«Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с явлениями космоса и вселенной»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Материал содержи практические рекомендации по организации опытно-экспериментальной деятельности детей в процессе организации работы естественнонаучного направления- згакомство детей с космосом и Вселенной

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Организация познавательно-исследовательской  деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с явлениями космоса и вселенной»

Подготовила:

Лазебная Елена Ивановна, воспитатель

МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 13 «Солнышко»

        В соответствии с требованиями ФГОС ДО работа с детьми в  ДОУ направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Для детей старшего дошкольного возраста одним из приоритетных видов деятельности является познавательно-исследовательская деятельность, которая может быть организована в рамках непосредственно образовательной деятельности и в культурных практиках.

      Тема космоса максимально может быть реализована в условиях совместной деятельности воспитателя с детьми, направленной на становление первичной ценностной ориентации и социализации, как того требует ФГОС ДО.

       Необходимость использования в образовательной деятельности с детьми  темы «Космос» вызвана также темпами развития современных детей - объем информации, вызывающий интерес, очень возрос. У старших дошкольников идёт постепенное расширение познавательной сферы, пробуждение интереса к миру, формирование кругозора - это обусловлено особенностями  развития личности старших дошкольников.

      Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает детское  внимание, заставляет включать в процессе наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие. Поэтому, главной целью работы по ознакомлению с космосом является формирование познавательной творческой активности, а, следовательно, и подготовка детей к школе.

      Однако, в практике работы, педагоги, осуществляющие ознакомление детей с космосом, сталкиваются с проблемами. Во-первых, это содержание обучения, т.е. вопрос о том, чему учить малышей. Нет ни одной утверждённой Министерством образования программы, направленной на расширение знаний детей о космосе. Во-вторых, выбор методов обучения, то есть способов и приемов обучения. Разумеется, как содержание обучения, так и методы обучения должны быть адекватными психолого-педагогическим особенностям развития детей старшего дошкольного возраста.   В-третьих, отсутствие доступных и интересных для дошкольников книжек, наглядных  пособий, компьютерных игр и программ. К сожалению, многое из того, что уже сделано в нашей стране и за рубежом, предназначается скорее младшим школьникам, чем дошкольникам.

      Организация опытно-исследовательской деятельности со старшими дошкольниками является своеобразным выходом из данной ситуации.

        Цель работы: Ознакомление с космосом детей старшего дошкольного возраста посредством расширения познавательной сферы, пробуждения интереса к окружающему миру, формирования кругозора, создания педагогических условий для развития познавательно-исследовательской  активности.

       Задачи:

Образовательные:

На основе познавательно-исследовательской деятельности:

  • формировать общее представление о Вселенной, ее происхождении;
  • формировать представление о Солнце как самой близкой к нам звезде, его признаках (форма, размер, польза для всего живого);
  • познакомить детей со звёздами и их
  • познакомить с понятиями "созвездия", названиями некоторых из них

          познакомить с назначением карты звездного неба, особенностями  

          расположения звезд на карте, разной степени отдаленности звезд, дать

          информацию о Млечном пути;

  • формировать представление о планетах Солнечной системы, законах движения планет;
  • формировать представление о Луне как спутнике Земли, дать понятие о фазах Луны, о смене дня и ночи, об исследованиях на Луне;

Развивающие:

На основе познавательно-исследовательской деятельности:

  • развивать познавательный интерес, любознательность, наблюдательность, системное мышление в практической деятельности;
  • развивать интерес к самостоятельной практической деятельности, учить делать умозаключения;
  • развивать воображение дошкольника.

Воспитательные:

На основе познавательно-исследовательской деятельности:

  • воспитывать умение самостоятельно планировать свою работу;
  • привычку находить ответ на поставленный вопрос, подтверждая его опытно-экспериментальным путём.

Алгоритм организации опыта:

  1. Перед дошкольниками ставится проблема, выслушиваются предположения (выдвигаетсяь гипотеза).
  2.  Организуется практическая деятельность по осуществлению экспериментальной работы, позволяющая наглядно представить явления, происходящие с космическими объектами.

