«Формирование читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией»
статья (старшая группа)

Поковырина Е.Ю.

 «Формирование читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Формирование читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией»

Содержание.

Введение

Глава I. Теоретические исследования по формированию читательского интереса у детей  старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией

  1. Особенности формирования читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста
  2. Книжная иллюстрация как средство формирования читательского интереса.
  3. Методика организации и проведения ознакомления с книжной иллюстрацией

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией.

2.1. Диагностика уровня сформированности  читательского интереса

у детей старшего дошкольного возраста

2.2. Рекомендации по организации и проведению ознакомления с книжной иллюстрацией

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Главная задача знакомства детей дошкольного возраста с художественной литературой – воспитание интереса и любви к книге, стремления общению с ней, умения слушать и понимать художественный текст, то есть всего того, что составляет основание, фундамент для воспитания будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека.

Воспитание вдумчивого, чуткого читателя - процесс длительный и сложный, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют свои задачи. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, поскольку он крепчайшими нитями связан с  последующими ступенями  литературного образования  и во многом  определяет их.[6;106]

Именно в детском саду начинает складываться начитанность: ребенок приходит в школу с обширным и во многих отношениях уникальным литературным багажом. В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всем многообразии его жанров – от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой- с произведениями В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, П.П.Ершова, Ш.Перро, братьев Гримм, Х.К.Андерсена, С.Я.Маршака, К.И.Чуковского, А.Милна, А. Линдгрен и многих других - с теми (первыми) классическими произведениями, к которым человек часто уже не возвращается позже.

Дошкольник не только постоянно осваивает новые, все более сложные произведения, но и уже формируется как читатель: приобретает способность открывать и черпать новое , скрытое для него ранее содержание знакомых книг.[10;7]

В дошкольном детстве складываются, как свидетельствуют психолого-педагогические исследования, основы эстетического восприятия, эстетических чувств и эмоций, создающие фундамент не только для литературного образования, но и личностно-эмоциональной сферы воспитываемой индивидуальности. Французский исследователь проблемы чтения и читательских интересов Р.Эскарпи утверждает, что знакомство с книгой в раннем детстве является важнейшим моментом в последующем закреплении навыков чтения и что значительной части молодежи, покидающей школу, грозит возврат к « нечтению», если молодые люди не овладели привычкой к чтению еще до школы.[10;7]

В детском саду не ставится задача научить ребенка самостоятельно читать. Но обязательно уже к шести-семи годам воспитать в нем отношение к книге, отношение к чтению как к творческому, деятельному процессу. Если в раннем детстве малыш не будет пассивным слушателем, потом, обучившись грамоте, не будет он и пассивным читателем.[20;116]

Вышесказанное свидетельствует, что именно дошкольный период должен рассматриваться как первая ступень в литературном развитии будущего «большого, талантливого» читателя.[10;7]

С детской книгой ребенок встречается уже в самые первые годы своей жизни. Книга – одно из первых произведений искусства, с которыми он знакомится.[18;3]

Книга представляет собой сложный комплекс искусства слова, техники печати и изображения (иллюстрации). Отечественная иллюстрация к детской книге имеет богатые традиции. Несколько поколений художников посвятили этому благородному делу всю жизнь и создали книги, ставшие своеобразными эталонами. Е.Д.Поленова, И. Я. Билибин,  А.Н.Бенуа, Г.Н.Нарбут, В.А. Милашевский, В.В.Лебедев, В.М. Конашевич, Е. Н. Чарушин, Е. М. Рачев и др. иллюстрировали книги, на которых воспитывалось не одно поколение.

Художник приходит к ребенку, когда тот еще не умеет говорить, и, наряду с родителями, с автором детской книги, становится первым воспитателем и учителем. Он формирует в детях любовь к  прекрасному,  высокие эстетические чувства, художественный вкус, любовь к Родине.

Е. А. Флерина писала, что картинка, особенно для детей младшего возраста, является чрезвычайно  важным педагогическим материалом, более убедительным и острым, чем слово, благодаря своей реальной зримости.[18;3]

В дошкольных учреждениях детей знакомят с художественной литературой, но пока мало внимания обращается на художественную иллюстрацию. Она используется в основном как дидактический материал, в то время как иллюстрация несет в себе высокие художественные образы, дающие ребенку ценностные ориентиры в понятиях добра и зла, правды и лжи и т.д.[18;3]

Образы, созданные хорошим художником-иллюстратором, - это прекрасные образцы самобытного творчества. Вглядываясь в них, ребенок  получает истинную радость и удовольствие от творческих открытий художника, от внутреннего созвучия литературных и художественных образов, дающих простор его воображению и собственному творчеству.[18;4]

 Они оживляют для ребенка страницы книги, раскрывают содержание, помогают лучше запомнить. Дети не устают снова и снова подолгу вглядываться в рисунки полюбившейся им книги, переживая вновь и вновь ее содержание, вспоминая мельчайшие подробности.[27;96]

Повторное рассматривание учит детей осмысливать рассказ художника, развивает хороший вкус, подготавливает к пониманию произведений искусства. [14;72]

В соответствии с темой исследования были определены объект, предмет, цель и задачи.

