Инновационный опыт работы по физической культуре
учебно-методический материал (старшая группа)

Аверьянова Татьяна Петровна

Тема:  «Подвижная игра – как средство здоровьесбережения и всестороннего развития ребенка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx27.35 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационный опыт работы                                                                                инструктора по физической культуре

Тема:  «Подвижная игра – как средство здоровьесбережения и всестороннего развития ребенка».

 Актуальность:

 А.С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре». Дошкольное детство самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям и труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка, его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития.

   Развитие и совершенствование движений ребенка в период дошкольного детства осуществляются разными путями. С одной стороны, обогащению двигательного опыта малышей, приобретению новых навыков и умений способствуют их самостоятельная деятельность, игры, труд, с другой - специально организованные мероприятия по физической культуре, направленные на решение задач как оздоровительного, так и воспитательного характера.

Основной формой обучения детей движениям признаны занятия. В то же время весьма существенное место в системе физического воспитания дошкольников занимают подвижные игры, которые широко применяются во всех возрастных группах. Но сама по себе игра, которая не контролируется педагогом, не приносит ожидаемых результатов. Главная роль здесь отводится педагогу, который должен целенаправленно, используя научный подход, подбирать комплекс подвижных игр.

Одним из главных значений подвижной игры является физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, потому что игра - это единственный, не насильственный способ заинтересовать ребёнка в выполнении каких-либо действий. Во время формирования комплекса подвижных игр, необходимо подбирать игры таким образом, чтобы у ребёнка постоянно поддерживался интерес к занятиям физической культурой.

Подвижные игры ведут свое начало из глубины народной педагогики. Начиная с ранних лет, ребенок воспитывается на ярких игрушках, прибаутках, потешках, играх забавах, связанных с первоначальными движениями малыша. Бытовали народные игры с двигательным содержанием, включающие заманчивые для детей игровые зачины, песенки, считалки. Все это до сих пор представляет художественную прелесть, воспитательное значение и составляет ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

Поэтому, работа по оздоровлению и физическому воспитанию детей, я считаю, должна строиться на основе ведущей деятельности детей дошкольного возраста - игровой, а двигательно-игровая деятельность - это основа воспитания, оздоровления, развития и обучения детей дошкольного возраста. Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении подвижных игр, тесно связан с положительными эмоциями детей в любой игровой деятельности, благотворно влияющими на психику ребенка.

Цель моей работы:

- Укреплять здоровье детей с помощью подвижных игр, формировать

двигательные умения и навыки, развивать двигательные способности.

     Задачи:

- научить детей играть активно и самостоятельно

- формировать правильное отношение к подвижной игре

- способствовать проявлению смелости, решительности, уверенности с

индивидуальными особенностями

- способствовать в процессе игры двигательным действиям, развитию

эмоциональной сферы.

- формировать представление детей о здоровом образе жизни;

Основная идея опыта:

   Изучив тщательно методическую литературу, я пришла к выводу, что главная задача физического воспитания детей на моих занятиях по физической культуре – обеспечить всестороннюю физическую подготовленность каждого ребенка, помочь приобрести запас прочных умений и двигательных навыков, через игровую деятельность, необходимых человеку на протяжении всей его жизни для труда и активного отдыха. Обогащение двигательного опыта ребенка осуществляется последовательно  – от одного возрастного этапа к другому. При этом особое значение имеет своевременное усвоение тех видов двигательных умений и навыков, формирование которых обуславливается возрастными и индивидуальными особенностями развития. Всестороннее физическое развитие предполагает развитие физических качеств. Играя, двигаясь, ребенок становится более крепким, ловким, выносливым, уверенным в своих силах, возрастает его самостоятельность.

   Эмоциональный подъем создает у детей стремление к достижению общей для всех цели и выражается в ясном осознании задачи, в лучшей координации движений, более точной ориентировке в пространстве и игровых условиях. В ускоренном темпе выполнения задания.

    Через игру ребенок познает окружающую его действительность, свой внутренний мир. В игре ребенок воссоздает модель окружающей его среды. Обыгрывает различные ситуации, примеряя ту или иную роль. В процессе игры ребенок направляет свое внимание на достижение цели. А не способ выполнения движения. Он действует целеустремленно, приспосабливаясь к игровым условиям, проявляя ловкость и тем самым совершенствуя движения.

    Моя педагогическая идея состоит в том, чтобы организовать  двигательную активность детей в течении всего дня с помощью подвижных игр. С помощью подвижных игр я намерена решать образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи и создавать в процессе игры благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования их нравственных качеств, а также привычек и навыков здорового образа жизни.

Для реализации идеи требовалось выполнить следующие условия:

1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

2. Включение подвижных игр в режимные моменты дня, а также в проекты недели, месяца, итоговые мероприятия.

3.Организация досуговых мероприятий, праздников при участии родителей.

Теоретическая база опыта

      Правильно подобранные игры являются эффективным средством для формирования морально-волевых качеств детей, подготовить их к нагрузкам, в том числе и к нагрузкам общения в школе, к которым дошкольник еще не привык. Ведь в игре дети самостоятельно общаются со сверстниками, их объединяет одна цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. В игре ребенок становится членом коллектива, учится оценивать свои действия и поступки. Игра – это своеобразный, свойственный дошкольному и младшему школьному возрасту способ усвоения общественного опыта. Педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что игра – это огромное светлое окно, через которое в мир ребенка вливается поток представлений, понятий об окружающем мире.

