Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы природоведческой направленности
статья (старшая группа)

Кокурина Юлия Сергеевна

«…задача художественных произведений совсем не в том, чтобы дать читателю некий комплекс научных знаний о тех или иных животных, растениях и т.д., а в том, чтобы дать образ животного, растения, даже неодушевленного предмета… Тогда читателю откроется чистейшая правда, глубоко верное изображение действительности…».

В. Бианки

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИРОДОВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 

  Кокурина Юлия Сергеевна,

воспитатель

МБДОУ «Детский сад №111»

 г.Н.Новгород

«…задача художественных произведений совсем не в том, чтобы дать читателю некий комплекс научных знаний о тех или иных животных, растениях и т.д., а в том, чтобы дать образ животного, растения, даже неодушевленного предмета… Тогда читателю откроется чистейшая правда, глубоко верное изображение действительности…».

В. Бианки

Всем известно благотворное влияние природы на человека. Природа хороший союзник в воспитании умного, заботливого и внимательного к чужим радостям и бедам ребенка.

В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребенок все воспринимает очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не замечает. Ребенок способен удивляться тому, что его окружает, задает много  вопросов о растениях и животных.

        В последние десятилетия отчетливо просматривается развитие двух параллельных процессов - усугубления экологических проблем планеты и их осмысления населением Земли. В России, как и в других государствах, происходит становление системы непрерывного экологического образования, формируется концептуальное видение этого процесса. Начальным звеном системы экологического образования является сфера дошкольного воспитания [4].

С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования(ФГОС ДО), с его принятием изменяются и подходы к экологическому образованию.

        Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, поэтому педколлективу постоянно следует заниматься самообразованием, обращаться к различной литературе, чтобы освоить основные экологические понятия, получить самое элементарное, популярное, но правильное с научной точки зрения представление по основам экологии. Работая со справочником и природоведческой книгой, воспитатель обретает уверенность в новой методике, понимание ее отличия от давно сложившейся методики ознакомления детей с природой, что позволит ему успешно работать с детьми и родителями [3].

Экологическое воспитание дошкольников – это процесс приобщения детей к экологической культуре через признание ценности природы, освоение доступных экологических представлений, развитие умений взаимодействовать с природными объектами в разных видах деятельности, обогащение гуманных чувств и переживаний по отношению к природному миру[1].

        Экологическое воспитание дошкольников занимает особое место в общем содержании области «Познавательное развитие». Важным пунктом в содержании экологического образования занимает идея единства человека и природы, предполагающая формирование представлений о природе и  человеке, способах их взаимодействия, и  идея системного строения природы, в ходе  которой дети на конкретных примерах осваивают представления о том, что в природе все взаимосвязано и начинают понимать причины некоторых природных явлений и изменений.

Формирование элементарных экологических представлений детей 5-6 лет осуществляется круглый год в процессе разнообразных видов детской деятельности. В этом возрасте дети с интересом познают окружающий мир[5].

Задачи по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, которые ставит перед нами примерная общеобразовательная программа под редакцией Н.Е.Вераксы «От рождения до школы» из области «Познавательное развитие», звучат следующим образом:

1.Знакомить детей с многообразием родной природы; с растениями и животными различных климатических зон.

2.Показать, как человек в своей жизни использует воду, песок, глину, камни.

3.Использовать в процессе ознакомления с природой произведения художественной литературы, музыку, народные приметы.

4.Формирование представлений о том, что человек-часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её.

Для решения задач по экологическому воспитанию детей большую роль отводят чтению природоведческой литературы. Ребенок, слушая художественное произведение, живет вместе с его героями, сочувствует одним и по-детски осуждает других персонажей. У него начинает вырабатываться определенное отношение к явлениям окружающей действительности, к поступкам людей.

Чтобы оберегать и любить по-настоящему природу, ее надо знать. Незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому. Иногда ребенок может сломать ветку, ударить палкой лягушку, растоптать жука, разорить муравейник, даже не подозревая, что это приносит огромный вред природе[2].

        Если проанализировать детскую литературу, то вряд ли найдется автор, у которого нет произведения, где затрагивается тема природы. Значительную часть своего творчества посвятили природе многие поэты и писатели: К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, Ф.Тютчев, А.Фет, А.Майков, В.Бианки, М.Пришвин, К.Паустовский, Б.Житков и многие другие. Особенностью детской литературы является то, что природа в ней отображается различными художественными средствами. Художественное слово и художественная литература позволяют дополнить знания детей, закрепить их, уточнить. Природоведческая литература носит  познавательный характер и способствует развитию детей. Природоведческая книга дает богатый материал  для воспитания познавательного интереса, наблюдательности, любознательности. Ознакомление детей с природой дает лучшие результаты, если воспитатели в своей работе сочетают использование литературы с проведением наблюдений в природе. Наблюдения необходимы ребенку, как солнце, воздух и влага необходимы растению, писал В. А. Сухомлинский.

        

Литература:

1.Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. 2-е изд. Стандарт третьего поколения/Под. ред. А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой. -СПб.: Питер, 2017.-464 с.: ил.-(Серия «Учебник для вузов»)

2.Ельникова К. Роль литературы в ознакомлении детей с природой [Текст]/ К.Ельникова // Дошкольное воспитание - 1979. - № 6.

3.Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.-112с.

4. Николаева С.Н. Система экологического воспитания дошкольников.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.-256 с.

5.Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. программа и методические рекомендации.-3-е изд. И доп.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.-112с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выпускная квалификационная работа Формирование экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с сезонными явлениями в природе

В развитии человечества в настоящее время обозначились новые тенденции: создание общего глобального информационного пространства, усиленный интерес к прогнозированию общего будущего для жителей Земли,...

План работы по самообразованию по теме: «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектно-исследовательской деятельности»

Формирование экологической культуру у детей старшего дошкольного возраста в процессе совершенствования педагогической компетентности в вопросах развития познавательного интереса и познавательной актив...

«Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектно- исследовательской деятельности».

Цель: формирование экологической культуру у детей старшего дошкольного возраста в процессе совершенствования педагогической компетентности в вопросах развития познавательного интереса и познавательной...

Проект: "Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края: «Стань природе другом!»

.Формирование   экологической культуры у  детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой  родного края...

Программа профессионального саморазвития воспитателя «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»

  В современном мире проблемы окружающей среды приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие решений и мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохр...

Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектно-исследовательской деятельности

формирование экологической культуру у детей старшего дошкольного возраста в процессе совершенствования педагогической компетентности в вопросах развития познавательного интереса и познавательной актив...