Инновационный опыт работы по теме: "Дидактические игры в системе непрерывного процесса формирования основ экологической культуры личности дошкольника"
материал по теме

Ситницкая Светлана Васильевна

                                      Введение

На современном этапе развития цивилизации наиболее актуальными становятся проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой. Социально-технический прогресс сопровождается преобразующим влиянием человека на природу со многими негативными последствиями социально-экологического характера.

Еще лет двадцать назад экологии и экологическому образованию дошкольников не уделяли должного внимания. В настоящее же время оно стало одним из важных направлений дошкольной педагогики и реализуется во многих дошкольных учреждениях страны. Практически все современные комплексные, базисные программы выделяют разделы по экологическому воспитанию дошкольников, существует ряд дополнительных программ. Проводятся всероссийские, региональные, городские конференции по экологической проблематике, специальные курсы преподаются в педагогических вузах и колледжах, в ряде дошкольных учреждений появились педагоги-экологи. Тем не менее, опыт показывает, что далеко не все проблемы в этой области пока решены.

В связи с этим ученые-педагоги, занимающиеся экологическими проблемами на разных возрастных этапах (А.М. Галеева, С.Н. Глазачев, И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина, В.С. Шилова и др.), обращают внимание на тот факт, что экологическое, образование должно стать обязательным на всех ступенях системы образования. Большое значение при этом отводится дошкольному образованию, закладывающему фундамент экологического развития личности. В этот период необходимо создавать условия для формирования начал экологической культуры, сознания, соответствующего отношения к окружающей природе.

Огромное значение в реализации экологического воспитания детей приобретает игра. Исследования отечественных психологов (А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина) доказали, что именно в игре происходит основное развитие ребенка. Игра – есть, своего рода, средство познания ребенком действительности. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности, учатся любить и беречь природу.

Дидактическим играм педагоги – практики отводят особую роль. Их признают наиболее эффективным инструментом формирования экологической воспитанности детей.  Поэтому именно дидактическим играм как средству экологического воспитания детей дошкольного возраста и будет посвящен настоящий реферат.

 1. Сущность и задачи экологического воспитания
детей дошкольного возраста

Проблема экологического воспитания подрастающего поколения возникла, в первую очередь, в связи с внимательным исследованием современными учеными взаимодействия человеческого общества и природы. Вопрос о характере отношений человека и природы сегодня напрямую связывают с сохранением жизни на Земле. Острота этой проблемы обусловлена реальной экологической опасностью, вызванной деятельностью человека в природе, ростом промышленного производства, использованием природных ресурсов без учета биологических и экологических закономерностей, интенсивным ростом народонаселения планеты.

Анализируя особенности взаимодействия человеческого общества и природы, ученые пришли к выводу о том, что в современных условиях необходимо обеспечить переход к новому типу связи общества и природы – научно обоснованному и гуманистически ориентированному. Человечество должно позаботиться о сохранении природной среды, естественной для его обитания и выживания.

Такой переход возможен только при условии формирования новой, гуманистической направленности отношения человека к природе. Сохранение природной среды, таким образом, связано с экологическим воспитанием человека, обладающего потребностью гуманно относиться к природе. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет особое значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры  личности, что является частью духовной культуры. Экологическое воспитание детей, таким образом, есть целенаправленный педагогический процесс (Саморукова П.).

Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированными поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением.

Результатом экологического воспитания является экологическая культура личности. Составные экологической культуры личности дошкольника – это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту).

Становление экологически воспитанной личности в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения возможно при решении следующих задач:

1. Формирование у детей элементов экологического сознания. Освоение ребенком элементов экологического сознания определяется содержанием и характером (степенью сложности) знаний о природе. Это должны быть знания экологического содержания, отражающие ведущие взаимосвязи природных явлений.

2. Формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе; при этом деятельность детей должна иметь природоохранный характер. В ходе реальной деятельности в природе (уход за животными и растениями в уголке природы и на участке, участие в природоохранительной работе) дети осваивают умения создавать для растений и животных условия, близкие к природным, с учетом гуманистической направленности отношения Человека к природе. Не менее важно научить детей оценивать свои поступки и поступки сверстников, взрослых в процессе общения с природой.

Педагогический процесс экологического воспитания требует решения всех перечисленных задач в совокупности. Реализация задач экологического воспитания возможна только при условии экологической культуры педагога, и его готовности осуществлять эту деятельность. Кроме того, планируются задачи формирования учебных умений (слушать сверстника, действовать по указанию воспитателя, рассказывать о результатах своей деятельности). В содержание образовательных задач включается и формирование познавательного интереса детей к природе.

Наряду с образовательными на занятии решаются и воспитательные задачи. Они направлены на формирование бережного, заботливого отношения к природе, развитие эстетического отношения к ней.

З.П. Плохий рассматривал экологическую культуру дошкольника как уровень восприятия ребёнком природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение к миру природы.

Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду. Программами по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста предусмотрено воспитание у детей любви и бережного отношения к природе.

Программы выдвигают две важнейшие задачи:

1. воспитание у детей любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать её красоту, умения бережно относиться к растениям и животным;

2. сообщение дошкольникам элементарных знаний о природе и формирование на этой основе у них ряда конкретных и обобщенных представлений о явлениях живой и неживой природы.

Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду.

Приобщая ребенка к миру природы, взрослый сознательно развивает различные стороны его личности, пробуждает интерес и желание познавать природное окружение (сфера интеллекта), вызывает у ребёнка сочувствие к «тяжелой» самостоятельной жизни животных, желание им помочь, показывает уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, необходимость ее сохранять, уважительно и бережно с ней обходится (сфера нравственности). Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное время года и многое-многое другое. При этом взрослый должен помнить, что в природе красиво абсолютно все, что живет в полноценных (неиспорченных, не отравленных, неограниченных) условиях – это сфера эстетических чувств, эстетического восприятия ребенка.

Воспитание у детей любви и бережного отношения к природе, способности воспринимать её красоту – важнейшие задачи детского сада. (С. Николаева).

2. Влияние игры на всестороннее развитие ребёнка

Игра представляет собой вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Детская игра – это деятельность, направленная на ориентировку в предметном мире и социальной действительности, где ребенок отображает впечатления от познания этих явлений.

По мнению С. Рубинштейна, в игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в психике, которые готовят переход к новой более высокой стадии развития. Одновременно игра имеет огромный потенциал для развития творческих способностей детей. По разным психологическим, педагогическим и социальным причинам дети в последнее время подменяют игровые, наполненные смыслом взаимоотношения простым манипулированием игрушками, не предполагающее развитие творческих способностей. Поэтому, основная задача педагога состоит в том, чтобы помочь детям наполнить игровую деятельность интересным содержанием, побуждать к развитию творческих способностей.

Во время игры развивается речь, чувства, восприятие, обогащается эмоциональная сфера, и закладываются первые творческие способности ребёнка. Непосредственно через игру ребенок овладевает всей системой человеческих взаимоотношений. Л. Нескучаева и И. Пискунова в своих работах называют игру одним из интереснейших видов человеческой деятельности, ведущим видом деятельности дошкольников, средством его всестороннего развития, важным методом воспитания, реальной социальной практикой дошкольника.

В игре ребенок познаёт окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самопознания, развиваются творческие способности. В игре наиболее важны формирующиеся в ней представления детей о мире взрослых и складывающиеся под влиянием её умственные способности. В игре развиваются необходимые каждому ребёнку умственные способности, уровень развития которых, безусловно, сказывается в процессе школьного обучения. Но одних способностей может оказаться недостаточно. Учение отличается от игры, прежде всего своей обязательностью, необходимостью направлять умственные усилия на решение строго определённых учебных задач. Оно требует от ребёнка большой сосредоточенности и последовательности в рассуждениях, определённой дисциплины мысли, умения контролировать свои действия.

