Отчет по приоритетному направлению "Формирование экологических представлений и экологической культуры у дошкольников через проектную деятельность"
материал по окружающему миру (средняя группа)

Старыгина Мария Николаевна

Отчет по приоритетному направлению "Формирование экологических представлений и экологической культуры у дошкольников через пректную деятельность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_prioritetnomu_napravleniyu.docx31.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Светлячок»»

Отчёт по приоритетному направлению:

«Формирование экологических представлений

и экологической культуры у дошкольников

через проектную деятельность»

в средней группе «Колокольчик»

Подготовила:

воспитатель Старыгина М.Н.

Камчатский край

с. Мильково

Май 2020 год

Цель: Совершенствование системы экологической культуры дошкольников через внедрение в практику научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде.

Задачи:

  • Создать экологически-благоприятную среду в ДОУ для реализации приоритетного направления;
  • Способствовать воспитанию экологической культуры дошкольников посредством использования проектной технологии;
  • Знакомить детей с явлениями природы, флорой и фауной, со способами сохранения и восстановления окружающей среды;
  • Создать оптимальные условия по формированию у дошкольников экологической культуры и учета этого в практической деятельности посредством занятий, игр, развлечений, акций, используя нестандартные формы решения проблемных ситуаций;
  • Воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом, развитию чувства эмпатии к объектам природы;
  • Привлечение семьи к сотрудничеству с детским садом в вопросах экологического воспитания дошкольников.

Ожидаемые результаты:

  • Повышение уровня знаний детей по экологии.
  • Полученные детьми знания, умения и навыки позволят ребенку грамотно защищать природу и бороться за ее сохранение, сопереживать ее бедам (через восприятие отрицательной человеческой деятельности), повышение коммуникативного интереса.
  • Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.
  • Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с родителями.

Актуальность:

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако, далеко не все способны видеть эту красоту - многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды, умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. В наши дни, когда мир находится на грани экологической беды, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности.

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает; растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения. Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природой достигло возможного более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство взрослых этим процессом. Уровень экологического развития детей во многом определяется степенью экологической грамотности их родителей. Поэтому важное значение имеет просвещение в области экологии. Таким образом, реализацию задач по приоритетному направлению мы начали с проведения родительского собрания, на котором рассказали о цели, задачах, формах и методах работы по данному направлению. После этого я подготовила для них ряд консультаций: «Экологическое воспитание в семье», «Проблемы и перспективы экологического воспитания в семье», «Природа в жизни вашей семьи», «Экологическое воспитание в детском саду», «Берегите природу», «Экологическое поведение детей в природе и в быту», «Воспитываем детей добротой», «Познавательные природоведческие игры». Также я подготовила «Картотеку дидактических игр по экологии» и «Картотеку опытов и экспериментов» для совместной деятельности родителей и детей дома.

Одним из важнейших условий реализации  экологического образования является организация развивающей предметно-пространственной среды. В нашей группе я создала среду таким образом, чтобы она способствовала развитию ребенка, создавала условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры. Процесс обучения я стараюсь строить таким образом, чтобы основные экологические знания дети получали наглядным методом. Для этого подобраны тематические иллюстрации соответствующие временам года, явлений природы, домашних и диких животных и многое другое. Человек – неотъемлемая часть живой природы и находится в непрерывном общении с окружающей средой, растительным миром. Разнообразие растительного мира на территории детского сада, правильная организация зоны природы составляют развивающую экологическую среду, необходимую для воспитания детей. Уголок природы в группе служит местом для саморазвития детей, там есть календарь погоды со схемами изображений погодных явлений. Дети учатся работать с календарем, определять время года, наличие ветра и осадков. Уголок природы наполнен всем необходимым для экологического воспитания детей, в нем имеются дидактические настольно-печатные игры, альбомы для рассматривания по сезонам, Красная книга Камчатки, альбом «Животные Камчатского леса», гербарий, раскраски, «Экологические сказки», демонстрационный материал «Уроки экологии», картотека и материал для проведения экспериментов. Сформирована «Картотека дидактических игр по экологии». Все наблюдения, мы обязательно фиксируем в Дневник наблюдений. В группе имеются комнатные растения, за которыми осуществляется тщательный уход. Я систематически организую труд детей в Уголке природы. Для проявления инициативы я создала условия, побуждающие детей к уходу за ними: в уголках есть фартуки с нарукавниками, салфетки для пыли, леечки, лопатки и другое оборудование. Мы с детьми учимся ухаживать за  растениями: поливать их, рыхлить землю, опрыскивать и протирать листочки. Ребята научились определять, какие растения нуждаются в поливе по состоянию листьев растений и почвы. Организуя деятельность по уходу за растениями, я делаю акцент на необходимость заботы о них, помощи им, объясняю детям, что ухаживать за растениями надо не для себя, а для них: они живые и нуждаются в нашей заботе.

