Интеграция познавательной и художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования основ экологической культуры.
статья по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Гинина Венера Мидихатовна

В нашем МБДОУ №232 ЦРР «Жемчужинка" реализованы разные циклы интегрированной образовательной деятельности, где сочетаются задачи познавательного и художественного - эстетического развития детей старшего дошкольного возраста: "Краеведческий ", "Путешествие в Японию" и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integratsiya.docx1_.docx25.05 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция познавательной и художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования основ экологической культуры.

На основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования Российской Федерации(ФГОС, приказ №1155 Министерства образования и науки от17 октября 2013 г.)содержание образовательной деятельности в ДОУ должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей :социально-коммуникативное развитие ;познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

В связи с этим сегодня актуальны интегративные процессы в образовании. Объединение различных составляющих знания даёт эффект, превосходящий известные результаты. Поэтому, сочетание чувственной и рациональной форм познания способствует гармоничному развитию дошкольника. Обеспечение взаимодействия когнитивных и эстетических способностей личности старшего дошкольника в педагогическом процессе создаёт возможности для более плодотворного интеллектуального развития ребенка, позволяет успешнее продвинуться в познании мира, создаёт потенциал его творческого преобразования.

Как известно, познание мира наиболее гармонично осуществляется именно в эстетической, художественной форме. Этим путём формируется созидательное начало в человеке, способность воспринимать и творить действительность по законам красоты. Интеграция эстетической и познавательной деятельности (или «художественно-логическая интеграция») в педагогическом процессе представляет ещё один аспект достижения гармонии в формировании целостной высоконравственной интеллектуально-творческой личности. Эффективность осуществления эстетического воспитания в целом и развития художественно-творческих способностей в частности, определяются взаимосвязанным использованием всех средств эстетического воспитания и разнообразных художественно-творческих деятельностей (игровой, изобразительной, театрализованной, художественно-речевой, музыкальной).Ознакомление детей с искусством и их художественно-творческую деятельность разного содержания является  органичной частью воспитательно-образовательной работы детского сада, в процессе которой решаются как общие задачи воспитания и развития, так и специфические для каждого вида искусства и художественной деятельности задачи.

Все виды художественно-творческой деятельности тесно связаны с различными разделами работы, включенными в педагогическую систему дошкольного воспитания. В процессе образовательной деятельности со старшими дошкольниками по ознакомлению с окружающим миром, в том числе с природой, краеведению, народным фольклором, по развитию речи, чтению произведений художественной литературы дети получают разнообразные впечатления, знания, представления, испытывают различные чувства. Это обогащает их опыт, образное содержание любой художественной деятельности; способствует развитию мышления, формированию эстетической оценки и эстетического отношения к окружающему миру, искусству и собственно художественной деятельности.

Неоценимое значение для эстетического, духовного формирования личности ребенка средствами интеграции заключается в том, что важнейшей составляющей интегрированной образовательной деятельности является искусство (литература, изобразительное, музыкальное, театрализованное искусство, архитектура и др.), как классическое, так и народное.

По мнению И.А.Лыковой необходимо обогащать содержание изобразительной деятельности в соответствии с задачами познавательного развития детей старшего дошкольного возраста, инициировать выбор сюжетов о бытовых, общественных и природных явлениях, учить детей грамотно отбирать содержание рисунка, лепки, аппликации (лес, водоем, пустыню «населять» соответствующими обитателями, на лугу изображать ромашки, васильки, а в саду- розы, тюльпаны), поддерживать желание передавать характерные признаки объектов и явлений на основе представлений, полученных из наблюдений или в результате рассматривания репродукций, иллюстраций в детских книгах и энциклопедиях, отражать свои обобщенные представления о цикличности изменений в природе, показать способы экономного расходования материалов.

Т.С.Комарова, М.Б.Зацепина отмечают, что реализация интеграции разных видов искусства и художественной деятельности детей в учебно-воспитательном процессе эффективнее осуществляется в интегрированных циклах, включающих в себя образовательную деятельность, экскурсии; вечерах-развлечениях (викторины, сюрпризные моменты, КВН), праздники, тематические вечера-концерты и др. Эти занятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Интегрированная образовательная деятельность, охватывающая искусство и окружающую жизнь (составляющая содержание практически всей воспитательно-образовательной работы, педагогического процесса), не только способствуют более глубокому освоению детьми художественной культуры, природной, предметной и социальной среды, но и формированию у них художественно-творческих способностей и одаренности.