Существует множество теорий игровой деятельности. Известностью пользуется теория К. Гросса. Гросс усматривает сущность игры в том, что она служит подготовкой к дальнейшей серьезной деятельности; в игре ребенок, упражняясь, совершенствует свои способности. В этом, по Гроссу, основное значение детской игры; у взрослых к этому присоединяется игра как дополнение к жизненной действительности и как отдых. Основное достоинство этой теории, которое завоевало ей особую популярность, заключается в том, что она связывает игру с развитием и ищет смысл ее в той роли, которую она в развитии выполняет. Основным недостатком этой теории является то, что она указывает лишь «смысл» игры, а не источник, не вскрывает причин, вызывающих игру, мотивов, побуждающих играть (Педагогика). 

В теории игры, сформулированной С. Спенсером, который в свою очередь развил мысль Ф. Шиллера, источник игры усматривается в избытке сил: избыточные силы, неизрасходованные в жизни, в труде, находят себе выход в игре. Но наличие запаса неизрасходованных сил не может объяснить направления, в котором они расходуются, того, почему они выливаются именно в игру, а не в какую-нибудь другую деятельность; к тому, же играет и утомленный человек, переходя к игре как к отдыху.

Игра, по Плеханову, является порождением труда, возникая как бы из подражания трудовым процессам.

В литературе попытки дать свою теорию игры сделали Д.Н. Узнадзе и Л.С. Выгодский. Выгодский и его ученики считают исходным, определяющим в игре то, что ребенок, играя, создает себе мнимую ситуацию вместо реальной и действует в ней, выполняя определенную роль, сообразно тем переносным значениям, которые он при этом придает окружающим предметам.

Д.Н. Узнадзе видит в игре результат тенденции уже созревших и не получивших еще применения в реальной жизни функций действования. Снова, как в теории игры от избытка сил, игра выступает как плюс, а не как минус. Она представляется как продукт развития, притом опережающего потребности практической жизни.

Д.Б. Эльконин сделал свою попытку раскрыть содержание игры. По его мнению, основная единица детской игры – роль взрослого человека, которую берет на себя ребенок. В содержании своей игры дети воспроизводят отношения взрослых в трудовой и общественной жизни, воспроизводят их с разной глубиной постижения и порой проникают в подлинный общественный смысл человеческого труда. Сюжеты игр обусловлены конкретными социальными условиями жизни детей. Но игра является жизненно необходимым компонентом деятельности для любого человека. Известно, что ребенок, не наигравшийся, «не доигравший» в детстве, в дальнейшей взрослой жизни остается инфантильным – для него взрослая серьезная жизнь является как бы продолжением детских игр. Он легкомыслен, безответственен как к своей судьбе, так и к судьбам его окружающих людей. Любую ситуацию в жизни можно, как и в игре, «переиграть», начать заново.

Особенностью игры являются свои правила. Они диктуют, что будет иметь силу внутри отграниченного игрой временного мирка. Правила игры обязательны и не подлежат сомнению. Стоит нарушить правила, и все здание игры рушится. Игра перестает существовать. Играющий, который не подчиняется правилам или обходит их, есть нарушитель игры. Играть надо честно, порядочно. Нарушитель игры совершенно не похож на того, кто плутует, лукавит в игре. Не признавая правил игры, он обнажает тем самым относительность и хрупкость этого игрового мирка, в котором он на время замкнулся вместе с другими партнерами. Исключительность и обособленность игры проявляется самым характерным образом в таинственности, которой игра любит себя окружать. Уже маленькие дети повышают заманчивость своих игр, делая из них «секрет» – «это игра для нас, а не для других». Что делают эти другие за пределами нашей игры, нас временно не интересует. Внутри сферы игры законы и обычаи мира повседневности силы не имеют. Мы существуем и делаем «по-другому». Тайна игры наиболее наглядно выражается в переодевании. Здесь достигает законченности «необычность» игры. Переодеваясь или надевая маску, человек «играет» другое существо. Он и есть это «другое существо»! Детский испуг, бурный восторг, священный ритуал и мистическое претворение неразлучно сопутствуют всему, что есть маска и переодевание .

Одной из особенностей игровой деятельности является наличие явления «заигрывания», когда ребенок или взрослый человек не могут вырваться из «плена» игры. Явление, свойственное, очевидно, только игровой деятельности. За исключением, возможно, высочайшей увлеченности творческой научной или художественной деятельностью. Так, в начале игры можно оборвать игровую деятельность ребенка, ребенок легко выходит из игровой ситуации. Но если игра продолжается достаточно долго, «вывести» ребенка из состояния игры бывает подчас весьма трудно: ребенок так «заигрался», что стал терять ощущение реальности. Его невозможно отвлечь от игры, уложить спать и т.д.; он нервничает, капризничает, он перевозбужден. Азарт – это такая степень увлеченности, при которой пренебрегают выбором средств, разумностью, и, в конце концов, сознанием в целом.

В ходе онтогенеза, на разных этапах развития детям свойственны разные игры – в закономерном соответствии с общим характером данного этапа. Участвуя в развитии ребенка, игра сама развивается. В младенческом возрасте первостепенное значение для развития ребенка имеет общение с ним взрослого. Расширение жизненного опыта приводит к развитию воображения, фантазии, что сказывается и на изменении характера игры: дети все чаще заменяют реальные предметы и ситуации мнимыми (М. Васильева, Л. Барсукова). В старшем дошкольном возрасте дети стремятся к преодолению реальных трудностей, к выявлению в процессе игры собственной смелости, силы и настойчивости. Игра создает эти возможности в такой мере, в какой не может создать обычная жизнь ребенка, игра становится формой деятельности, в которой ребенок осуществляет свое стремление к определенным образцам человеческой личности. Игра – есть, своего рода, средство познания ребенком действительности.

Суммируя все выше сказанное, следует обозначить, что ознакомление детей дошкольного возраста с миром природы является самым важным способом формирования гармоничной, всесторонне развитой личности, которая владеет знаниями и умениями экологически социального поведения в природе. Основным средством ознакомления с природой является игра. Посредством игры ребенку значительно интереснее знакомиться с окружающим его миром. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

3. Виды и особенности дидактических игр в процессе
экологического воспитания детей дошкольного возраста

Использование дидактической игры как средства развития детей дошкольного возраста уходит своими корнями далеко в прошлое. Так, традиция  широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившихся в народной педагоге, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов прошлого Ф. Фребеля, М. Мантессори, Е.И. Тихеева, А.И. Сорокина и др.

В советской педагогике система дидактических игр была создана в 60-е годы. Её авторами являются известные педагоги и психологи: Л. А, Венгер, А.Л. Усова, В.Н. Аванесова и др. В последние время поиски ученых (З.М. Богуславская, О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса, Е.О., Смирнова, А.К. Бондаренко, Н.Я. Михаленко, Н.А. Короткова и др.) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта.

Ученые  придают дидактической игре большое значение. Они подчеркивают ее явное эффективное воздействие на интеллект, на формирование экологической культуры подрастающего ребенка. Это подтверждает опыт многолетней практической работы с детьми.

Так, дидактическая игра способствует:

  • Развитию познавательных способностей, получению новых знаний их обобщению и закреплению. В процессе дидактической игры усваиваются общественно-выработанные средства и способы умственной деятельности, многие сложные явления (в том числе, явления природы) расчленятся на простые и наоборот, единичные обобщаются. Следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность. Некоторые дидактические игры, на первый взгляд, не вносят ничего нового в знания детей, однако они приносят большую пользу тем, что учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях. В процессе таких игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности; дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменение отдельных внешних признаков.
  •  Обогащению чувственного опыта ребенка. Дидактические игры вызывают определенное эмоциональное отношение к природе, развивая при этом его умственные способности (умения сравнивать, обогащать, вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать предметы и явления окружающего мира по определенным общим признакам, чертам, высказывать свои суждения, делать умозаключения).
  •  Развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, развивается связная речь. Ряд дидактических игр с успехом используется для развития фонематической стороны языка. Так, увлекательное игровое действие побуждает детей к многократному повторению одного и того же звукосочетания, такое повторение звуков не утомляет детей, потому что они заинтересованы самой игрой. То они выполняют роль птицы, то роль движущего автомобиля. И чем больше увлечен ребенок, тем активнее он воспроизводит нужные звуки, тем полнее наступает ожидаемый педагогический эффект.
  •  Социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника. В такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к товариществу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде, учится сочувствовать и т.д.
  • Художественно-эстетическому воспитанию. Совершая действие, ребенок думает, насколько оно красиво, элегантно, насколько правильно оно и вообще уместно ли оно в конкретной ситуации, следит за выразительностью своей речи и речи окружающих речи, происходит развитие творческой фантазии при яркой проникновенной передаче художественного образа.

