Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования. Статья
опыты и эксперименты (старшая, подготовительная группа)
Познавательный интерес у старших дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 20.92 КБ |
poznavatelnyy_interes.pptx | 1.1 МБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность. В настоящее время активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс современной школы. При этом исследовательская деятельность учащихся выступает как современная образовательная технология, функционально позволяющая реализовать специфическое содержание образования, ориентированное на развитие субъектной позиции школьников. Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве.
Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника. Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников – представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.
Исследовательская активность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Следует подчеркнуть, что именно в старшем дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей: развивающиеся возможности мышления, становление познавательных интересов, развитие продуктивной и творческой деятельности, расширение взаимодействия старших дошкольников с окружающим миром, становление элементарного планирования и прогнозирования.
Все это создает реальную основу для развития исследовательских умений старшего дошкольника и совершенствования его исследовательской активности. Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.
Объект исследования – система экологического образования детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – экологическое образования детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования.
Цель нашего исследования – изучить роль эксперимента в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза. Мы предполагаем, что экологическое образование детей дошкольного возраста будет более эффективным, если:
- учитываются интенсивность усвоения различных способов достижения результата, направленность на его практическое использование в детском экспериментировании;
- формируется положительное отношение и желание заниматься исследовательской деятельностью;
- будет организована соответствующая возрасту и требованиям предметно-развивающая среда.
Задачи исследования:
- Проанализировать педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования;
- Изучить уровень экологического образования детей старшего дошкольного возраста;
- Раскрыть понятие эксперимента как метода познания и обучения;
- Выявить роль эксперимента в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста;
- Выработать рекомендации педагогам по использованию экспериментальной деятельности в экологическом образовании дошкольников.
Теоретико-методологической основой исследования являются труды Я.А. Коменского, Н.Н. Поддъякова, С.Н. Николаевой, О.В. Киреевой и др.
Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты исследования могут использоваться в педагогической практике дошкольных образовательных учреждений, а также могут послужить материалом для разработки специальных курсов, семинаров по обогащению педагогического опыта.
В экологическом воспитании экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д.Ушинский и многие другие.
Наряду с Основной Образовательной Программой нашего детского сада, мы используем экологическую программу С.Н. Николаевой «Юный эколог», которая, на наш взгляд, отражает основные положения и идеи современного экологического образования дошкольников.
Для того чтоб выстроить работу системно, в определённом логическом порядке, разработали комплексно-тематический план по экспериментальной деятельности для старшей и подготовительной группы. Учитывая приоритетное направление метода экспериментирования в экологическом воспитании, включили в план наблюдения, эксперименты, опыты, а так же самостоятельную деятельность детей в уголке экспериментирования.
Познавательно-исследовательская деятельность как стержневая может быть «обрамлена» другими видами деятельности. Возможны следующие сочетания:
- чтение небольшого художественного произведения, вводящего в конкретную тему, затем, собственно опыты и эксперименты;
- познавательно-исследовательская деятельность, затем продуктивная деятельность, продолжающая тему (рисование, аппликация, конструирование, лепка);
- познавательно - исследовательская деятельность, затем сюжетная игра (по мотивам путешествий по карте или «реке времени») В играх развивается умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между предметами и их особенностями.
Занимательные игры - опыты и игры - эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества «Назови глину», «Сделай радугу», «Игры с соломинкой», «Что в коробке?», «Когда это бывает?», «Волшебные лучи», «Мы фокусники», «Коробка с секретом», и другие.
Содержание своей работы реализуем в следующих блоках педагогического процесса:
- совместная деятельность взрослого с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность детей.
Блок совместной деятельности взрослого с детьми является, на наш взгляд, основным в формировании у детей опытно-исследовательских навыков. К этому блоку относятся опыты и эксперименты, игры – путешествия, игры - эксперименты, игры – опыты. Также к этому блоку относятся реализуемые совместно с родителями проекты. Именно совместная содержательная деятельность взрослого и ребенка является своего рода школой передачи социального опыта в сфере влиянии неживой природы на все живое.
Планирование свободной самостоятельной деятельности детей предполагает в первую очередь создание педагогом условий, которые способствуют этой самостоятельной деятельности. Для этой цели в группе организована «Детская мини - лаборатория» В неё помещена картотека опытов, конспекты опытов по освоению детьми окружающего мира. Конспекты оформлены в виде таблицы, в которой указаны цели, содержание и вывод.
При помощи оборудования хранящегося в лаборатории дети имеют возможность проводить простейшие опыты с водой, воздухом, песком, глиной, магнитами, камнями. Совместно с детьми пополняем лабораторию разными материалами, собранными в процессе наблюдений на прогулке: песком, глиной, почвой, камнями, веточками, корой разных деревьев, гербариями листьев и цветов, семенами растений.
В своей работе используем как традиционные методы, так и инновационные.
- Наглядные (наблюдения, экскурсии, иллюстрации, просмотр слайдовых презентаций о природе).
- Словесные (эвристические беседы, чтение художественной литературы о природе, использование фольклорных материалов).
- Практические (игры - эксперименты, игры-опыты).
- приемы мнемотехники - мнемотаблицы и коллажи.
- метод игрового проблемного обучения заключается в проигрывании в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы.