 На основе полученных результатов делаются выводы и умозаключения.  

Работа ведётся по блокам:

- Планета Земля как часть Вселенной

-Что такое  Вселенная.

-Небесные тела.

-Солнце и Луна. Солнечные и лунные затмения.

-Солнечная система. Планеты Солнечной системы.

- Звездное небо

-День и ночь. Смена дня и ночи в зависимости от движения небесных светил по небосклону.

-Времена года. Смена времён года в зависимости от движения небесных светил на небосклоне.

     Сначала дети познакомились с планетой Земля, узнали, что Земля вращается вокруг Солнца, на основе экспериментальной деятельности узнали, как действует закон земного притяжения.

Опыт «Почему все падает на Землю».

Цель: понять, что Земля обладает силой притяжения.

Дети подбрасывают предметы из различного материала вверх.

Опыт «Как действует сила притяжения»

Цель: на наглядном примере  объяснить детям как действует сила притяжения.

 В ёмкость с водой опустить 2 пробки на расстоянии 5 мм. Пробки через некоторое время притянутся друг к другу. Вывод: предметы могут притягиваться друг к другу.

Это первоначальные  сведения, которые являются основой для понимания законов движения небесных тел.

Самые первые небесные тела, с которыми  знакомятся дети- это Солнце и Луна.

Опыт «Почему Луна не падает на Землю»

Цель: Объяснить детям закон притяжения.

Оборудование: Мяч, шарик на нитке.

Рекомендации к проведению.

Воспитатель подбрасывает вверх мяч. Он падает на пол. Как вы думаете почему? (Земля делает тяжелым все, что на ней есть. За счет силы притяжения она все притягивает к себе. Как только предмет лишается опоры, он падает вниз). Земля притягивает к себе свой спутник. Как он называется? (Луна). Почему Луна не падает на Землю? (Ответы детей). Организуется опыт. Луна (небольшой шарик, привязанный к нитке). Нитка – это видимая часть силы притяжения. Я буду Землей. Я тяну к себе Луну, но она сопротивляется (крутит шарик на нитке вокруг себя). Падает Луна на меня? (Нет). Почему? (Ответы детей). Что будет, если перестать крутить шарик? (Он упадет). Если Луна перестанет лететь по своей орбите вокруг Земли, Земля притянет ее к себе силой притяжения, и Луна упадет.

Опыт «Фазы Луны»

Цель: объяснить детям, почему Луна на небе выглядит по разному- то она широкая, то ее вилно только половинку, то она в виде узкого серпа..

Материал: фонарик, мяч.

Рекомендации к проведению: Возьмём мяч и в темноте посветим на него фонариком с разных сторон. Когда свет падает на мяч сзади- нам видна только узкая полоска по краю мяча. Остальная часть в тени.Посветим на мяч сбоку-Освещена только половина мяча. Посветим на мяч спереди- мяч освяшен полностью.

Точно также мы наблюдаем мячик_Луну, который с разных сторон освящает фонарик-Солнце. Вот такие превращения с внешним видом называются фазы Луны.

Опыт «Солнечные и лунные затмения»

Цель: показать детям, как происходят Солнечные и Лунные затмения.

Материал: лампа, мяч, глобус. Рисунок «Солнечные и Лунные затмения»

Рекомендации к проведению:

Воспитатель: Мы знаем, что земля вращается вокруг Солнца, а Луна вращается вокруг земли. Хотя нам с земли и кажется, что оба светила вращаются вокруг нашей планеты, но на самом деле такое можно сказать только о Луне.

 В этом кружении Солнце, Земля и луна часто встают в ряд- в одну линию, и тогда на небе происходят очень странные вещи: то Луна заслоняет Солнце от Земли, то Земля заслоняет Солнце от Луны.

