Практика реализации формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования из доступных материалов.
статья по конструированию, ручному труду

Ковтун Ирина Ивановна

В данном материале рассказывается о доступных материалах которые могут использовать дети в процессе конструирования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практика реализации формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования из доступных материалов

Этому детскому конструктору уже 150 лет! Придумал такой конструктор для детей Фридрих Фрёбель – создатель первого в мире детского сада.

Фридрих Фрёбель большое внимание уделял разным ручным работам в детском саду – бисероплетению, плетению из полос бумаги, рисованию по клеточкам, конструированию. Он впервые в мире создал целостную систему игр и занятий для развития детей дошкольного возраста, существующую до сих пор.  

Этот конструктор для детей выполнен из экологичных материалов, что очень важно. Эти материалы дают ребенку исключительно приятные тактильные ощущения при создании поделок – попробуйте, и Вы поймете, что это так! И видя в современном Интернете аналоги такого конструктора для детей из пластилина или самозатвердевающего пластика. В нашем мире и так слишком много совершенно «мертвых» синтетических материалов, и так мало живых, природных! А ребенку очень нужны тактильные ощущения именно от природных материалов!

Детский конструктор дает возможность развивать мелкую моторику, сенсомоторную координацию, фантазию  и творческие способности ребенка, знакомит его с азами геометрии. 

Конструктор для детей можно сделать за 1 минуту и очень просто.

  • Берем обычный горох (из которого варим гороховый суп), желательно использовать горох нут , укладываем его в поддон на влажную вату. Сверху закрываем еще одним толстым слоем влажной ваты. На это уйдет ровно минута.
  • И ждем, занимаясь своими делами. Гороху требуется примерно пять часов, чтобы размокнуть и стать податливым (Количество времени на замачивание зависит от конкретного сорта. Как только горошины разбухнут и увеличатся в размере, но при этом не будут распадаться на половины, время пришло!)
  • Выкладываем горошины на поднос. Они должны лежать на чем-то влажном, чтобы не пересыхать!
  • Берем упаковку деревянных зубочисток. Конструктор для детей из гороха замечателен тем, что зубочистку можно вставлять в горошину под разным углом (а не только под прямым углом), что дает возможность сделать самые невообразимые сложные конструкции.
  • Вот и всё! Детали детского конструктора готовы! На изготовление конструктора потребовалась ровно минута.

Полезные советы из опыта:

  1. Обязательно во время замачивания нужно проверить готовность горошин для конструирования: возьмите зубочистку и проткните ей горошину. Вторую зубочистку воткните в эту же горошину под углом 90 градусов к первой. Горошина должна хорошо держать обе зубочистки и не  растрескиваться. Это происходит, если она впитала достаточное количество влаги.
  2. Самое сложное – это найти нужный горох, который пригоден для этого конструктора. Оказалось, что не из каждого гороха можно сделать такой конструктор. По результатам моих проб получился такой вывод: есть горох, который сразу же делится на половинки при замачивании. Он нам не подходит. Скорее всего, это горох, прошедший предварительную обработку и предназначенный для быстрого приготовления. А есть такой, который надо замачивать гораздо дольше – более 8 часов. Поэтому – пробуйте!
  3. Не рекомендую заливать горошинки для детского конструктора водой – нужные детали для конструктора Вы не сможете получить при этом способе. При замачивании горох должен быть именно влажным, но не мокрым и купающимся в воде.
  4. Готовые к конструированию горошинки должны лежать на влажном подносе (влажное полотенце под ними, чтобы они не пересыхали. Это важно!
  5. Конечно же, сейчас в этом конструкторе заменяют горох синтетическими материалами и даже кусочками мармелада, но ощущения будут совсем другими. Я  понимаю – так легче. Но! Тактильные ощущения, которые дает рукам влажный твердый горох при работе с конструктором, просто потрясающие! Это такой отдых и расслабление! И действительно общение с природой! Попробуйте, и Вы меня поймете!

Из конструктора можно сделать любые поделки. Такие фигуры Фридрих Фрёбель называл «формами жизни». Это изображения тех предметов, с которыми ребенок встречается в жизни (приложение 1).

Как заниматься с конструктором?

Сначала ребенок делает фигуры из детского конструктора по образцу (от простых фигур к более сложным).

Когда он освоит возможности конструктора, то уже сможет придумать свои фигуры – столик, шкафчик, кроватку для сказочного героя, летающую тарелку, дерево, башенку, избушку и т.д.

В дальнейшем можно сочетать конструкцию из гороха и другие способы – например, плетение. Вот такую поделку — тележку  с использованием плетения предлагал делать с детьми Ф. Фребель. (приложение 2)

Мы в совместной деятельности с детьми по формированию элементарных математических представлений , конструированию используем этот конструктор : дети делали объёмные геометрические фигуры, конструировали предметы по лексическим темам , на свободные темы. Детей невозможно оторвать от этого увлекательного процесса , да и мы сами с удовольствием мастерим . (приложение 3)

Так же в качестве доступных  материалов при конструировании  мы используем трубочки для коктейля и от соков они разной длины и диаметра и замечательно соединяются друг с другом, дети  придумывают и создают творческие композиции, причём не только плоскостные , но и объёмные.

А какой восторг испытывают дети , когда они попадают в мишень , сконструированную из баночек от йогурта , который давали на полдник . дети используют их не только в качестве мишени , но и как опоры для моста , Строят огромные башни , при этом стараются , строить так , чтобы башня не развалилась.


Детский конструктор своими руками.Поделки с детьми Ф. Фребеля. Тележка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русскими обрядовыми праздниками

Актуальность темы обусловлена тем, что все больше развивается интерес к русской народной культуре, в которой в целом, видна сращенность эстетического и нравственного, красоты и добра, совести и чести,...

Опыт работы на тему: «Формирование читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией»

Опыт работы на тему:«Формирование читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией»...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

консультация для педагогов ДОУ об экспериментальной деятельности в старшем дошкольном возрасте...

Кейс - технологии в образовательном процессе и её влияние на формирование познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста»

В современном мире дошкольникам приходится непрерывно осваивать новую информацию, решать задачи, сравнивать, анализировать, сопоставлять, обобщать, выделять главное, делать самостоятельные выводы, поэ...