- Метод наглядного моделирования разработан на основе идей известного детского психолога Л.А. Венгера, который путем исследований пришел к выводу, что в основе развития умственных способностей ребенка лежит овладение действиями замещения и наглядного моделирования
Общеизвестно, что 80% черт характера ребёнка закладывается в семье. Без помощи семьи успеха в работе добиться довольно сложно. Мы привлекаем родителей к разным видам совместной деятельности. Например, предлагается родителям понаблюдать дома вместе с ребёнком за растениями, птицами, природой. Если в доме есть аквариум, можно понаблюдать за рыбками, если есть домашние питомцы: кошка или собака, понаблюдать за ними, за их поведением, повадками. Во время наблюдения предлагается ответить на вопросы, которые помогут, например, увидеть своего питомца в различных эмоциональных состояниях. Итогом данных наблюдений, стало создание проекта «Мой домашний любимец». В неё вошли рисунки, фотографии, рассказы детей о тех, кого они приручили, за кого теперь в ответе.
Экологическая стенгазета «Родничок», которая выходит один раз в два месяца, просвещает родителей в вопросах экологического воспитания, помогает детям, обучаться через игру, литературу, наблюдения, способствует сплочению детей и родителей вокруг общего дела.
В нашей группе создан специальный фонд материалов, обеспечивающий работу родителей с ребёнком в домашних условиях. Сюда относится цикл домашних наблюдений за растениями и животными, картотека проведения опытов в домашних условиях, библиотечка книг о природе для семейного чтения, дидактические игры экологического содержания, природный материал для изготовления поделок в домашних условиях. Родители с удовольствием пользуются созданным фондом, что способствует воспитанию экологической культуры у детей.
Считаем, что такие формы работы сближают родителей и детей, способствуют установлению тесных контактов между ними и являются одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры.
Использование наблюдений и экспериментов в работе по экологическому воспитанию дошкольников приводит к следующим результатам:
- у детей повысился познавательный интерес к природе, повысилась потребность общения с ней;
- заметно повысилось экологическое сознание детей; большинство из них могут оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение;
- в ходе наблюдений при близком общении с природой, у детей стали более развиты эстетические и этические чувства, что способствует осознанию ценности природы, эстетическому к ней отношению, духовному обогащению личности.
Ведущим личностным достижением наших воспитанников становится подлинно гуманное отношение к величайшей ценности - Природе.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность темы определяется Федеральными государственными требованиями в области «Познание», направленными на решение задач развития у детей познавательных интересов, формирования исследовательской деятельности, воспитания интегративных качеств ребенка – любознательности и активности.
Одним из эффективных видов деятельности дошкольников является детское экспериментирование . Этот инновационный вид деятельности детей позволяет широко развивать логическое мышление, воображение, фантазию, творчество, закладывает навыки учебной деятельности.
Степень новизны исследования характеризуется тем, что в процессе использования опытов и экспериментов был использован региональный компонент, разработана система игровых модулей по определению свойств предметов неживой природы, некоторых элементарных природных явлений, их причинно-следственных взаимосвязях и зависимостях, преобразованиях.
Практическая значимость исследования: полученные данные исследования и разработанная система детского экспериментирования может быть использована в практике работы дошкольных учреждений с целью развития познавательного интереса.
Цель : теоретически обосновать и практически проверить эффективность использования экспериментирования как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; провести констатирующий и контрольный срез на выявление уровня сформированности познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста; разработать перспективный план с учетом регионального компонента и составить комплекс игровых модулей по экспериментальной деятельности.
Виды работ: диагностика уровня развития познавательной активности Методики Выбор деятельности Л.Н.Прохоровой Анкетирование В.С.Юркевич Индивидуальные карты
перспективный план, картотека по экспериментальной деятельности
разработка игровых модулей по детскому экспериментированию; сбор информации об изучаемом объекте с помощью различных методов; систематизация познавательных задач и проблемных ситуаций;
Игровой модуль «Дэйбиир»
Экспериментальная зона
Проведение опытов
Эвристические беседы
Проектные работы
Свойства воды
Защита проектной работы
Работа с родителями: - собрания; - рекомендации: Как помочь маленькому почемучке Техника безопасности на кухне Ребенок – маленький исследователь Игротека маленького исследователя Как направить энергию ребенка в позитивное русло
Личностно-ориентированные технологии Обучение в сотрудничестве США, Э. Аронсон Метод проектов Е.С. Полат , Л.М. Кларина Технология коллективных дел Т.С. Комарова
Экскурсии
Выбор деятельности
Познавательная потребность
Уровни овладения экспериментальной деятельностью
Заключение Таким образом, результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на: повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей; речевое ; личностные характеристики; знания детей о неживой природе. На основании проведенной работы мы смогли убедиться в том, что детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования , процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
Отчет по проекту «МИНИ-ОГОРОД» в подготовительной группеОбобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях;привлечь к работе проекта как можно больш...
Статья "Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования."
Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования....
Консультация для воспитателей:"Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования".
Проблема познавательной активности – одна из наиболее трудных в педагогике, так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отража...
«Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе учебного исследования»
Инновационный проект по познавательному развитию....
Проект: «Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования»
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается необходимость реализации образовательной программы дошкольного образо...
Профессиональные компетенции необходимые педагогу ДОУ при формировании познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе учебного исследования.
Методические рекомендации для педагогов...
Практика реализации формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования из доступных материалов.
В данном материале рассказывается о доступных материалах которые могут использовать дети в процессе конструирования....