 Опыт: лампа - это Солнце, глобус-это наша планета Земля, а мяч- это Луна. Когда Луна(мяч)  заслоняет Солнце (лампу) ОТ Земли(глобуса)- происходит Солнечное затмение (Солнце затмилось, спряталось, заслонилось).

Потом Луна бежит дальше по кругу вокруг земли, и вот уже Земля заслоняет Солнце от луны- происходит Солнечное затмение( Луна затмилась, спряталась, заслонилась землей).

   Выясняется, почему на мяче и глобусе появляется тень.

        Далее дети знакомятся с Солнечной Системой и планетами Солнечной системы. Всего в Солнечной системе 9 планет.  Можно сделать микропланетарий, используя познавательно-исследовательскую деятельность.

Опыт. Планеты Солнечной системы«Модель планетария»

Все планеты Солнечной системы отличаются по размеру. Объясните, что если самая большая из планет – Юпитер — размером с большой качан, то наименьшая из планет — Плутон — будет похожа на маленькую фасолинку. В центре комнаты располагаем «Солнце» — мяч, выложим вокруг «орбиты» из цветных ниток, а на них «планеты» — их названия, написанные на полосках бумаги.


Меркурий — светлая горошина,
Венера — грецкий орех,
Земля — орех побольше,
Луна — сухая горошина,
Марс — фасолина,
Юпитер — большой качан капусты,
Сатурн — маленький кочан капусты,
Уран — апельсин,
Нептун — грейпфрут,
Плутон — фасолина, поменьше первой.


Дети с удовольствием поиграют в планетарий, покажут, «как летают планеты».

Опыт «Почему  планет не видно на небе, и нам кажется что она светят как и звезды»

Выключить свет в комнате, зажечь фонарик и посвятить на мяч.Если мы смотрим на мяч из темноты(а в космосе очень темно), то мяч кажется нам ярким. Свет фонаря освящает мяч и отражается от него. Такой свет называется отражённым.  Если фонарь погасить- то мяч в темноте становится невидимым, потому что он не излучает собственного света.Так и планеты в космосе-они не излучают собственного света, а лишь светят отражённым солнечным светом.

Опыт «Почему планеты Солнечной Системы вращаются вокруг Солнца и никуда не падают»

Цель: Дать детям представление о том, что на планеты, вращающиеся вокруг Солнца, действует сила притяжения, только когда они находятся в движении.

Материал: Ведерко, к ручке которого привязана верёвка, пластмассовый шарик.

Рекомендации к проведению:

Дети кладут шарик в ведёрко. Выясняют, что произойдёт, если ведерко перевернуть(шарик упадёт, потому что на него действует сила притяжения земли). Взрослый демонстрирует вращения ведра за верёвку (шарик не падает). Детей подводят к выводу, что когда предметы крутятяся (двигаются по кругу), они не падают. Это же происходит с планетами Солнечной системы  и их спутниками. Как только движение прекращается- предмет падает.

Опыт «Что бы произошло со спутником, если бы планета его не притягивала»

Цель: Показать на примере силу земного притяжения, которое действует на планеты.

Оборудование. Бумажная тарелка, шарик, ножницы.

Рекомендации к проведению:

Взрослый предлагает детям решить задачу: что произошло бы со спутником, например, Луной, если бы планета его не притягивала (не действовала бы сила земного притяжения).

Опыт:  воспитатель разрезает бумажную тарелку пополам и использует одну половинку: помещает в нее шарик и ставит тарелку на стол, слегка наклоняет, чтобы шарик быстро покатился на выемке в тарелке.

Дети выясняют, что происходит (шарик скатывается с тарелки и удаляется от нее по прямой).

Вывод: предметы двигаются по прямой, если на них не действует какая -нибудь сила. Луна бы тоже удалилась от земли, если бы  земное притяжение не удерживало ее на круговой орбите.

Опыт «Чем ближе, тем быстрее»

Цель: Узнать, как расстояние до Солнца влияет на время обращения планеты вокруг него.

