Главные вкладки

    Опыт работы« Формирование экологической культуры дошкольников через опытно- экспериментальную деятельность»
    материал (подготовительная группа) на тему

    Сафаргалиева Нурия Махмудовна

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное образование городской округ «Охинский»

    МБДОУ детский сад №5 «Звездочка»

     Опыт работы

    Тема: «Формирование экологической культуры дошкольников через опытно- экспериментальную деятельность »

    Автор: Сафаргалиева Нирия Махмудовна

       Воспитатель  МБДОУ  № 5 «Звездочка»

    Оха 2017г.

    Содержание

    Введение        3

    Глава 1. Теоретические основы экологического образования детей дошкольного возраста        6

     . Значение элементарной исследовательской деятельности в экологическом образовании дошкольников        6

      Особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста        8

     Технология организации элементарной исследовательской деятельности        11

      Содержание центров элементарной исследовательской деятельности        15

    Глава 2. Описание опыта практической работы по ознакомлению детей старшей группы с явлениями неживой природы через организацию элементарной исследовательской деятельности        18

      Краткая характеристика группы. Итоги констатирующего этапа        18

      Описание системы работы по организации элементарной исследовательской      деятельности в процессе ознакомления с явлениями неживой природы старших дошкольников. Итоги формирующего этапа        23

     Итоги контрольного этапа        27

    Заключение        29

    Список литературы        31

    Приложение        33


    Введение

    Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка.

    ФГОС ДО предусматривает обновление содержания экологического образования посредством смещения акцентов в сферу формирования экокультурных ценностей, социального и нравственно-ценностного опыта взаимодействия детей с природой. На основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится субъектом образования  

    Экологическая культура – это становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии; к людям, охраняющим ее и созидающим на основе природы; материальным и духовным ценностям; к себе, как части природы; понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды [21,27]. Реализация данного подхода должны осуществляться уже на первых этапах системы экологического образования - в дошкольном детстве.

    Н.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, О.Л. Князева и другие теоретически доказали, что дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника, так как именно в этот возрастной период закладывается фундамент конкретных представлений о природе, ребенок получает эмоциональные впечатления о ней, накапливает представления о разных формах жизни. Очень важно, чтобы дети получали достоверные знания и представления, приобретали навыки ответственного, доброжелательного, бережного отношения к природе уже с дошкольного возраста [1,48].

    С введением федерального государственного образовательного стандарта в систему дошкольного образования меняются требования и к самому воспитателю, к методам обучения и воспитания дошкольников.

    Наиболее благоприятным для выстраивания взаимодействия ребенка с природной средой в педагогических и психологических исследованиях признается старший дошкольный возраст, который характеризуется исследовательской позицией ребенка, его любознательностью, активным эмоциональным откликом, отзывчивостью по отношению к окружающему миру. Эта точка зрения достаточно обоснована в педагогической науке. Данной проблемой занимались: (Н.Ф. Виноградова, Н.С.Дежникова, С.Д.Маневцова, С.Н.Николаева, Т.А.Серебрякова, Е.В.Гончарова, И.Т.Суравегина и другие) [2, 212].

    Одним из видов детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является элементарная исследовательская деятельность. Исходя из того, что мышление старшего дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью, педагогам необходимо строить процесс обучения таким образом, чтобы основные сведения дети усваивали не вербальным, а наглядным методом. Этот метод дает возможность ребенку самостоятельно обнаруживать законы природы.

    В основе элементарной исследовательской деятельности лежит экспериментирование. Экспериментирование – это основанное на практике чувственно-эмпирическое познание объективной действительности  

    Элементарная исследовательская деятельность включает в себя активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов, то есть является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников и наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы.

    Элементарная исследовательская деятельность относится к области детской самодеятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно-ориентирована на каждого ребенка.

    Дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым открывая новый способ действия. Особое значение экспериментальной деятельности заключается в том, что в ее процессе дети приобретают социальную практику за пределами учреждения, адаптируются к современным условиям жизни.

    Объект: образовательная область «Познавательное развитие».

    Предмет: элементарная исследовательская деятельность.

    Цель: обосновать необходимость элементарной исследовательской деятельности в процессе ознакомления детей со свойствами воздуха.

    Задачи:

    1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме с целью ее теоретического

    обоснования.

    1. Выявить уровни сформированности знаний о воздухе и навыках элементарной

    исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

    1.  Разработать тематический период «Воздух-невидимка» по организации

    элементарной исследовательской деятельности и апробировать в практической работе.

    1. Разработать методические материалы.

    Гипотеза: мы предполагаем, что владение детьми навыками элементарной исследовательской деятельности (умение выдвигать познавательные задачи, отбирать способы проверки гипотезы, формулировать выводы) будет способствовать расширению знаний о явлениях неживой природы (воздух).

    Практическая значимость работы заключается в разработке методического материала, включающего в себя различные формы работы и виды деятельности, которые могут быть использованы педагогами и студентами-практикантами. 


     

     Значение элементарной исследовательской деятельности в экологическом образовании дошкольников

    Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

    Все исследователи элементарной исследовательской деятельности выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Ученые выделяют деятельность экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста: «Детская элементарная исследовательская деятельность претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка» [7, 3].

    Элементарная исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской деятельности: игровую, наблюдение, прогулку, непосредственно-образовательную деятельность. Ребенок дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности. Элементарная исследовательская деятельность помогает развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

    Значение элементарной исследовательской деятельности заключается в том, что:

    • в них проявляется сознательная деятельность детей, направленная на лучшее познание природы, выявление зависимостей и связей между предметами и явлениями, между деятельностью людей и состоянием природы;
    • оказывают положительное влияние на развитие логического мышления дошкольников, т.к. им необходимо обнаружить и объяснить причину изменения объекта. Дети учатся анализировать имеющиеся данные, высказывать суждения, выбирать способ решения задачи;
    • у детей развиваются наблюдательность, пытливость, познавательные интересы;
    • кроме того, элементарная исследовательская деятельность способствует развитию речи, т.к. детям надо довольно четко и понятно для окружающих формулировать свои вопросы, суждения, выводы;
    • в элементарной исследовательской деятельности ребенок получает знания не как готовый факт, а как результат, приобретенный в процессе деятельности.