В нашем МБДОУ №232 ЦРР «Жемчужинка реализованы разные циклы интегрированной образовательной деятельности, где сочетаются задачи познавательного и художественного - эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.

Цикл «Краеведческий»

Тема : Мой родной край

Задачи

в области «Познавательного развития»:

- Развивать интерес к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях.

-Воспитывать эмоционально –ценностное отношение к окружающему миру ( природе, людям, предметам).

- Развивать представления о родном городе, крае, воспитывать гражданско- патриотические чувства.

в  области «Художественного- эстетического развития»:

-Активизировать проявления эстетического отношения к окружающему миру ( искусству, природе, социальным явлениям).

-Развивать художественно- эстетическое восприятие, эмоциональный отклик на проявление красоты в окружающем мире. Произведениях искусства и собственных творческих работах; способствовать освоению эстетических оценок, суждений.

Содержание: Освоение представлений о своем городе, его особенностях, достопримечательностях и знаменитых земляках. Проявление интереса к родному краю. Накопление представлений о городе, селе как сообществе растений, животных и человека. Раскрытие многообразия ценностей природы для жизни человека и удовлетворения его разнообразных потребностей.

Развитие умений откликаться и замечать красоту окружающего мира. Умения художественного восприятия: умения самостоятельно и последовательно анализировать произведения и архитектурные объекты; выделяет типичное, обобщенное.

Методические средства: игра- путешествие «Путешествие в древний город» рассматривание картин А.А. Пластова «Первый снег», «Новая крыша», экскурсии в музеи города, по территории детского сада, по близлежайшим улицам,  в Молодежный парк и Винновскую рощу, чтение стихотворений поэтов Ульяновской области В.Л. Малахова «Симбирск», А.П. Чеснокова «Родина», знакомство с пословицами о Родине: «На Родине и дни, и ночи прекрасны», «К Родине любовь у семейного очага рождается», «И пылинка родной земли – золото»,слушание музыкального произведения «Край, в котором ты живешь» (Музыка Г. Гладкова, слова Ю. Энтина), аппликация «Наш город», лепка  «Наша река - Свияга»(коллективная композиция), рисование «Деревья в нашем парке», конструирование (макетирование) «Засечная черта».

Тема : Наша сладкая фабрика.

Задачи

в области «Познавательного развития»

-Развивать аналитическое восприятие, умение использовать разные способы познания: обследование объектов, установление связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета.

-Развивать умения отражать результаты познания в речи, рассуждать, пояснять, приводить примеры и аналогии.

-Поддерживать творческое отражение результатов познания в продуктах детской деятельности.

в  области «Художественного- эстетического развития»:

- Совершенствовать художественно- эстетическое восприятие, художественно- эстетические способности. Продолжать осваивать язык изобразительного искусства и художественной деятельности.

-Накапливать представления о творчестве русского композитора П.И. Чайковского.

Содержание: Ознакомление детей с работой ульяновской кондитерской фабрики «Сладко», выпускаемой продукцией. Формирование представлений   у детей о роли машин и механизмов в труде человека. Закрепление знаний детей о растениях, плоды которых используются в кондитерской промышленности. Формирование знаний о сахарной свекле, которую выращивают на полях Ульяновской области и из которой делают сахар.