    Игра прививает навыки эффективного общения, развивает чувство общности, внимательности, выражать свои мысли и строить диалоги, развивает речь. Ребенок учится выражать свои мысли, чувства, стремления, учится подчинять свою деятельность, мысли строгим правилам игры, учится быть целенаправленным.

Знакомя детей с подвижными играми, я решала следующие задачи:

- формировала необходимые навыки движения, умение передавать простейшие действия некоторых персонажей;

- развивала и обогащала двигательные умения детей, используя подвижные игры;

- развивала у детей желание играть вместе со сверстниками и воспитателем в подвижные игры;

- способствовала созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми;

- создавала условия для самостоятельной двигательной деятельности детей.

Технология опыта:

Всем известно, что ведущий вид деятельности дошкольника - это игра. Именно в ней во взаимодействии с педагогом формируются основные новообразования, подготавливающие переход ребенка к младшему школьному возрасту.

Игры для детей дошкольного возраста средство социальной и физиологической адаптации. Они вызывают живой интерес, развивают смекалку и сообразительность. ―Что ты больше всего любишь делать? На этот вопрос большинство детей ответит: ―Играть! Я всегда спрашиваю у детей: ―Какие есть предложения, чем сегодня займемся? И всегда дети говорят: ―давайте поиграем! Замечательно! Давайте играть! Ведь наши дети самое дорогое, что у нас есть, мы взрослые хотим видеть своих детей здоровыми, умными, веселыми, воспитать гармонично развитую личность. Дети играют дома, в детском саду, на улице. Любое увлекательное занятие обозначает для них слово ―игра.

Игра - это работа детей. В ходе игры малыши всерьез заняты овладением новыми для них сенсорными и моторными навыками. Игра расширяет познания ребенка о себе и о мире, дает ему ощущение господства над тем, что его окружает. Играя, ребенок накапливает знания, осваивает язык, общается и развивает воображение.

Результативность опыта:

 Работая в данном направлении, совместно с воспитателями групп и родителями я получила следующие результаты:

1. Повысился интерес детей к занятиям по физической культуре.

2. Значительно расширился двигательный опыт детей, необходимый им для овладения основными видами движений.

3. Дети научились находить общий язык, договариваться друг с другом, уступать, слышать товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания существующим правилам.

4. У многих детей начала активно проявляется творческая инициатива играющего, выражающаяся в разнообразии действий, согласованная с коллективными действиями.

5. Дети старшего дошкольного возраста научились самостоятельно организовывать подвижные игры.

Играя дети, усваивают жизненно необходимые двигательные привычки и умения, в них вырабатывается смелость и воля, сообразительность. Подвижные игры вовлекают в активную работу почти все мышечные группы, положительно влияют на работу внутренних органов и систем. Одной из важнейших сторон подвижных игр является их массовость и комплексное воздействие на развитие физических качеств, а так же влияние на формирование двигательных умений и навыков детей. Подвижные игры включают все основные виды движений ходьба, бег, прыжки, метание и др. развивают физические качества - ловкость, быстроту, силу, выносливость, гибкость, и поэтому на протяжении многих лет подвижные игры служили главным средством физического воспитания детей.

Таким образом, можно сказать, что использование в практике работы по физическому воспитанию подвижных игр, позволило повысить эффективность процесса физического воспитания и оказало положительное влияние на состояние здоровья и динамику физической подготовленности, а также на формирование интереса детей к систематическим занятиям по физической культуре.

Список литературы:

  1.  Аверина И.Е. – Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие / И.Е. Аверина. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 144 с.
  2. Пензулаева Л.И. – физкультурные занятия в детском саду. Младшая группа. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011. – 112 с.
  3. Пензулаева Л.И.- физкультурные занятия в детском саду. Средняя группа. Конспекты занятий. –М.:МОЗАЙКА – СИНТЕЗ,2014. – 115 с.
  4. Пензулаева Л.И. – физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011. – 118с.
  5. Литвинова М.Ф. – Подвижные игры и игровые упражнения для детей третьего года жизни: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2005. – 92 с.
  6. Пензулаева Л.И. – Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. Комплексы оздоровительной гимнастики. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 128 с.
  7. Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2-7 лет / Авт.-сост. Э.Я. Степаненкова. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011. – 144 с.
  8. Физкультурно-оздоровительная работа: комплексное планирование по программе под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Младший, средний, старший дошкольный возраст / авт. – сост. О.В. Музыка. – Волгоград: Учитель, 2010.- 127 с.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по физической культуре "Влияние ритмической гимнастики на развитие координации у детей старшего дошкольного возраста

Значение танцевально-ритмической гимнастики в развитии ребенка, формирования его двигательных способностей трудно переоценить....

Инновационный опыт работы «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста через проектную деятельность»

Я сорвал цветок, и он завял.Я поймал жука, и он умер у меня на ладони.И тогда я понял: «Прикоснуться к природе можно только сердцем»Гвездослов  «Здоровье нации зависит от того, какой мы оста...

Инновационный опыт работы на тему "Духовно- нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной и православной культуры"

Духовно- нравственное воспитание детей возможно только усилиями семьи, образовательного учреждения и государства...

Инновационный опыт инструктора по физической культуры

инновационные технологии, которые я использовала в своей работе...

Инновационный педагогический опыт инструктора по физической культуре МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Янгляевой Ольги Алесандровны

Инновационный педагогический опыт инструктора по физической культуреМБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»Лямбирского муниципального района Республики МордовияЯнгляевой О...