    Необходимо помнить, что исследовательская деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей, обеспечивает процесс получения детьми не только новых знаний, новой информации о мире природы, но и новых способов познания.

    Вопросы о сущности, структуре, значении элементарной исследовательской деятельности как метода ознакомления дошкольников с миром природы и в целом как метода обучения были поставлены в истории русской педагогики еще в конце 19 столетия такими известными классиками русской педагогики, как П.Ф. Каптерев и А.Л. Герд. В современной дошкольной педагогике использование элементарной исследовательской деятельности в детском саду рассматривается как введение элементов развивающего обучения в работу с дошкольниками.

    Существует несколько подходов к определению понятия – элементарной исследовательской деятельности. Психологи отмечают, что это основанное на практике чувственно-эмпирическое познание объективной действительности.

    По определению педагогов – элементарная исследовательская деятельность – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях.

    Использование элементарной исследовательской деятельности в системе экологической работы с детьми имеет огромное значение. Во-первых, элементарная исследовательская деятельность дошкольников является важнейшим средством удовлетворения естественной детской любознательности, пытливости, потребности «докопаться» до сути причин природных явлений. Во-вторых, как было указано выше, элементарную исследовательскую деятельность рассматривают как элементы развивающего обучения, применяемые в работе с дошкольниками, поскольку деятельность предполагает активное познание ребенком окружающей действительности, тех закономерностей, которые ей присущи. В-третьих, в процессе проведения опытов, раскрывая для себя причины тех или иных явлений в природе, дети подводятся к суждениям, умозаключениям, что способствует развитию их мыслительных процессов и операций.

    Таким образом, элементарная исследовательская деятельность является средством реализации требований ФГОС, который предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

      Особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста

    Познавательный интерес – интегральное образование личности. Он как общий феномен интереса имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях. Интерес формируется и развивается в деятельности, и влияние на него оказывают не отдельные компоненты деятельности, а вся ее объективно-субъективная сущность (характер, процесс, результат). Интерес – это «сплав» многих психических процессов, образующих особый тонус деятельности, особые состояния личности [6, 45].

    Познавательный интерес, будучи, включенным в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжен с формированием многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания.

    Именно на этой основе – познания предметного мира и отношения к нему, научным истинам – формируется миропонимание, мировоззрение, мироощущение, активному, пристрастному характеру, которому способствует познавательный интерес. Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них [1, 34].

    В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие – это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность. Поэтому преобладающими становятся вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Как?». Результатом познавательной деятельности независимо от того, в какой форме познания она осуществилась, являются знания. Дети в этом возрасте уже способны систематизировать и группировать объекты живой и неживой природы, как по внешним признакам, так и по признакам среды обитания. Дети постепенно начинают понимать, что состояние, развитие и изменения в живой и неживой природе во многом зависят от отношения к ним человека.

    Элементарная исследовательская деятельность – это особый способ духовно-практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.

    Элементарная исследовательская деятельность – это «научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в научно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий; вообще опыт, попытка осуществить что-либо» [10, 78]. Важнейшая особенность эксперимента состоит в том, что в процессе его осуществлении ребенок приобретает возможность управлять тем или иным явлением: вызывать или прекращать его; изменять это явление в том или ном направлении. Поэтому принцип интегративного подхода в образовательной и воспитательной работе с детьми присутствует во всей экспериментальной деятельности.

    Введению термина «экспериментирования» наука обязана Ж.Пиаже: он проанализировал значение этой деятельности для детей и подростков, доказал, что достоинство элементарной исследовательской деятельности заключается в том, что оно дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами [7, 15].

    Элементарная исследовательская деятельность положительно влияет на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе исследовательской деятельности идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения, поэтому в ФГОС определяют целевые ориентиры дошкольного образования социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений в раннем возрасте и на этапе завершения дошкольного образования.

    Итоговый результат представляет собой совокупность интегративных качеств, или «социальный» портрет ребенка 7 лет, освоившего основную образовательную программу дошкольного образования:

    • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
    • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
    • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
    • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
    • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
    • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
    • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

    Таким образом, элементарная исследовательская деятельность формирует активное познание ребенком окружающей действительности и закономерностей, которые ей присущи. В процессе проведения опытов, раскрывая для себя причины тех или иных явлений в природе, дети подводятся к суждениям, умозаключениям, что положительно способствует развитию их психических процессов.

      Технология организации элементарной исследовательской деятельности

    Проанализировав программу Н.Е. Веракса «От рождения до школы», мы пришли к выводу, что реализация образовательной области «Познавательное развитие» позволяет развивать познавательный интерес детей, расширяет опыт ориентировки в окружающем, формирует первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Развивает восприятие, внимание, память, наблюдательность, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

    «Элементарная исследовательская деятельность, самостоятельно проводимая ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результатов, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя» [4, 186].

    Классификация элементарной исследовательской деятельности.

    Элементарную исследовательскую деятельность можно классифицировать по разным принципам:

    1. По характеру объектов:
    • опыты с объектами неживой природы;
    • опыты с растениями;
    • опыты с животными;
    • опыты, объектом которых является человек.
    1. По месту проведения:
    • в групповой комнате;
    • на участке;
    • в лесу, на поле и т.д.

    3.        По количеству детей:

    • индивидуальные (1–4 ребенка);
    • групповые (5–10 детей);
    • коллективные (вся группа).
    1. По причине проведения:
    • случайные;
    • запланированные;
    • поставленные в ответ на вопрос ребенка.
    1. По характеру включения в педагогический процесс:
    • эпизодические (проводимые от случая к случаю);
    • систематические.
    1. По продолжительности:
    • кратковременные (5–10 минут);
    • длительные.
    1. По месту в цикле:
    • первичные;
    • повторные;
    • заключительные и итоговые.
    1. По характеру мыслительных операций:
    • констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);
    • сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);
    • обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

    9.        По способу применения в групповой комнате:

    • демонстрационные (при которых в группе имеется всего один объект, находящийся в руках педагога). Воспитатель сам проводит опыт (демонстрирует его), а дети следят за ходом и результатами;
    • фронтальные (у детей на столах имеется раздаточный материал для экспериментирования).

