К вопросу о формирование образной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с волшебной сказкой
статья по развитию речи (подготовительная группа) по теме

В развитии речи дошкольников огромное значение имеет художественная литература. Особенно волшебная сказка имеет  значение в формировании образной речи дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

К вопросу о формирование образной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с волшебной сказкой

                                       

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

Исследования психологов и педагогов (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов. Н.Н. Подъддяков, Ф.А. Сохин, и др.) показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, т.е. у детей развивается понимание образной стороны речи.

Как показали исследователи В.В. Гербова, О.С. Ушакова, Е.М. Струнина, что формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения в старшем дошкольном возрасте. Дети способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и оценивать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание, поэтому возможность формирования образной речи возникает именно в старшем дошкольном возрасте.

Под образной речью понимаю умение ребенка правильно использовать такие выразительные средства как метафора, сравнение, олицетворение, эпитеты, многозначные слова, фразеологизмы, и с их помощью ярко, точно, убедительно выражать свои мысли и чувства [2].

Исследования показали, что дети старшего дошкольного возраста в результате целенаправленного педагогического воздействия могут не только понимать, но и использовать в собственном высказывании такие выразительные средства, как метафора, сравнение, олицетворение, эпитеты, многозначные слова, фразеологизмы.(Е.Н. Водовозова, О.С. Ушакова).

Анализ литературы показал, что развитие образной речи дошкольников, исследователи признают использование разных жанров литературы, устного народного творчества, в особенности – волшебной сказки.

Сказка – повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. (словарь Ожигова).

Сказка – это кладезь народной мудрости, традиций и языка – об этом и так все знают. Сказка воспитывает детей интеллектуально и нравственно, развивает воображение и сопровождает нас на протяжении всей жизни.

Сказки с волшебным сюжетом раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения. Сказки способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. 

Художественная литература, а особенно сказки имеют огромное значение в деле воспитания человека и вместе с тем является одним из могучих средств развития и обогащения речи детей. Перед детским садом стоит увлекательная задача - заложить в детях семена любви и уважения к книге, к художественному слову. В дошкольные годы жизни ребенка мы должны ввести его в прекрасный мир народного творчества, познакомить с бессмертными произведениями русских классиков и лучшими книгами детских писателей, поэтов и произведениями других народов. Сказка открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы. Через нее детям становится ближе и понятнее то, что им труднее всего постигнуть: внутренний мир человека, его чувства, мотивы поступков, его отношение к другим людям и природе. Через сказку, где одухотворяется животный и растительный мир и даже неодушевленные предметы и раскрывается определенная идея.

Ознакомление детей с литературой способствует формированию не только речевых знаний, но и развитию нравственности. Сказка как никакой другой вид художественного слова решает эти задачи. Она близка детям эмоционально, поэтому восприятие сказки способствует развитию тех качеств, которые не способно решить ни одно другое произведение.

Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга, и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности [1].

Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов, метафор) волшебные  сказки передают отношение людей  к тому или иному предмету или явлению. Изобразительные средства языка в них метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей.

С помощью волшебной сказки в  речевом развитии ребенок проходит путь от ассоциативного установления связей между словом и конкретным предметом - к слову обобщающему и только при условии эмоционально-эстетического развития - к слову образному. 

Волшебная сказка имеет в своей основе сложную композицию, которая имеет экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку.

В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств. Или волшебных помощников.

Своеобразное сочетание реального и вымышленного составляет содержание волшебной сказки.

В фольклористике традиционно выделение трех тематических групп волшебной сказки:

1. Волшебно-героические змееборческого типа («Бой на калиновом мосту», «Три царства»).

2. Волшебно-героические, где герои выполняют трудные задачи (типа quest) («Сивка-бурка», «Молодильные яблоки»).

3. Сказки с семейно-бытовым конфликтом («Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).

Нередко сказки (особенно волшебные) начинаются с так называемых присказок. Их назначение – подготовить слушателя к восприятию сказки, настроить его на соответствующий лад. Часто присказки юмористичны.