Работа с детьми по экологическому образованию ведется систематически в самостоятельной и совместной деятельности детей и педагогов. Планомерно и последовательно я знакомила детей с конкретными сведениями о живой и неживой природе, временах года, об обязанностях человека в охране природы, с материалом и оборудованием для осуществления трудовых процессов в природном уголке, формируют азы экологического мировоззрения, воспитывают любовь к родному краю. Основные же знания о природе,  дети получают на занятиях. Занятия строятся на принципах развивающего обучения и направлены на развитие личности ребёнка в целом, умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающей природы. Так же в режимных моментах я проводила дидактические игры, такие как: «Чей детеныш?», «Сбор урожая», «Чьи следы?», «Когда это бывает?», «Что, где растёт?». Проводила беседы на экологические темы, например: «Что такое природа?», «Жалобная книга природы», «Все живое на Земле - родня», «Наша кормилица – земля», «Прозрачный невидимка», «Как сохранить воздух и воду чистыми», о правилах поведения в лесу и другие. Кроме этого, я с ребятами заучивала стихи, пословицы, поговорки. Проводила дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, музыкальные и спортивные развлечения, выставки детских работ; наблюдение за животным и растительным миром, за трудом взрослых, экспериментирование. Для систематизации полученных знаний я использовала чтение художественных произведений, беседы, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр фильмов и мультфильмов о сезонных изменениях в природе («12 месяцев», «Веселый огород», «Вершки и корешки» и др.), о жизни насекомых («Букашки»). После чтения с детьми проводила беседу, задавала вопросы, видела в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасёт?», «А они не замёрзнут?», «А почему ему никто не помог?». Очень важно донести до детей смысл произведения. Кроме этого, я использовала разнообразные игровые упражнения: «Найди по описанию», «Что, где растёт?», «Узнай и назови», «Вершки - корешки», загадки о животных и растениях. За время работы по приоритетному направлению, мы с ребятами принимали участие во всероссийской интернет-олимпиаде по окружающему миру: «Деревья», получив диплом лауреата 3 степени; в интернет-конкурсах «Как прекрасен мир» и «Времена года», получив дипломы лауреатов 1 и 2 степеней.  

На прогулках с ребятами, наш маршрут часто проходил по «Экологической тропе». «Экологическая тропа» выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Мы с ребятами наблюдали за деревьями и кустарниками разных пород, разного возраста (березой, тополем, лиственницей, елью, сосной, рябиной, боярышником, сиренью, облепихой, малиной, смородиной, шиповником). «Экологическая тропа» позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Кроме того, дети наблюдают за изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). Организуются игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеется оборудование: песочница, ведерки, совочки, грабельки, ситечки, формочки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды, что очень важно для развития познавательно-исследовательского интереса у детей.

В соответствии с ФГОС ДО, я тесно взаимодействую по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. Зимой я проводила экологическую акцию «Покормите птиц», в которой родители приняли участие, они приносили корм для птиц. В конце мая – начале июня, я планирую провести, совместно с родителями, экологическую акцию «Посади дерево», саженцы вербы и тополя мы вырастили на своем подоконнике в группе. Результатом всей нашей работы стало то, что родители оценили важность экологического воспитания для формирования личности ребенка и его здоровья. Они стали более активными в жизни детского сада, понимая то, что их участие является положительным примером для ребенка.  У детей сформированы начальные навыки экологической культуры, правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление. Они учатся практическим действиям по охране природы, развиваются умственные способности, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы. У детей появилось желание общаться с природой, заботиться о ней и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологических представлений дошкольников через проектную деятельность

Консультация для педагогов дошкольных организаций по теме "Формирование экологических представление дошкольников через проектную деятельность"...

Формирование экологический представлений у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.

Экологическое воспитание подрастающего поколения по своей сути – это вопрос будущего. Будущей возможности любоваться красотами природы, наслаждаться чистой водой и воздухом, общаться с животными...

План работы по самообразованию Тема: «Формирование экологической культуры у дошкольников через проектную деятельность»

Тема: «Формирование экологической культуры у дошкольников через проектную деятельность»...

"Формирование представлений о малой Родине у дошкольников через проектную деятельность"

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит к ...

План по самообразованию "Воспитание экологической культуры дошкольников через проектную деятельность"

Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Главная цель экологического воспитания – воспитание гуманной социальной активности, творческой личности.Пр...

Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность "Юные экологи-краеведы"

Актуальность. В современных условиях актуальность экологического воспитания диктуется происходящими вокруг нас глобальными экологическими изменениями. Именно в период дошкольного детства происходит ст...