    Детская элементарная исследовательская деятельность имеет свои особенности, отличающие его от элементарной исследовательской деятельности школьников и, тем более, от научно-исследовательской работы взрослых. Главным отличием можно назвать генетическое родство детского экспериментирования с игрой, а также с манипулированием предметами, служащими у детей наиважнейшими способами познания мира. Рассмотрим его некоторые особенности.

    1. Детская элементарная исследовательская деятельность свободна от обязательности. Нельзя заставить ребенка проводить исследовательскую деятельность. Во время любой исследовательской деятельности у ребенка должно сохраняться ощущение внутренней свободы.
    2. Как и при игре, не следует жестко регламентировать продолжительность. Если ребенок работает с увлечением, не стоит прерывать его деятельность только потому, что истекло время, отведенное на эксперимент по плану. В то же время, если интерес к эксперименту не возник или быстро пропал, его можно прекратить ранее запланированного срока.
    1. В процессе элементарной исследовательской деятельности не следует жестко придерживаться заранее намеченного плана. Можно разрешать детям варьировать условия исследовательской деятельности по своему усмотрению, если это не уводит слишком далеко от цели ООД и не наносит вреда живым организмам. Следует радоваться открытиям своих воспитанников, одобрять их попытки мыслить самостоятельно, создавать в группе творческую атмосферу.
    2. Дети не могут работать, не разговаривая. Многие психологи, начиная с Ж.Пиаже, показали следующую закономерность: в тот период, когда в процессе становления психики ребенка наглядно-образное мышление начинает заменяться словесно-логическим и когда начинает формироваться внутренняя речь, дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух. Эта стадия приходится как раз на старший дошкольный возраст. По этой причине дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения. Они мыслят именно в такой форме.

    Кроме того, потребность поделиться своими открытиями, выяснить, нет ли у других чего-либо нового и интересного, является естественной потребностью любого творчески работающего человека, независимо от его возраста.

    Из сказанного вытекает вывод: при организации элементарной исследовательской деятельности в ДОУ необходимо специально создавать условия, способствующие общению детей друг с другом, их раскрепощению.

    1. При проведении элементарной исследовательской деятельности нужно учитывать индивидуальные различия, имеющиеся между детьми. Так, у одних склонность к исследовательской деятельности выражена очень сильно, у других почти отсутствует. Имеет смысл позволять интересующимся проводить исследовательскую деятельность чаще, поскольку лишение детей, обладающих «исследовательской жилкой», возможности постоянно встречаться с новым оказывает на них неблагоприятное влияние. Детей без особых склонностей к исследовательской работе можно привлечь к зарисовке происходящих изменений с объектами в дневниках наблюдений или другой работе.
    2. Не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов элементарной исследовательской деятельности, несмотря на огромную пользу фиксации результатов. Необходимость регистрировать увиденное является дополнительной нагрузкой для ребенка. Кроме того, не все дошкольники способны осознать смысл этой процедуры. Большинство из них еще не созрели для восприятия значения условных знаков. В руках умелого педагога данная форма работы доставит детям большую радость, но при насильственном использовании ничего, кроме вреда, не принесет.
    3. Следующий важный момент, который необходимо учитывать, – это право ребенка на ошибку. Невозможно требовать, чтобы ребенок всегда совершал только правильные действия. Дошкольники, даже старшие, только начинают осваивать вербальный способ познания, поэтому зачастую указания и объяснения взрослых они не воспринимают.

    Фундаментально вопрос об использовании элементарной исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста изучался Л.М. Маневцовой [2, 215]. Автором выделены 4 этапа в становлении элементарной исследовательской деятельности у дошкольников, обозначены задачи каждого из них, что приводит к формированию способности самостоятельно формулировать поисковые задачи, искать пути решения.

    1. Вводный этап. Основными на данном этапе являются следующие задачи: накопление детьми конкретных представлений о мире природы, а также формирование элементарной деятельности наблюдения.
    2. На данном этапе решаются следующие задачи: детей учат принимать познавательную задачу, сформулированную воспитателем; выдвигать предположения о путях решения данной познавательной задачи; анализировать факты и явления окружающей действительности, выделяя их существенные стороны. На данном этапе детей учат устанавливать элементарные связи и отношения – однозначного характера, где следствие сразу вытекает из причины (например, на асфальте лужи, потому что прошел дождь).
    3. На данном этапе детей учат устанавливать уже более сложные связи и зависимости, а также формируют у детей понимание того, что одна и та же причина может быть в основе целого ряда изменений в мире природы (например, сезонные изменения).
    4. Анализ полученных результатов и формулировка выводов.

    Познавательные задачи ставятся перед детьми воспитателем или могут возникать у самих детей. Важным условием при этом является использование педагогом в природоведческой работе с детьми различных проблемно-поисковых ситуаций. Познавательная задача должна быть направлена на установление связей между фактами и всегда содержит вопрос, который уже содержит небольшое количество информации, уже известной детям. Опираясь на эти знания, дети и разрешают познавательную задачу, самостоятельно «добывая» недостающую информацию, а также осваивая новые способы познавательной деятельности.

    Познавательные задачи должны предъявляться детям в определенной последовательности: сначала – простые, содержащие элементарные, однозначные связи и зависимости; затем – более сложные, содержащие цепочки связей. Например, почему растаял снег, почему на асфальте появились лужи, может ли растение жить без света и влаги, почему кактус поливают редко, а бальзамин часто и пр.

    В процессе решения познавательных задач дети переходят от установления внешних причин явлений к внутренним. Постепенно дети учатся устанавливать не только единичные, но и общие для ряда явлений связи и закономерности.

    Таким образом, элементарная исследовательская деятельность предполагает опору на жизненный опыт ребенка, развитие эмоций, сопереживания, развитие воображения, находчивости, сообразительности, любознательности, вариативного мышления, воли, коммуникабельности. Реализуется потребность в самовыражении и самоутверждении. Для этого необходимо создавать и специальные условия, способствующие общению детей друг с другом, их раскрепощению.

      Содержание центров элементарной исследовательской деятельности

    Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:

    • о природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день – ночь, месяц, сезон, год);
    •  об агрегатных состояниях воды (вода – основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т.п.);
    •  о мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений – цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений).

    Для организации и проведения элементарной исследовательской деятельности должна быть создана развивающая среда, в которую входит уголок природы, который разделяется на центры.

    Задачи центра: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.

    Центр «Воздух»: веревочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, вертушки, воздушный змей, ленточки, флажки, парашют.