Цель исследования: Теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия способствующие более эффективному формированию читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией

Объект исследования: речевая деятельность дошкольников.

Предмет исследования: педагогические условия формирования читательского интереса у детей  старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией

Задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Подобрать диагностический инструментарий для выявления уровня сформированности читательского интереса у детей  старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией

3.Разработать методику использования книжных иллюстраций для формирования читательского интереса у детей  старшего дошкольного возраста.

4. Проанализировать результаты работы и сделать выводы.

Методы исследования:

Теоретический анализ, педагогический эксперимент, анализ педагогической документации, наблюдение, беседы, письменный опрос (анкетирование.

Глава I.Теоретические исследования формирования читательского интереса у детей старшего дошкольного  возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией.

1.1. Особенности формирования читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста.

С 5-летнего возраста начинается новая стадия в литературном развитии ребенка. Вот как писал о ней К.И.Чуковский: «Кончился период слияния поэзии с криками и топотом ног, началась эпоха дифференциации искусств, соответствующая более высокой культуре» В этот период в какой-то мере утрачивается ярко выраженная внешне эмоциональность и  возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к  установлению многообразных связей, к постижению его внутреннего смысла.[10;17]

Самыми любимыми у детей становятся волшебные русские народные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым  сюжетным действием, полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций, разнообразных мотивов (коварство, чудесная помощь, противодействие злых и добрых дел и др.), с яркими сильными характерами героев. Русские народные сказки («Морозко», «Сестрица - Аленушка и братец Иванушка», «Царевна-лягушка», «Сивка-бурка» и многие другие) открывают простор для чувств и мыслей ребенка о сложном мире, где сталкиваются в непримиримой борьбе добрые и злые силы, где дети утверждаются в непременной, неизбежной победе добра над злом, удивляются чудесам и тайнам и пытаются раскрыть и осмыслить их.

Очень популярны у пяти- и особенно шестилетних дошкольников «толстые» книжки, полные хитросплетений, интриг и приключений («Золотой ключик, или Приключения Буратино» А. Толстого, «Приключения Чипполино» Дж.Родари, «Приключения Незнайки и его друзей» Н. Носова, «Дядя Федор, пес и кот» Э. Успенского и др.). Они удовлетворяют потребность детей в постоянном, длительном общении с полюбившимися героями, в повторных встречах с персонажами в новых ситуациях и коллизиях.[10;18]

Высокого уровня достигает деятельность воссоздающего воображения. В старшем дошкольном возрасте ребенок приобретает способность понимать текст без помощи иллюстраций! Необходимые ассоциации для осознания произведения могут возникать и без непосредственной наглядной опоры. Рисунок в книге начинает выполнять собственно иллюстративную, вспомогательную роль, помогая ребенку уточнить возникающие представления, облегчая проникновение в смысл произведения.

К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается довольно обширный жизненный опыт, помогающий ему осмысливать более сложные литературные факты. Дети уже способны понимать в книге такие события, каких подчас не было в их собственном опыте. Это связано с тем, что наряду с накопленным ранее жизненным опытом обогащается опыт опосредованный, и в частности литературный, проявляющийся, прежде всего в сознательном отношении к авторскому слову. У ребенка формируются умения воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы, осмысливать словесный образ, относиться к нему как к авторскому приему. Возникает также умение не только замечать выразительное, яркое слово, но и осознавать его роль в тексте.[10;18]

Усложняется и понимание литературного героя. Хотя внимание ребенка все еще главным образом привлекают действия и поступки, он начинает проникать и в переживания, чувства, мысли. В связи с этим в старшем дошкольном возрасте становится доступным восприятию не только герой с однозначным, «монолитным» характером (плохой или хороший), как это было в предшествующий период, но и более сложный, чье поведение иногда характеризуется противоречивыми поступками, нравственными переживаниями, сложными мотивациями. Возможность проникать в сферу внутренней жизни героя связана с формированием умения сопереживать, сочувствовать ему. Сопереживание помогает ребенку осознать такие мотивации поступков персонажей, которые связаны не только с их действиями, но и с чувствами.[10;19] В этом возрасте ребенок может понимать сложные скрытые причины поведения, проникая в сферу состояний, мыслей, чувств героев. Усложняется и эмоциональное отношение детей к героям, оно чаще всего не зависит от отдельного, даже наиболее яркого поступка, а обосновывается с учетом всей коллизии произведения. Так, осуждая воробьишку Пудика за непослушание, дети в то же время нередко называют его самым симпатичным героем сказки М.Горького, объясняя это тем , что он был маленьким,  еще ничего не знал , но зато « умел сочинять очень смешные песни про людей».[10;20]

