Главные вкладки

    Воспитание духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста
    статья на тему

    Статья раскрывает методы и средства нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_nravstvenno_-_patr._vosp.docx24.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Воспитание духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста

    “Ребёнок – это зеркало нравственной жизни родителей”

    Сухомлинский В.А.

    Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали никогда. В современном обществе данная проблема приобретает особую актуальность. Социально - экономические и политические изменения в нашей стране повлекли за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью. Материальные ценности во многих семьях возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления ο гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии. В погоне за развитием интеллекта многие родители упускают из виду необходимость работы над воспитанием души своего ребёнка, над развитием нравственных и духовных качеств маленького человека. Не всегда родители понимают, что без этих качеств накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость взрослой личности.

    Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. В дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом. В процессе духовно - нравственного воспитания углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном (дом, двор, улица, город) и далеком окружении (край, страна). Нравственное воспитание дошкольника - это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.

    Важную роль в формировании нравственных представлений играет знакомство с родным языком. Образцы родного языка очень ярко представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчества (сказках, песенках, пословицах, поговорках и т.д.) Именно фольклор вмещает в себя все ценности родного языка. В ходе ознакомления в детском саду детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками происходит приобщение их к общечеловеческим нравственным ценностям. Одним из жанров, влияющим на духовно-нравственное развитие детей, являются пословицы и поговорки. Яркость, емкость, эмоциональность образа – всё это воздействует на нравственно-эмоциональную сферу дошкольников. Противоречие, глубоко заложенное в смысл пословиц и поговорок, помогают воспитателю создать проблемную ситуацию, решение которой требует от ребёнка нравственного выбора. В пословицах и поговорках в краткой форме и очень метко оцениваются различные жизненные моменты, восхваляются положительные качества, высмеиваются человеческие недостатки. Всё это способствует духовно-нравственному развитию дошкольников.

    В произведениях устного народного творчества особое место занимает уважительное отношение к труду и людям труда. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником духовного и нравственного воспитания и развития детей. 

    Важную роль в приобщении ребёнка к народной культуре играют народные праздники, проводимые в детском саду. Они выражают национальный характер и самобытность времени. Являются яркой формой отдыха педагогов, родителей и детей, которые объединены совместными действиями, общим переживанием.

    В духовно-нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольному учреждению, но и семье. Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и родителей. Огромное значение имеет пример взрослых: воспитателя, родителей и других близких людей из окружения ребёнка. Именно на положительных эпизодах из жизни старших членов семьи у дошкольников формируются понятие «что такое хорошо, а что такое плохо». Воспитателю необходимо помочь родителям осознать, что именно в семье, должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими дедами и прадедами, и что в первую очередь родители главные ответственные за воспитание своих детей.

    Формы работы по патриотическому воспитанию

    - создание развивающей среды по гражданско–патриотическому воспитанию;

    - тематические занятия;

    -беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, целенаправленные игры;

    - взаимодействие с родителями;

    - взаимодействие с социумом (экскурсии по городу, району, в музей, выставочный зал).

    - этические беседы

    - знакомство с календарными православными и народными праздниками и традициями,  и проведение некоторых из них (Рождество Пресвятой Богородицы, Рождественские Святки, Масленица, Пасха и др.)

    - тематические выставки детского творчества.

    - широко использую все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.

    - очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью.

    Работу по нравственному воспитанию мы проводим по нескольким направлениям «Моя семья», «Родной город», «Моя страна», «Родная природа», «Родная культура»

    Мир ребенка начинается с его семьи, поэтому в рамках направления «Моя семья», на занятиях, в беседах, игре дети получают знания о своем ближайшем окружении, семье, представления о профессиях, именах близких людей, семейных традициях.

    В рамках проекта «Моя семья» родители и дети предоставляли разнообразные материалы о традициях, праздниках, ценностях своей семьи.

    Так как наш детский сад посещают дети родителей, чьи профессии связаны с железной дорогой, то в нашем детском саду запланирована работа по профориентации: экскурсии в железнодорожный музей, на железнодорожный вокзал, в локомотивное депо. Там дети знакомятся с особенностями профессий своих родителей. Богатство впечатлений дети отражали в игровой деятельности. В рисунках по замыслу у ребят появились темы: «Мой папа - машинист», «Экопоезд», «Моя мама - диспетчер».

    Нам хочется, чтобы юные жители гордились своей малой родиной. В рамках направления «Родной город» проводятся целевые экскурсии в краеведческий музей, детскую библиотеку, пожарную часть, где мы с детьми являемся постоянными и желанными гостями. Благодаря экскурсиям по городу дети получают значительный объем информации. В доступной и наглядной форме они знакомятся с историей возникновения города, его достопримечательностями, видами транспорта, трудовой деятельностью людей, знаменитыми земляками. В результате проведенной работы знания воспитанников стали глубже, шире, их рассказы стали содержательными, образными, эмоциональными.