    Центр «Науки и природы»: дидактические игры по экологии, фонарик, перышки, деревянные ложки, зеркала, дощечки, природные материалы (желуди, шишки, семена растений, скорлупа, сучки, спилы дерева, косточки плодов, крупа), пробки, коробочки со звуком (наполненные пуговицами, пшеном, ватой, бумагой), оборудование для ухода за растениями и животными, модели, календари природы и погоды, вата, магниты, мелкие реагирующие на магнит предметы, песочные часы, магнитная доска, микроскоп, пульверизатор, скрепки.

    Центр «Песок – вода»: емкости разного размера, мерные кружки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, трубочки, воронки, лодочки, лопатки, совочки, ведерки, пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности, шарики из разного материала, банки, бутылки.

    Также на базе ДОУ должна быть создана мини-лаборатория, предназначенная для организации детской исследовательской деятельности в природе.

    Мини-лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребенка.

    Мини-лаборатория – это специально оборудованное помещение детского сада для самостоятельной деятельности детей, направленная на выявление свойств и качеств объектов природы, связей и зависимостей в природной среде через опытно-экспериментальную и поисковую деятельность.

    Цель: формирование экологической культуры, основ экологического мировоззрения, умения пользоваться экологическими знаниями в практической деятельности, мотивации экологически грамотного поведения, бережного отношения и любви к природе; развитие, поддержка познавательного интереса детей и использование его в целях экологического образования.

    Таким образом, отправной точкой для самостоятельной деятельности детей в мини-лаборатории и центрах являются сведения, полученные ими в непосредственной образовательной деятельности. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре есть два начала: учебно-познавательное и игровое. В результате закрепленных в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными


     

      Краткая характеристика группы. Итоги констатирующего этапа

    В целях проверки гипотезы была проведена исследовательская работа в подготовительной группе детского сада «Звездочка» г. Оха, при участии воспитателей Юлии Валерьевны  Г. и Елены Николаевны З. В исследовании приняли участие 20 детей, из них 10 мальчиков и 10 девочек.

    Практическая работа проводилась в три этапа:

    • констатирующий;
    • формирующий;
    • контрольный.

    План проведения констатирующего этапа прилагается (Приложение 1).

    На констатирующем этапе поставлены следующие задачи:

    1. Подобрать диагностический материал для определения сформированности знаний детей о воздухе, навыках элементарной исследовательской деятельности.
    2. Выявить уровень знаний детей о свойствах воздуха, определить навыки элементарной исследовательской деятельности.

    Поставленные задачи решались следующими методами:

    1. Диагностика «Определение характерных особенностей воздуха, структура элементарной исследовательской деятельности».
    2. Анализ развивающей среды.
    3. Беседа с воспитателем.

    Первым методом исследования была диагностика «Определение характерных особенностей воздуха, структура экспериментальной деятельности».

    Цель. Определить уровень знаний детей о характерных особенностях воздуха и навыках экспериментальной исследовательской деятельности.

    Задания выполнялись детьми в разные режимные моменты. Полученные результаты на констатирующем этапе, представлены в таблице (Приложение 2).

    Диагностика состояла из заданий, позволяющих отследить знания по следующим параметрам:

    1. Значение воздуха в жизни человека.
    2. Свойства воздуха.
    3. Название предметов, внутри которых есть воздух.
    4. Знание детьми, что такое ветер.
    5. Умение выдвигать познавательные задачи.
    6. Отбор способов проверки гипотезы.
    7. Формулировка выводов.

    В процессе опыта-наблюдения «Что в пакете?» учили детей обнаруживать воздух в окружающем пространстве.

    Цель: сформированность навыков элементарной исследовательской деятельности, знания о свойствах воздуха.

    Оборудование: полиэтиленовые пакеты по количеству детей.

    Ход. Дети рассматривают пустые полиэтиленовые пакеты. Воспитатель спрашивает, что находится в пакете. Отвернувшись от детей, воспитатель набирает в один из пакетов воздух и закручивает открытый конец так, чтобы пакет стал упругим. Затем показывает наполненный воздухом закрытый пакет и вновь спрашивает, что в пакете. Открывает пакет и показывает, что ничего в нем нет. Взрослый обращает внимание на то, что, когда открывали пакет, тот перестал быть упругим, и объясняет, что в нем был воздух. Спрашивает, почему кажется, что пакет пустой (воздух прозрачный, невидимый, легкий).

    Вывод. Везде вокруг нас находится воздух. Он прозрачный, невидимый, легкий.

    Были разработаны уровни сформированности знаний о свойствах воздуха и структуре элементарной исследовательской деятельности.

    Высокий уровень (18 – 21 балла):

    1. Объясняет значение воздуха в жизни человека.
    2. Самостоятельно называет свойства воздуха.
    3. Без труда называет предметы, внутри которых есть воздух.
    4. Объясняет понятие ветер.
    5. Знает структуру элементарной исследовательской деятельности и ее компоненты: 

    а) принятие или выдвижение детьми познавательной задачи;

    б) ее анализ и выдвижение предположений о возможном течении явлений и его

     причинах;

    в) отбор способов проверки;

    г) проверка предположений;

    д) формулировка выводов.

    Средний уровень (13 – 17 балла):

    1. Без помощи взрослого рассказывает о необходимости воздуха в жизни человека.
    2. Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при определении свойств воздуха.
    3. С помощью взрослого называет предметы, внутри которых есть воздух.
    4. Допускает незначительные ошибки при определении понятия ветер.
    5. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но ответы слишком краткие.
    6. Интерес к деятельности неустойчив.

    Низкий уровень (0 – 12 баллов):

    1. Ребенок затрудняется в определении свойств воздуха, либо индифферентен к заданию.
    2. На вопросы отвечает односложно, с ошибками.
    3. Затрудняется в установлении причинно-следственных связей.
    4. В процессе практической деятельности постоянно обращается за помощью к взрослому.

    В результате диагностики мы получили следующие результаты исследования: в группе с высоким уровнем – 4 человека (20%). Это: Всеволод Р., Маша Е., Настя С., Саша М.; со средним уровнем – 12 человек (60%): Ангелина Б., Егор З., Дима М., Даниил Е., Настя В., Кира У., Ксения Б.. Милена Б., Дима П., София Л., Мирослава С., Саша С.; с низким уровнем – 4 человека (20%): Андрей К., Даниил Д., Роман Г., Никита К.