Следует также остановиться на структуре дидактических игр, обозначить своеобразие и особенности руководства ими.

Итак, структуру (структура дидактической игры по А.К. Бондаренко) дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты.

К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам: сюжет и роль.

Главная цель любой дидактической игры обучающая, именно поэтому основным компонентом в ней является дидактическая задача, которая скрыта от дошкольника игровой. Ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению – это процесс непосредственного обучения.

Дидактическая задача – определяется целью обучения и воспитания детей в соответствии с образовательной программой, где для каждой возрастной группе определен объем знаний, умений, и навыков, которыми должны овладеть дети.

Игровые действия, игровая и дидактическая задача реализуется в игровых действиях. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями.

Игровые правила. Основная цель правил – организовывать действия, поведение детей.

Дидактический материал и результат: средством решения дидактической задачи выступает дидактический материал; результатом дидактической игры является решение игровых и дидактических задач, решение обеих задач  – показатель эффективности игры.

Дополнительные компоненты дидактической игры – сюжет и роль. Они не обязательны и могут отсутствовать.

Своеобразие дидактической игры:

  • определяется рациональным сочетанием двух задач дидактической и игровой. Если преобладает обучающая задача, то игра превращается в упражнение, а если игровая, то деятельность теряет свое обучающее значение. Обучение в форме дидактической игры основано на стремление ребенка, входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть отвечает возрастным особенностям дошкольника. Старшие дошкольники начинают осознавать познавательную задачу таких игр, которая опосредуется игровым мотивом, придающим ей смысл.
  •  определяется вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия взрослого с ребенком. Дидактические игры социальны по своему происхождению, социальные отношения менее выражены, чем, например, в сюжетно-ролевой игре, в дидактической игре – сама дидактическая задача, предполагает формирование средств и способов познания.

В дошкольной педагогике все многообразие дидактических игр объединяется в три основных вида: игры с предметами (игрушками), здесь, игры с природным материалом, настольно-печатные и словесные игры.

Игры с предметами в таких играх используются как игрушки, так и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом и т.д. Игры с природным материалом. Этот вид игр наиболее эффективен при ознакомлении детей с природой. Выделяют сюжетные и бессюжетные игры с природным материалом, которые максимально приближают детей к природе, т.к. их желательно проводить в естественных условиях, соблюдая при этом большую осторожность и осмотрительность в выборе материала и места для проведения самой игры. Подобные игры всегда вызывают у детей живой интерес и активное желание играть. Семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. – все это используется в качестве природного материала при организации и проведении дидактических игр этого вида.

Настольно-печатные игры являются интересным занятием для детей при ознакомлении с миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: «лото», «домино», «парные картинки» и т.д.

Словесные игры.  Построены на словах и действиях играющих. Дети при этом самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.

Руководство дидактическими играми осуществляется в трех направлениях: подготовка дидактических игр, их проведение и анализ.

В подготовку к дидактической игре входит: отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения; установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей; определение удобного времени проведения дидактической игры; выбор места для игры; определение качества играющих; подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры; подготовка к игре самого воспитателя; подготовка к игре детей: обогащение их знаниями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игры включает: ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картин, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них); объяснения хода игры и правил игры.

Анализ проведенной игры помогает выявить, какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры. Анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей.

При проведении дидактических игр педагогу необходимо учитывать принципы формирования  игровой деятельности у дошкольников (предложены Н. Михаленко, Н. Коротковой):

1. Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, взрослому следует играть вместе с ними.

2. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства при формировании у ребенка игровые умения необходимо ориентировать его на возможное взаимодействие с партнером-сверстником.

3. Взрослый, играя с детьми вместе на протяжении всего дошкольного периода, должен на каждом его этапе развертывать игру так, чтобы ребенок открывал, усваивал специфические, постепенно усложняющиеся способы построении игры.

Приемы руководства игрой могут быть прямыми и косвенными.

Прямое руководство предполагает непосредственное вмешательство взрослого в игру детей.

Косвенное руководство игрой особенно плодотворно в работе с детьми дошкольного возраста. Свои суждения в процессе игры с детьми педагог выражает исключительно в форме советов, не требуя жесткого подчинения.

Таким образом, удалось доказать, что дидактическая игра является эффективным средством экологического воспитания дошкольников.  При этом одним из важных направлений следует считать воспитание любви к природе родного края детей. Потенциал игры позволяет в полной мере реализовать задачи экологического воспитания и использовать её в любом из направлений воспитательно-образовательной работы с детьми.

4. Практическая реализация экологического воспитания детей дошкольников посредствам дидактических игр

В ходе данной работы в теории была доказана несомненная эффективность проведения с дошкольниками дидактических игр с целью формирования их экологической культуры и воспитанности. В данном параграфе будет освещено применение приемов экологического воспитания в каждодневной практической работе.

Дидактические игры экологической направленности проводятся на прогулках по территории детского сада непрерывно. Для этого мною была подобрана картотека  прогулок с распределением дидактических игр, содержащих программный материал, согласно сезонам. Если мы рассматриваем лягушку, то наблюдения проводим весной; если даю знания об овощах, то делаю это осенью. Изучение материала строится от простого, знакомого и понятного детям, к более сложному. Осваивая  дидактические игры, воспитанники знакомятся, как с живой природой (дикими и домашними животными и птицами, растениями, рыбами, насекомыми, грибами), так и с неживой (почвой, водой, воздухом). Дети учатся различать живые объекты природы от неживых. Знакомятся с образом жизни животных: местом обитания, способом передвижения, питания, узнают части тела и их особенности. Учатся устанавливать связи между способом передвижения и характером конечностей, сезонными изменениями и приспособлениями животных и растений.

Игры, связанные с наблюдением за погодой, рассматриванием деревьев и кустарников, покрова земли, поиском и определением животных (птиц, насекомых, земноводных, пресмыкающихся) сопровождаются ведением календаря, в котором ежедневно фиксируется день недели и погода, состояние растений и животных участка. Фиксация наблюдений в календаре осуществляется детьми под непосредственным контролем. Вначале показываю, обучаю, а затем помогаю и контролирую самостоятельные действия детей. Работа с календарём развивает наглядно-образное и схематическое мышление детей, тем самым также превращаясь в дидактическую игру.

Особое  значение уделяется играм, связанным с организацией зимней подкормки птиц. Вместе с детьми мы заготавливаем корм из семян растений и деревьев, крошки и т. д. Все это делается в игровой форме. Зимняя подкормка птиц дает возможность уточнить представление о зимующих птицах и особенностях их жизни в зимнее время; показать необходимость зимней подкормки; подвести к пониманию того, что человек, подкармливая птиц зимой, спасает их от гибели;  сформировать представление о различиях в жизни птиц в неволе и на воле и приспособленности птиц к полету.

Много внимания уделяется дидактическим играм, способствующим знакомству детей с неживой природой: землёй, водой, воздухом и т. д. Дети знакомятся с таким понятием как ветер, причинами и условиями его возникновения. На участке при помощи нехитрого приспособления они учатся определять его направление и силу. Дети получают возможность опытным путем познакомиться с воздухом, учатся превращать воду в твердое и жидкое состояние.

На территории детского сада организован цветник, где дети, играя в дидактические игры данной тематики, знакомятся с культурными и декоративными растениями. Дошкольники учатся за ними ухаживать, получают первые навыки и знания. В процессе труда ребята подчиняют свою деятельность, свои желания определенным общественными мотивами, начинают понимать, что труд приносит пользу людям, сохраняет  жизнь животных.

Особое значение при проведении дидактических игр экологической направленности уделяется тому, чтобы объяснить: все в природе взаимосвязано. Это происходит на примере самых простых и хорошо знакомых детям объектов (например, «цветы – бабочки»: если рвать без разбору все цветы, то бабочкам станет нечем питаться, и они погибнут). Объясняем что, в лес ходим, как в гости к добрым друзьям, чтобы пообщаться с его обитателями  и полюбоваться, красотой природы.