В старшем дошкольном возрасте возросшие возможности  детей позволяют решать новые, более сложные  задачи по формированию эстетического восприятия и понимания произведений  художественной литературы:

- закреплять и развивать устойчивый интерес  к книге, воспитывать любовь к художественному слову;

- наряду с непосредственным жизненным опытом детей расширять их литературный опыт. Знакомить с жанровыми особенностями некоторых видов литературных произведений (рассказ, сказка, басня, загадка, пословица, потешка и др.);

- развивать и воспитывать воссоздающее воображение;

- учить устанавливать многообразные связи в произведении, проникать в авторский замысел;

- помогать ребенку не только осмысливать поступки персонажей, но и их мысли, чувства; воспитывать умение видеть скрытые причины поступков;

- помогать ребенку осознавать его собственное эмоциональное отношение к героям произведений;

- обращать внимание детей на язык литературного произведения, авторские приемы изображения.[10;22]

Таким образом , в старшем дошкольном возрасте, как и в течение всего дошкольного периода происходят активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений , формирование интереса и любви к книге, т.е. ребенок успешно формируется как читатель.

Это обстоятельство заставляет педагогов, тщательно продумывать вопросы, связанные с чтением книг детям дошкольного возраста, и, прежде всего с отбором произведений детской литературы для каждого возрастного этапа.[10;23]

  1. Ознакомление с книжной иллюстрацией как средство формирования читательского интереса.

Замечательная плеяда создателей художественной иллюстрации для детей существует у нас с тех пор , как в России появилась первая печатная детская книга- первые русские азбуки и буквари  ХVII в. Но зарождение русской иллюстрации в художественной литературе для детей относится к 30-м годам.

ХIХ в. Искусство русской детской иллюстрации было в своих лучших образцах передовым демократическим искусством. Оно связано с передовой современной живописью и графикой. Это было искусство, пробуждающее в детях и юношестве любовь к человеку, своему народу, искусство высокого познавательного и воспитательного значения.[18;11]

40-е и 50-е гг. ХIХ в. отмечены  в истории русской детской книги последовательными поисками художественности, специфического языка книжной графики в сочетании со все более жизненным , гуманистическим содержанием, которое учитывало детскую аудиторию, отличалось серьезностью, демократической и патриотической направленностью. Прогрессивными завоевателями этой поры были иллюстрации для детей В.Ф. Тима, Р.К.Жуковского, А.А. Агина и Е.И.Ковригина.

Работы крупнейших русских живописцев конца ХIХ в., создавших отдельные значительные иллюстрации к книгам для детей, - В.И.Сурикова, В.М.Васнецова, И.Е. Репина, В.А.Серова и других - были огромным шагом вперед на пути углубления идейности и образности русской демократической  детской книги , приближения ее к жгучим общественным проблемам, но детская книга как своеобразный и цельный художественный организм не представляла для этих художников специального интереса.

Становление художественной системы создания иллюстрированной детской книги начинается с конца 80-х и в 90-х гг. ХIХ в. творчестве Е.Д.Поленовой и В.М.Васнецова - художников абрамцевского кружка, а также  в отдельных опытах С.В.Малютина. Стремясь возродить традиции национальной художественной культуры и народного творчества, ввести их в современное изобразительное искусство, эти художники включили в сферу своих поисков и интересов детскую иллюстрированную книгу, которой они стремились придать национальный художественный облик.

Много сделали для повышения художественной культуры русской детской книги художники «Мира искусства». В детских книгах с иллюстрациями И.И. Билибина, А.Н.Бенуа, Г.Н.Нарбута проявилась забота о художественности, занимательности, высоком полиграфическом качестве детской книги. В это время, в предреволюционные годы, передовые русские писатели и художники начали борьбу против пошлой рыночной детской книги за высокохудожественную содержательную литературу и иллюстрацию.[18;12]

С первых своих шагов отечественная иллюстрация для детей развивалась в сложных и подчас противоречивых поисках содержания, образов, героя.

