Формирование основ толерантной культуры личности дошкольника, педагога и родителя через семейный праздник (из опыта работы).
материал по теме

ПИМЕНОВА СВЕТЛАНА ИОСИФОВНА

Веками на территории России жили десятки народов. Вместе работали, вместе защищали страну от захватчиков, вместе восстанавливали разрушенное хозяйство.

И в нашем небольшом городе, и у нас в детском саду дружной семьей живут взрослые и дети разных национальностей. Поэтому приобщение детей к культурным ценностям и традициям других народов, обучение уважительному отношению друг к другу независимо от национальности и возможностей является крайне важным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_osnov_tolerantnoy_kultury._iz_opyta_raboty.docx24.63 КБ

Предварительный просмотр:

Пименова Светлана Иосифовна,

Музыкальный руководитель,

МБДОУ Детский сад № 54 «Катюша»,

г. Нижневартовск

Формирование основ толерантной культуры личности дошкольника,

педагога и родителя  через семейный праздник.

(Из опыта работы.)

Выступление на городском методическом объединении музыкальных руководителей на тему: «Содержание, формы и методы работы по формированию толерантности через

музыкальную деятельность».

Мы живем в России. Россия – самая большая в мире страна. Веками на территории России жили десятки народов. Вместе работали, вместе защищали страну от захватчиков, вместе восстанавливали разрушенное хозяйство.

И в нашем небольшом городе, и у нас в детском саду дружной семьей живут взрослые и дети разных национальностей. Поэтому приобщение детей к культурным ценностям и традициям других народов, обучение уважительному отношению друг к другу независимо от национальности и возможностей является крайне важным.

Есть хорошая фраза: «Если ты шипы посеешь, виноград не соберешь». Это слова древнего восточного мудреца Ас-Самарканди. Именно с понимания другого человека начинается общение.

Задачу детского сада мы видим в том, чтобы из его стен выходили воспитанники, мировосприятие которых основано на принципах толерантности. Толерантность – это новая основа общения педагога и воспитанника, способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в современном обществе.

Ознакомление с культурными традициями других народов, воспитание благожелательного отношения к людям других национальностей, чувства уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов мы начали осуществлять в двух направлениях:

- с одной стороны, педагоги ДОУ обогащали представления детей об окружающих их людях (в детском саду, семье), помогали понять их действия, чувства, проявлять по отношению к ним эмоциональную отзывчивость;

- с другой стороны – помогали ребенку разобраться в его собственных чувствах и переживаниях, побуждали рассказывать о них, чтобы проявить сочувствие и поддержку.

Эти две параллельно осуществляемые линии имели целью приучение детей к выполнению общепринятых норм и правил поведения.

Но этого оказалось недостаточно. Начиная практическую работу по толерантному воспитанию детей дошкольного возраста, мы поняли – чтобы воспитать толерантность у детей, надо нам (взрослым) быть примером толерантности. На сегодняшний день возникла необходимость воспитания культуры толерантности не только у детей, но и родителей.

Перед педагогами встала непростая  задача: как в интересной форме рассказать не только детям, но и их родителям о разных народах, окружающих нас, их культурных ценностях и традициях, как научить людей относиться друг  к другу с уважением независимо от их национальности и возможностей.

При обсуждении с коллегами данной проблемы мы пришли к выводу: в дошкольном возрасте очень велика роль эмоциональных переживаний, поэтому важно, чтобы формирование у всех участников образовательного процесса навыков адекватного, уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных культур, национальностей протекало на ярком эмоциональном фоне.

Мы решили организовать семейный праздник, цель которого:

- формирование основ толерантной культуры личности дошкольника, педагога и родителя;

- формирование понимания детьми индивидуальности и чувства собственного достоинства, осознание того, что все люди разные, но у них много общего, все имеют равные права.

На данное предложение откликнулась только одна группа – подготовительная. Началась подготовка к празднику, посвященному Международному дню толерантности (ежегодно отмечается 16 ноября). В беседе с родителями мы поняли, что они относятся к данной теме настороженно. Было немного страшно проводить праздник, но воспитатель этой группы не только сама проявила интерес и желание участвовать в мероприятии, она смогла вдохновить родителей на участие в празднике.  Подготовка началась со сценария, который разрабатывали совместно: воспитатель группы, музыкальный руководитель и родители. Огромная часть работы по подготовке данного мероприятия легла на воспитателя: она предложила родителям распределиться по группам (никто не остался без дела, родители смогли подружиться, проявить свои творческие способности), приготовила презентации для всех выступающих по национальностям, консультировала родителей в подготовке атрибутов, национальных костюмов, давала советы по организации выставки. Родители постоянно были в поиске. Представители Украины проявили инициативу. Они искали нужную информацию в разных источниках: посетили библиотеку, проконсультировались по поводу подготовки костюмов, оформления «уголка украинского народа» с библиотекарем, представителями украинской диаспоры. Им хотелось, как можно, больше рассказать о красоте своего края.