Оборудование. Пластилин, линейка, рейка метровой длины.

Рекомендации к проведению. Дети вместе с педагогом выясняют, что происходит на планете Земля за то время, когда  планета делает один оборот вокруг Солнца (проходит год, меняются 4 времени года). Взрослый предлагает детям определить, на всех ли планетах, как на Земле, год длится 365 дней.

Дети под руководством взрослого лепят из пластилина 2 шарика размером с грецкий орех. Один шарик помещают на конец линейки, а другой- на конец более длинной рейки. Ставят линейку и рейку  вертикально на пол так, чтобы пластилиновые шарики оказались наверху. Затем одновременно отпускают линейку и рейку. Отмечают, что шарик, прикреплённый к линейке, упал быстрее.

Взрослый, используя модель Солнечной Системы, объясняет, что эти действия напоминают движение планет вокруг Солнца (Меркурий обращается вокруг Солнца за 88 земных дней, Плутон- за 250 земных лет; в зависимости от расстояния планеты до Солнца. Чем дальше планета, тем медленнее она вращается вокруг Солнца).

Вывод: чем ближе планета к Солнцу, тем короче на ней год, так как она быстрее вращается вокруг Солнца.

Опыт«Как расстояние от Солнца влияет на температуру воздуха»

Цель: Выяснить зависимость температуры воздуха от  расстояния до Солнца.

Материал: линейка, 2 термометра, настольная лампа.

Рекомендации к проведению: Возьмите термометр и поместите линейку 1 термометр на отметку 10 см, а второй- на отметку- 100 см. Поставьте настольную лампу у нулевой отметки линейки. Включите лампу. Через 10 минут сравните показания обоих термометров. Ближний термометр показывает более высокую температуру.

    Термометр, который находится ближе к лампе, получает больше энергии, следовательно, нагревается сильнее. Чем дальше распространяется  свет от лампы, тем больше расходятся его лучи, они не могут сильно нагреть дальний термометр.

    С планетами происходит то же самое: те. Которые ближе к Солнцу- нагреваются сильнее тех, которые находятся от Солнца дальше.

     Звезды являются частью Вселенной .При ознакомлении детей со звездным небом используются такие опыты как:

Опыт «Звёзды светят постоянно»

Цель. Объяснить детям, почему не видно звёзд днём.

Оборудование: Дырокол, лист картона размером с открытку, белый конверт, фонарик.

Рекомендации к проведению. Пробейте дыроколом в картонке несколько отверстий. Вложите картон в конверт. Находясь в хорошо освещённой комнате, возьмите в одну руку конверт с картоном, в другую - фонарик. Включите фонарик,  на расстоянии 5 см посветите на обращённую к вам сторону конверта, потом на другую.

 Дырки в картоне не видны через конверт, когда вы светите фонариком на обращённую к вам сторону конверта, но становятся хорошо заметны, когда свет от фонаря направлен с другой стороны конверта прямо на вас.

Почему?

   В освящённой комнате свет проходит через дырочки в картоне независимо от того, где находится зажжённый фонарик, но видно их становится только тогда, когда дырка, благодаря проходящему через неё свету, начинает выделяться на чёрном фоне.

   Со звёздами происходит то же самое. Днём они светят тоже, но небо становится настолько ярким из за солнечного света, что свет звёзд затмевается.

     Лучше всего смотреть на звёзды в безлунные ночи, и подальше от городских огней.

Опыт «Почему кажется, что звёзды движутся по кругу»

Цель. Дать представление о расположении звёзд на небе, их статичности.

Оборудование. Ножницы, линейка, белый мелок, карандаш, клейкая лейка, бумага чёрного цвета.

Рекомендации к проведению. Вырежьте из бумаги круг, диаметром 15 см. наугад нарисуйте мелом на чёрном круге 10 маленьких точек. Проткните круг по центру карандашом, и оставьте его там, закрепив снизу клейкой лентой. Зажав карандаш между ладонями, быстро крутите его. На вращающемся черном круге появляются белые световые пятна. Почему так происходит?