    На основе полученных данных была построена диаграмма, которая позволила наглядно увидеть уровень сформированности знаний о характерных особенностях воздуха и навыков элементарной исследовательской деятельности (Приложение 3).

    Анализ полученных результатов показал, что почти все дети знают значение воздуха в жизни человека, без воздуха все живое на Земле погибнет.

    Затруднения у Андрея К, Ксении Б., Милены Б., Саши С., Софии Л., Егора З., Димы П. вызвали знания о свойствах и признаках воздуха.

    Определенные трудности у 30% детей (Кира У., Настя В., Даниил Е., Мирослава С., Дима П., Ксения Б.) вызвали знания о ветре.

    По параметрам «Умение выдвигать познавательные задачи» и «Отбор способов проверки гипотезы» дети данной группы набрали всего 84 балла. Самостоятельно справились с данными заданиями только Саша М., Настя С, Всеволод Р., Маша Е.

    У 20% детей (Андрей К., Даниил Д., Роман Г., Никита К.) они показали низкий уровень по всем параметрам диагностики, неустойчивый познавательный интерес, дети мало активны в проведении элементарной исследовательской деятельности. В процессе наблюдения диагностики по параметрам «Умение выдвигать познавательные задачи», «Отбор способов проверки гипотезы», «Формулировка выводов» показал, что у этих детей не сформировано данное умение.

    Следующим методом исследования был анализ развивающей среды.

    Цель: Выявить созданы ли условия для использования элементарной исследовательской деятельности в процессе ознакомления со свойствами воздуха.

    Анализ развивающей среды показал, что в старшей группе отведено место для уголка элементарной исследовательской деятельности, в котором находятся:

    Центр «Песок – вода»: емкости разного размера, мерные кружки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, трубочки, воронки, лодочки, лопатки, совочки, ведерки, пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности, шарики из разного материала, банки, бутылки.

    Центр «Воздух»: веревочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, ленточки, флажки, парашют.

    Центр «Науки и природы»: дидактические игры по экологии, фонарик, перышки, деревянные ложки, зеркала, дощечки, природные материалы (желуди, шишки, семена растений, скорлупа, сучки, спилы дерева, косточки плодов, крупа), пробки.

    Третьим методом исследования была беседа с воспитателем Юлией Валерьевной Г.

    Цель: используется ли в группе элементарная исследовательская деятельность в процессе ознакомления дошкольников с природой?

    Воспитателю были заданы вопросы:

    1. Проявляют ли дети интерес к знаниям об объектах неживой природы (земля, вода, воздух и другие)?
    2. Как формируются у детей способности к элементарной исследовательской деятельности?
    3. Какая элементарная исследовательская деятельность используется для формирования знаний о свойствах воздуха?
    4. Формируются ли у детей знания о свойствах воздуха в процессе элементарной исследовательской деятельности?
    5. Какие познавательные задачи решаются при использовании элементарной исследовательской деятельности в работе с детьми?

    В результате беседы мы выяснили, что дети знакомятся со свойствами воздуха согласно программе «От рождения до школы». Данная работа проводится как в ООД, так и в повседневной жизни. Воспитатель отмечает, что в группе есть дети 20% (Андрей К., Даниил Д., Роман Г., Никита К.) у которых не сформированы четкие представления об объектах неживой природы, особенно воздуха, поэтому эти дети требуют к себе особого внимания. Никита К. и Даниил Д. часто болеют, поэтому малоактивны на организованной образовательной деятельности. Родители Андрея и Романа считают, что всему должен учить детский сад, поэтому дома детям практически не читают и не занимаются.

    Юлия Валерьевна отмечает, что в своей работе больше проводит опыты с водой, песком. Опыты с воздухом не проводит, так как у детей и так есть данные знания.

    Таким образом, анализ диагностического обследования показал, что в первую группу вошло 4 ребенка (высокий уровень), что составляет – 20%. У данных детей знания о свойствах воздуха носят устойчивый характер. Познавательное отношение у дошкольников к экспериментальной деятельности устойчивое. Они проявляют инициативу и творчество в решении проблемных задач; видят проблему; активно высказывают предположения. В диалоге со взрослым поясняют ход элементарной исследовательской деятельности. Доводят дело до конца. Формулируют в речи, достигнут или нет результат. Делают выводы.

    Ко второй группе относятся 12 детей (средний уровень) – это 60%. В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес к экспериментальной деятельности. Видит проблему иногда с небольшой подсказкой взрослого, высказывает предложения с небольшой помощью других (сверстников или взрослого). Принимает активное участие при планировании экспериментальной деятельности совместно с взрослым. Готовит материал для экспериментирования, исходя из качеств и свойств. Может формулировать выводы по наводящим вопросам.

    И в третьей группе 4 ребенка (низкий уровень) – это 20%. Данные дети редко проявляют познавательный интерес к экспериментальной деятельности. Могут увидеть проблему только с подсказки взрослого. Принимают участие в планировании элементарной исследовательской деятельности с подачи взрослого. С помощью взрослого готовят материал для эксперимента. Не всегда способны сформулировать вывод, им необходима подсказка взрослого или пример сверстников.

    По результатам диагностики обобщённых знаний по параметрам исследования «Определение характерных особенностей воздуха, структура элементарной исследовательской деятельности» была построена диаграмма (приложение 5).

      Описание системы работы по организации элементарной исследовательской деятельности в процессе ознакомления с явлениями неживой природы старших дошкольников. Итоги формирующего этапа

    Формирующий этап проходил с 20.03.2017 г. по 14.04.2017 г. На данном этапе исследования была поставлена следующая задача:

    Апробировать в практике работы отдельные мероприятия из тематического периода «Воздух-невидимка».

    На основе полученных в ходе диагностики результатов нами был разработан тематический период «Воздух-невидимка» (Приложение 4). В качестве основного метода работы была использована элементарная исследовательская деятельность.

    Цель: разработать систему работы по организации элементарной исследовательской деятельности старших дошкольников в изучении неживой природы (воздуха).

    Задачи:

    1. Помочь детям освоить структуру элементарной исследовательской деятельности, накапливать опыт и знания, развивать интерес к познавательной и учебной деятельности при изучении воздуха.