Значительные достижения на пути создания новой по содержанию и по форме детской иллюстрации послереволюционного времени связаны с обращением к детской книге в середине 20-х гг. Н.Н. Купреянова, А.А.Дейнеки и Л.А.Бруни. В их книгах для детей зарождалась одна из важнейших принципиальных черт новой детской иллюстрации – ее стремление и умение не отставать от жизни, открывать ребенку в доступной художественной форме те жизненные горизонты, которые в живописи, графике и скульптуре художник открывает взрослому.

Н.Н.Купреянов, А.А.Дейнека, Л.А. Бруни ,В.А.Ватагин дали чрезвычайно много ценного детской книге. Они впервые сделали иллюстрацию для детей своей основной профессией и посвятили ей всю свою жизнь. Эти мастера в течение ряда лет с начала 20-х гг. формировали художественный облик детской книги и методику ее создания, вывели русскую иллюстрированную книгу для  детей на ведущее место не только в отечественном, но и в мировом искусстве книжной иллюстрации.

Одним из старейших мастеров книги для детей, начавших свой путь в предреволюционные годы, является В.М.Конашевич.[18;13]

В результате длительной эволюции творчества Конашевича сложились характерные черты его метода создания детской книги как единого художественного организма, в котором сплавляются воедино тонкое образное чутье, яркая фантазия, изобретательный юмор и игровое начало, отвечающее особенностям детского восприятия. Уделяя основное внимание сказке и веселой книге, Конашевич пронес через все свое творчество и важную тему трудового героизма человека ( например, «Пожар» С.Маршака).

Ярким и своеобразным мастером книги для маленьких является другой ее  зачинатель - В.В. Лебедев, с которым тесно связан творческий путь многих иллюстраторов, работавших для детей в 20-х и 30-х гг.в Ленинграде. Лебедев в 20-е и 30-е гг. работал в идейном и творческом содружестве с С.Я. Маршаком, возглавляя ленинградскую детскую редакцию ГИЗа, где писатели и художники создавали новую книгу для детей.

В Ленинграде в конце 20-х гг. вокруг художественной редакции детского отдела ГИЗа объединяются А.Ф. Пахомов, Е.И.Чарушин, В.Н. Курдов, Ю.А. Васнецов и другие художники, воспринявшие общие принципы руководителя редакции В.В. Лебедева, но сохранившие при этом своеобразие собственного дарования, собственные творческие интересы.

Главная тема А.Ф. Пахомова - ребенок в коллективе, в детском саду, школе. Е.И. Чарушин - своеобразный мастер новой анималистической детской книги для маленьких детей , сочетающий в одном лице художника и писателя. Он создал новый тип детской анималистической иллюстрации; его яркие поэтичные образы зверей раскрываются в кратких, заостренных в своей художественной выразительности лирических или драматических изобразительных новеллах.

Своеобразен творческий метод Ю.А.Васнецова, иллюстратора фольклора - народных песенок, потешек, сказок. Определяющим в иллюстрациях Васнецова является игровое начало. Оно органически вытекает из близкой связи между детской игрой и фольклором.

Многие интересные начинания в области отечественной детской иллюстрации второй половины 30-х гг. родились в московской художественной  редакции Детгиза, где  к работе  были  привлечены крупные мастера живописи и графики, в том числе художники «веселой книги» К.П. Ротов, Н.Э. Радлов, А.М.  Каневский и др.[18;14]

В трудные годы Великой Отечественной войны деятельность художников, работающих для детей, не прекращалась. Их задачей было поддерживать в детях бодрость и веру в победу, рассказывать им о героизме народа, воспитывать в них  юных помощников отцов и старших братьев. Эти и последующие годы связаны  с открытием новых имен - А.М.Ермолаев и В.В.Щеглов, Д.А. Дубинский, Е.М. Рачев, Г.Н. Никольский, Н.Н. Жуков, Т.А. Маврина, В.Г. Сутеев, В.А. Милашевский и др. Современная книжная иллюстрация опирается на весь обширный и многообразный опыт, накопленный многими поколениями художников. Среди художников-иллюстраторов, работы которых заслужили известность в наши дни, можно назвать М.П. Митурича, Т.А.Юфа, Н.Е. Чарушина, В.А. Чижикова, Л.А. Токмакова, В.А. Горячеву и др. [18;15].

С самого рождения в поле зрения ребенка попадает великое множество живых существ и неживых предметов. Все они разного цвета, формы, и проявляют себя по-разному. Однако все, что можно видеть, наблюдать дома, на улице, даже в лесу и в поле, лишь малая часть того, чем богат мир. Но как раскрыть детям это богатство? К примеру, ребенок живет в большом городе, и  маловероятно, что ему посчастливится увидеть живую лошадь. Но ведь это не значит, что лошадь вовсе не существует и что ребенок не должен иметь о ней никакого представления. Так что же делать?[20;101]

Картинки в книгах - вот, пожалуй, самый простой выход из этого положения. Иллюстрация в книгах - это первая встреча детей с миром изобразительного искусства и книжной графики. И поэтому, выбирая книгу для детей, необходимо оценивать ее не только как литературное произведение, но и как неразрывный комплекс искусств, обращенных к детскому сознанию.