Проводимые дидактические игры с экологическим уклоном имеют целью донести до детей осознание того, что человек является частью самой природы. Кроме того, эти игры включают в себя освещение вопроса воздействия человека на природу, учат детей правильно использовать природные ресурсы, не нанося при этом вреда экологии.

Для организации непрерывного процесса экологического воспитания детей в группе была создана необходимая предметная среда. В специальном познавательном уголке дети имеют возможность закреплять свои знания, полученные в процессе дидактических игр. Здесь есть настольно – печатные и дидактические игры, пособия для индивидуальной работы, альбомы для рассматривания, раскраски, природный материал (его дети собирают на прогулках и экскурсиях  для изготовления поделок), энциклопедии и книги.

В качестве примера применяемых на практике дидактических игр экологического характера, ниже приводятся игры, направленные на формирование знаний о деревьях. Такие игры проводятся во время прогулки на участке. При этом детям раздается заранее подготовленный природный материал.

1. «Найди в букете такой же листок»

Дидактическая задача: Учить детей находить предмет по сходству.

Ход игры: Воспитатель раздает детям букеты засушенных листьев, такой же оставляет себе. Затем показывает им какой-нибудь лист, например, кленовый, и предлагает: «Раз, два, три – такой листок покажи!». Дети поднимают руку с кленовым листом. Игру повторяют несколько раз с остальными листиками букета.

 2. «Найди листок, какой покажу»

Дидактическая задача: Найти предметы по сходству; различие их по размеру.

Ход игры: Во время прогулки воспитатель показывает детям, какой-либо лист и предлагает найти такой же. Отобранные листья сравнивают по форме, отмечают, чем они похожи и чем отличаются. Воспитатель оставляет каждому по листу с разных деревьев (береза, осина, клен). Затем воспитатель поднимает, например кленовый листок и говорит: «Подул ветер. Полетели вот такие листочки. Покажите, как они полетели». Дети, в руках у которых листья клена, кружатся, а по команде останавливаются. Игра повторяется с разными листьями.

3. «Такой листок, лети ко мне!»

Дидактическая задача: Упражнять детей в нахождение листьев по сходству, воспитывать слуховое внимание, активизировать словарь детей.

Ход игры: Воспитатель поднимает, например, лист рябины и говорит: «У кого такой же листок ко мне!». Дети рассматривают полученные от воспитателя листики, у кого в руках такой же, бегут к воспитателю. Если ребенок ошибся, воспитатель дает ему свой лист для сравнения.

4. «Найди листок»

Дидактическая задача: Найти часть по целому.

Ход игры: Воспитатель просит детей внимательно рассмотреть листья на невысоком дереве. «А теперь, попробуйте найти такие же на земле, – говорит воспитатель. Раз, два, три – ищи! Кто нашел, быстрее ко мне». Дети с листьями бегут к воспитателю.

5. «Кто быстрее найдёт берёзу, ель, дуб»

Дидактическая задача: Найти дерево по названию.

Ход игры: Воспитатель называет хорошо знакомое дерево, имеющее яркие отличительные признаки, и просит найти его, например: «Кто быстрее найдет березу? Раз, два, три к березе беги!». Дети должны найти дерево и подбежать к любой березе, растущей на участке, где проводится игра.

Второй вариант Дидактическая задача: Тренировка в быстром нахождении названного дерева.

Ход игры: Игра организуется, как подвижная. Воспитатель объясняет, что водящий может ловить тех детей, которые не стоят у названного дерева. Воспитатель называет сначала те деревья, которые имеют яркие отличительные признаки, затем те, которые похожи по внешнему виду. Все дети должны внимательно слушать, какое дерево названо и в соответствии с этим, перебегать по сигналу «Раз, два, три – беги!».

Данные игры применяются в каждодневной практике и на деле доказали свою эффективность. Дети воспринимают предложение поиграть в подобные экологические игры с удовольствием. А главным результатом проводимого планомерного процесса экологического воспитания становится более бережное отношение детей к природе, повышение их внимания к отличительным признакам растений и животных, к происходящим сезонным изменения.

Заключение

Одной из актуальнейших проблем современного общества является проблема формирования экологической культуры личности. Экологическая культура личности является качественным новообразованием личности, определяющим ценностное отношение человека к себе и к окружающему миру, поступки, поведение и в целом жизнь человека.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этот период происходит качественный скачок, в значительной степени определяющий процесс развития экологической воспитанности в дальнейшем. Он выражается в формировании у ребенка осознанно-правильного отношения к окружающему миру, в том, что начинает выделять себя из окружающей среды.

На современном этапе экологическое образование – это новое направление педагогики дошкольного детства. Одной из ее актуальных задач является формировании экологической культуры дошкольника.

Понимание целесообразности использования игры в обучении детей дошкольного возраста поставило перед исследователями проблему разработки дидактических игр, цель которых – обеспечить наилучшие условия усвоения знаний, умственных навыков и умений. Исследованиями Е.И. Удальцовой, А.И. Сорокиной, А.К. Бондаренко и др. установлено, что дидактическая игра наряду с занятием может быть использована для решения различных учебных задач: формирования навыков умственной деятельности, умений использовать приобретенные знания в новых условиях; она может быть формой организации обучения, методом закрепления знаний, средством воспитания нравственно-волевых, трудовых, экологических и др. знаний и умений.

Таким образом, дидактическая игра может быть включена в любой раздел программы, а её возможности следует широко использовать как для развития экологического сознания, экодеятельности, так и для формирования личности ребенка – дошкольника в целом.

Список использованной литературы:

1. Артемова Л. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. М. 1992.-65 с.

2. Выгодский Л. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб: Союз,1997.-95с.

3. Выгодский Л. Мышление и речь// Собрание сочинений: В 6т.- Т2.-М.,1982. С.319-328.

4. Гармоническая атмосфера Монтессори.// Дошкольное воспитание,-2000,-№11,-С.47.

5. Козлова С., Куликова Т. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед.. учеб. заведений.-3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.-416 с.

6. Мир природы и ребенок. Под ред. Л.М. Маневцевой, П. Г. Саморуковой. - СПб.: «Детство-пресс», 2003. - 319 с.

7. Недоспасова Е. Развитие детей в игровой деятельности.// Ребенок в детском саду,-2001,- №5,- С.38.

8. Нескучаева Л., Пискунова И., Черненко Ю., Игра- путешествие как форма развития познавательной активности детей.// Дошкольное воспитание,- 2004,- №10,- С.15.

9. Николаева С. Место игры в экологическом воспитании дошкольников.- М.: 2006.-135с.

10. Николаева С. Как приобщить ребенка к природе. Методический материал для работы с родителями в дошкольных учреждениях.- М.: 2003.-50с.

11. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред.Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.Безруких, В.Болотов, Л. Глебова и др.- М. Большая Российская энциклопедия,2003.-528 с.: ил.

12. Поваляева М. Развитие речи при ознакомлении с природой. Серия «Мир вашего ребенка», - Ростов н/Д.№ «Феникс», 2002.-416с.

13. Саморукова П. Как знакомить дошкольников с природой. - М.: Просвещение 1983.-25 с.

14. Усова А. Роль игры в воспитании детей. Под ред. А. Запорожца.- М.: Просвещение,1980.-237 с.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение

На современном этапе развития цивилизации наиболее актуальными становятся проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой. Социально-технический прогресс сопровождается преобразующим влиянием человека на природу со многими негативными последствиями социально-экологического характера.

Еще лет двадцать назад экологии и экологическому образованию дошкольников не уделяли должного внимания. В настоящее же время оно стало одним из важных направлений дошкольной педагогики и реализуется во многих дошкольных учреждениях страны. Практически все современные комплексные, базисные программы выделяют разделы по экологическому воспитанию дошкольников, существует ряд дополнительных программ. Проводятся всероссийские, региональные, городские конференции по экологической проблематике, специальные курсы преподаются в педагогических вузах и колледжах, в ряде дошкольных учреждений появились педагоги-экологи. Тем не менее, опыт показывает, что далеко не все проблемы в этой области пока решены.