    2. Формировать умение выдвигать познавательные задачи, отбирать способы проверки гипотезы, формулировать выводы.

    2. Воспитывать интерес к познанию нового, самостоятельность.

    3. Подобрать соответствующий дидактический материал по теме «Воздух».

    Мероприятия из тематического периода «Воздух-невидимка» по проведению элементарной исследовательской деятельности проводились в период с 20.03.2017 г. по 14.04.2017 года.

    Уголок элементарной исследовательской деятельности, пополняется новыми материалами (вертушками, воздушным змеем, коктейльными соломинками), что способствует поддержанию интереса детей, позволяет вновь воспроизвести опыт, утвердиться в своих представлениях, практически освоить свойства и качества различных материалов. Перед началом проведения элементарной исследовательской деятельности обязательно проводится инструктаж по технике безопасности.

    Перед началом работы провели беседу с детьми о предстоящей деятельности. Перед детьми поставили вопросы: что мы знаем о воздухе? что хотим узнать?, у кого можно спросить?

    20.03.2017 г. Проведена ООД «Значение воздуха в жизни человека».

    Цель: показать значение воздуха в жизни живых существ. Закрепить знания о воздухе, как его использует человек. Воспитывать бережное отношение к чистому воздуху.

    Перед детьми были поставлены проблемные вопросы: «Что произойдет с живыми существами и человеком, если воздуха не станет?». Настя, Всеволод и Саша, рассуждая над этим вопросом стали выдвигать свою гипотезу, что может произойти если человек не будет дышать. Воспитатель провел на себе опыт: зажал нос и какое-то время не дышал, дети досчитали до десяти, после этого воспитатель выдохнул и сказал, что больше не дышать не может. Детьми был сделан вывод что без воздуха человек жить не может, он погибнет.

    В ходе ООД был организован поиск «Кому нужен воздух». Детям были предложены картинки с изображением животных, растений, человека, объекты неживой природы (камешки, песок). Совместно с воспитателем были отобраны картинки с изображением живых существ (животные и растения) и человека. Милена, Настя и Ангелина стали рассуждать кто может дышать на предложенных картинках, и кто не может. Дети работали с моделями, выдвигали гипотезу, отбирали способы проверки. По схемам предлагалось определить значение воздуха в жизни живых существ и человека. Детьми был сделан вывод что дышит человек, животные и растения.

    Вывод: Воздух нужен всем живым существам и человеку. Без воздуха все живое погибнет.

    В центре развития дети самостоятельно организовали д/игру «Живое, неживое».

    28.03.2017г. проведена ООД «Воздух вокруг нас, какой он?»

    Цель: обратить внимание детей на значение воздуха в нашей жизни. Изучить свойства и признаки воздуха.

    Опыт «Воздух-невидим». Перед детьми был поставлен проблемный вопрос: «Есть ли воздух внутри каждого из вас?». Ангелина Б., Настя В., стали делать отбор проверки гипотезы, как можно проверить есть ли воздух внутри нас, или нет. Было предложено провести опыт. Взяли стакан с водой и опустили в него трубочку. Затем вдохнули носом и подули в трубочку. Дети увидели пузырьки воздуха. Детям был задан вопрос, откуда взялся воздух? Дима П., сказал, это мы дули в трубочку воздух. Милена Б, и Мирослава С., сделали вывод что внутри нас есть воздух. Воздух содержит много веществ, полезных для сердца, головного мозга и других органов человека.

    Вывод: внутри каждого из нас есть воздух.  

    В центре развития детьми из бумаги был изготовлен веер и проведен опыт «Ветерок».

    В вечернее время для родителей была предложена картотека опытов «Воздух» и дома родителям было предложено вместе с детьми изготовить из бумаги и бросового материала «Вертушку».

    04.04.2017 г. ООД «Волшебное превращение».

    Цель: доказать, что невидимый воздух может перемещаться.

    Проведение опыта «Ветер – это движение воздуха». Перед детьми был поставлен проблемный вопрос: «Может ли воздух двигаться?». Всеволод Р., и Саша М., стали выдвигать гипотезу что воздух сам по себе двигаться не может, надо что-то делать для этого. Было предложено взять веера и помахать на себя. Детям был задан вопрос: «Что они почувствовали?». Егор З., и Кира У., ответили, что они почувствовали ветер. Настя С., и Маша Е., сделали вывод что воздух может двигаться.

    Вывод: Воздух может перемещаться.

    Для закрепления знаний детей о движении воздуха на прогулке были проведены опыты «Вертушка», «Кораблик»

    Опыт «Вертушка».

    Цель: доказать, что вертушка приходит в движение только при наличии ветра.

    Детям были заданы проблемные вопросы: «Будет ли вертушка крутиться, если они стоят на месте?», «Отчего вертушка может прийти в движение?». Дима П. и Андрей К. сказали, что, когда они стоят, вертушка почему-то не крутиться. Даниил Е., стал делать отбор проверки гипотезы, и предложил с вертушкой в руках пробежать и понаблюдать за ней. Когда дети пробежали с вертушкой в руках, и увидели, что она стала крутиться. Мирослава С., и Саша М., сделали вывод, что вертушка приходит в движение, когда есть ветер.  

    Вывод. Вертушка крутиться только при наличии ветра.

    Опыт «Плывет кораблик».

    Цель: помочь детям обнаружить воздух вокруг себя.

    Дети на прогулку вышли со своими корабликами (которые они сделали вместе с родителями). Была найдена большая лужа на участке и опустили кораблики на воду, и стали наблюдать поплывут они или нет. Никита К,. сказал, что кораблик не плывет, надо что-то для этого сделать. София Л., и Дима П., предложили на кораблики подуть и понаблюдать. Увидев, что кораблики стали плыть Ангелина Б., сделал вывод что без ветра кораблики, не плывут. Всеволод Р., и Настя В., выдвинули гипотезу, если на кораблики подуть сильней, что произойдет. Когда дети подули на свои кораблики сильней, они стали плыть быстрее Дима М.,. сделал вывод, что, когда на кораблик дуешь тихо – он плывет медленно, а когда сильно – он плывет быстрее. Детям был задан проблемный вопрос: «При помощи чего кораблик передвигался по воде?». Милена Б., Мирослава С. и Саша М., сделали вывод, что кораблики двигались при помощи воздуха, который получается при выдыхании.