    Наше зрение на некоторое время сохраняет изображение белых точек. Из-за вращения круга их отдельные изображения сливаются в цветовые кольца.

Подобное случается, когда астрономы фотографируют звёзды, делая при этом многочисленные  многочасовые выдержки. Свет от звёзд оставляет на фотопластине  длинный круговой след, как будто звёзды двигаются по кругу.

    На самом же деле движется сама Земля, а звёзды относительно неё  неподвижны. Хотя нам кажется, что звёзды движутся, но движется фотопластина вместе с вращающейся вокруг своей оси Землёй.

       Знание законов движения планет вокруг Солнца, небесных светил на небе позволило детям понять принцип смены дня и ночи, смены времён года.

Опыт  «Смена дня и ночи»

Цель: Дать детям представление о смене дня и ночи.

Оборудование: Мяч, настольная лампа, глобус.

Рекомендации к проведению.

Для того, чтобы дети поняли, как происходит смена дня и ночи, можно проделать следующий эксперимент. Возьмите мяч и источник света (свечу или настольную лампу). Воспитатель задает детям вопрос: «Можно ли осветить его одной лампочкой одновременно со всех сторон?» (Ответы детей). Лампочка освещает только ту половину мяча, которая обращена к свету. Другая половина остается неосвещенной, темной.

 Вывод: на освещенной половине – день, на неосвещенной – ночь.
Далее воспитатель ставит против источника света глобус: «Посмотрите, где проходит граница между освещенной и неосвещенной его сторонами». Дети определяют, какие материки и океаны освещены, какие материки и океаны не освещены, делают вывод.

 В преддверии празднования дня космонавтики дети познакомились с понятием невесомость, узнали, что в космосе воздуха нет

Опыт «Невесомость»

Цель: Выявить случаи проявления невесомости (частичной потери веса) на Земле.

Оборудование. Предмет на нитке, ёмкость с водой, пружинные весы.

Рекомендации к проведению. Дети рассматривают предмет, взвешивают его, отмечая показания на весах. Медленно погружают предмет в воду, не снимая его с весов.  Выясняют, что происходит (весы показывают меньший вес- предмет стал легче).

Делают вывод: вода поддерживает предмет, выталкивая его наверх, поэтому, в воде все предметы становятся легче.

Под руководством взрослого дети подвешивают к весам груз, фиксируют показания с помощью хомутика. Затем  резко опускают весы вмессте с грузом в воду (имитируя падение). Определяют, что показания весов восстановились. Выясняют, почему хомутик оказался на нулевой отметке (потому что показания весов изменились при падении). Взрослый спрашивает, когда предмет стал невесомым (при падении).

Делают вывод - когда человек может почувствовать невесомость (в лифте, при прыжке, на качелях).

Опыт «Почему в космос не летают на самолёте, а используют ракеты»

Цель: уточнить принцип работы реактивного двигателя.

В космос попасть не так то просто. Земля очень сильная, все притягивает к себе. Чтобы преодолеть силу земного притяжения, надо очень быстро лететь.Почему в космос нельзя полететь на самолёте? (делаем бумажный самолет и запускаем его- приходим к выводу что самолёту помогает воздух- он своими крыльями опирается на воздух как и птицы). В космосе воздуха нет.

Самый быстрый вид транспорта на Земле- ракета. У нее есть реактивный двигатель. Принцип работы реактивного двигателя: надуть воздушный шар и отпустить его.

         Так, при проведении опытов дети самостоятельно смогли сделать такие выводы, как:

Как происходят Солнечные и Лунные затмения?

Почему Луна превращается в месяц?

Почему Луна не падает на Землю?

Почему звёзд не видно днём?

Почему кажется, что звёзды движутся по кругу?

Как планеты вращаются вокруг Солнца?

Как расстояние от Солнца влияет на температуру воздуха?

