используемой литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.102013г. №155) // СПС Консультант Плюс.
  2. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001г.№1756-р) // СПС Консультант Плюс.
  3. Бабаева, Т. И., Гогоберидзе, А. Г, Михайлова, З. А. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду, СПб., ООО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2016. – 387 с.
  4. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика — Синтез, 2014. – 64 с.
  5. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию!  СПб « ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 276 с.
  6. Кондратьева  Н. Н. Экологическое воспитание дошкольников: проблема и некоторые подходы к её решению, СПб., Мозаика-Синтез, 2012. – 176 с.
  7. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. – СПб.: Детство-Пресс, 2013. – 319 с.
  8. Михайлова З.А,  Бабаева Т.И. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников,  СПб, ООО  «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.  – 177 с.
  9. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников  М. : Просвещение, 2009. – 281 с.
  10. Николаева С. Н. Формирование начал экологической культуры // Дошкольное воспитание. – 1997. – № 7. – С. 58-60.
  11. Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез, 2009. – 165 с.
  12. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры у дошкольников, М, «ЛИНКА-ПРЕСС», 2010. – 211 с.
  13. Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. – М.: Новая школа, 2012. – 189 с.
  14. Румянцева Е.А. Проекты в ДОУ: практика обучения детей 3-7 лет – Волгоград: Учитель, 2015. – 159 с.
  15. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду: книга для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педагогических университетов и колледжей / Н. А. Рыжова. – М. : Издательский дом «Карапуз», 2011. –  432 с.
  16. Савенков А. И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании //  Дошкольное воспитание. – 2005. – № 12. – с. 6 – 11.
  17. Смирнова В.В., Балуева Н.И., Парфёнова Г.М. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду. Санкт – Петербург. Изд. РГПУ им. Герцена. Изд. «Союз»,  2011. – 234с.
  18. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб., 2012. – 98 с.
  19. Экологические проекты в детском саду. О.М. Масленникова, А.А. Филипенко. – Волгоград: Учитель, 2011.– 232 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Инновационные проекты «Путешествие в мир природы», «Наши шестиногие малыши», «Красная книга Мордовии».

2. Конспекты непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Путешествие в «Грибное царство», «Волшебница-Осень».

3. Видеозапись открытого занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы " Формирование экологической культуры дошкольников при ознакомлении с природой"

Опыт работы " Формирование экологической культуры дошкольников при ознакомлении с природой"...

Инновационный опыт работы по физической культуре

Тема:  «Подвижная игра – как средство здоровьесбережения и всестороннего развития ребенка»....

Отчет по приоритетному направлению "Формирование экологических представлений и экологической культуры у дошкольников через проектную деятельность"

Отчет по приоритетному направлению "Формирование экологических представлений и экологической культуры у дошкольников через пректную деятельность"...

План работы по самообразованию Тема: «Формирование экологической культуры у дошкольников через проектную деятельность»

Тема: «Формирование экологической культуры у дошкольников через проектную деятельность»...

Опыт работы «Формирования экологической культуры детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности»

Опыт  работы «Формирования экологической культуры детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности»...