Рисунки в книгах как окошки в мир. Открыли одну книгу - попали в лес, увидели и узнали его обитателей. Открыли другую - увидели космический корабль. И эта умная машина вызывает интерес у ребят ничуть не меньше, чем лесные звери.

На рисунках ребенок не только впервые видит то, что изобразил художник. Читатель может, сколько захочет рассматривать полосатого тигра, неуклюжего бегемота, могучего буйвола, крохотную птицу колибри, веселую стрекозу. Потому что все, что в этом мире бегало, прыгало, ползало, художник остановил и заставил замереть в такой позе, чтобы ребенок заметил  самые главные, самые отличительные признаки. Заметил, рассмотрел, запомнил, а потом с радостью первооткрывателя узнал своих новых знакомых, увидав их в кино, а может быть и в жизни.[20;101]

Конечно, рисунки художника не детальное копирование природы, они условны и образны. Но дети без труда улавливают сходство животного, растения, изображенных на картинке в книге и существующих в жизни, если только в художественном образе не потеряна смысловая и эмоциональная связь. И чем своеобразней подчеркнуто и выявлено в рисунках многообразие мира, тем лучше для развития ребенка.

Каждый художник-иллюстратор показывает ребенку мир таким, каким он видит его сам. У художника В. Сутеева животные похожи на игрушечных. Только эти игрушки на страницах книги оживают. «Вот черные котята с большими и пушистыми хвостами. Они такие симпатичные, что их даже хочется погладить. Вдруг котята увидели мышь. Сначала страшно удивились, а через мгновение бросились за ней….» И художник показывает читателю этих зверушек в смене настроений, в движении. Здесь все - правда, все - игра, озорная, увлекательная. Есть у Сутеева много занятных историй, рассказанных рисунками. Эти рисунки помещены в книжке «Сказки и картинки». Истории веселые; они предназначены для самых маленьких, но и пяти - шестилетние дети рассматривают их с удовольствием. Разглядывая такие картинки, дети самостоятельно прослеживают последовательность событий, осмысливают их. Можно предложить им, глядя на картинки, рассказать эту сценку, а потом попросить их пофантазировать, что было дальше, дополнив рассказ своими рисунками.[20;102]

Есть у книжной иллюстрации еще одна, может быть, самая восхитительная возможность - показать мир несуществующий, мир фантазии и воображения - сказочный мир.[20;106]

Сказка избирает местом действия любые пространства. То вслед за сказкой  дети отправляются в лес, и лес этот оживает. Человеческим языком говорят дикие звери, деревья, птицы и бабочки. На ветвях вырастают сиреневые листья, а из под коряги вылезает кикимора… то вдруг оживают предметы в доме, и удивительная сказочная страна возникает здесь же в комнате.

Каждая сказка-это фантазия народа или писателя. Иллюстрации к сказке - это фантазия художника. Но есть у сказки и свои законы, неизменные и непреложные. Каждому герою здесь отводится вполне определенная роль. Лисичка-сестричка, независимо от обстоятельств, всегда воплощение хитрости, а Волк -  глупости. Иванушка - добрый, а Кощей- злой. И художник языком зрительных образов подтверждает это, выявляет, конкретизирует.

Герои русских народных сказок в иллюстрациях Е. Рачева - это образ собирательный, но со всеми ему одному присущими чертами характера. Заяц - явный трусишка и хвастун. Вот он и вырядился в красную рубашонку и в полосатые штанишки. Стоит на пеньке, красуется, а сам оглядывается, уши навострил, и сердечко заячье уже в пятках - сейчас убежит.

А волк - сильный. Он в синем камзоле да с булавой, и взгляд свирепый. Но глуп, ничем не скроешь.

Медведь - большой лакомка, любит поесть, поспать. Потому и одет он в толстый халат. В одной лапе держит ложку, в другой - меда колоду.

