Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования. Статья
опыты и эксперименты (старшая, подготовительная группа)

Попова Наталья Владимировна

Познавательный интерес у старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.92 КБ
Файл poznavatelnyy_interes.pptx1.1 МБ

Предварительный просмотр:

Актуальность. В настоящее время активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс современной школы. При этом исследовательская деятельность учащихся выступает как современная образовательная технология, функционально позволяющая реализовать специфическое содержание образования, ориентированное на развитие субъектной позиции школьников. Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве.

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника. Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников – представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

Исследовательская активность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Следует подчеркнуть, что именно в старшем дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей: развивающиеся возможности мышления, становление познавательных интересов, развитие продуктивной и творческой деятельности, расширение взаимодействия старших дошкольников с окружающим миром, становление элементарного планирования и прогнозирования.

Все это создает реальную основу для развития исследовательских умений старшего дошкольника и совершенствования его исследовательской активности. Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.

Объект исследования – система экологического образования детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – экологическое образования детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования.

Цель нашего исследования – изучить роль эксперимента в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза. Мы предполагаем, что экологическое образование детей дошкольного возраста будет более эффективным, если:

- учитываются интенсивность усвоения различных способов достижения результата, направленность на его практическое использование в детском экспериментировании;

- формируется положительное отношение и желание заниматься исследовательской деятельностью;

- будет организована соответствующая возрасту и требованиям предметно-развивающая среда.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать  педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования;
  2. Изучить уровень экологического образования детей старшего дошкольного возраста;
  3. Раскрыть понятие эксперимента как метода познания и обучения;
  4. Выявить роль эксперимента в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста;
  5. Выработать рекомендации педагогам по использованию экспериментальной деятельности в экологическом образовании дошкольников.

Теоретико-методологической основой исследования    являются труды Я.А. Коменского, Н.Н. Поддъякова, С.Н. Николаевой, О.В. Киреевой и др.

Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты исследования могут использоваться в педагогической практике дошкольных образовательных учреждений, а также могут послужить материалом для разработки специальных курсов, семинаров по обогащению педагогического опыта.

В экологическом воспитании экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д.Ушинский и многие другие. 

Наряду с Основной Образовательной Программой нашего детского сада, мы  используем экологическую программу С.Н. Николаевой «Юный эколог», которая, на наш взгляд, отражает основные положения и идеи современного экологического образования дошкольников.

Для того чтоб выстроить работу системно, в определённом логическом порядке, разработали комплексно-тематический план по экспериментальной деятельности для старшей и подготовительной группы. Учитывая приоритетное направление метода экспериментирования в экологическом воспитании, включили в план наблюдения, эксперименты, опыты, а так же самостоятельную деятельность детей в уголке экспериментирования.

Познавательно-исследовательская деятельность как стержневая может быть «обрамлена» другими видами деятельности. Возможны следующие сочетания:

- чтение небольшого художественного произведения, вводящего в конкретную тему, затем, собственно  опыты и  эксперименты;

-  познавательно-исследовательская деятельность, затем продуктивная деятельность, продолжающая тему (рисование, аппликация, конструирование, лепка);

- познавательно - исследовательская деятельность, затем сюжетная игра (по мотивам путешествий по карте или «реке времени») В играх развивается умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между предметами и их особенностями.

Занимательные игры - опыты и игры - эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества «Назови глину», «Сделай радугу», «Игры с соломинкой», «Что в коробке?», «Когда это бывает?», «Волшебные лучи», «Мы фокусники», «Коробка с секретом», и другие.

Содержание своей работы реализуем в следующих блоках педагогического процесса:

  • совместная деятельность взрослого с детьми;
  • свободная самостоятельная деятельность детей.

Блок совместной деятельности взрослого с детьми является, на наш взгляд, основным в формировании у детей опытно-исследовательских навыков. К этому блоку относятся опыты и эксперименты, игры – путешествия, игры - эксперименты, игры – опыты. Также к этому блоку относятся  реализуемые совместно с родителями проекты. Именно совместная  содержательная деятельность взрослого и ребенка является своего рода школой передачи социального опыта в сфере влиянии неживой природы на все живое.

Планирование свободной самостоятельной деятельности детей предполагает  в первую очередь создание педагогом условий, которые способствуют этой самостоятельной деятельности. Для этой цели в группе организована «Детская мини - лаборатория» В неё помещена картотека опытов, конспекты опытов по освоению детьми окружающего мира. Конспекты оформлены в виде таблицы, в которой указаны цели, содержание и вывод.

При помощи оборудования хранящегося в лаборатории дети имеют возможность проводить простейшие опыты с водой, воздухом, песком, глиной, магнитами, камнями. Совместно с детьми пополняем лабораторию разными материалами, собранными в процессе наблюдений на прогулке: песком, глиной, почвой, камнями, веточками, корой разных деревьев, гербариями листьев и цветов, семенами растений.

В своей работе используем как традиционные методы, так и инновационные.

  • Наглядные (наблюдения, экскурсии, иллюстрации, просмотр слайдовых презентаций о природе).
  • Словесные   (эвристические беседы,   чтение   художественной   литературы   о природе, использование фольклорных материалов).                    
  • Практические (игры - эксперименты, игры-опыты).
  • приемы мнемотехники - мнемотаблицы и коллажи.
  • метод игрового проблемного обучения заключается в проигрывании в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы.
  • Метод наглядного моделирования разработан на основе идей известного детского психолога Л.А. Венгера, который путем исследований пришел к выводу, что в основе развития умственных способностей ребенка лежит овладение действиями замещения и наглядного моделирования

Общеизвестно, что 80% черт характера ребёнка закладывается в семье. Без помощи семьи успеха в работе добиться довольно сложно. Мы привлекаем родителей к разным видам совместной деятельности. Например, предлагается родителям понаблюдать дома вместе с ребёнком за растениями, птицами, природой. Если в доме есть аквариум, можно понаблюдать за рыбками, если есть домашние питомцы: кошка или собака, понаблюдать за ними, за их поведением, повадками. Во время наблюдения предлагается ответить на вопросы, которые помогут, например, увидеть своего питомца в различных эмоциональных состояниях. Итогом данных наблюдений, стало создание проекта «Мой домашний любимец». В неё вошли рисунки, фотографии, рассказы детей о тех, кого они приручили, за кого теперь в ответе.