Почему планеты Солнечной Системы вращаются вокруг Солнца и никуда не падают?

Что бы произошло со спутником, если бы планета его не притягивала?

Как расстояние до Солнца влияет на время обращения планеты вокруг него?

Как происходит смена дня и ночи, времён года?

Что такое невесомость и как она проявляется?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с явлениями космоса и вселенной» Подготовила: Лазебная Елена Ивановна, воспитатель МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 13 «Солнышко»

Слайд 2

Ознакомление с космосом детей старшего дошкольного возраста посредством расширения познавательной сферы, пробуждения интереса к окружающему миру, формирования кругозора, создания педагогических условий для развития познавательно-исследовательской активности

Слайд 3

Образовательные: На основе познавательно-исследовательской деятельности: формировать общее представление о Вселенной, ее происхождении; формировать представление о Солнце как самой близкой к нам звезде, его признаках (форма, размер, польза для всего живого); познакомить детей со звёздами и их познакомить с понятиями "созвездия", названиями некоторых из них познакомить с назначением карты звездного неба, особенностями расположения звезд на карте, разной степени отдаленности звезд, дать информацию о Млечном пути; формировать представление о планетах Солнечной системы, законах движения планет; формировать представление о Луне как спутнике Земли, дать понятие о фазах Луны, о смене дня и ночи, об исследованиях на Луне; Развивающие: На основе познавательно-исследовательской деятельности: развивать познавательный интерес, любознательность, наблюдательность, системное мышление в практической деятельности; развивать интерес к самостоятельной практической деятельности, учить делать умозаключения; развивать воображение дошкольника. Воспитательные: На основе познавательно-исследовательской деятельности: воспитывать умение самостоятельно планировать свою работу; привычку находить ответ на поставленный вопрос, подтверждая его опытно-экспериментальным путём.

Слайд 4

- Планета Земля как часть Вселенной -Что такое Вселенная. -Небесные тела. -Солнце и Луна. Солнечные и лунные затмения. -Солнечная система. Планеты Солнечной системы. - Звездное небо -День и ночь. Смена дня и ночи в зависимости от движения небесных светил по небосклону. -Времена года. Смена времён года в зависимости от движения небесных светил на небосклоне.

Слайд 5

Опыт «Почему все падает на Землю». Цель: понять, что Земля обладает силой притяжения. Дети подбрасывают предметы из различного материала вверх (дерево, пластмасса, бумага, железо). Сравнивают скорость падения. Приходят к выводу, что все предметы падают на землю Опыт «Как действует сила притяжения» Цель: на наглядном примере объяснить детям как действует сила притяжения. В ёмкость с водой опустить 2 пробки на расстоянии 5 мм. Пробки через некоторое время притянутся друг к другу. Вывод: предметы могут притягиваться друг к другу.

Слайд 6

Опыт «Почему Луна не падает на Землю» Цель : Объяснить детям закон притяжения. Оборудование: Мяч, шарик на нитке. Рекомендации к проведению. Воспитатель подбрасывает вверх мяч. Он падает на пол. Как вы думаете почему? (Земля делает тяжелым все, что на ней есть. За счет силы притяжения она все притягивает к себе. Как только предмет лишается опоры, он падает вниз). Земля притягивает к себе свой спутник. Как он называется? (Луна). Почему Луна не падает на Землю? (Ответы детей). Организуется опыт. Луна (небольшой шарик, привязанный к нитке). Нитка – это видимая часть силы притяжения. Я буду Землей. Я тяну к себе Луну, но она сопротивляется (крутит шарик на нитке вокруг себя). Падает Луна на меня? (Нет). Почему? (Ответы детей). Что будет, если перестать крутить шарик? (Он упадет). Если Луна перестанет лететь по своей орбите вокруг Земли, Земля притянет ее к себе силой притяжения, и Луна упадет.