    На занятиях по направлению «Родная страна» дети знакомятся с географическими сведениями о территории России, ее государственными символами. Дети больше узнали о столице нашей Родины, республике, знаменитых россиянах. Полученные знания закрепляются на развлечениях «День России», «День государственного флага», «День города», «Чир Ине». Отдельным направлением затронута и военная тематика. В его рамках ведется работа с детьми по разучиванию стихотворений, песен, ознакомлению с художественными произведениями о защитниках нашей Родины, войне, победе. Дети ставили спектакль по фильму «А зори здесь тихие», с выступлением которого заняли первое место в городском конкурсе, посвященном 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

    Ознакомление с народной культурой в детском саду происходит на повседневных занятиях, где дети узнают об устном народном творчестве: сказках, былинах, потешках, праздниках и обрядах, народно-прикладном искусстве.

    Считаем, что раскрытие личности ребенка полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в ней при помощи вхождения в годичный праздничный круг. Это помогает лучше ориентироваться во временных понятиях, понимать зависимость деятельности людей от природных условий, запоминать названия и понятия. В нашем детском саду уже стало хорошей традицией отмечать праздники: Новый год, Рождество Христово, Колядки, Масленицу, Пасху, Иван Купала, обязательно празднуются именины детей.

    Труд является одним из немаловажных факторов духовно-нравственного воспитания детей. Приобщая детей к труду, формирую ответственность за его результат. Особую значимость имеет труд детей в природе. Любовь к природе определяется также бережным отношением к ней. Первые трудовые умения дошкольников в дальнейшем переходят в прочные навыки, которые способствуют воспитанию важных нравственных качеств: трудолюбия, заботливости, чуткости, умение дружно работать. Летом ребята с удовольствием работают на нашем огороде и в цветнике. Дети сажают овощи, цветочную рассаду, пропалывают и поливают грядки и клумбы, испытывая при этом радость и удовлетворение от совместной деятельности.

    На протяжении всего учебного года постоянно велась работа с родителями. Результатом стала убежденность в необходимости нравственного воспитания детей с первых лет жизни, в возможности предупредить и преодолеть отрицательные проявления в их поведении, вырастить из них достойных граждан нашей страны. В приемной создан уголок для родителей по духовно – нравственному воспитанию, где они могут получить всю интересующую их информацию. Мы стараемся вовлекать родителей в совместные мероприятия, результаты которых радуют детей, вызывают у них чувство гордости. В результате дети воспринимают родителей как союзников, чувствуют их постоянную поддержку. Ведь все мы хотим увидеть наших детей счастливыми, добрыми, умными – настоящими патриотами своей Родины.

    Литература:

    1. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста/ Сост.: Аникина Т.М., Степанова Г.В., Терентьева Н.П. М.: УЦ «Перспектива», 2012.-248с.

    2. Зеленова И.Н., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010.- 96с.

    3. Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений.- 2-е изд., испр. и доп.-М.: АРКТИ, 2004.-80 с.

    4. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративным искусством. Программа дошкольного образования.-2-е изд., испр. и доп.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.-168с.

    5. Петрова В.И., Стульчик Т.Д. Нравственно воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.-72с.

    6. Маханева М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. - 2-е изд., испр. и доп.-М.: АРКТИ, 2005. -72 с.

    7. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет/ авт.-сост.В.Н. Косарева. Волгоград: Учитель, 2013.-166с.

    8. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников: целевой творческий практико-ориентированный проект/авт.-сост. Н.Н.Леонова, Н.В. Неточаева. - Волгоград: Учитель, 2013.-103с.

    9. Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьёй и родословной. Пособие для педагогов и родителей. Для работы с детьми 2-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2008.-128с.

          Источник: http://doshkolnik.ru/


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРУ"

    Все начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И оттого, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба....

    «Формирование духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста через игру»

    Всё начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И от того, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба.   ...

    Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста

    Статья раскрывает проблему духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в дошкольном возрасте....

    Развитие духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством взаимодействия ДОУ и семьи

    Детский сад – маленький мир в жизни малыша, ступень, новый этап, к которому важно подготовиться как ребенку, так и родителям. Придя в детский сад, первыми знакомятся с воспитателями именно родит...

    Мастер – класс «Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии»

    Сегодня особенно остро назрели проблемы, связанные с нравственной культурой личности, которая проявляется во взаимоотношениях людей, в проявлении таких нравственных качеств, как доброта, милосердие, с...

    Роль малого фольклорного жанра в процессе формирования духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста.

    В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор - одно из действенных и ярких средств ...