В связи с этим ученые-педагоги, занимающиеся экологическими проблемами на разных возрастных этапах (А.М. Галеева, С.Н. Глазачев, И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина, В.С. Шилова и др.), обращают внимание на тот факт, что экологическое, образование должно стать обязательным на всех ступенях системы образования. Большое значение при этом отводится дошкольному образованию, закладывающему фундамент экологического развития личности. В этот период необходимо создавать условия для формирования начал экологической культуры, сознания, соответствующего отношения к окружающей природе.

Огромное значение в реализации экологического воспитания детей приобретает игра. Исследования отечественных психологов (А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина) доказали, что именно в игре происходит основное развитие ребенка. Игра – есть, своего рода, средство познания ребенком действительности. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности, учатся любить и беречь природу.

Дидактическим играм педагоги – практики отводят особую роль. Их признают наиболее эффективным инструментом формирования экологической воспитанности детей.  Поэтому именно дидактическим играм как средству экологического воспитания детей дошкольного возраста и будет посвящен настоящий реферат.

 1. Сущность и задачи экологического воспитания

детей дошкольного возраста

Проблема экологического воспитания подрастающего поколения возникла, в первую очередь, в связи с внимательным исследованием современными учеными взаимодействия человеческого общества и природы. Вопрос о характере отношений человека и природы сегодня напрямую связывают с сохранением жизни на Земле. Острота этой проблемы обусловлена реальной экологической опасностью, вызванной деятельностью человека в природе, ростом промышленного производства, использованием природных ресурсов без учета биологических и экологических закономерностей, интенсивным ростом народонаселения планеты.

Анализируя особенности взаимодействия человеческого общества и природы, ученые пришли к выводу о том, что в современных условиях необходимо обеспечить переход к новому типу связи общества и природы – научно обоснованному и гуманистически ориентированному. Человечество должно позаботиться о сохранении природной среды, естественной для его обитания и выживания.

Такой переход возможен только при условии формирования новой, гуманистической направленности отношения человека к природе. Сохранение природной среды, таким образом, связано с экологическим воспитанием человека, обладающего потребностью гуманно относиться к природе. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет особое значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры  личности, что является частью духовной культуры. Экологическое воспитание детей, таким образом, есть целенаправленный педагогический процесс (Саморукова П.).

Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированными поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением.

Результатом экологического воспитания является экологическая культура личности. Составные экологической культуры личности дошкольника – это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту).

Становление экологически воспитанной личности в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения возможно при решении следующих задач:

1. Формирование у детей элементов экологического сознания. Освоение ребенком элементов экологического сознания определяется содержанием и характером (степенью сложности) знаний о природе. Это должны быть знания экологического содержания, отражающие ведущие взаимосвязи природных явлений.

2. Формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе; при этом деятельность детей должна иметь природоохранный характер. В ходе реальной деятельности в природе (уход за животными и растениями в уголке природы и на участке, участие в природоохранительной работе) дети осваивают умения создавать для растений и животных условия, близкие к природным, с учетом гуманистической направленности отношения Человека к природе. Не менее важно научить детей оценивать свои поступки и поступки сверстников, взрослых в процессе общения с природой.

Педагогический процесс экологического воспитания требует решения всех перечисленных задач в совокупности. Реализация задач экологического воспитания возможна только при условии экологической культуры педагога, и его готовности осуществлять эту деятельность. Кроме того, планируются задачи формирования учебных умений (слушать сверстника, действовать по указанию воспитателя, рассказывать о результатах своей деятельности). В содержание образовательных задач включается и формирование познавательного интереса детей к природе.

Наряду с образовательными на занятии решаются и воспитательные задачи. Они направлены на формирование бережного, заботливого отношения к природе, развитие эстетического отношения к ней. 

З.П. Плохий рассматривал экологическую культуру дошкольника как уровень восприятия ребёнком природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение к миру природы.

Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду. Программами по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста предусмотрено воспитание у детей любви и бережного отношения к природе.

Программы выдвигают две важнейшие задачи:

1. воспитание у детей любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать её красоту, умения бережно относиться к растениям и животным;

2. сообщение дошкольникам элементарных знаний о природе и формирование на этой основе у них ряда конкретных и обобщенных представлений о явлениях живой и неживой природы.

Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду.

Приобщая ребенка к миру природы, взрослый сознательно развивает различные стороны его личности, пробуждает интерес и желание познавать природное окружение (сфера интеллекта), вызывает у ребёнка сочувствие к «тяжелой» самостоятельной жизни животных, желание им помочь, показывает уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, необходимость ее сохранять, уважительно и бережно с ней обходится (сфера нравственности). Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное время года и многое-многое другое. При этом взрослый должен помнить, что в природе красиво абсолютно все, что живет в полноценных (неиспорченных, не отравленных, неограниченных) условиях – это сфера эстетических чувств, эстетического восприятия ребенка.

Воспитание у детей любви и бережного отношения к природе, способности воспринимать её красоту – важнейшие задачи детского сада. (С. Николаева).

2. Влияние игры на всестороннее развитие ребёнка

Игра представляет собой вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Детская игра – это деятельность, направленная на ориентировку в предметном мире и социальной действительности, где ребенок отображает впечатления от познания этих явлений.

По мнению С. Рубинштейна, в игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в психике, которые готовят переход к новой более высокой стадии развития. Одновременно игра имеет огромный потенциал для развития творческих способностей детей. По разным психологическим, педагогическим и социальным причинам дети в последнее время подменяют игровые, наполненные смыслом взаимоотношения простым манипулированием игрушками, не предполагающее развитие творческих способностей. Поэтому, основная задача педагога состоит в том, чтобы помочь детям наполнить игровую деятельность интересным содержанием, побуждать к развитию творческих способностей. 

Во время игры развивается речь, чувства, восприятие, обогащается эмоциональная сфера, и закладываются первые творческие способности ребёнка. Непосредственно через игру ребенок овладевает всей системой человеческих взаимоотношений. Л. Нескучаева и И. Пискунова в своих работах называют игру одним из интереснейших видов человеческой деятельности, ведущим видом деятельности дошкольников, средством его всестороннего развития, важным методом воспитания, реальной социальной практикой дошкольника.

В игре ребенок познаёт окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самопознания, развиваются творческие способности. В игре наиболее важны формирующиеся в ней представления детей о мире взрослых и складывающиеся под влиянием её умственные способности. В игре развиваются необходимые каждому ребёнку умственные способности, уровень развития которых, безусловно, сказывается в процессе школьного обучения. Но одних способностей может оказаться недостаточно. Учение отличается от игры, прежде всего своей обязательностью, необходимостью направлять умственные усилия на решение строго определённых учебных задач. Оно требует от ребёнка большой сосредоточенности и последовательности в рассуждениях, определённой дисциплины мысли, умения контролировать свои действия.

Существует множество теорий игровой деятельности. Известностью пользуется теория К. Гросса. Гросс усматривает сущность игры в том, что она служит подготовкой к дальнейшей серьезной деятельности; в игре ребенок, упражняясь, совершенствует свои способности. В этом, по Гроссу, основное значение детской игры; у взрослых к этому присоединяется игра как дополнение к жизненной действительности и как отдых. Основное достоинство этой теории, которое завоевало ей особую популярность, заключается в том, что она связывает игру с развитием и ищет смысл ее в той роли, которую она в развитии выполняет. Основным недостатком этой теории является то, что она указывает лишь «смысл» игры, а не источник, не вскрывает причин, вызывающих игру, мотивов, побуждающих играть (Педагогика).  

В теории игры, сформулированной С. Спенсером, который в свою очередь развил мысль Ф. Шиллера, источник игры усматривается в избытке сил: избыточные силы, неизрасходованные в жизни, в труде, находят себе выход в игре. Но наличие запаса неизрасходованных сил не может объяснить направления, в котором они расходуются, того, почему они выливаются именно в игру, а не в какую-нибудь другую деятельность; к тому, же играет и утомленный человек, переходя к игре как к отдыху.