Слайд 7

Опыт «Фазы Луны» Цель: объяснить детям, почему Луна на небе выглядит по разному- то она широкая, то ее видно только половинку, то она в виде узкого серпа.. Материал: фонарик, мяч. Рекомендации к проведению: Возьмём мяч и в темноте посветим на него фонариком с разных сторон. Когда свет падает на мяч сзади- нам видна только узкая полоска по краю мяча. Остальная часть в тени. Посветим на мяч сбоку-Освещена только половина мяча. Посветим на мяч спереди- мяч освящен полностью.Точно также мы наблюдаем мячик_ Луну, который с разных сторон освящает фонарик-Солнце. Вот такие превращения с внешним видом называются фазы Луны

Слайд 8

Цель: показать детям, как происходят Солнечные и Лунные затмения. Материал: лампа, мяч, глобус. Рисунок «Солнечные и Лунные затмения» Рекомендации к проведению: Воспитатель: Мы знаем, что земля вращается вокруг Солнца, а Луна вращается вокруг земли. Хотя нам с земли и кажется, что оба светила вращаются вокруг нашей планеты, но на самом деле такое можно сказать только о Луне. В этом кружении Солнце, Земля и луна часто встают в ряд- в одну линию, и тогда на небе происходят очень странные вещи: то Луна заслоняет Солнце от Земли, то Земля заслоняет Солнце от Луны. Опыт: лампа - это Солнце, глобус-это наша планета Земля, а мяч- это Луна. Когда Луна(мяч) заслоняет Солнце (лампу) ОТ Земли(глобуса)- происходит Солнечное затмение (Солнце затмилось, спряталось, заслонилось). Потом Луна бежит дальше по кругу вокруг земли, и вот уже Земля заслоняет Солнце от луны- происходит Солнечное затмение( Луна затмилась, спряталась, заслонилась землей). Выясняется, почему на мяче и глобусе появляется тень.

Слайд 10

Выключить свет в комнате, зажечь фонарик и посвятить на мяч. Если мы смотрим на мяч из темноты(а в космосе очень темно), то мяч кажется нам ярким. Свет фонаря освящает мяч и отражается от него. Такой свет называется отражённым. Если фонарь погасить- то мяч в темноте становится невидимым, потому что он не излучает собственного света. Так и планеты в космосе-они не излучают собственного света, а лишь светят отражённым солнечным светом.

Слайд 11

Как происходят Солнечные и Лунные затмения? Почему Луна превращается в месяц? Почему Луна не падает на Землю? Почему звёзд не видно днём? Почему кажется, что звёзды движутся по кругу? Как планеты вращаются вокруг Солнца? Как расстояние от Солнца влияет на температуру воздуха? Почему планеты Солнечной Системы вращаются вокруг Солнца и никуда не падают? Что бы произошло со спутником, если бы планета его не притягивала? Как расстояние до Солнца влияет на время обращения планеты вокруг него? Как происходит смена дня и ночи, времён года? Что такое невесомость и как она проявляется?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К вопросу о формирование образной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с волшебной сказкой

В развитии речи дошкольников огромное значение имеет художественная литература. Особенно волшебная сказка имеет  значение в формировании образной речи дошкольников....

Проект «Обогащение активного словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим предметным миром»

Целью педагогического проекта является обогащение активного словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим предметным миром....

Выпускная квалификационная работа Формирование экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с сезонными явлениями в природе

В развитии человечества в настоящее время обозначились новые тенденции: создание общего глобального информационного пространства, усиленный интерес к прогнозированию общего будущего для жителей Земли,...

семинар-практикум для родителей «Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с явлениями неживой природы»

Тема: Познавательное развитие  детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с явлениями неживой природы.Форма проведения собрания: семинар-практикумЦель: Сформировать представление...

Занятие познавательной направленности в старшей группе «Лекарственные растения» Цель: Создание условий для развития познавательной активности , любознательности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с лекарственными растениями.

Занятие познавательной направленности в старшей группе«Лекарственные растения» Цель: Создание условий для развития познавательной активности , любознательности детей старшего дошкольн...