Ну, а Лисичку-сестричку нельзя не узнать. Красавица. Хвост пушистый. К такому хвосту и сарафан красивый нужен, и кокошник с разноцветными ленточками, и бусы, и лапти новые. Уж до того лукавая, до того хитрая - глаза так и блестят, так и светятся…

Так вместе с образом  сказочного героя входит в сознание ребят и наглядное представление о человеческих пороках - злости, хитрости, глупости. Осмысленными становятся слова, которые часто произносят взрослые: «хитрый, как лиса», «трусливый, как заяц».[20;106]

Но не только человеческий характер определен в сказке. Ярко выражен в ней и характер национальный. Поэтому у Лисы на иллюстрациях Е. М. Рачева сарафан и кокошник, у Зайца лапти, у Волка камзол- все достоверное, все русское. Точно выписывает художник национальный орнамент, сочетание красок в костюмах, обстановку в избе - все детали быта.[20;107]

Сказка - это чудо. Все, что происходит в ней, удивительно и необычно, все поступки, события и краски - в степени превосходной. Если уж небо, то синее-синее. Если богатырь, то выше облака ходячего. А если Змей- то Горыныч, то с тремя, шестью, двенадцатью головами. Сказка- это безудержное буйство фантазии  человека, порожденное его жизнелюбием и силой духа.

Эти свойства особенно ярко выявлены в иллюстрациях художницы Т. Мавриной.

Если в сказке говорится «красно солнышко», то на рисунках Мавриной это солнышко именно красное и светит оно на весь лист, на весь сказочный мир. Смелые Иванушки одеты в лучшие одежды, что есть у народа; волшебные Жар-птицы так и рвутся улететь с листа, ослепляют своей яркой красотой.

Синие, красные, желтые, сиреневые - чистые и радостные цвета сказочного мира художницы Мавриной, кажется, звучат, рассказывая особую сказку, прославляя ум и душевную щедрость народа.

Дети с радостью принимают такую свежесть рисунка, такое безудержное веселье красок, отвагу фантазии. Они необходимы им, как воздух.

События, которые описываются в сказке, могут происходить на земле, под землей, в лесу, на небе - словом, где угодно. И художник-иллюстратор должен передать нам точные приметы, действия.[20;108]

Наверное, каждый помнит сказку А. Погорельского «Черная курица», действие которой переносится из комнаты пансиона прямо под землю. Алеша – герой сказки - бродит с чудесным министром Чернушкой по подземным дворцам и садам. Как же представил себе художник В. Пивоваров это подземное царство? Потолок во дворцах чуть повыше Алеши, свет исходит только от свечей, которые заменяют гномам солнце. В этом царстве темно, сумрачно; все предметы теряют свои точные очертания в неверном свете свечи, колеблются причудливые тени. И даже королевская охота, на которую приглашают Алешу, происходит в узких темных коридорах подземелья. А охотятся гномы на огромных крыс. Так и веет сумраком подземелья от рисунков этой книги. [20;109]

А вот совсем другое сказочное царство- царство сна, в сказке Г.Х. Андерсена «Оле-Лукойе».

Как только дети засыпают, к ним в комнату приходит сказочник Оле- Лукойе. В руках у него два зонтика. Он раскрывает один над послушными детьми, и им снятся сказочные сны, а над детьми – неслухами Оле-Лукойе раскрывает другой зонтик, и они спят без всяких снов.

Мягкими, ласковыми красками рисуют художники Г.А.В. Трауготы героев этой сказки. Они, как воздушные видения, легкие и прозрачные. Они возникают неизвестно откуда и могут исчезнуть бесследно, так же как исчезает сон. Вот плывут розовые лебеди по голубой воде, плавно переливается воздух над ними. А вот на небе проступает первая несмелая звездочка.

Любая иллюстрация, самая прекрасная, художественно завершенная, неразрывно связана с текстом, рождена им. Художник и писатель, объединившись в одной книге, высказывают читателю свои мысли, свои идеи. Только один – словом, а другой - рисунком. И чем ярче талант каждого, чем глубже их взаимопонимание, тем  интересней становится книга.

Вот знаменитая сказка К.Чуковского « Доктор Айболит». События ее происходят в совершенно определенном месте, которое называется - Африка. Африка существует на самом деле и нарисована на всех географических картах.

Но от того, что сказка избрала местом своего действия эту страну, Африка преобразилась и тоже стала сказочной.

Преобразил ее художник В. Дувинов в своих иллюстрациях к книге К.Чуковского.

Жаркая, жаркая Африка! Какая она - сказочная далекая страна? В Африке живут крокодилы, бегемоты и обезьяны. Там есть пальмы и страшный  Бармалей. Все необычно: и ярко-желтое солнце, и зеленый, зеленый крокодил, и Бармалей, страшный и очень загорелый. С рисунков так и брызжут бешеные взгляды Бармалея и ослепляет яркий свет желтого африканского сказочного солнца.[20;109]

Кажется, что на этих картинках проступили во всю силу чистые и сильные цвета, в природе разбросанные врозь и приглушенные.[20;114]

Художник В. Сутеев прочитал и увидел сказку «Доктор Айболит» совсем по-другому.