Игра, по Плеханову, является порождением труда, возникая как бы из подражания трудовым процессам.

В литературе попытки дать свою теорию игры сделали Д.Н. Узнадзе и Л.С. Выгодский. Выгодский и его ученики считают исходным, определяющим в игре то, что ребенок, играя, создает себе мнимую ситуацию вместо реальной и действует в ней, выполняя определенную роль, сообразно тем переносным значениям, которые он при этом придает окружающим предметам.

Д.Н. Узнадзе видит в игре результат тенденции уже созревших и не получивших еще применения в реальной жизни функций действования. Снова, как в теории игры от избытка сил, игра выступает как плюс, а не как минус. Она представляется как продукт развития, притом опережающего потребности практической жизни.

Д.Б. Эльконин сделал свою попытку раскрыть содержание игры. По его мнению, основная единица детской игры – роль взрослого человека, которую берет на себя ребенок. В содержании своей игры дети воспроизводят отношения взрослых в трудовой и общественной жизни, воспроизводят их с разной глубиной постижения и порой проникают в подлинный общественный смысл человеческого труда. Сюжеты игр обусловлены конкретными социальными условиями жизни детей. Но игра является жизненно необходимым компонентом деятельности для любого человека. Известно, что ребенок, не наигравшийся, «не доигравший» в детстве, в дальнейшей взрослой жизни остается инфантильным – для него взрослая серьезная жизнь является как бы продолжением детских игр. Он легкомыслен, безответственен как к своей судьбе, так и к судьбам его окружающих людей. Любую ситуацию в жизни можно, как и в игре, «переиграть», начать заново.

Особенностью игры являются свои правила. Они диктуют, что будет иметь силу внутри отграниченного игрой временного мирка. Правила игры обязательны и не подлежат сомнению. Стоит нарушить правила, и все здание игры рушится. Игра перестает существовать. Играющий, который не подчиняется правилам или обходит их, есть нарушитель игры. Играть надо честно, порядочно. Нарушитель игры совершенно не похож на того, кто плутует, лукавит в игре. Не признавая правил игры, он обнажает тем самым относительность и хрупкость этого игрового мирка, в котором он на время замкнулся вместе с другими партнерами. Исключительность и обособленность игры проявляется самым характерным образом в таинственности, которой игра любит себя окружать. Уже маленькие дети повышают заманчивость своих игр, делая из них «секрет» – «это игра для нас, а не для других». Что делают эти другие за пределами нашей игры, нас временно не интересует. Внутри сферы игры законы и обычаи мира повседневности силы не имеют. Мы существуем и делаем «по-другому». Тайна игры наиболее наглядно выражается в переодевании. Здесь достигает законченности «необычность» игры. Переодеваясь или надевая маску, человек «играет» другое существо. Он и есть это «другое существо»! Детский испуг, бурный восторг, священный ритуал и мистическое претворение неразлучно сопутствуют всему, что есть маска и переодевание .

Одной из особенностей игровой деятельности является наличие явления «заигрывания», когда ребенок или взрослый человек не могут вырваться из «плена» игры. Явление, свойственное, очевидно, только игровой деятельности. За исключением, возможно, высочайшей увлеченности творческой научной или художественной деятельностью. Так, в начале игры можно оборвать игровую деятельность ребенка, ребенок легко выходит из игровой ситуации. Но если игра продолжается достаточно долго, «вывести» ребенка из состояния игры бывает подчас весьма трудно: ребенок так «заигрался», что стал терять ощущение реальности. Его невозможно отвлечь от игры, уложить спать и т.д.; он нервничает, капризничает, он перевозбужден. Азарт – это такая степень увлеченности, при которой пренебрегают выбором средств, разумностью, и, в конце концов, сознанием в целом.

В ходе онтогенеза, на разных этапах развития детям свойственны разные игры – в закономерном соответствии с общим характером данного этапа. Участвуя в развитии ребенка, игра сама развивается. В младенческом возрасте первостепенное значение для развития ребенка имеет общение с ним взрослого. Расширение жизненного опыта приводит к развитию воображения, фантазии, что сказывается и на изменении характера игры: дети все чаще заменяют реальные предметы и ситуации мнимыми (М. Васильева, Л. Барсукова). В старшем дошкольном возрасте дети стремятся к преодолению реальных трудностей, к выявлению в процессе игры собственной смелости, силы и настойчивости. Игра создает эти возможности в такой мере, в какой не может создать обычная жизнь ребенка, игра становится формой деятельности, в которой ребенок осуществляет свое стремление к определенным образцам человеческой личности. Игра – есть, своего рода, средство познания ребенком действительности.

Суммируя все выше сказанное, следует обозначить, что ознакомление детей дошкольного возраста с миром природы является самым важным способом формирования гармоничной, всесторонне развитой личности, которая владеет знаниями и умениями экологически социального поведения в природе. Основным средством ознакомления с природой является игра. Посредством игры ребенку значительно интереснее знакомиться с окружающим его миром. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

3. Виды и особенности дидактических игр в процессе

экологического воспитания детей дошкольного возраста 

Использование дидактической игры как средства развития детей дошкольного возраста уходит своими корнями далеко в прошлое. Так, традиция  широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившихся в народной педагоге, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов прошлого Ф. Фребеля, М. Мантессори, Е.И. Тихеева, А.И. Сорокина и др.

В советской педагогике система дидактических игр была создана в 60-е годы. Её авторами являются известные педагоги и психологи: Л. А, Венгер, А.Л. Усова, В.Н. Аванесова и др. В последние время поиски ученых (З.М. Богуславская, О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса, Е.О., Смирнова, А.К. Бондаренко, Н.Я. Михаленко, Н.А. Короткова и др.) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта.

Ученые  придают дидактической игре большое значение. Они подчеркивают ее явное эффективное воздействие на интеллект, на формирование экологической культуры подрастающего ребенка. Это подтверждает опыт многолетней практической работы с детьми.

Так, дидактическая игра способствует:

  • Развитию познавательных способностей, получению новых знаний их обобщению и закреплению. В процессе дидактической игры усваиваются общественно-выработанные средства и способы умственной деятельности, многие сложные явления (в том числе, явления природы) расчленятся на простые и наоборот, единичные обобщаются. Следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность. Некоторые дидактические игры, на первый взгляд, не вносят ничего нового в знания детей, однако они приносят большую пользу тем, что учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях. В процессе таких игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности; дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменение отдельных внешних признаков.
  •  Обогащению чувственного опыта ребенка. Дидактические игры вызывают определенное эмоциональное отношение к природе, развивая при этом его умственные способности (умения сравнивать, обогащать, вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать предметы и явления окружающего мира по определенным общим признакам, чертам, высказывать свои суждения, делать умозаключения).
  •  Развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, развивается связная речь. Ряд дидактических игр с успехом используется для развития фонематической стороны языка. Так, увлекательное игровое действие побуждает детей к многократному повторению одного и того же звукосочетания, такое повторение звуков не утомляет детей, потому что они заинтересованы самой игрой. То они выполняют роль птицы, то роль движущего автомобиля. И чем больше увлечен ребенок, тем активнее он воспроизводит нужные звуки, тем полнее наступает ожидаемый педагогический эффект.
  •  Социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника. В такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к товариществу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде, учится сочувствовать и т.д.
  • Художественно-эстетическому воспитанию. Совершая действие, ребенок думает, насколько оно красиво, элегантно, насколько правильно оно и вообще уместно ли оно в конкретной ситуации, следит за выразительностью своей речи и речи окружающих речи, происходит развитие творческой фантазии при яркой проникновенной передаче художественного образа.

Следует также остановиться на структуре дидактических игр, обозначить своеобразие и особенности руководства ими.

Итак, структуру (структура дидактической игры по А.К. Бондаренко) дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты.

К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам: сюжет и роль.

Главная цель любой дидактической игры обучающая, именно поэтому основным компонентом в ней является дидактическая задача, которая скрыта от дошкольника игровой. Ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению – это процесс непосредственного обучения.

Дидактическая задача – определяется целью обучения и воспитания детей в соответствии с образовательной программой, где для каждой возрастной группе определен объем знаний, умений, и навыков, которыми должны овладеть дети.