Присказка может и заканчивать сказку, и в этом случае она прямо не связана с содержанием сказки. Чаще всего в присказке появляется сам сказочник, намекающий, например, на угощение: «Вот тебе сказка, а мне крынка масла».

В волшебных сказках часто встречаются и так называемые постоянные (традиционные) формулы. Они переходят из сказки в сказку, передавая устоявшиеся представления о сказочной красоте, времени, пейзаже. О быстром росте героя говорят: «Растет не по дням, а по часам», его силу раскрывает формула, употребляющаяся при описании боя: «Направо махнет – улица, налево – переулочек». Так запечатлен бег богатырского коня: «Скачет конь выше лесу стоячего, ниже облака ходячего, озера меж ног пропускает, поля-луга хвостом устилает», а так передается красота: «Ни в сказке сказать, ни пером описать».

Конкретность и образность обрисовки героев, органическая связь их внешнего облика с характером и поведением определяют художественную ценность русской народной сказки. В повествовании часто повторяются выражения «утро вечера мудренее», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» и другие. Используются одни и те же средства поэтического языка, например постоянные эпитеты - «море синее», «лес дремучий» и так далее. Ребенок, постоянно слыша в тексте сказки подобные выражения, делает их достоянием собственной речи.

Именно в русских народных сказках сложился ряд образных выражений, близких и доступных детям. Например, конь вороной, коровушка-бурёнушка, алый цвет, маков цвет, красное солнышко, ясные звёзды, светлый месяц, травушка-муравушка, зимушка-зима, мороз трескучий, лётчики-соколы, как буря налетел, засвистал соловьем и многие другие, образно характеризующие и явления природы и поведение людей. Все эти, и многие другие выражения тесно связаны с национальными образами, с явлениями родной природы [3].

Ознакомление детей с литературой способствует формированию не только речевых знаний, но и развитию нравственности. Сказка как никакой другой вид художественного слова решает эти задачи. Она близка детям эмоционально, поэтому восприятие сказки способствует развитию тех качеств, которые не способно решить ни одно другое произведение.

Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга, и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов, метафор) волшебные  сказки передают отношение людей  к тому или иному предмету или явлению. Изобразительные средства языка в них метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей.

С помощью волшебной сказки в  речевом развитии ребенок проходит путь от ассоциативного установления связей между словом и конкретным предметом - к слову обобщающему и только при условии эмоционально-эстетического развития - к слову образному. 

Из выше сказанного можно сделать вывод ,что дети приучаются не только замечать богатство родного языка, но и постепенно осваивает его, обогащает свою речь образными выражениями, литературными оборотами.

Таким образом, волшебная сказка с ее живым выразительным красочным языком является одним из средством развития образности речи старших дошкольников

Список литературы:

Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников [Текст]/  М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – 2009. – 160 с.

Развитие речи и творчества дошкольников [Текст]/ под ред. О.С. Ушаковой. – М.:, 2009.

Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. [Текст]/   – Харьков: Фолио, 1997. – 464 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выпускная квалификационная работа Формирование экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с сезонными явлениями в природе

В развитии человечества в настоящее время обозначились новые тенденции: создание общего глобального информационного пространства, усиленный интерес к прогнозированию общего будущего для жителей Земли,...

Опыт работы на тему: «Формирование читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией»

Опыт работы на тему:«Формирование читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией»...

Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы природоведческой направленности

laquo;…задача художественных произведений совсем не в том, чтобы дать читателю некий комплекс научных знаний о тех или иных животных, растениях и т.д., а в том, чтобы дать образ животного, рас...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ ГОРОДОМ

Ознакомление дошкольников с родным городом позволяет обогащать представления детей о прошлом и настоящем родного города, воспитать чувство любви и гордости, побудить детей проявлять естественный интер...

«Формирование читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией»

laquo;Формирование читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией»...

РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С НАРОДНЫМИ СКАЗКАМИ

В статье раскрывается актуальность возможности развития образной речи детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с народными сказками....