Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным городом
материал по теме

Гребенникова Валентина Дмитриевна

Знакомство детей с родным городом, достопримечательностями 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребёнка - детский сад №61 «Семицветик»

Доклад

Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления  с родным городом

Из опыта работы воспитателя Гребенниковой Валентины Дмитриевны

Старый Оскол – 2013


           Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

И начинается оно у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, города, в котором живет он и его семья. Именно знакомство с родным городом даст возможность педагогу и его родителям воспитать достойного гражданина своей великой России.

           В процессе ознакомления с родным городом, мной на каждой возрастной ступени проводился отбор наиболее актуальных знаний и их постепенное усложнение, при этом учитывалась специфика изменения социального опыта детей разного дошкольного возраста. Таким образом, содержание мероприятий по нравственно-патриотическому воспитанию сконцентрировалось в темах-блоках таких, как  «Моя семья», «Мой город»,  «Природные и культурные объекты города», «Промышленность нашего города», «Архитектура нашего города», «Воинская слава России», «Народные промыслы», «Природа родного края», «Достопримечательности нашего города».

           Работая по теме-блоку «Моя семья», я провела родительское собрание, на котором решался вопрос о важности семейного воспитания.

          Проводила индивидуальную работу с детьми. Знакомила дошкольников с терминами и отношениями родства, что помогло в  воспитании любви и привязанности к своей семье, в развитии интереса к своим корням, родословной.

          «Мой город». Работая по этой теме, был создан совместно с родителями макет своего дома, а также объемная модель микрорайона, где расположен детский сад. Это позволило ребятам благополучно запомнить свой домашний адрес и  адрес детского сада. Были созданы такие фотоальбомы как «Спортивный городок», где отобразились все спортивные объекты Старого Оскола; «Достопримечательности нашего города». Это позволило детям совершить фотоэкскурсию по интересным местам, не выходя из группы.

        «Природные и культурные объекты города». В процессе работы по этому направлению проводилось знакомство детей с местным зоопарком, дендрарием по созданным фотоальбомам «Мой любимый зоопарк», «Удивительный мир растений».

           «Промышленность нашего города». Продолжается работа с картой, обозначение на ней предприятий нашего района.

           Создание фотоальбома с различными изображениями работы родителей, работающих на этих предприятиях «Славься, край родной», выставка детских рисунков на тему: «Моя мама на работе» или «Мой папа на работе». Это способствовало развитию интереса к труду взрослых, связанному с промышленным производством.

            «Архитектура нашего города». Работая по этому направлению,    ребята научились дифференцировать здания по назначению (детские сады, школы, магазины, больницы, театры и т.д.). Познакомились с разными формами архитектурных сооружений (многоэтажные дома, особняки, коттеджи, кинотеатры, Дворцы культуры и спорта и т.д.). Подготовили вместе с родителями  фотоальбом и презентацию с видами разных домов, особняков, торговых центров, кинотеатров «Мой любимый Старый Оскол». Была организована выставка детских рисунков  «Город глазами детей».

           «Воинская слава России». Этот блок представлен циклом непосредственно-образовательной  деятельности «Старый Оскол – город воинской славы». Велась активная работа по закреплению представления детей об особенностях службы солдат в мирное время, по воспитанию уважения к защитникам Отечества и гордость за страну. Была организована выставка рисунков и поделок ко Дню защитника Отечества.

           «Народные промыслы». Работая по этой теме, педагог познакомил детей со Старооскольской  глиняной игрушкой, историей ее создания. Провел ярмарку-выставку совместных изделий (родители и дети) по мотивам народных промыслов.

           «Природа родного края». Знакомство детей с природой ближайшего окружения. Знакомство  с правилами поведения на воде. Создание, совместно с родителями, презентации о правилах поведения на воде.

            Знакомство детей с местом отдыха – парковой зоной, с особенностями ландшафта. Что позволило воспитывать чувство уважения к труду людей, которые заботятся о красоте мест отдыха в городе. Создание фотоальбома «Цветочный городок» с изображениями цветочных клумб на всей территории города.

           «Достопримечательности нашего города». В этом направлении велась  работа по знакомству с главными достопримечательностями города, с гербом Старого Оскола. Совместно с родителями была проведена семейная викторина «Памятники нашего города».

            Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и вырастить в душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству, к своей малой Родине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ИСТОРИЕЙ РОДНОГО КРАЯ"

Актуальность исследования обусловлена тем, что одним из важнейших направлений воспитательной работы в современном обществе является патриотическое воспитание, целью которого является создание условий ...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ ГОРОДОМ

Ознакомление дошкольников с родным городом позволяет обогащать представления детей о прошлом и настоящем родного города, воспитать чувство любви и гордости, побудить детей проявлять естественный интер...

Консультация для воспитателей на тему: Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малой Родиной

Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогу...

Конспект НОД в подготовительной группе. «Развитие нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с историей родного города». Тема: «Люби и знай свой край».

Программное содержание:Образовательные: Продолжить работу по формированию нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста посредством приобения их к истории народа, родного края...

«Воспитание основ патриотизма у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным городом»

В преддверии празднования 800-летия Нижнего Новгорода нам хотелось приобщить ребят к этому событию, событию федерального масштаба. В связи с этим, весной 2021 года во второй  младшей группе №9 бы...