Доктор Айболит- друг всех зверушек. Вот сидит он в своей лечебнице, и столько добра, нежности, человеческой теплоты в его лице и так бережно держит он в руках  приболевшего зайчонка, что дети чувствуют эту его совсем  даже не сказочную, а человеческую доброту. Большая седая борода, ласковые  глаза, глядящие из-под круглых очков, белый халат, шапочка с красным крестом - все говорит о том, что доктор Айболит – друг всех зверей и детей. Со всеми бедами идут к доброму Айболиту звери. И все они знают:

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит!

Волки на рисунках В.Сутеева тоже совсем не страшные - они добрые, как и все герои этой сказки. Так художник понял главную мысль этой сказки - прославление идеи добра- и своими иллюстрациями усилил ее:

Вот и Гиппо, вот и Попо,

Гиппо-попо, Гиппо-попо!

Вот идет Гиппопотам,

Он идет от Занзибара,

Он идет к Килиманджаро-

И кричит он, и поет он:

«Слава, слава Айболиту!

Слава добрым докторам!»

Еще один художник – В.Чижиков нашел в той же сказке К. Чуковского новые оттенки.

Доктор Айболит у Чижикова не только добрый, но еще и веселый и даже  хитрый старичок-волшебник. Добрый волшебник, который владеет любым волшебством и не боится никаких бармалеев и пиратов. Поэтому и краски художник выбрал не простые: сказочная дымка обвалакивает и смягчает на его картинках самую острую, живую ситуацию. Ласково светит голубенькое небо, ласково шелестят зелененькие пальмы, из речки выглядывают серо-голубые бегемотики, смотрят желтыми глазками на Айболита и улыбаются ему.[20;114]

Бармалей, конечно, очень страшный, и кинжал у него больше самого доктора Айболита, а ручищи такие, что ими он горы может свернуть. Голова у Бармалея маленькая, а лицо свирепое, выражает больше глупость, чем  злость и коварство. И поэтому совсем он не страшный - Бармалей, и никто его не боится: ни доктор Айболит, ни звери- никто. Поэтому смеются веселые, здоровые львы, хохочут бегемотики, улыбается доктор Айболит, а Тянитолкай радостно бьет копытом в землю.[20;115]

Три разных художника-иллюстратора, тир разных прочтения текста, три варианта иллюстраций к одной и той же сказке. Они различны и в то же время похожи. Все художники в своих рисунках раскрывают главную идею сказки К.И.Чуковского- идею добра. Но делают это в присущей каждому изобразительной манере, выражая свое видение мира, свои чувства.[20;115]

Рассматривая вместе с ребенком иллюстрации нескольких художников к одной сказке, взрослый должен обратить внимание ребенка на особенности каждого художника, помочь дошкольнику в этих разных изобразительных прочтениях увидеть разнообразие и богатство окружающего мира.

Даже в книгах для школьников иллюстрация играет часто решающую роль, пробуждая воображение и творческое восприятие юного читателя, помогая ему пойти вслед за текстом, проникнуть в суть повествования. Для малышей книжка без картинок просто невозможна. Их способ восприятия мира, а значит, способ восприятия книги требуют не только образности, но образности ясной, завершенной, обращенной ко всем человеческим чувствам.

[20;115]

Художник силой своего таланта и знанием детской психологии будит воображение ребенка, вызывает ребенка на игру. Дети сами становятся участниками событий, отображенных в рисунках. Они веселятся, печалятся вместе с персонажами. Иллюстрации формируют ум, чувства детей, вызывают детей на разговор[2;73]

Поэтому так важно и необходимо внимание взрослых к детским книжкам с картинками.

 

1.3.Методика организации и проведения  ознакомления с книжной иллюстрацией.

В старшей группе продолжается формирование у детей устойчивого интереса к книжной графике, внимательного и бережного отношения к книге, желания постоянно общаться с ней. Дети учатся эмоционально  откликаться и сопереживать поступкам героев, привлекая свой опыт, личные ассоциации при слушании  книги и рассматривании иллюстраций, общаться с товарищами и взрослыми по поводу увиденного. Подводим детей к пониманию того, что иллюстрация в книге сопровождает текст, поясняет его и соответствует жанру литературного текста и средств выразительности, которые использовал художник для создания  изобразительного опыта. При этом внимание обращается на жанровый характер произведения (сказочное или реалистическое, юмористическое или фольклорное, героическое или сатирическое), на пространственные свойства рисунка: форма, величина, поза, жест, движение или покой; мимика героя и т.д.[18;64]