Игровые действия, игровая и дидактическая задача реализуется в игровых действиях. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями.

Игровые правила. Основная цель правил – организовывать действия, поведение детей.

Дидактический материал и результат: средством решения дидактической задачи выступает дидактический материал; результатом дидактической игры является решение игровых и дидактических задач, решение обеих задач  – показатель эффективности игры.

Дополнительные компоненты дидактической игры – сюжет и роль. Они не обязательны и могут отсутствовать.

Своеобразие дидактической игры:

  • определяется рациональным сочетанием двух задач дидактической и игровой. Если преобладает обучающая задача, то игра превращается в упражнение, а если игровая, то деятельность теряет свое обучающее значение. Обучение в форме дидактической игры основано на стремление ребенка, входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть отвечает возрастным особенностям дошкольника. Старшие дошкольники начинают осознавать познавательную задачу таких игр, которая опосредуется игровым мотивом, придающим ей смысл.
  •  определяется вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия взрослого с ребенком. Дидактические игры социальны по своему происхождению, социальные отношения менее выражены, чем, например, в сюжетно-ролевой игре, в дидактической игре – сама дидактическая задача, предполагает формирование средств и способов познания.

В дошкольной педагогике все многообразие дидактических игр объединяется в три основных вида: игры с предметами (игрушками), здесь, игры с природным материалом, настольно-печатные и словесные игры.

Игры с предметами в таких играх используются как игрушки, так и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом и т.д. Игры с природным материалом. Этот вид игр наиболее эффективен при ознакомлении детей с природой. Выделяют сюжетные и бессюжетные игры с природным материалом, которые максимально приближают детей к природе, т.к. их желательно проводить в естественных условиях, соблюдая при этом большую осторожность и осмотрительность в выборе материала и места для проведения самой игры. Подобные игры всегда вызывают у детей живой интерес и активное желание играть. Семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. – все это используется в качестве природного материала при организации и проведении дидактических игр этого вида.

Настольно-печатные игры являются интересным занятием для детей при ознакомлении с миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: «лото», «домино», «парные картинки» и т.д.

Словесные игры.  Построены на словах и действиях играющих. Дети при этом самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.

Руководство дидактическими играми осуществляется в трех направлениях: подготовка дидактических игр, их проведение и анализ.

В подготовку к дидактической игре входит: отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения; установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей; определение удобного времени проведения дидактической игры; выбор места для игры; определение качества играющих; подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры; подготовка к игре самого воспитателя; подготовка к игре детей: обогащение их знаниями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игры включает: ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картин, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них); объяснения хода игры и правил игры.

Анализ проведенной игры помогает выявить, какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры. Анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей.

При проведении дидактических игр педагогу необходимо учитывать принципы формирования  игровой деятельности у дошкольников (предложены Н. Михаленко, Н. Коротковой):

1. Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, взрослому следует играть вместе с ними.

2. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства при формировании у ребенка игровые умения необходимо ориентировать его на возможное взаимодействие с партнером-сверстником.

3. Взрослый, играя с детьми вместе на протяжении всего дошкольного периода, должен на каждом его этапе развертывать игру так, чтобы ребенок открывал, усваивал специфические, постепенно усложняющиеся способы построении игры.

Приемы руководства игрой могут быть прямыми и косвенными.

Прямое руководство предполагает непосредственное вмешательство взрослого в игру детей.

Косвенное руководство игрой особенно плодотворно в работе с детьми дошкольного возраста. Свои суждения в процессе игры с детьми педагог выражает исключительно в форме советов, не требуя жесткого подчинения.

Таким образом, удалось доказать, что дидактическая игра является эффективным средством экологического воспитания дошкольников.  При этом одним из важных направлений следует считать воспитание любви к природе родного края детей. Потенциал игры позволяет в полной мере реализовать задачи экологического воспитания и использовать её в любом из направлений воспитательно-образовательной работы с детьми.

4. Практическая реализация экологического воспитания детей дошкольников посредствам дидактических игр

В ходе данной работы в теории была доказана несомненная эффективность проведения с дошкольниками дидактических игр с целью формирования их экологической культуры и воспитанности. В данном параграфе будет освещено применение приемов экологического воспитания в каждодневной практической работе.

Дидактические игры экологической направленности проводятся на прогулках по территории детского сада непрерывно. Для этого мною была подобрана картотека  прогулок с распределением дидактических игр, содержащих программный материал, согласно сезонам. Если мы рассматриваем лягушку, то наблюдения проводим весной; если даю знания об овощах, то делаю это осенью. Изучение материала строится от простого, знакомого и понятного детям, к более сложному. Осваивая  дидактические игры, воспитанники знакомятся, как с живой природой (дикими и домашними животными и птицами, растениями, рыбами, насекомыми, грибами), так и с неживой (почвой, водой, воздухом). Дети учатся различать живые объекты природы от неживых. Знакомятся с образом жизни животных: местом обитания, способом передвижения, питания, узнают части тела и их особенности. Учатся устанавливать связи между способом передвижения и характером конечностей, сезонными изменениями и приспособлениями животных и растений.

Игры, связанные с наблюдением за погодой, рассматриванием деревьев и кустарников, покрова земли, поиском и определением животных (птиц, насекомых, земноводных, пресмыкающихся) сопровождаются ведением календаря, в котором ежедневно фиксируется день недели и погода, состояние растений и животных участка. Фиксация наблюдений в календаре осуществляется детьми под непосредственным контролем. Вначале показываю, обучаю, а затем помогаю и контролирую самостоятельные действия детей. Работа с календарём развивает наглядно-образное и схематическое мышление детей, тем самым также превращаясь в дидактическую игру.

Особое  значение уделяется играм, связанным с организацией зимней подкормки птиц. Вместе с детьми мы заготавливаем корм из семян растений и деревьев, крошки и т. д. Все это делается в игровой форме. Зимняя подкормка птиц дает возможность уточнить представление о зимующих птицах и особенностях их жизни в зимнее время; показать необходимость зимней подкормки; подвести к пониманию того, что человек, подкармливая птиц зимой, спасает их от гибели;  сформировать представление о различиях в жизни птиц в неволе и на воле и приспособленности птиц к полету.

Много внимания уделяется дидактическим играм, способствующим знакомству детей с неживой природой: землёй, водой, воздухом и т. д. Дети знакомятся с таким понятием как ветер, причинами и условиями его возникновения. На участке при помощи нехитрого приспособления они учатся определять его направление и силу. Дети получают возможность опытным путем познакомиться с воздухом, учатся превращать воду в твердое и жидкое состояние.

На территории детского сада организован цветник, где дети, играя в дидактические игры данной тематики, знакомятся с культурными и декоративными растениями. Дошкольники учатся за ними ухаживать, получают первые навыки и знания. В процессе труда ребята подчиняют свою деятельность, свои желания определенным общественными мотивами, начинают понимать, что труд приносит пользу людям, сохраняет  жизнь животных.

Особое значение при проведении дидактических игр экологической направленности уделяется тому, чтобы объяснить: все в природе взаимосвязано. Это происходит на примере самых простых и хорошо знакомых детям объектов (например, «цветы – бабочки»: если рвать без разбору все цветы, то бабочкам станет нечем питаться, и они погибнут). Объясняем что, в лес ходим, как в гости к добрым друзьям, чтобы пообщаться с его обитателями  и полюбоваться, красотой природы.

Проводимые дидактические игры с экологическим уклоном имеют целью донести до детей осознание того, что человек является частью самой природы. Кроме того, эти игры включают в себя освещение вопроса воздействия человека на природу, учат детей правильно использовать природные ресурсы, не нанося при этом вреда экологии.

Для организации непрерывного процесса экологического воспитания детей в группе была создана необходимая предметная среда. В специальном познавательном уголке дети имеют возможность закреплять свои знания, полученные в процессе дидактических игр. Здесь есть настольно – печатные и дидактические игры, пособия для индивидуальной работы, альбомы для рассматривания, раскраски, природный материал (его дети собирают на прогулках и экскурсиях  для изготовления поделок), энциклопедии и книги.