Методические средства: беседы с детьми на темы «Что такое сахар?», «Что такое шоколад?», чтение книги Р. Дала «Чарли и шоколадная фабрика, чтение сказки- притчи В. Кротова «Крямнямчики», рассматривание картины Лиотара «Шоколадница», знакомство детей с «конфетными» деревьями: какао, кофе, изготовление конфет из мака, орехов, изюма, печенья, повидла, чернослива. аппликация «Жила-была конфета» (витрина магазина), рисование «Нарядные фантики», лепка угощений из съедобного или песочного теста «Крямнямчики», слушание музыкальных произведений П.И. Чайковского «Танец феи Дражже»( балет «Щелкунчик»), песни «Песенка про конфеты» ( музыка А. Флярковского, слова Б. Савельева)

Результаты деятельности:

Тема : Мир насекомых

Задачи

в области «Познавательного развития»:

в  области «Художественного- эстетического развития»:

Содержание:

Методические средства: лепка «Муравьишка в муравейнике (папье-мае), аппликация «Нарядные бабочки» (обрывная техника), рисование «Мы на луг ходили»

Результаты деятельности:

Цикл «Путешествие в Японию»

Задачи

в области «Познавательного развития»:

-Формировать представления о многообразии стран и народов мира, некоторых национальных особенностях людей.

- Развивать толерантность по отношению к людям разных национальностей.

в  области «Художественного- эстетического развития»:

-Активизировать проявления эстетического отношения к окружающему миру (искусству, природе, социальным явлениям).

Развивать представления об жанров- видовом разнообразии искусства, способствовать освоению детьми языка изобразительного искусства и художественной деятельности, формировать опыт восприятия разнообразных эстетических объектов и произведений искусства.

-Обогащать слуховой опыт детей при знакомстве с жанрами музыки.

Содержание: Сравнение традиций, образа жизни россиян и людей, проживающих в Японии. Знакомство с костюмами. традициями, этикетом Японии. Воспитание уважения к традициям разных народов. Выработка правил отношения к людям из других стран.

Методические средства:

Результаты деятельности:

По результатам работы в нашем ДОУ можно сказать, что интеграция познавательной и художественно-эстетической образовательных областей обеспечивает позитивный результат обучения и воспитания детей. Опыт показывает, что интеграцию возможно применить не только в непосредственно образовательной деятельности, но и для организации свободной, совместной, а также продуктивной и игровой деятельности детей.

Литература

  1. Белая К.Ю. Интеграция- как инструмент создания новой модели ДОУ// Управление ДОУ.-2003.- №4
  2. Васюкова Н. Интеграция содержания образования через планирование педагогической деятельности // Детский сад от А до Я.- 2004. -№6
  3. Детство: примерная образовательная программа дошкольного образования /Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.-СПб.: Детство –Пресс, РГПУ им. А.И. Герцен,.- 2014.-231с.
  4. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ/Под редакцией О.В. Дыбиной.- М.: Мозаика- Синтез,-2012.-73с.
  5. Комарова Т.С.,Зацепина М.Б. Интеграция в системе воспитательно- образовательной работы детского сада. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.:Мозаика- Синтез,-201.- 144 с.
  6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. -М.:КАРАПУЗ.-2010.-208с.
  7. Микляева Н.В. Разработка интегрированных моделей образовательного процесса на основе полихудожественного подхода.  //Управление ДОУ.М,,-2012.- №10.
  8. Павленко И.Н. Интегрированный подход в обучении  дошкольников.//Управление ДОУ,-2005.-№5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме: "Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования»

Презентация по теме: "Исследовательская деятельность детей старшего  дошкольного возраста в  процессе экспериментирования» ...

Опыт работы по теме: "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования"

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естес...

«Развитие музыкально-творческих и познавательно-речевых способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования основ патриотического воспитания»

К проблеме патриотизма подрастающего поколения обращались многие выдающиеся педагоги и общественные деятели -  К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский указы...

Познавательно- исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в процессе работы с автодидактическим материалом Марии Монтессори.

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Каждый ответ педагога на детский вопр...

«Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с явлениями космоса и вселенной»

Материал содержи практические рекомендации по организации опытно-экспериментальной деятельности детей в процессе организации работы естественнонаучного направления- згакомство детей с космосом и Вселе...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА КООРДИНАЦИОННОМ СОВЕТЕ СО ШКОЛОЙ НА ТЕМУ: «СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ»

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯДошкольное детство – это период активного освоения окружающего мира, первоначального фактического фор...

Опыт работы по теме: Технология проблемного обучения как средство активизации мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с правилами дорожного движения

  Все мы живем в современном обществе увеличивается количество машин.Важным остается тот факт, что дошкольники испытывают трудности в формировании навыка безопасного поведения на...