Конечно, не все с легкостью согласились исполнять музыкальные номера. Но музыкальный руководитель помогла в организации не только детских, но и взрослых номеров. Преодолев страх и стеснение, родители с достоинством выступили перед своими детьми и всеми гостями. В течение вечера дети читали стихи о Родине, о дружбе, о детях разных народов,  играли в коммуникативные, подвижные игры народов мира, вместе с родителями пели  украинские, немецкие, русские песни, водили хороводы. Представители Татарстана провели викторину о выдающихся людях своего народа. Совместными усилиями родители организовали чаепитие с дегустацией блюд национальной кухни.

Семейный праздник оказался привлекательным, востребованным, полезным, как для детей, так и для родителей. Мы увидели, как дружно, весело дети вместе с родителями пели, играли, танцевали, с каким интересом, теплотой следили за выступлением представителей других национальностей, как благодарили друг друга за приятно проведенное вместе время. Родители получили массу впечатлений, которыми им захотелось поделиться с окружающими. Они оформили стенгазету о «Празднике Дружбы» и поместили ее в фойе детского сада (на первом этаже). А статья (написанная родителями данной группы) «Многонациональная семья» в газете «Варта» за 12 ноября 2011 года доказала, что данная группа – это одна большая дружная семья, состоящая из представителей разных национальностей.

«Праздник Дружбы» доказал свою актуальность. Начались поиски форм проведения этого мероприятия. В следующем году основой праздника стал музыкальный показ русской народной сказки «Репка», в которой приняли участие дети старшей группы.

По сложившейся традиции участниками праздника стали и родители. Они исполнили национальные песни и танцы, играли вместе с детьми, отгадывали загадки. Праздник закончился дегустацией блюд национальной         кухни и «выращиванием» Дерева толерантности, т.е. гостям были предложены цветная бумага, ножницы, ручки, с помощью которых родители вырезали силуэт руки (взрослой, детской), затем писали пожелания ко всем жителям Земли и развешивали их на макете дерева. Каждый желающий мог прочитать эти пожелания, сделать вывод: какие качества помогают людям позитивно общаться.

Теперь «Праздник Дружбы» стал традиционным и отмечается в нашем детском саду каждый год. Несмотря на привлекательность, праздник является трудным в организации. В его проведении задействован весь детский сад. Большая предварительная работа проводится с  детьми, педагогами и родителями.

Основная работа по организации праздника ложится на музыкального руководителя: он, как обычно, составляет сценарий, а также планирует, организовывает, распределяет обязанности между всеми членами коллектива, контролирует всю работу.

Воспитатели:

- размещают объявления с указанием содержания праздника;

- обговаривают с родителями предполагаемые выступления, всевозможные блюда национальной кухни (это самая трудная часть в организации данного праздника);

- готовят презентации в соответствии с выступлениями родителей;

- организовывают выставки картин, иллюстраций с изображением национальных флагов, представителей той или иной национальности и т.д., выставки рисунков, кукол в национальных костюмах и т.д.;

- оформляют зал;

- совместно с музыкальным руководителем готовят детские концертные номера;

- оформляют столы, блюда национальной кухни, приготовленные и принесенные родителями;

- закупают одноразовую посуду, салфетки и т.д.

Никто не остается без дела: помощники воспитателей участвуют в подготовке столов, работники прачечной – ответственные за праздничные скатерти, салфетки, работники кухни  пекут булочки, пирожки, заваривают чай.

Выбираются ответственные за организацию дегустации блюд национальной кухни.

Родители заранее приносят грамзапись, обговаривают номер выступления, репетируют в музыкальном зале детского сада.

Чтобы «Праздник Дружбы» стал обучающим для детей и родителей, был разработан определенный алгоритм его проведения:

1 часть – концерт детей старших групп. В первой части дети читают стихи, поют песни о дружбе, о Родине, о мире, исполняют народные танцы, играют на народных музыкальных инструментах. Порядок выступления (как на настоящем концерте) помещен перед залом.

В этом учебном году наиболее запоминающимся стал забытый русский народный хоровод «Земелюшка-чернозем». Дети в русских народных костюмах от души пели, танцевали, чем доставили радость всем гостям.

2 часть – концерт с участием родителей.