В качестве примера применяемых на практике дидактических игр экологического характера, ниже приводятся игры, направленные на формирование знаний о деревьях. Такие игры проводятся во время прогулки на участке. При этом детям раздается заранее подготовленный природный материал.

1. «Найди в букете такой же листок»

Дидактическая задача: Учить детей находить предмет по сходству.

Ход игры: Воспитатель раздает детям букеты засушенных листьев, такой же оставляет себе. Затем показывает им какой-нибудь лист, например, кленовый, и предлагает: «Раз, два, три – такой листок покажи!». Дети поднимают руку с кленовым листом. Игру повторяют несколько раз с остальными листиками букета.

 

 2. «Найди листок, какой покажу»

Дидактическая задача: Найти предметы по сходству; различие их по размеру.

Ход игры: Во время прогулки воспитатель показывает детям, какой-либо лист и предлагает найти такой же. Отобранные листья сравнивают по форме, отмечают, чем они похожи и чем отличаются. Воспитатель оставляет каждому по листу с разных деревьев (береза, осина, клен). Затем воспитатель поднимает, например кленовый листок и говорит: «Подул ветер. Полетели вот такие листочки. Покажите, как они полетели». Дети, в руках у которых листья клена, кружатся, а по команде останавливаются. Игра повторяется с разными листьями.

3. «Такой листок, лети ко мне!»

Дидактическая задача: Упражнять детей в нахождение листьев по сходству, воспитывать слуховое внимание, активизировать словарь детей.

Ход игры: Воспитатель поднимает, например, лист рябины и говорит: «У кого такой же листок ко мне!». Дети рассматривают полученные от воспитателя листики, у кого в руках такой же, бегут к воспитателю. Если ребенок ошибся, воспитатель дает ему свой лист для сравнения.

4. «Найди листок»

Дидактическая задача: Найти часть по целому.

Ход игры: Воспитатель просит детей внимательно рассмотреть листья на невысоком дереве. «А теперь, попробуйте найти такие же на земле, – говорит воспитатель. Раз, два, три – ищи! Кто нашел, быстрее ко мне». Дети с листьями бегут к воспитателю.

5. «Кто быстрее найдёт берёзу, ель, дуб»

Дидактическая задача: Найти дерево по названию.

Ход игры: Воспитатель называет хорошо знакомое дерево, имеющее яркие отличительные признаки, и просит найти его, например: «Кто быстрее найдет березу? Раз, два, три к березе беги!». Дети должны найти дерево и подбежать к любой березе, растущей на участке, где проводится игра.

Второй вариант Дидактическая задача: Тренировка в быстром нахождении названного дерева.

Ход игры: Игра организуется, как подвижная. Воспитатель объясняет, что водящий может ловить тех детей, которые не стоят у названного дерева. Воспитатель называет сначала те деревья, которые имеют яркие отличительные признаки, затем те, которые похожи по внешнему виду. Все дети должны внимательно слушать, какое дерево названо и в соответствии с этим, перебегать по сигналу «Раз, два, три – беги!».

Данные игры применяются в каждодневной практике и на деле доказали свою эффективность. Дети воспринимают предложение поиграть в подобные экологические игры с удовольствием. А главным результатом проводимого планомерного процесса экологического воспитания становится более бережное отношение детей к природе, повышение их внимания к отличительным признакам растений и животных, к происходящим сезонным изменения.

Заключение

Одной из актуальнейших проблем современного общества является проблема формирования экологической культуры личности. Экологическая культура личности является качественным новообразованием личности, определяющим ценностное отношение человека к себе и к окружающему миру, поступки, поведение и в целом жизнь человека.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этот период происходит качественный скачок, в значительной степени определяющий процесс развития экологической воспитанности в дальнейшем. Он выражается в формировании у ребенка осознанно-правильного отношения к окружающему миру, в том, что начинает выделять себя из окружающей среды.

На современном этапе экологическое образование – это новое направление педагогики дошкольного детства. Одной из ее актуальных задач является формировании экологической культуры дошкольника.

Понимание целесообразности использования игры в обучении детей дошкольного возраста поставило перед исследователями проблему разработки дидактических игр, цель которых – обеспечить наилучшие условия усвоения знаний, умственных навыков и умений. Исследованиями Е.И. Удальцовой, А.И. Сорокиной, А.К. Бондаренко и др. установлено, что дидактическая игра наряду с занятием может быть использована для решения различных учебных задач: формирования навыков умственной деятельности, умений использовать приобретенные знания в новых условиях; она может быть формой организации обучения, методом закрепления знаний, средством воспитания нравственно-волевых, трудовых, экологических и др. знаний и умений.

Таким образом, дидактическая игра может быть включена в любой раздел программы, а её возможности следует широко использовать как для развития экологического сознания, экодеятельности, так и для формирования личности ребенка – дошкольника в целом.

Список использованной литературы:

1. Артемова Л. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. М. 1992.-65 с.

2. Выгодский Л. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб: Союз,1997.-95с.

3. Выгодский Л. Мышление и речь// Собрание сочинений: В 6т.- Т2.-М.,1982. С.319-328.

4. Гармоническая атмосфера Монтессори.// Дошкольное воспитание,-2000,-№11,-С.47.

5. Козлова С., Куликова Т. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед.. учеб. заведений.-3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.-416 с.

6. Мир природы и ребенок. Под ред. Л.М. Маневцевой, П. Г. Саморуковой. - СПб.: «Детство-пресс», 2003. - 319 с.

7. Недоспасова Е. Развитие детей в игровой деятельности.// Ребенок в детском саду,-2001,- №5,- С.38.

8. Нескучаева Л., Пискунова И., Черненко Ю., Игра- путешествие как форма развития познавательной активности детей.// Дошкольное воспитание,- 2004,- №10,- С.15.

9. Николаева С. Место игры в экологическом воспитании дошкольников.- М.: 2006.-135с.

10. Николаева С. Как приобщить ребенка к природе. Методический материал для работы с родителями в дошкольных учреждениях.- М.: 2003.-50с.

11. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред.Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.Безруких, В.Болотов, Л. Глебова и др.- М. Большая Российская энциклопедия,2003.-528 с.: ил.

12. Поваляева М. Развитие речи при ознакомлении с природой. Серия «Мир вашего ребенка», - Ростов н/Д.№ «Феникс», 2002.-416с.

13. Саморукова П. Как знакомить дошкольников с природой. - М.: Просвещение 1983.-25 с.

14. Усова А. Роль игры в воспитании детей. Под ред. А. Запорожца.- М.: Просвещение,1980.-237 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по формированию основ экологической культуры у дошкольников

Проект: «Юные защитники природы» Актуальность темы:Экологическое воспитание — это направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления с природой. Процесс вза...

Формирование основ базовой культуры личности дошкольника

СОДЕРЖАНИЕ: Ø    Введение в тему;Ø    Влияние музыки на эмоциональное воспитание ребенка;Ø    Использование фольклора в воспитании детей разного возра...

Формирование основ толерантной культуры личности дошкольника, педагога и родителя через семейный праздник (из опыта работы).

Веками на территории России жили десятки народов. Вместе работали, вместе защищали страну от захватчиков, вместе восстанавливали разрушенное хозяйство.И в нашем небольшом городе, и у нас в детском сад...

«Деятельностный подход и опытно-экспериментальная работа, как способ формирования основ экологической культуры у дошкольников».

Использование проектных методов с целью формирования основ экологической культуры у дошкольников, как наиболее эффективный в процессе экологического воспитания в свете ФГОС ДОО....

Интеграция познавательной и художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования основ экологической культуры.

В нашем МБДОУ №232 ЦРР «Жемчужинка" реализованы разные циклы интегрированной образовательной деятельности, где сочетаются задачи познавательного и художественного - эстетического развития д...

"Роль гендерного подхода в процессе формирования основ базовой культуры личности ребенка"

Посвящено проблемам воспитания и обучения  ребенка в соответствии с его полом....

Формирование основ экологической культуры у дошкольников как необходимого условия воспитания личности

Цель: формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к окружающей его природе, к себе и людям как части природыЗадачи:-расширять и  обобщать знания детей о мире природы,...