    Вывод. При выдыхании воздуха получается ветерок.

    В свободной деятельности детьми была организована игра с мячом «Летает – не летает». Также проведён опыт «Волны».

    14.04.2017г. комплексное ООД «Мы фокусники».

    Просмотр презентации «Воздух – невидимка»».

    Цель: расширять знания детей об использовании воздуха человеком.

    После просмотра презентации дети стали делать выводы, что оказывается воздух нужен живым существам и человеку не только чтобы дышать, но еще воздух можно использовать в повседневной жизни.  

    Опыт «Воздушные шары».

    Цель. Воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает.

    Детям были предложены два воздушных шара: один упругий, а другой – мягкий. Дети играют с обоими шарами и выясняют, с каким удобнее играть и почему. Алина Б. делает вывод что воздушный шарик, который больше надут, с ним играть удобнее так как он легко отбивается, летает, плавно опускается. Дети обсуждают причину различия в свойствах: один упругий, потому что он сильно надут, а другой – мягкий, потому что надут слабо. Перед детьми был поставлен проблемный вопрос: «Что нужно сделать с мягким шариком, чтобы с ним тоже хорошо было играть?». Егор З., предлагает побольше надуть. Детям были заданы следующие вопросы: «Что находится внутри шарика?», «Откуда воздух берется?». Кира У., и Саша С., сделали вывод что внутри шарика находится воздух, его выдыхают.

    Вывод. Внутри человека есть воздух, который он вдыхает извне и постепенно выдыхает. Внутри надутого воздушного шарика тоже есть воздух, который туда попал при выдохе человека. Чем больше воздуха в шарике, тем он более упругий.

    Детям было предложено пройти в мини-лабораторию и провести опыты: «Воздух вокруг нас», «Воздух невидимый», «Ветер – это движение воздуха», «Вертушка», «Плывет кораблик».

    Подводя итог элементарной исследовательской деятельности, дети рисовали сюжеты о воздухе. Совместно с родителями была организована выставка рисунков по теме: «Кому нужен воздух».

    Цель: закрепить знания детей о значимости воздуха в жизни человека; воспитывать интерес к окружающей жизни.

    При изучении темы «Воздух» мы помогли детям сделать вывод о том, что даже такой привычный объект, как воздух, таит в себе много неизвестного. В ходе элементарной исследовательской деятельности дети научились определять его свойства: он прозрачный, легкий, незаметный, в нем легко бегать и ходить. Воздух есть везде: вокруг нас, в земле, в воде, в предметах. Воздух можно почувствовать, когда он движется – дует ветер. Чтобы дети лучше усвоили материал этой темы, была проведена беседа «Кому нужен воздух», «Как человек использует воздух», т. е. дети узнали, какое значение имеет воздух для человека и растений.

    На формирующем этапе велась не только работа с детьми, но и работа с родителями. Для родителей были оформлены: консультация «Элементарная исследовательская деятельность в дошкольном возрасте», папка-передвижка «Экспериментирование с воздухом», составлена картотека экспериментальной деятельности «Воздух».

      Итоги контрольного этапа

    Проведя систему запланированных мероприятий по формированию элементарной исследовательской деятельности в процессе ознакомления с явлениями неживой природы (воздух) старших дошкольников, мы провели повторное диагностирование знаний детей при помощи тех же методов, что и на констатирующем этапе.

    На контрольном этапе поставлены следующие задачи:

    1. Выявить изменения в уровне знаний детей о свойствах воздуха, определить навыки элементарной исследовательской деятельности.
    2. Разработать методический материал для родителей, студентов-практикантов и воспитателей дошкольного образования.

    Поставленные задачи решались теми же методами что и на констатирующим этапе.

    Результаты диагностики «Определение характерных особенностей воздуха, структура элементарной исследовательской деятельности» представлены в таблице (Приложение 6). На основе полученных данных была построена диаграмма (Приложение 7).

    Анализ полученных результатов показал, что дети знают значение воздуха в жизни человека, называют свойства и признаки воздуха.

    Определенные трудности у Андрея К., Никиты К., Данила Д., Романа Г., вызвали знания – что такое ветер и название предметов, внутри которых есть воздух.

    По параметрам наблюдения «Структура элементарной исследовательской деятельности» 8 детей (40%) данной группы показали хороший результат. Всеволод Р., Маша Е., Настя С., Саша М., Ангелина Б., Настя В., Милена Б., Мирослава С., умеют выдвигать познавательные задачи и делать отбор способов проверки гипотезы. Они самостоятельно сделали вывод о том, что везде вокруг нас находится воздух. Он прозрачный, невидимый, легкий.

    У 10% детей (Никита К., Роман Г.) которые показали низкий уровень по всем параметрам диагностики на констатирующем этапе, появился познавательный интерес, дети стали активны в проведении элементарной исследовательской деятельности.

    Андрей К., и Даниил Д. стали понимать о значении воздуха в жизни человека, называют свойства и признаки воздуха. Небольшие затруднения вызывают название предметов, внутри которых есть воздух и знание – что такое ветер. Также, в процессе наблюдения диагностики по параметрам «Умение выдвигать познавательные задачи», «Отбор способов проверки гипотезы», «Формулировка выводов» эти дети вышли по показателям диагностики на средний уровень.

    Таким образом, анализ диагностического обследования показал, что в первую группу вошло 8 детей (высокий уровень), что составляет – 40%. Ко второй группе относятся 10 детей (средний уровень) – это 50%. И в третьей группе 2 ребенка (низкий уровень) – это 10%.

    По результатам диагностики обобщённых знаний по параметрам исследования «Определение характерных особенностей воздуха, структура элементарной исследовательской деятельности» была построена диаграмма, которая позволила наглядно увидеть, как изменился уровень сформированности знаний о характерных особенностях воздуха и структуре элементарной исследовательской деятельности на контрольном этапе (приложение 8).


    Заключение

    Изучив психолого-педагогическую литературу и проведя исследовательскую работу по формированию у детей старшего дошкольного возраста элементарной исследовательской деятельности в процессе ознакомления с явлениями неживой природы (воздух), мы пришли к выводу, что необходимо формировать у детей представления об элементарной исследовательской деятельности в процессе ознакомления с явлениями неживой природы,  поскольку это позволяет устанавливать причинно-следственные связи, показывать скрытые характеристики объектов и явлений, давать наиболее полное представление об окружающем мире.