В этом году родители в национальных костюмах исполнили душевную украинскую песню, весело спели чувашскую и татарскую. Участники группы «Тартария» водили русские народные хороводы, играли в русские народные игры. Самыми зажигательными оказались танцы: узбекский и  танец в исполнении народа Лакцы (папа и сын). Родители вместе с детьми весело танцевали, а гости поддерживали их дружными аплодисментами.

Торжественную часть закончила песня в исполнении Марты Викторовны «Желаю, что все были здоровы…»

3 часть – дегустация блюд национальной кухни.

Девицы-красавицы в русских народных костюмах угощали гостей блюдами национальной кухни и чаем в течение всего вечера.

4 часть – «выращивание» Дерева толерантности.

Это дерево осталось нами с предыдущего «Праздника Дружбы». Сейчас на нем появились новые «плоды и побеги» наших успехов в толерантном общении с людьми!

Все желающие смогли прийти на праздник. В зале было столько гостей, что, как говорится, «яблоку негде было упасть» (пришлось подставлять дополнительные стулья). Но это не испугало ни артистов, ни зрителей. Один папа сказал: «В тесноте, да не в обиде», и все присутствующие с ним согласились.

На протяжении всего вечера звучали песни о дружбе, о Родине, о мире. И взрослые, и дети с удовольствием подпевали знакомые песни «Ты да я, да мы с тобой», «Дружба» (группа «Барбарики») и др. Но самое главное, в этот день дети и взрослые соприкоснулись  с народным искусством, которое соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединении этих трех компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия, способствующий формированию не только основ толерантной культуры личности дошкольника, но и  музыкально-творческих способностей ребенка.  

Впечатления от праздника дети отразили в рисунках, лепке, создании альбомов по данной теме. Каждый ребёнок рисовал и составлял рассказ о той национальности, которая больше всего заинтересовала  его.

Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Родители – самые дорогие и близкие люди – увидели, что дети гордятся ими (независимо от национальности), им хочется вместе с ними танцевать, петь, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания. Мы считаем эту форму взаимодействия с родителями (семейный праздник)по вопросу формирования толерантности в музыкальной деятельности очень своевременной, актуальной и необходимой для всех участников образовательного пространства детского сада: детей, родителей и педагогов. В процессе сотрудничества у родителей и детей проявились не только такие качества как творчество, музыкальность, ответственность, солидарность, активность, они стали более дружными. Мы увидели уважительное отношение людей разных национальностей друг к другу.

Посещение наших мероприятий средствами массовой информации (радио, телевидение) доказывают, что мы занимаемся нужным, важным и полезным делом.

Таким образом, услышав национальную музыку, увидев выступления родителей с детьми в народных костюмах, попробовав блюда национальной кухни и др.  каждый больше узнал об украинцах, чувашах, татарах, узбеках…. «Праздник Дружбы» помог объяснить, что нужно жить в мире и дружбе, помогать друг другу, уметь прощать, забывать обиды.

Надеемся, что работа по данному вопросу помогла родителям приобрести знания в области воспитания толерантных отношений своих детей, и что важнее всего, они притворят их в жизнь, а это, в свою очередь, будет способствовать снижению распространяющихся в последнее время по всей планете случаев проявления насилия и экстремизма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по формированию основ экологической культуры у дошкольников

Проект: «Юные защитники природы» Актуальность темы:Экологическое воспитание — это направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления с природой. Процесс вза...

Консультация для педагогов "Формирование основ базовой культуры личности ребенка через социальную действительность"

В материале представлены некоторые особенности восприятия окружающего мира детьми дошкольного возраста и средства приобщения детей к социальной действительности....

Формирование основ базовой культуры личности дошкольника

СОДЕРЖАНИЕ: Ø    Введение в тему;Ø    Влияние музыки на эмоциональное воспитание ребенка;Ø    Использование фольклора в воспитании детей разного возра...

Презентация «Формирование основ музыкальной культуры старших дошкольников » (из опыта работы)

Представлен опыт работы по теме «Формирование основ музыкальной культуры старших дошкольников».                          ...

Формирование основ музыкальной культуры личности у младших дошкольников в процессе приобщения к музыкальному искусству (из опыта работы)

Материал будет полезен музыкальным руководителям ДОУссылка на  дидактическую игру https://disk.yandex.ru/i/fxsRr_XnpTqhqw...

Обобщение педагогического опыта по теме "Формирование основ финансовой культуры старших дошкольников"

Обобщение педагогического опыта по теме "Формирование основ финансовой культуры старших дошкольников" и конспект интегрированного занятия по финансовой культуре....