Экологическая стенгазета «Родничок», которая выходит один раз в два месяца, просвещает родителей в вопросах экологического воспитания, помогает детям, обучаться через игру, литературу, наблюдения, способствует сплочению детей и родителей вокруг общего дела.

В нашей группе создан специальный фонд материалов, обеспечивающий работу родителей с ребёнком в домашних условиях. Сюда относится цикл домашних наблюдений за растениями и животными, картотека проведения опытов в домашних условиях, библиотечка книг о природе для семейного чтения, дидактические игры экологического содержания, природный материал для изготовления поделок в домашних условиях. Родители с удовольствием пользуются созданным фондом, что способствует воспитанию экологической культуры у детей.

Считаем, что такие формы работы сближают родителей и детей, способствуют установлению тесных контактов между ними и являются одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры.

Использование наблюдений и экспериментов в работе по экологическому воспитанию дошкольников приводит к следующим результатам:

  • у детей повысился познавательный интерес к природе, повысилась потребность общения с ней;
  • заметно повысилось экологическое сознание детей; большинство из них могут оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение;
  • в ходе наблюдений при близком общении с природой, у детей стали более развиты эстетические и этические чувства, что способствует осознанию ценности природы, эстетическому к ней отношению, духовному обогащению личности.

Ведущим личностным достижением наших воспитанников становится подлинно гуманное отношение к величайшей ценности - Природе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Формирование познавательного интереса в процессе детского экспериментирования»

Слайд 2

Актуальность темы определяется Федеральными государственными требованиями в области «Познание», направленными на решение задач развития у детей познавательных интересов, формирования исследовательской деятельности, воспитания интегративных качеств ребенка – любознательности и активности.

Слайд 3

Одним из эффективных видов деятельности дошкольников является детское экспериментирование . Этот инновационный вид деятельности детей позволяет широко развивать логическое мышление, воображение, фантазию, творчество, закладывает навыки учебной деятельности.

Слайд 4

Степень новизны исследования характеризуется тем, что в процессе использования опытов и экспериментов был использован региональный компонент, разработана система игровых модулей по определению свойств предметов неживой природы, некоторых элементарных природных явлений, их причинно-следственных взаимосвязях и зависимостях, преобразованиях.

Слайд 5

Практическая значимость исследования: полученные данные исследования и разработанная система детского экспериментирования может быть использована в практике работы дошкольных учреждений с целью развития познавательного интереса.

Слайд 6

Цель : теоретически обосновать и практически проверить эффективность использования экспериментирования как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

Слайд 7

Задачи: изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; провести констатирующий и контрольный срез на выявление уровня сформированности познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста; разработать перспективный план с учетом регионального компонента и составить комплекс игровых модулей по экспериментальной деятельности.

Слайд 9

Виды работ: диагностика уровня развития познавательной активности Методики Выбор деятельности Л.Н.Прохоровой Анкетирование В.С.Юркевич Индивидуальные карты

Слайд 10

перспективный план, картотека по экспериментальной деятельности

Слайд 11

разработка игровых модулей по детскому экспериментированию; сбор информации об изучаемом объекте с помощью различных методов; систематизация познавательных задач и проблемных ситуаций;

Слайд 12

Игровой модуль «Дэйбиир»

Слайд 13

Экспериментальная зона

Слайд 14

Проведение опытов

Слайд 16

Эвристические беседы

Слайд 17

Проектные работы

Слайд 18

Свойства воды

Слайд 19

Защита проектной работы

Слайд 20

Работа с родителями: - собрания; - рекомендации: Как помочь маленькому почемучке Техника безопасности на кухне Ребенок – маленький исследователь Игротека маленького исследователя Как направить энергию ребенка в позитивное русло

Слайд 21

Личностно-ориентированные технологии Обучение в сотрудничестве США, Э. Аронсон Метод проектов Е.С. Полат , Л.М. Кларина Технология коллективных дел Т.С. Комарова

Слайд 22

Экскурсии

Слайд 23

Выбор деятельности

Слайд 24

Познавательная потребность

Слайд 25

Уровни овладения экспериментальной деятельностью

Слайд 26

Заключение Таким образом, результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на: повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей; речевое ; личностные характеристики; знания детей о неживой природе. На основании проведенной работы мы смогли убедиться в том, что детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования , процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.

Слайд 27

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

Отчет по проекту  «МИНИ-ОГОРОД» в подготовительной группеОбобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях;привлечь к работе проекта как можно больш...

Статья "Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования."

Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования....

Консультация для воспитателей:"Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования".

     Проблема познавательной активности – одна из наиболее  трудных в педагогике, так как, являясь индивидуально-психологической  характеристикой человека, отража...

Практика реализации формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования из доступных материалов.

В данном материале рассказывается о доступных материалах которые могут использовать дети в процессе конструирования....

ПРОЕКТ «ИЗУЧАЕМ МИР» по формированию познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста в процессе элементарного экспериментирования

Познавательная деятельность всегда была важным направлением работы дошкольных учреждений. Однако нередко педагоги основное внимание уделяли запоминанию, усвоению и воспроизведению детьми определенных ...