    В ходе опытно-исследовательской работы был апробирован тематический период по формированию представлений о элементарной исследовательской деятельности в процессе ознакомления с явлениями неживой природы у детей группы «Буратино» МБДОУ д/с №5 «Звездочка» – г. Охи.

    Были использованы следующие формы работы: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

    Виды деятельности: непосредственно образовательная деятельность, самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность детей с педагогом, работа с родителями.

    Методы: наблюдения, проведение элементарной исследовательской деятельности, беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихов, прослушивание музыкальных произведений, рассматривание иллюстраций, игра.

    Сравнив показатели констатирующего этапа с контрольным, мы пришли к выводу, что произошел значительный рост по всем показателям в данной группе (Приложение 9).

    Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что в ходе контрольного этапа состав участников заявленных групп изменился. Так двое детей перешли из группы низкого уровня в группу среднего уровня (Андрей К., и Даниил Д.), т.е. ее количественный состав уменьшился до 2-х детей; из группы среднего уровня в группу высокого уровня перешли четверо детей (Ангелина Б., Настя В., Милена Б, Мирослава С.) и ее количественный состав повысился на 4 ребенка, состав группы среднего уровня уменьшился на 2 ребенка (10 чел.). На всех уровнях развития детей старшей группы произошла положительная динамика.

    Полученные данные доказывают, что с помощью элементарной исследовательской деятельности, возможно повысить уровень знаний детей об объектах неживой природы. Наряду с заданиями необходимо проводить работу с педагогами и родителями, так как решение данной проблемы носит комплексный характер.

    Цель, поставленная нами в начале работы, была реализована. Мы обосновали необходимость использования элементарной исследовательской деятельности в процессе ознакомления детей старшей группы с явлениями неживой природы (воздух).

    Гипотеза, поставленная нами в работе о том, что владение детьми навыками элементарной исследовательской деятельности (умение выдвигать познавательные задачи, анализ и выдвижение предположений о возможном течении явлений и его причинах, отбирать способы проверки гипотезы, проверка предположений, формулировать выводы) будет способствовать расширению знаний о явлениях неживой природы (воздух) подтвердилась.


    Список литературы

    1. Вахрушева Л.Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2012. 230с.
    2. Веракса Н.Е, Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант). 3-е изд., испр. и доп. М.: Мозаика-Синтез, 2014. 368с.
    3. Гончарова Е.В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста. Нижневартовск: изд. Нижневартов. гуманитар. универ. 2008. 326с.
    4. Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещение, 2005. 80с.
    5. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2005. 192с.
    6. Дыбина О.В. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: ТЦ «Сфера», 2005. 180с.
    7. Кайе В. А. Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 5 - 8 лет. М.: ТЦ «Сфера», 2008. 230с.
    8. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. М.: Педагогическое общество России, 2003. 212с.
    9. Кувшинова Е.В. Наблюдения и эксперименты зимой. // Воспитатель ДОУ. 2010 № 2 с. 27 – 30.
    10. Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование СПб.: ООО «Издательство Детство-Пресс», 2011. 128с.
    11. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. Волгоград: Учитель, 2011. 334 с.
    12. Мартынова Е.А. Опыт – вот учитель жизни вечный. // Дошкольное воспитание. 2010. № 7 с. 26 – 28.
    13. Машкова С.В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе. изд. 2-е, испр. Волгоград: Учитель, 2012. 174 с.
    14. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. М.: Просвещение, 2005. 160с.
    15. Менщикова Л. Н. Экспериментальная деятельность детей 4 – 6 лет: из опыта работы. Волгоград: Учитель, 2009. 120с.
    16. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений.  изд. 2-е, испр. М.: Академия, 2005. 184с.
    17. Николаева С.Н. Формирование начал экологической культуры// Дошкольное воспитание. 2005. № 11. с. 43-50.
    18. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155.
    19. Прохорова Л.Н. Методические рекомендации: организация экспериментальной деятельности дошкольников. М.: АРКТИ, 2008. 213с.
    20. Саморукова П.Г. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. М.: Просвещение, 2007. 220 с.
    21. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. М.: Академия. 2011. 208 с.
    22. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. 230с.
    23. Николаева С. Экологическое воспитание в рамках ФГОС ДО// Дошкольное воспитание 2014 № 5 С.14-18.
    24. Ступикова Л. Исследовательский проект «Разноцветная планета» // Дошкольное воспитание 2014 № 8 С. 15-23.
    25. Туловьева А. Опыт работы «С душой к природе»// Дошкольное воспитание 2014 № 8 С. 28-30.
    26. Шичко Т.В. Система экологического образования ДОО Амурской области.// Воспитатель ДОУ 2014 № 9 С.16-18.

                                                                                                                                   

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование экологической культуры дошкольников через экспериментальную деятельность

    Знание основ экологии - это фундамент экологической культуры педагога. Только эрудированный, творчески думающий педагог поможет именно таким образом воспринять природу, передать это восприятие д...

    Формирование экологической культуры дошкольников через экспериментальную деятельность

    Знание основ экологии - это фундамент экологической культуры педагога. Только эрудированный, творчески думающий педагог поможет именно таким образом воспринять природу, передать это восприятие д...

    Тема: «Формирование экологической культуры у младших дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность в условиях ДОУ».

    В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, которые являются актуальными на сегодняшний день и свидетельствуют о необходимости выхода экологического воспитания на ...

    Выступление на районном методическом объединении. «Воспитание экологической культуры дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность»

    «Воспитание экологической культуры дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность»           Каждый дошкольник - маленький исследователь, с ...

    Опыт работы " Формирование экологической культуры дошкольников при ознакомлении с природой"

    Опыт работы " Формирование экологической культуры дошкольников при ознакомлении с природой"...

    Формирование экологической культуры дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность.

    Фотоотчёт участия в акции "Зелёная весна - 2017" при проведении мероприятия "Сохраним берёзку русскую!", направленное  на формирование  экологической культуры воспитанников средней группы ...

    "Формирование экологической культуры дошкольников через проектно- исследовательскую деятельность( выступление за круглым столом в МРИО)

    Метод проектов качественно влияет на повышение профессионального личностного потенциала, реализацию индивидуальных возможностей, творческого потенциала всех участников образовательного проце...