Цветовая согласованность – колорит- поможет понять эмоциональное состояние героев, время года или суток, состояние погоды, общее настроение или  отношение художника к изображаемому, послужит более глубокому пониманию жанра или стиля литературного произведения.(Например, в сказках, фольклорных произведениях всегда присутствует яркость, нарядность, декоративность цвета.) Отметим и значение композиционного построения изображения на странице и в книге в целом, рассмотрим ее макет и организацию, оформление. Внимание  детей обратим на индивидуальную творческую манеру того или иного художника, особенности их почерка. Дети уже могут знать имена некоторых иллюстраторов  и те произведения, которые они оформляли. Надо способствовать тому, чтобы дети высказывали свои суждения и отношение к увиденным рисункам, давали им развернутую оценку, применяя образные слова и выражения, эмоционально-эстетические и доступные им искусствоведческие термины, использовали полученные знания в собственном творчестве.[18;64]

Иллюстрация- это рисунок, относящийся к определенной части текста, поясняющий какой-то момент;  это одно из средств, активизирующих усвоение текста. Иллюстрация всегда находится в зависимости от идейно- образной страницы литературного произведения, она может быть полностью понятна, если известен смысл соответствующей части текста. Познавательная и воспитательная ценность иллюстрации снижается, если детям неизвестен соответствующей ей литературный текст.[4;45]

Поэтому в большинстве случаев, иллюстрации показываются после прочтения текста, и сохраняется та последовательность, которая предлагается художником.[11;3]

Однако иногда можно объединить чтение и иллюстрацию, когда внимание ребенка сосредотачивается на раскрытии того или иного образа.[8;35]

Иногда до чтения полезно показать портрет героя, чтобы сконцентрировать внимание детей на образе, дать представление, о ком будет идти речь.

В старшем дошкольном возрасте большое значение  для активизации восприятия имеют вопросы воспитателя, направляющие внимание детей на средства выразительности в иллюстрациях.

Важно обращать внимание на характеристику персонажей, изображенных в иллюстрациях, на их позы, жесты, выражения лиц, постановку фигур.

Дети способны воспринимать характерные детали, благодаря которым глубже понимается смысл изображенного.

При рассматривании иллюстраций следует всегда помнить о жанре произведения, ведь в связи с его жанром и создаются иллюстрации.

Анализируя образ героя, воспитатель останавливается на выражении его характерных, индивидуальных  черт; ставит вопросы, направляющие внимание детей на выявление и оценку поступков, отдельных черт характера и описание внешности. [8;36]

При рассмотрении иллюстраций к сказкам надо обратить внимание на выразительные средства, создающие атмосферу сказочности (прием усиления отдельных черт, присущих реальному образу, своеобразный сказочный колорит).

В юмористических иллюстрациях юмор передается через позы, жесты, мимику; необычность ситуаций, детали.

Важно не ограничиваться вопросами к детям, а сочетать вопросы со своими пояснениями, обобщениями, которые должны быть по возможности образными, чтобы создать у детей определенное настроение.

Показывая детям иллюстрации, следует обращаться к тексту, прочитывая наиболее выразительные места. Только в этом  случае будет осуществлена подлинная взаимосвязь между восприятием текста и  иллюстрацией.

Главное, чтобы текст и иллюстрации воспринимались детьми активно и одинаково сильно действовали на эмоциональную и на мыслительную деятельность.

Заключение

В ходе проведенной работы была достигнута поставленная цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия способствующие более эффективному формированию читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией

И реализованы намеченные задачи: проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме исследования; подобрать диагностический инструментарий для выявления уровня сформированности читательского интереса у детей  старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией; Разработать методику использования книжных иллюстраций для формирования читательского интереса у детей  старшего дошкольного возраста.

4. Проанализировать результаты работы и сделать выводы.

По мере все более близкого знакомства детей с творчеством известных художников-иллюстраторов было видно, как менялось их отношение к книжным иллюстрациям. Теперь они уже не торопились переворачивать страницы, а подолгу всматривались в изображения, созданные художником, мысленно жили и действовали вместе с персонажами книг.

        При наблюдении за детьми замечено, как они самостоятельно подмечали интересные детали, радовались находкам мастера и его выразительным средствам.

Благодаря знакомству детей с творчеством художников- иллюстраторов у детей сформировался устойчивый интерес к книжным иллюстрациям        Проведенная работа  показала, что благодаря творчеству Ю.А.Васнецова  наши дети искренне и глубоко полюбили книжную иллюстрацию.

Проведенная опытно-экспериментальная работа на формирующем этапе оказалась достаточно эффективной, о чем свидетельствуют результаты контрольного эксперимента.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русскими обрядовыми праздниками

Актуальность темы обусловлена тем, что все больше развивается интерес к русской народной культуре, в которой в целом, видна сращенность эстетического и нравственного, красоты и добра, совести и чести,...

Опыт работы на тему: «Формирование читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией»

Опыт работы на тему:«Формирование читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией»...